Что сказать о фильме, про который в официальном синопсисе написано: «История о начале творческого пути группы „Кино“, Виктора Цоя и об отношениях певца с Майком Науменко и его женой Натальей», а Борис Борисович Гребенщиков, знавший всех героев фильма лично, говорит о нем: «Ложь от начала до конца»?

Что сказать о фильме, про который критики пишут: «Это хорошее легкое кино, но не вздумайте его пересматривать», а ты посмотрел уже дважды и тебе хочется еще?

Что сказать о фильме, который называют ностальгическим, а ты в кинотеатре замечаешь, как парень, лет восемнадцати от роду, начинает подвывать Цоевскому «Бездельнику» уже со второй строчки припева, запинаясь, правда, в словах, что естественно. То есть явно о легендарной звезде 80-х парень знал до этого фильма только одно, что «Цой жив». Ну, хорошо, — возможно, еще обрывками знал «Перемен», слышал «Кукушку» и что Цоя любит певица Земфира (но и это не точно).

Что и как говорить о фильме, чтобы ничего не прибавить и не убавить, а оставить все ровно так, как есть, потому что «Лето» — это настоящее современное художественное кино, ни больше, ни меньше. Идеальная Вселенная, собранная будто из пригоршни хаоса — приемов, явлений и жанров, совершенно друг с другом, на первый взгляд, несовместимых, но абсолютно органично вошедших в контакт, образуя при этом интересное и живое эстетическое пространство: ч/б и лето, сон младенца под громкую музыку и вино, соседи по коммуналке, настоящее и вымышленное. Профессиональные актеры и музыкант Рома Зверь (Роман Билык, роль Майка Науменко) — удивительно органичный в новом для себя амплуа. Тео Ю — исполнитель роли Виктора Цоя, действующий гипнотизирующе даже тогда, когда его нет в кадре.

«Лето» — это такой экспериментальный театр на экране, в котором всё и все на своем месте: и Цой-герой, карабкающийся по крыше троллейбуса, и Цой-будущая звезда, оказавшийся впервые на сцене перед большой аудиторией. И опрокинувшая в себя полбутылки портвейна женщина в красном, исполняющая арию Blondie, и БГ (Ефремов-младший), воскуряющий в кухне индийские благовония.

Что еще сказать о фильме, который сам о себе — в лице то ли скептического, то ли лирического героя, появляющегося временами на экране, будто персонаж дополненной реальности, — постоянно повторяет: «Ничего этого не было и никогда не будет»? Что еще сказать о фильме, про который говорят «легкий и симпатичный», но который при этом оказывается еще и довольно сложным в своем исследовании особенных частот времени, любви, природы таланта? И в передаче этого — по воздуху, через атмосферу, без назиданий и нравоучений, предпочитая буквальным разъяснениям жизнь, доведенную порой в кадре до абсурда, но ничего общего не имеющую с пошлостью и вседозволенностью. До абсурда – который здесь кажется единственно точным художественным приемом, способным проявить дух времени разных эпох с тем, чтобы соединить их вместе и синтезировать таким образом дух времени нового. «Лето» —  кино о времени, но не о советском, а о таком времени, которое сама жизнь, само сущее. А Кирилл Серебренников в этом фильме – алхимик,  который мастерски входит в контакт со временем и в соавторстве с ним соединяет несовместимое, превращает кино в театр, театр в мюзикл, потом в обратном порядке, все снова перемешивает и в итоге обозначает в атмосфере новый художественный мир. Мир, который оживает, с одной стороны, через конкретных героев, их музыку и тексты, а с другой – через художественную реальность, частью которой теперь становятся и герои тоже. И Цой, и Майк, и Гребенщиков, и молодой Троицкий, и даже ты. И уже не совсем понятно, про что больше «Лето» — про 80-е, которое немыслимы были без любви, свободы, новых песен и самой природы таланта, или про сегодня, которое тоже без всего этого немыслимо. Важна ли для этого в фильме биографическая достоверность? Да. В любом другом фильме, интервью, книге, воспоминании, документальной хронике, только не в «Лете». Потому что «Лето» — такая реальность, такая область природы искусства, где совсем не обязательно (а, скорее, и вовсе строго запрещено) называть стул стулом, чтобы проявить его суть.

Что еще сказать о «Лете»? Что еще, кроме того, что в конце фильма ты вместе со всем залом досиживаешь в кинотеатре до последнего титра, упорно не отрывая глаз от экрана, будто стараешься запомнить всех участников этой черно-белой, но такой яркой истории? И продлить это «Лето» хотя бы еще немного…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист и телерадиоведущая

Другие статьи автора
новые старые популярные

Вот да. Кино воскресает. И не ждешь уже ничего, а тут — «Аритмия» и «Лето».
И чего так тянет в эти 80-е — 90-е? Видимо, что-то мы тогда не доделали. Что-то пытались, пытались скопировать с западных образцов — и не скопировали. Свободу нельзя стырить чужую, можно только вырастить свою.
И еще один отзыв прочитала, понравилось: «Если уж это нас не объединит, то что?» Что у нас есть реально общенационального, кроме 9 мая и вот этой попытки свободы в конце 20 века?
В общем, прекрасный фильм! СпасиБо за статью!

В фильме подкупило несколько вещей.
Первое -смотрю и верю! Не клоуны в тонне грима и париках, а живые люди.
Второе -нет чернухи, нет и приукрашивания дествительности.
В целом -очень качественное российское кино. Роман Билык и Тео Ю его не испортили, хотя раскрыть характер своих героев, как мне кажется, им до конца не удалось.
Музыка! Современные исполнители отлично поют культовые песни.
Операторская работа тоже понравилась.
В общем, хочу ещё раз в кино.

Надо идти смотреть

Mariya_Ya

Фильм снят со вкусом. И там есть настоящий, не прилизанный панк.

Похожие статьи