Переходный возраст – одно из самых важных состояний души только начинающего сознательно жить человека. В такой период он способен уловить тончайшие нюансы бытия, почувствовать то, что через пару-тройку лет останется флером безвозвратного прошлого. Составляя десятку «подростковых» фильмов, мне очень хотелось дать еще одну возможность вглядеться в калейдоскоп сложных чувств и ощущений, на которые не скупились отечественные ленты прошлого. «Дикая собака Динго» (СССР, 1962, режиссер – Юлий Карасик) Юная Таня (Галина Польских) живет на Севере и тяжело переживает развод родителей. Ее отец пишет письма из «загадочной страны по имени Маросейка», но однажды возвращается в поселок с новой женой и приемным сыном Колей. Таню охватывает сложный вихрь чувств, она мечется между ревностью и любовью к названному брату. Пережив накал страстей, которые случаются только в юности, Таня начинает лучше понимать себя и других. Один из самых сильных и пронзительно-горьких фильмов о первой любви, снятый по прекрасной повести Рувима Фраермана. Красивый, эмоциональный и даже немного эстетский. Редкий зверь в отечественном кино. «Дубравка» (СССР, 1967, режиссер — Радомир Василевский) История взросления девочки Дубравки, чья беззаботная жизнь на крымском побережье в компании местных мальчишек подвергается серьезному испытанию с приездом очередной отдыхающей – молодой женщины Валентины. Очень искренняя, личная и берущая за душу картина по рассказу Радия Погодина. Фильм показывает множество оттенков переживания подростком переходного возраста – ревность, обиду, острое чувство непонимания окружающими. Фильм важен еще и тем, что показывает выход, путь примирения с самим собой, более взрослый этап познания жизни, к которому не без труда приходит удивительная и замечательная героиня в неповторимом исполнении Лины Бракните. «Когда я стану великаном» (CCCР, 1973, режиссер – Инна Туманян) В атмосфере туманного прибрежного городка юный гений Петя Копейкин (Михаил Ефремов) демонстрирует всему миру кодекс чести и выкрикивает последнее ура рыцарству. Влюбленный с детства в свою одноклассницу, любительницу высокой поэзии Горошкину, он помогает своему бездарному сопернику выглядеть в ее глазах тонко чувствующим поэтом. Своеобразный перепев знаменитого ростановского «Сирано де Бержерака» в интерпретации женщины-режиссера. Удивительная, незабываемая, очень глубокая картина. Роль юного Миши Ефремова стала культовой и, увы, недосягаемой для многих моделью того, как надо жить, творить и любить. Идеальный фильм. Идеальный герой. «Совсем пропащий» (СССР, 1973, режиссер – Георгий Данелия) Маленький бродяжка Гек Финн сбегает из родного городка и путешествует по могучей реке Миссисипи в компании беглого негра. Экранизация главного американского романа «Приключения Гекльберри Финна», написанного Марком Твеном. И по мнению заокеанских критиков – лучшая из экранизаций этого писателя. И это несмотря на то, что сюжетная линия в пересказе Георгия Данелии оказалась заметно упрощена! В силу досадного недоразумения, картина в год выпуска не попала в конкурс Каннского кинофестиваля, но через год все-таки номинировалась на главный приз. Но об этом, к сожалению, как и об этой ленте, у нас совершенно забыли. «Шла собака по роялю» (СССР, 1978, режиссер – Владимир Грамматиков) Романтично настроенная десятиклассница Таня Канарейкина из села Берсеневка понимает, что в ее жизни нет ничего возвышенного. Тогда она влюбляется в приезжего пилота малой авиации Комарова. И начинает мечтать. Бурно и бескомпромиссно. Очаровательная экранизация повести Виктории Токаревой «Неромантичный человек». Писательница надеялась, что в режиссерское кресло сядет ее друг Георгий Данелия, но судьба распорядилась иначе. Что, впрочем, не помешало фильму вызвать горячую любовь зрителей. Отличный пример эмоционального буйства чувств взрослеющей девушки. «В моей смерти прошу винить Клаву К» (СССР, 1979, режиссер – Эрнест Ясан) История всепоглощающей безумной любви Сережи Лаврова (Владимир Шевельков) к красавице Клаве Климковой, которая началась в детском саду и, видимо, не прошла никогда. Картину отличает ярко выраженный дух времени, помноженный на всевозможные оттенки подростковых безумств из-за неразделенной симпатии. Фильм снят по одноименной повести Михаила Львовского. Интересен факт: в происходящих событиях отразились реальные отношения автора с Валентиной Архангельской, ставшей впоследствии женой Александра Галича. «Каникулы Кроша» (СССР, 1980, режиссер – Григорий Аронов) Старшеклассник Сергей Крашенинников по кличке Крош попадает под влияние «старшего товарища» Владимира Николаевича по кличке «Веэн», коллекционера антикварных японских нэцке. Дружба, возникшая между людьми разных поколений, постепенно предстает иной стороной: Крош понимает, что за внешним дружелюбием скрывается плохой человек, жулик и махинатор. Парень пытается противостоять ситуации, избегает многих соблазнов и поступает по совести. Экранизация одноименной повести Анатолия Рыбакова. Своего рода психологический детектив, призывающий оставаться настоящим человеком в любой ситуации. «Вам и не снилось» (СССР, 1981, режиссер – Илья Фрэз) Переехав в новый район, тихая скромная Катя (Татьяна Аксюта) встречает одноклассника Рому (Никита Михайловский). Между ребятами вспыхивает настоящее глубокое чувство. Взрослые – и родители, и учителя – всячески пытаются помешать влюбленным. История советских Ромео и Джульетты, снятая по повести Галины Щербаковой, взявшей за основу реальный случай. Любимейший подростковый фильм поколения 80-х, демонстрирующий воистину шекспировский накал страстей. Экранизация прошла долгий путь утверждения в высших инстанциях, но все-таки состоялась и стала культовой сразу же после премьеры. «Клетка для канареек» (СССР, 1983, режиссер – Павел Чухрай) Молодой и одинокий вор Виктор прячется на вокзале, где встречает юную девушку-подростка Олесю, которая полностью преображает его внутренний мир. Терапевтический, очищающий фильм с прекрасной Евгенией Добровольской. При всей своей внешней скромности и камерности картина подавала намеки на социальные проблемы советского общества 80-х. В основу легла пьеса Анатолия Сергеева с банальным названием «Случай на вокзале». Помимо замечательной актерской игры и крепкой режиссуры, «Клетка для канареек» может похвастаться удивительно точным попаданием в суть уходящей эпохи.