Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности! (Коко Шанель) Надеть галстук светлее рубашки, а рубашку темнее, чем пиджак, может позволить себе только гангстер. Мыть посуду с бриллиантами на руках, спать с золотом на шее и ходить на работу с изумрудами в ушах может позволить себе только советская женщина. ( Журнал «Vogue») Подобный своему Творцу, человек несёт в себе множество талантов и сокровищ. Один из таких талантов – преображать мир, украшать его, делать мир лучше не только с точки зрения внутреннего наполнения, но и эстетически прекрасным. Человек всегда стремился к гармонии между внутренним и внешним, и это приносило ему большую радость. С древних времён человек стремился к сотворчеству – ему хотелось привносить в данное природой что-то своё, особенное и великолепное. Человек наполнял своё жилище, делая его более уютным и красивым; придавал форму деревьям, газонам и кустарникам; сочинял музыку, выращивал цветы, открывая новые, более прекрасные сорта; расшивал свои наряды вышивкой и узорами; шлифовал природные натуральные камни, дополняя их драгоценными металлами, и многое другое. В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал, который невозможно уничтожить, сказав, что все эти украшательства и декорации – пустое и тлен. Без этой тяги к прекрасному и творческому не может жить человек. Зачем, например, нужно рисование? Казалось бы, жить можно вполне и без этого. Но многих людей живопись вдохновляет и возвышает от земного к небесному. Заложенную в человека при его творении энергию творчества лучше всего направлять в прекрасное русло, потому что без творчества и красоты человек засыхает, как цветок без воды. Ему важно преображать на земле всё, к чему прикасается его рука. Естественно, что на земле к любому прекрасному и творческому может примешиваться многое из того, что изначально не было задумано. Например, украшения, которые предназначаются для эстетического удовольствия, гармонии с нарядом, настроением и созерцания прекрасного, могут стать для кого-то предметом зависти и провокаций. Но от этого прекрасное быть таковым не перестаёт. Итак, история украшений начинается с глубокой древности. Растения, камни, ракушки и кости животных служили для женщин своеобразными аксессуарами: с их помощью красавицы выделялись из толпы. Позднее большое количество украшений стало служить показателем состоятельности и знатности. Именно количество, а отнюдь не качество изделий. Счёт был не на граммы, как сейчас, а на килограммы. В древнейших захоронениях учёные продолжают обнаруживать первые украшения людей: ожерелья из кости и раковин, большие камни в виде амулетов. Древний Китай славился резьбой по полудрагоценному жадеиту, а в Египте умело работали с лазуритом, бирюзой, аметистом и сердоликом. В музее Египта хранятся найденные в гробнице фараона древние браслеты. Вообще, в этой местности было очень развито ювелирное искусство: мастера великолепно освоили искусство инкрустации и обработку полудрагоценных камней. Позднее греки переняли это мастерство. Когда же были открыты великолепные свойства золота, наступил отсчёт истории ювелирных украшений. Золотом украшали всё вокруг: собственное тело, внутренние и внешние интерьеры, здания и многое другое. В Средние века было странным увидеть женщину без каких-либо украшений. Мастера-ювелиры создавали свои шедевры из драгоценных камней и металлов. Женщины украшали свои волосы, шею, руки, предплечья и платья. Интересно, что именно средневековье называют временем подделок, потому что, как правило, драгоценные оригиналы украшений красавицы хранили дома, а в свет надевали их точные копии (кстати, так и по сей день делают на Западе!). Оригиналы стоили целое состояние, передавались по наследству, являлись историей рода и вложением. И, конечно, для тех, кто не мог себе позволить драгоценности, точные копии украшений были большой радостью. И далее, в различные эпохи — Возрождения (Ренессанса), барокко, рококо — украшения всегда были тесно связаны с земной жизнью человека, в особенности, женщины. Украшения были частью наряда и образа дам всех возрастов и сословий. На Руси украшения издавна играли огромную роль. Их носили и простые, и знатные люди. Русские испокон веков любили красоту и изобилие. Они с радостью наряжались, веселились и украшали себя — и внутренне, и внешне. Украшения служили не только для эстетического удовольствия и показателем богатства, но и своего рода амулетом, охраняющим, по мнению русичей, семью и скот от всяких бед. Интересно, что много веков назад, перед рождением ребёнка собирался семейный совет, на котором родные решали, какое украшение будет носить малыш. Когда рождался ребёнок, ему одевали ниточку бус или бисера, таким образом как бы одновременно одаривая его и веря, что этот оберег оградит малыша от злого глаза. Позднее украшения становились приданым для девушки или семейной реликвией для юноши. Украшения были глубоко символичны и исторически важны. Девочки рано начинали носить серьги. Наиболее распространёнными украшениями на Руси были бусы, браслеты, подвески и перстни. Стеклянные бусы носили все, от мала до велика, а вот металлические обручи и бусы из камней и металла могли позволить себе только зажиточные красавицы. Драгоценные цепи были доступны далеко не всем из-за своей дороговизны. В найденной грамоте 13 века было сказано про две драгоценных цепочки за 2 рубля, что составляло стоимость 400 шкурок белки. Браслеты были очень популярны среди всех сословий. Их изготавливали из сплава, стекла и янтаря, с различными узорами и рисунками. Подвески делали из бронзы, серебра, сплава и меди. Они были в форме животных, планет, геометрических фигур. Их носили на цепочках или шнурах, крепили к поясу, рукавам, или на груди, к платью. Русь издавна славилась своими мастерами, узорами и орнаментами, филигранью, а также работой с эмалью, самоцветами и драгоценными камнями. Перстни на Руси носили и мужчины, и женщины. На перстнях также были изображения различных символов, геометрических фигур и животных, в зависимости от сословия хозяина перстня. Моду на бижутерию ввела Коко Шанель. Некоторые образцы стоят дороже драгоценностей, настолько они могут быть изысканной. Коко считала, что идея украшения важнее, чем материалы, из которого оно изготавливается. Также, назвав жемчуг вечным, Шанель утвердила его в статусе классического женского украшения, всегда актуального и модного. Бижутерия делится на классическую, этническую и авангардную. Классическая бижутерия старается подражать как можно точнее натуральным драгоценностям. Такая бижутерия обычно включает в себя искусственный жемчуг, кристаллы Сваровски, муранское стекло. Классическая бижутерия смотрится достойно и красиво. Кстати, интересен тот факт, что популярные сейчас стразы появились в 18 веке, когда жил известный ювелир Жорж Страсс. Он великолепно подделывал бриллианты, и так появились первые стразы. В то время считалось неприличным носить поддельные нательные украшения, но это не касалось украшений для одежды, обуви и интерьера. Этническую бижутерию изготавливают в основном из натуральных материалов: из дерева, нешлифованного камня, кости, кокоса, перламутра и ракушек, а также различных самоцветов. Экзотические мотивы в украшениях из Индии, Африки, Китая очень популярны в современном обществе. Авангардной называют авторскую бижутерию, яркую и интересную, разную по стилям и материалам. В авангардной бижутерии могут быть использованы полудрагоценные камни и кожа, резная оригинальная фурнитура и ленты, войлок и пайетки. Ничто не ограничивает фантазию автора авангардной бижутерии. В современном мире традиция правильного ношения украшений, мягко говоря, утрачена. Поэтому часто можно увидеть женщин, которые выносят мусор, не сняв семейные бриллианты, или надевают изумруды под спортивный костюм или шорты. Смею дать несколько советов из личного опыта, чтобы не попасть в неловкое положение с украшениями (хотя, всем, наверное, известен точный пример историка моды Александра Васильева о женщине в бриллиантах, которая идёт в булочную): — Необходимо, чтобы подбор украшений соответствовал одежде и тому месту, куда вы собираетесь пойти. В театре или на деловом приёме очевидна неуместность украшений из пластика. И, наоборот, неправильно надевать золотые украшения вместе с шортами или сарафаном; — Драгоценные камни уместны в театре, на балу, светском приёме. Драгоценные камни обязывают к особой торжественной атмосфере и особенному праздничному наряду; — На работу подойдут строгие, неброские и лаконичные украшения из драгоценных металлов, или выдержанная бижутерия; — Не надевайте на себя сразу все украшения из шкатулки – это выглядит нелепо; — Бриллианты – это камень для вечера; — Молодым девушкам (моложе 30-ти лет) не рекомендуется носить бриллианты. Следует отдать предпочтение жемчугу, бирюзе и горному хрусталю (правила хорошего тона XIX века); — Лучше всего выбирать украшения либо в тон одежды, либо по контрасту с ней; — Цель украшения – не демонстрация богатства, а подчёркивание собственной привлекательности; — Ещё в XIX веке украшения стали разделять на повседневные и парадные. Повседневные украшения были изящными и простыми, они подчёркивали строгость и простоту наряда. К ним относились броши, небольшие подвески на цепочке, серьги, запонки, длинные нити жемчуга, недорогие бусы или колье из самоцветов. А вот парадными украшениями считались колье с драгоценными камнями, диадемы, большие перстни, дорогие самоцветы. Если придерживаться похожего правила, то можно всегда выглядеть уместно и красиво; — Больше двух колец на руке могут стать перебором.