Как защищаться от хамства? Как одеваться элегантно? Как изменить свою жизнь к лучшему? Эти и многие похожие вопросы часто встречаются сегодня на просторах интернета в тематических сообществах и форумах. На них в XVIII веке ответил Филип Стенхоп четвертый граф Честерфилд, знаменитый английский государственный деятель и дипломат: «Хорошие манеры — лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает». «А затем, друг мой, что это люди — дурного тона, то есть не умеющие обойтись друг с другом» (И. А. Гончаров. Письма столичного друга к провинциальному жениху). Если говорить об Америке, Европе и России (Восток – дело тонкое, его не будем трогать), то людей, проживающих в этих зонах, с позиции этикета условно можно разделить на две категории: воспитанные и невоспитанные. Или люди дурного тона или хорошего тона. Тут все предельно просто. С первой группой нам, как правило, некомфортно – они могут и любят грубить, ругаются матом и за хлебом в пижаме ходят. В обществе вежливых людей нам всегда приятно находиться: «Человеком себя чувствуешь», как выразилась одна моя ученица. Именно им даем такие определения как «культурный», «образованный», «интеллигентный», «истинная леди» и «настоящий джентльмен». «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением – звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас» (Иммануил Кант). Для полноты картины предлагаю читателям краткий экскурс в историю. Существует расхожее мнение о том, что основателем этикета является Людовик XIV. Однако, это далеко не так. С подачи французского монарха вошел в употребление лишь термин «этикет», произошедший от французского названия карточек – «этикеток» с написанными на них правилами, которые раздавались гостям на пышных приемах Короля – Солнце. Вопросы нравственности и умения себя вести волновали людей еще в эпоху древних царств. Этикет как явление существует уже 5 тысяч лет и напрямую связан с историей развития человеческого общества. Например, в Египте в одной из пирамид учеными был найден свиток, в котором была фраза примерно следующего содержания: «Мир скоро рухнет. Младшие не уважают старших». Античная эстетика воспевала идею воспитания человека совершенного «прославленного за красоту тела и за многостороннюю добродетель души» (Платон, Диалоги), в котором гармонично сочетаются внешние (физические) достоинства и духовно – нравственная сторона. Здесь же и Древний Китай с его знаменитым Конфуцием, например. Сама же система этикетных правил начала складываться лишь в XI веке, а первое пособие по этикету возникает гораздо позже, в 1204 году. Его создателем был ни кто иной, как священник. Педро Альфонсо из Испании. Книга содержит в себе правила для священнослужителей и называется «Дисциплина клерикалис». Далее рыцарский кодекс чести XII века, культ дамы. К слову, именно он и взят за основу современного светского этикета. В истории нашей Родины есть и свои древние энциклопедии хороших манер, ставшие прекрасными памятниками для потомков. Это и «Поучение детям» Владимира Мономаха. И «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» изданное при Петре I. Программы обучения в институтах благородных девиц, которым положила начало Екатерина Великая. Пушкинская пора… А потом была революция 1917 года. Когда старый мир был разрушен до основанья. Приход к власти Шариковых… Образовался культурно – нравственный вакуум, который русский человек сегодня стремится заполнить. «Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет» (Иоганн Вольфганг фон Гете) Зачем же это все – таки это нужно? Приведу пример. Если мужчина приходит в церковь в джинсах – это дурной тон. Поскольку джинсы – это проявление неуважения к такому месту. В них только в парке собаку выгуливать хорошо. Если вы, обращаясь к женщине, называете ее «девушка» — это тоже дурной тон. В той же Америке нет обращения по гендерной принадлежности: «Woman, woman! У вас перчатка упала!». Если представляя людей друг другу вы произносите: «Оля, это Валя. Валя – это Оля» – это тоже дурной тон (как будто Валя с Олей никто и звать их никак). А если дама, находясь в обществе, сидит в позе «нога на ногу» — это также дурной тон. Если … и этих нюансов множество. Как в ПДД. Пока вы не выучите правила, вы не сможете сесть за руль автомобиля и поехать. Чтобы уважать окружающих, нужно знать, чем и каким образом выражать это уважение. Чтобы почитать собственное достоинство, тот образ Божий, который находится в каждом из нас, мы должны знать, как это делать. Приведу размышления Антона Павловича Чехова на эту тему: «Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. Это — твоя крайняя невоспитанность. Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… (…) Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать. 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат. 5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и няньчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я […]!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво… 6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e. известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную… 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы… 8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт…» (Из письма брату Николаю, 1886). Вывод тонким размышлениям знаменитого классика напрашивается словами французского писателя Люка де Клапье Вовенарга: «Истинная вежливость проистекает из сердца. Быть вежливым, не означает ли желание сделаться приятным своему ближнему, нередко собственным вкусам и привычкам. Поступая таким образом, не доказываем ли мы ему ясно, что его спокойствие и удовольствие дороже нам нашего собственного. Не обнаруживаем ли мы тем самым христианское чувство смирения и милосердия». Воспитанность — не что иное, как уважительное отношение и почтение к образу Божьему в нас в первую очередь. И в других, во вторую. Помимо прочего нужно добавить всего лишь одно умение. Умение вести себя. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). В следующий раз мы подробно рассмотрим качества и признаки воспитанного человека.