Чтобы мой личностный рост не останавливался ни на секунду, мне была послана крайне основательная, вдумчивая и медлительная дочь. Старший сын похож на торнадо, его скорость еще выше моей. И как это славно: за две минуты решить, что нам срочно нужно идти в лес кормить белок, потому что выглянуло солнце, собраться за пять минут и… надолго задержаться у двери в ожидании младшей. Крошка Ру не выходит из дома, пока не соберет на прогулку все свои любимые игрушки. Попутно выяснится, что у куклы потерялась шапочка, и ее во что бы то ни стало надо найти. К тому моменту, когда все игрушки (благо их немного) собраны, старший с измученным видом уже стекает вниз по двери. Одевается младшая не столько медленно, сколько «я сама». Бывает, мы так и не доходим до леса, ведь малышке надо останавливаться и разглядывать все интересное, что повстречалось на пути. И я ее прекрасно понимаю. Мир огромен и полон открытий, и ты только начинаешь его познавать. Понимаю я и старшего, чья энергия не прекращает искать себе выхода ни на секунду. Особенно трудно ему с бабушкой, близкой по темпераменту к младшей. Через час их совместной игры приходится успокаивать всех: и бабушку («Не могу я с ним, на диване не сидит спокойно, прыгает, скачет, постоянно что-то рассказывает»), и сына («Почему она опять так злится? Ведь я же ничего плохого не делал!»). Пара-тройка таких встреч — и я стала ощущать, что мне приходится оправдываться за активность сына, словно это его недостаток. Чувство это неприятное и добавляет тревоги. «А может, и правда с сыном что-то не так? Слишком любознательный, слишком неудобный, слишком… живой?» Когда мы сталкиваемся с чем-то непривычным, сначала это вызывает у нас интерес, после — раздражение. Нередко вкупе с осуждением. С ним, другим, явно что-то не так. Со мной, ясное дело, все в порядке. Хорошая новость: на самом деле все хорошо — и с ним, и с вами. В чем же дело? Дело в разнице темпераментов. Темперамент, как известно, свойство врожденное, не меняется. Можно слегка скорректировать крайние проявления: научиться сдерживаться, когда хочется закричать, выходить из дома вовремя, доводить хотя бы часть дел до конца. Но это наша внутренняя природа. Жаловаться и ругать природу — бесполезно. Лучше просто одеваться по погоде. Копушами, как правило, называют медлительных, основательных, спокойных флегматиков и тревожных, очень впечатлительных и быстро устающих любителей тишины и покоя меланхоликов. Работа нервной системы зависит от процессов возбуждения и торможения. У меланхолика оба эти процесса протекают в замедленном темпе. При внешне слабой реакции они склонны к сильным внутренним переживаниям. Флегматика же отличает психическая устойчивость, постоянство чувств и эмоций, однако перемена деятельности дается ему с трудом. Ускорять и тех, и других бесполезно. Ребенок лишь нервничает и зажимается от постоянных «ну давай быстрее!», «что ты как черепаха!» и становится еще более медлительным, словно нам назло. Что может помочь Как научить ребенка-копушу ускоряться, когда это действительно необходимо (нужно сделать уроки, не опоздать к врачу или в театр)? Тренировать скорость можно с помощью упражнений. Полезны письмо, чтение, подвижные игры, пальчиковая гимнастика. Главный принцип: сначала медленно, затем быстрее, опять медленно, — чтобы закрепить чувство успеха в конце упражнения. Также хорошо «отрабатывать» сборы, в которых важна скорость, по принципу «рука об руку»: одеваться, собираться, делать домашнюю работу вместе, пока ребенок не научится выполнять это сам, не отвлекаясь. Чаще делайте перерывы. Обращайте внимание на результат, а не на скорость. Чаще хвалите за то, что получилось. Если вам надо куда-то срочно выйти — проще помочь одеться, чем нервничать. Поскольку дети-копуши часто углубляются в задачу, забыв о времени, — помогает таймер. Например, 15 минут на то, чтобы убрать игрушки перед сном. 20 минут на математику, затем перерыв. Совсем маленьких можно познакомить со временем с помощью песочных часов, старшим помогут специальные настольные игры. Хорошо помогает и работа на опережение — заранее познакомиться с тем, что будет. Например, вечером проговорить, что нужно будет надеть, какие вещи сложить. Рассказать, куда нужно дойти и почему важно это сделать к определенному времени. Школьникам-копушам поможет, если разобрать темы по основным предметам наперед в выходные. На уроке им будет уже легче сориентироваться, ведь любой процесс тормозит непонимание, а спрашивать учителя многие стесняются. И образуется огромный снежный ком: мало того, что скорость своя, так еще и тему не понял, и задание не выполнил. Копушами могут стать и холерики с сангвиниками. Холерики с частыми перепадами настроения и неустойчивой нервной системой легко истощаются от работы. На них не действуют фразы «да сколько можно!», «угомонишься ты или нет?», «посиди спокойно хоть пять минут». Они чувствуют, что с ними что-то не в порядке, нервничают… и их скорость и эмоциональность возрастают еще больше. Самое трудное — научить их доводить начатое до конца. Они делают сто дел сразу, могут, пока одеваются, наткнуться на интересную книгу, увидеть недоделанную головоломку — и зависают: «Да-да, мам, я скоро». Что помогает тут? Список дел на день (для тех, кто помладше, можно в картинках). Те же таймер и песочные часы. Помогает переключаться между делами, если вдруг какое-то одно «совсем не идет». Например, когда ребенок пришел с вечернего кружка, уроки не доделаны, голова уже «не варит», начинается паника — тогда можно подсказать ему: «Приготовь все на завтра и сходи в душ, а потом вернешься к урокам». Еще совет: совмещение учебы с физической активностью. Стихи можно учить на прогулке, алфавит — в игре в мяч, можно нарисовать огромный пароход и посадить в него буквы. Эти же буквы можно превратить в зверей и предметы. Полет фантазии здесь бесконечен. Ключевое слово — интересно. Интерес включает внимание и наполняет энергией. Ну и традиционно — хвалить за сделанное. Конечно, самая большая трудность, когда мама — холерик или сангвиник, а ребенок — меланхолик или флегматик. В общем, мой вариант. И мой вариант внутреннего роста, что тут еще остается! Я наблюдаю, что нового приносит в мой мир ребенок. Какие новые возможности? Если мы медленно едем на поезде — то успеваем рассмотреть пейзаж за окном, если быстро — насладиться скоростью. Из лайфхаков: переключить на скоростной сбор поможет соревнование «кто быстрее», либо, если один ребенок быстрый, а другой медленный, почему бы не начать собираться именно с него, а быстрый за это время успеет не только дорисовать рисунок, но и прикрепить его на холодильник. Дети наиболее явственно показывают нам, что быть собой — это нормально. Быть медленным или быстрым, уставать, тонко чувствовать, залипать на одной задаче, висеть на телефоне часами. Наша задача — помочь реализоваться сильным сторонам ребенка, скорректировать, насколько это возможно и нужно, проявления, которые мешают или будут мешать ему в обществе. Подружить ребенка со своими особенностями. Помочь принять свою скорость, неуемную жажду жизни и свежих впечатлений, ранимость и чувствительность, общительность, дотошность и основательность. Гораздо лучше у него это получится, если мы с ним — заодно.