Как не обжечься при попытке организовать внешкольное обучение для ребенка и что необходимо учитывать, принимая такое решение.

Всякий раз, когда мне приходится заводить разговор о школе с какой-нибудь мамой, (у которой, например, младшему ребенку она «светит» на будущий год), все чаще слышишь что-то из серии «ой, и думать об этом боюсь». Что же так пугает современных родителей? Что они знают такого, что заставляет их нередко вздрагивать от слова «школа»?
Впереди у многих детей первый школьный звонок. Тем временем все больше в новостях всплывают учителя-монстры, которых судят за жестокое обращение с детьми, или очередной жуткий ролик со скандалами учительницы. Появляется все больше статей о том, что существующие принципы образования себя изживают. Устарели не только методы подачи материала, педагогические подходы, но и сами основы, по которым оно десятилетиями формировалось.  Как тут не задуматься об альтернативах?

Уже буквально с 3-4 лет некоторые семьи начинают беспокоиться о том, в какое образовательное учреждение пойдут их дети. И на этом беспокойстве выстроен уже практически целый сегмент экономики, с многочисленными развивающими центрами, курсами при школах и детских садах. Эффективность этих подготовок – вопрос отдельный. Если ребенку и удается освоить программу первого класса в 5-6 лет, едва ли он что-то от этого приобретает. В лучшем случае – потеряет интерес к учебе и будет зевать на уроках. В худшем – родители просто потратят время и средства на то, что ребенок мог бы освоить за одну четверть спустя пару лет. Поэтому едва ли эти штампованные подготовки целесообразны – скорее это дополнительная статья доходов для тех школ, которые сегрегируют поступающих по тому или иному признаку (доходы, натасканность, интеллект, поведение).

А что родители? В большинстве семей, где ребенок с детства в саду, а все на работе, другого варианта и нет, как только адаптироваться к «правилам рынка». По мнению детского психолога Л.Петрановской, на школу как на «камеру хранения»  детей. И пока ребенок маленький, и его приходится отводить и  забирать со школы, удобнее оказывается, если он остается там до самого позднего часа: посещает всевозможные кружки, делает домашние задания. Другими словами, школа становится своего рода усложненной версией детского сада, но с более строгим режимом.

И вот в этих условиях на другой чаше весов оказывается манящий либеральный подход к образованию, воспитанию и социализации: всевозможные формы домашнего, семейного или индивидуального типа образования (или в принципе отсутствие оного в классическом понимании – анскулинг). Особенно это актуально для тех родителей, которые благодаря работе, или не-работе (декрету) имеют возможность обеспечить детям такой вариант.

Похожая мысль пришла в голову и мне. Правда теперь я несколько жалею о том, что организовывала домашнее обучение сына на одном своем энтузиазме и не учла множество факторов. Столкнувшись с ними, мы приняли решение венуться в школу. Сейчас мне видится, что еще одной ошибкой было идти в первый класс в 6 с половиной лет. Тогда мне казалось, что ребенок готов к школе – ведь он умел читать и считать. Но все оказалось не так просто. Даже при домашнем обучении.

Итак, не в пользу школы говорят следующие проблемы:

Режим семьи школьника начинает вращаться вокруг школы
Этот вопрос не так принципиален, если ребенок не домашний и привыкший со времен детсада к определенному ритму, как и его родители. Но если детский сад еще как-то можно проспать, пропустить, то в школе все намного строже – и не только для ученика, но и для родителей. Поднять, собрать, приготовить завтрак, отвести и все это в независимости от того, как прошла ночь, есть ли в семье грудные или болящие дети и какая, наконец, погода. И это лишь общие контуры, не учитывающие время, когда нужно со школы забирать, сколько времени уходит на дорогу и на выполнение домашнего задания.

Здоровье
Не новость, что в первых классах неожиданно часто и подолгу некоторые дети начинают болеть. Этому виной и резко сокращенное время сна и подъема, и  неестественное для детского организма длительное сидение в напряжении (спины прямые, руки сложены, ноги согнуты) в редко проветриваемом помещении с 25-30-ю одноклассниками. И общий стресс, вызванный адаптацией к новым условиям выживания. Не говоря уже о проблеме здорового питания и, пардон, туалета: не каждый ребенок, особенно домашний, решится заходить в санузлы в условиях отсутствия «приватности» кабинок.

Психологические проблемы
Хорошо, если ребенку достанется адекватная учительница, которая не поселит в нем с детских лет ненависть ко всему человечеству. И хорошо, если коллектив будет тоже мало-мальски приличный. Важно занять свое место в «стае» согласно существующим принципам иерархии коллектива. И еще неплохо, если эта иерархия построена по принципу знаний или на худой конец оценок, а не социального статуса, количества гаджетов, наглости или  физической силы. Вам повезло, если учитель не занимает позицию «невмешательства» в разборки школьников, но проявляет хоть какое-то участие и понимание. Но везет не всем.

Сомнительная продуктивность учебного процесса
Не всякий ребенок способен прямо на уроке впитывать материал. Как правило, в школе они отсиживают положенное время, а потом уже уставшие и полусонные пытаются вникать в материал, делать внушительное домашнее задание и ходить еще к тому же на разные кружки и секции (а то и репетиторам).  Сама же школьная программа едва ли предполагает творческий подход.

Это те моменты, которые сейчас и так на слуху.

Поэтому, допустим, вы все же решили остановиться на домашней форме образования. Тогда вы должны помнить о нескольких вещах.

Итак, вам повезет, если…

…вам попадется адекватный директор и понимающий учитель
И это препятствие номер один. Хотя по закону любая школа обязана предоставить вашему ребенку возможность семейного типа обучения (и не только предоставить, но даже еще выплачивать пособие, за то, что вы берете на себя ее функции), по факту – таких школ единицы на город. И то, именно по причине этих выплат, никто не хочет официально оформлять подобную образовательную форму. Поэтому все договоренности обычно довольно условны и не закреплены документально. А это возможно лишь с сочувствующим директором и никак иначе.
Еще больше повезет, если, войдя в положение и просто расположившись к вам, директор «выделит» столь же понимающего учителя. Который не будет требовать от вас еженедельной отчетности по всей классной и домашней работе, а предоставит возможность отчитываться хотя бы раз в четверть в виде стандартного теста, контрольной или диктанта.
Но некоторые родители уже приноровились обходить такие нюансы. Так, в стране есть несколько школ, способных организовывать дистанционную аттестацию школьников, обучающихся на дому, предоставляя им довольно вольготный режим самостоятельного обучения. И получающие отчетность в электронном виде. Но лично мы не решились на такой вариант, так как он казался мне нескольно непривычным.

…если вы обладаете достаточной компетентностью и педагогическими способностями…
…чтобы совмещать роли родителя и учителя. Не говоря уже о том, что в этом деле понадобятся: свободное время, железные нервы, и холодная голова. Ведь ребенку непросто будет воспринимать вас в новом обличии, а, значит, потребуются недюжие психологические усилия с вашей стороны. Кроме того, довольно важно не испортить учебой отношений доверия, так как педагог – довольно взыскательный персонаж в отличие от всепонимающей мамы.
Отдельный вопрос – это школьная программа (они все весьма разные и специфичные), которую придется осваивать по школьному ритму и никак иначе. А для этого нужно будет ее понять, пропустить все это через себя (а современные учебники не отличаются доступным языком), и затем, разжевав переложить «в рот» ребенку.
Но и тут, к счастью, родители не предоставлены сами себе. Им в помощь есть ряд обучающих сайтов, интерактивных онлайн программ, интернет уроков, способных увлечь ребенка не хуже учителя. Для нас очень полезным оказался сайт nachalka.info.

…если достаточно финансов для репетиторов или кружков
Это на тот случай, если у вас все же не хватит мощности взять на себя функции школы. Правда нужно иметь в виду, что придется либо набирать на каждый отдельный предмет отдельного репетитора, либо же сразу искать учителя начальных классов, способного за приход проводить сразу весь набор занятий. Это хотя и дешевле, но несущественно.
Альтернативой этому подходу является кооперация с такими же родителями-домашниками и, например, совместное проведение занятий в группе из 2-3 человек. Тогда совместные расходы на  обучение окажутся значительно ниже. У меня было желание организовать подобные группы и даже вести занятия, но проблема оказалась в том, чтобы найти таких же “домашников” и учащихся по той же программе, в том же классе. В больших городах, уверена, эти вопросы решаются куда легче.
С другой стороны, никто не гарантирует, что если ребенок посещает школу, вам не придется нанимать репетиторов. Сейчас это уже в порядке вещей. Даже самым обычным школьникам не удается избежать дополнительных занятий с репетиторами.

…если ребенок получает достаточно общения среди ровесников
Наибольшие споры вокруг домашнего обучения обычно вызывает «социализация». С одной стороны, ребенку необходимо сталкиваться с коллективом, его правилами и этикой поведения. И в этом смысле школа может как помочь, так и навредить. Все зависит собственно от коллектива, самооценки ребенка и позиции учителя и родителей в конфликтах. С другой стороны, подобным коллективом может быть и двор и друзья по кружкам и секциям, дети ваших знакомых. Главное, чтобы вместе с домашним обучением ребенок не оказался в определенной изоляции, которая отнюдь не полезна для взросления.  И кстати, именно по причине того, что мне стала очевидна нехватка общения сына со сверстниками, мы и приняли решение вернуться в школу.

…если ребенок любит и хочет учиться
Это не такой простой вопрос, как кажется. Есть дети любознательные, есть гиперактивные, инертные и пассивные. Общительные и замкнутые. Или вот у девочек, насколько показывает опыт , знакомых с дочками, которым намного легче дается и самодисциплина и усердие в учебе, процесс домашнего обучения складывается несколько успешнее, чем у мальчиков. Но многое зависит и от темперамента, психологического комфорта дома, отношений с родителями, атмосферы.  Конкуренция по знаниям в классе (которая отсуствует при домашним обучении) некоторым детям может серьезно добавить мотивации учиться.

…если удалось обозначить зону ответственности
И это очень принципиальный момент. Наиглавнейший, наверное, в вопросе мотивации к учебе. Нередко ребенок воспринимает домашние учебные занятия как зону вашей ответственности. Пока вы организовываете и выстраиваете весь образовательный процесс, а ребенку отводится почти пассивная роль наблюдателя и потребителя знаний, ему довольно сложно будет воспринимать обучение, как свое «дело». Школа немного в этом помогает, пусть и такими примитивными формами как «кнут» и «пряник»  оценок и конкуренция между учениками. Это подталкивает к самоорганизации и дисциплине.  По крайней мере, когда мы вернулись в школу, вопрос подготовки домашнего задания стал лежать на сыне. Он сам узнавал его, сам обсуждал с одноклассниками, ко мне обращаясь лишь за помощью что-либо разъяснить. Хотя не скрою, напоминать и слегка мотивировать приходилось тоже. В идеале, родитель должен быть на подхвате, помогать, подсказывать, быть рядом. А вообще-то, в учебе должен быть заинтересован прежде всего ребенок. Если же это остается исключительно вашим родительским интересом, едва ли удастся его мотивировать к обучению.

…если ребенок сам может оценить плюсы и минусы школы
Кроме того, совсем другое отношение вызывает у детей домашнее обучение, если они уже поняли для себя все плюсы и минусы школьного. Есть от чего оттолкнуться и с чем сравнить. Методом от противного. Поэтому памятуя свой опыт, я бы посоветовала дать ребенку возможность выбора, проведя хотя бы первые полгода-год с классом.

Самый важный элемент домашнего обучения – это вы сами, родители. Насколько посильным окажется этот путь лично для вас? Ведь это немалая ответственность. Решение потребует от вас моральных, временных, а то и финансовых вложений. Но, с другой стороны, вы уже наверняка наслышаны о том, сколько тех же ресурсов затрачивается у родителей обычных школьников  на выполнение домашнего задания и весь образовательный процесс.

Поэтому, я думаю, стоило бы попробовать оба пути, чтобы знать, каков наиболее удобен для вас и вашего ребенка.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Уже десять лет как я мама сына и двух дочек. Так себя и ощущаю последнее время. Много размышляю о том, как адаптироваться в этом мире, сохранив и веру, и любовь, и дорогие отношения.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Мария

Почему "со школы", а не "из школы"?

Саша

Анастасия,сын не просится обратно на домашнее обучение? Как вы оцениваете, если бы изначально у вас был не только энтузиазм, но и подготовка, вы бы все равно приняли решение пойти в школу или нет?

Настя

Вы знаете, уже нет. Мы были на ДО всю началку. Пятый класс прошел непросто изза новых и труднохарактерных учителей. Надо было привыкать к жесткой среде. Был момент когда и хотел вернуться.
Но скажу честно для него школа это прежде всего сверстники и общение. Если говориьь об уровне знаний — то съехал он качественно мощно, по сравнению с до. Эффективность ушла. Усталость большая от бестолкового времяпровождения. Но пока так. Наверное дело в том что с рождением младшей мне самой стало это не по силам контролировать.

Саша

Спасибо за ответ. Интересуюсь заранее ДО, такие истории, как у вас встречаются реже, но тем ценнее: нужно обе стороны учитывать.

Наталья (другая)

Дочка приятеля была на ДО в началке. Получилось случайно: в апреле записались в школу, купили учебники, к концу мая прошли с мамой всю программу 1-го класса, к сентябрю — 2-го… Поняли, что вести 1 сентября в класс — это создать проблемы и ребенку, и учителю. Девчонка непоседливая, занималась музыкой-танцами, решили, что для социализации достаточно. 2 года занималась дома с мамой, потом год-два — в экстернате (раз в 1-2 недели приезжали на установочные лекции и 1-2 раза в месяц — на контрольные-экзамены). Но это уже был класс, пусть и маленький, и редко собирающийся. К 6-7 классу ребенок был непреклонен — только… Читать далее »

Алена

А что все учителя трудно характерные? может наоборот? может ребенок не умел общаться со сверстниками, не умел слушать и слышать педагога и действовать по тому плану, который ему предлагался, а не по своему хотению? И вовсе и не "съехал", а может быть наоборот, такой и был уровень знаний? В школе самое главное не набить голову информацией, а научиться её добывать, перерабатывать и применять,т.е. научиться учиться, а потом уже не важно какой класс и какой предмет.

Настя

Возможно Вы знаете больше моего, но я попыталась подойти объективно к описываемому опыту, без приукрашений.
Поэтому — с некоторыми учителями складывались у всех отношения , с некоторыми — почти ни у кого. Сын не исключение. Говоря про уровень который "упал", имела в виду возможность и желание углубляться в предмет. Теперь все для галочки "от и до" и никаких лишних вопросов. Формальность. А про добычу информации я также написала, как и про ответственность. Наверное не обратили внимания.

likamaratej

Обратите внимание на предложение:
"По мнению детского психолога Л.Петрановской, на школу как на «камеру хранения» детей."

Толстушка

А так и есть. Встречают родители учителя во время карантина: "Ой,ну когда уже закончится?! Мы не знаем что с ним (ней) делать!" Стараются,чтобы ребёнок подольше оставался в школе на дополнительных занятиях,в продлёнке или в кружках. Кружки при школе особенно любимы — не надо забирать и вести куда-то. И это не только из-за занятости. Не знаю,то ли не умеют,то ли не хотят заниматься своими детьми. Есть,конечно,приятные исключения,что очень радует.

likamaratej

Дорогие "Матроны", извините за брюзжание, но текст стоило бы немного "прилизать" — даже редактору без специального образования бросаются в глаза грамматика и пунктуация в некоторых местах. По мелочи, конечно, но мешает получать удовольствие от чтения:)

гость

Одно время прониклась идеей анскулинга. Но потом один мудрый человек сказал: " это здорово, если работать потом тоже дома". Возможно, если вы хотите сделать из дочки мать семейства по старому образцу, так будет лучше, чтобы не искушать карьерой и пр. А для светского ребенка это не выход.

Алена

Про домашнее обучении наглое вранье написано. Остальное пока не читала. С семейным обучением сейчас полно детей. И не началка. В нашем регионе из-за хиджабов девочек отправляют родители на домашнее обучение. Родители пишут заявление в комитет. На время учебного года ребенок не числится в школе и его нет в школьной документации, поэтому никаких денег школа таким родителям не платит. Государство платит, если в регионе есть на это деньги. На время экзаменов родители пишут заявление и ребенка зачисляют в какой-нибудь класс. Вот теперь школа начинает крутится и искать деньги на оплату педагогам консультаций и экзаменов. По каждому предмету начиная от русского языка… Читать далее »

Настя

В моей статье вранье про ДО? Или где то еще?

Наталья (другая)

Вы очень важную тему подняли. "Домашнее обучение" действительно оказывается неконтролируемым — осваивал ли ребенок университетскую программу, или помогал маме по хозяйству, или на жизнь зарабатывал — экзамены он примерно одинаково сдаст и в следующий класс перейдет. У меня одна из дочерей училась год экстерном. За год достаточно было сдать по одной (!) работе (докладу, контрольной) по каждому предмету, по ней и шла оценка в аттестат. И доклады, и контрольные делались дома всей семьей. Средний балл итогового аттестата — 4,5… На ДО все может быть еще веселее.

Дина

У меня дети мальчик и девочка, погодки. Учились на семейном образовании три года, с 5 по 7 класс. Нам лично мешал слишком жесткий контроль со стороны школы и мои страхи по этому поводу. Если бы было больше свободы, дети получили бы более глубокие знания….

Ежище

Я лично для себя решила, что на ДО только в крайнем-крайнем случае. Самая главная причина: родители не должны быть учителями.

Фыва

На британском радио обсуждался такой вопрос: большинство высказывались за дом.обучение,т.к. знания лучше,качественнее и в той области,в которой ребёнку интереснее. Лишь одна женщина была возмущена таким подходом, что каждый родитель может выполнять такую работу,таким образом показывая, что педагог-это не профессия, каждый может им быть.

Наталья (другая)

Они полагают, что любой родитель сможет у себя дома обеспечить интересующемуся ребенку физическую и химическую лабораторию? Микроскоп, срезы для биологии? Что любой родитель — эксперт и во всемирной истории, и в алгебре с геометрией?

augusta

Что-то не припомню в нашей школе ни той ни другой лаборатории.

Наталья (другая)

А дома?

augusta

Мне симпатизирует ДО из-за индивидуального подхода. В свое время стране нужны были физики, а не лирики. Мой папа очень удачно попал в эту струю и изучал предметы, к которым имел способности, а на остальные(гуманитарные) просто забивал и никто с него их не требовал. Таким образом он стал очень продвинутым профессионалом в любимой профессии(программирование). Трудно представить, как бы он развивался, если бы его тянули по всем предметам и требовали хорошо сдать ЕГЭ по литературе. И мой опыт-закончив универ с красным дипломом, поняла, что учить по моей профессии мне еще много за деньги и на английском. Чтобы быть действительно классным спецом надо… Читать далее »

Maria_Francesca

Я большой любитель ДО, хотя учить мне некого. Но мои друзья — создатели клуба ДО СПб и я горячо болею за их успехи 🙂 Которые, кстати, впечатляют. Затеяли они это, потому что состояние школьного образования не соответствует их христианскому мировоззрению и вообще представлениям о жизни, выразимся так.

Похожие статьи