Мария Городова — известный писатель, журналист, ведущая рубрики в «Российской Газете». Ее книги, в основу которых легла переписка с читателями, вызывают живые отклики самой разной аудитории и пользуются огромной популярностью. В интервью порталу «Матроны.РУ» Мария отвечает на животрепещущие вопросы о женском одиночестве, ханжестве и целомудрии. — Мария, как Вы считаете, отчего сегодня так остро стоит проблема женского одиночества? — В одном из номеров «Российской Газеты» мы опубликовали историю под названием «Хищница», ее можно найти в сети или в книге «Сад желаний». История типичная, мне с десяток подобных приходит каждый месяц: ситуации похожи, только детали и обстоятельства могут меняться. И вот в ответ на публикацию пошел поток писем, где женщины во всем обвиняли мужчин. И я поняла: есть предмет обсуждения, вопрос требует исследования. Мужчины обвиняли женщин: мол, они эгоистичные, хищные, много требуют, не способны любить, легко предают, порочны, испорчены, думают только о себе… Но и женщины выдвигали примерно такие же обвинения. Добавлялась только лень и нежелание нести ответственность. И те, и другие в один голос твердили: «Она (он) меня не слушает!» То есть первая, самая очевидная беда – неумение слышать другого, считаться с ним. Митрополит Калужский и Боровский Климент познакомился с книгой «Сад желаний» Фото: Беев Алексей Если бы все ограничивалось только этим! Но меня удивило, что во многих письмах – и мужских, и женских! – утверждали: «Женщины стали другими!». Одна читательница, мама холостяка, решившегося на знакомство в сети, «походив» по сайтам знакомств, выразилась еще категоричней: «Русская женщина пала, и уже, видно, никогда не поднимется!» Русские женщины – традиционно жертвенные, умные, сильные, часто очень красивые, и вдруг такие слова! Да еще от женщины! И доля истины в них была. С другой стороны, шли письма от этих умных, красивых, и … очень одиноких. Причем одиноких не только в 40 или в 50, об одиночестве писали молоденькие девушки! Больше того, есть целый класс женщин, молодых и постарше, живущих в больших городах: они хорошо выглядят, ухаживают за собой, внешне благополучны, устроены, а на деле глубоко несчастны – они поставили крест на себе, на своем женском естестве. Потому что ничего прочного у них тут не получается. И они, чувствуя себя обделенными, срываются – хуже нет, чем иметь такую начальницу. Это невротики. Это большая беда. Но дело тут не в конкретной женщине, нет. Проблема одиночества является отражением тех глубинных процессов, которые происходят в обществе и в отношениях между людьми. Я часто повторяю: мы сейчас пребываем в ситуации, когда человек человеку не ближний, не друг, и даже не враг. Сегодня человек человеку средство. Мы живем в обществе потребления и становимся потребителями даже в человеческих отношениях. Особенно это заметно у молодежи. Именно в молодых общество, мир вокруг, культивировал эгоизм, взращивал самость, раздувал «ego». А из-за потребительского отношения к тому, кто рядом, возникают трансформации в отношениях между мужчинами и женщинами, и не только. Дети потребительски относятся к родителям, родители – к детям. Помню, после статьи «Соблазненная» мне пришло такое письмо от читательницы: «Героиня истории рассказывает о том, что ее, искренне желающую найти себе в мужчине опору, те только использовали. И она превратилась в дрянь, начала мстить. Но вот я замужем почти 20 лет, и меня тоже используют – мой муж, дети. Они меня не берегут. Я им нужна только как поломойка, повариха, прачка, которая никому в семье неинтересна. И которая должна обо всех заботиться, не получая ни капли тепла и любви взамен! Разве меня не используют мои же близкие? Разве я не одинока, имея внешне полную и благополучную семью? Семью, где до моих чувств и переживаний никому, по сути, нет дела!» Чувствовалось, что это письмо не из тех, что написаны сгоряча. Просто в семье сложилась обстановка тотального эгоизма, когда каждый гребет под себя. Почему сейчас не только женщины, но и мужчины одиноки? Потому что мы не хотим давать. Но ведь блаженней давать, чем брать. Хотя бывает, что женщина так активна в своей любви, что задушит в объятиях любого. Но если любишь, важно «не искать своего». Любовь и чувство собственности – разные вещи. Любовь предполагает, что мы даем тому, кого любим, свободу. В «Колыбели огня» есть несколько глав на эту тему. Женское одиночество имеет объективные предпосылки. Не буду говорить о войне или репрессиях – они нанесли мощнейшие удары по институту семьи. Но возьмем новейшее время, сексуальную революцию. У нас она произошла позже, чем в Европе, – там в 60-х, а у нас в 90-х годах. И в первую очередь этот сдвиг в общественных нормах поведения сказался на женщинах и детях. Пол человека – страшная сила. Сколько трагедий, сломанных судеб, и все из-за того, что человек не понимал, какие стихии в нем дремлют. Сегодня общество потребления апеллирует, обращается именно к этой сфере в человеке. Для общества потребления важно продать – товар, услугу, идею. И проще всего это сделать, нажимая, выражаясь фигурально, на эрогенные зоны в человеке. Хочешь заинтересовать твоей машиной, помести обнаженных красоток рядом. Половое в человеке эксплуатируют все: начиная с признанных кинорежиссеров, заканчивая неизвестными продавцами эскимо. Об индустрии моды я уж не говорю. И только Церковь предупреждает об «опасности на дороге». Когда Церковь говорит: «Не прелюбодействуй» – тут не столько запрет, сколько предупреждение: «Не делай так, иначе тебе будет плохо!». Предупреждение, подобно тому, как мы предупреждаем ребенка: «Не высовывайся из окна, иначе упадешь, это чревато!» И больше всего от этой сексуальной революции, которая так стремительно обрушилась на всех нас, на мой взгляд, страдают женщины и дети. О детях отдельный разговор. Но почему именно женщины? Потому что природа женщины так уязвима, даже в прямом физиологическом (если не сказать гинекологическом!) смысле, что женщина первая начинает разрушаться. Поговорите с пожилыми, опытными гинекологами, они много чего поведают. Те лавины, те мутные потоки информации, любой – прямой ли, косвенной – которая ориентирует женщину на получение удовольствия, на то, что наслаждение – главное, что это «наше все», женщину первую же и разрушают. Господь так устроил, что реализация полового в мужчине затратна. И эта затратность сама по себе накладывает ограничения. У каждого они свои, это индивидуально, но они есть. А у женщины затратность в этой сфере намного ниже, и это страшно. Потому что женщина, у которой сняты внутренние барьеры, не просто летит вразнос. Она становится игрушкой своих же страстей гораздо быстрей, чем это происходит с мужчинами. Женщина, «вышедшая из берегов», ненасытней, она не в состоянии себя контролировать. Ее несет, и это страшно. Понятно, что несет, пока болезнь не остановит. Кстати, это касается не только полового, любой страсти. Давно замечено, что в женщине в более жестких формах проявляются и алчность, и властность, и зависть, и агрессивность. То есть природа женщины более уязвима по отношению к страстям. И секса это тем более касается. Если секс становится идолом, а нам сейчас это усиленно навязывают, женщины в «служении» ему не просто теряют свою природу, а разрушаются. Они первыми демонизируются. Вспомните Иезавель. Или Иродиаду. И тут важно понимать, что в человеке есть защита – целомудрие его души. Если в прямом, буквальном смысле – целостность, неповрежденность грехом. И человечество издревле знало, насколько важно целомудрие именно для женщины. Насколько важно его блюсти. Женщину осознанно ограждали от огромного числа вещей, блюли, берегли ее чистоту. Что же происходит сейчас? Нас развращают, иначе это не назовешь. Поток информации, не столько словесной, сколько зрительной (видео), проскакивающей мимо центров критического анализа, — он, хотим мы того, не хотим, во многом помимо нашей воли, разрушает запреты. И если человек уже сложился как личность, тут одна история. А если это ребенок или женщина, не имеющая в себе внутренние барьеры, не способная к критичности, не умеющая себя обуздывать, – последствия могут быть катастрофическими… На круглом столе «Голос женщины в современной православной литературе» — А как читатели реагируют на разговор о целомудрии? Они не считают, что это ханжество? — Да, приходили письма, где меня называли ханжой. После таких статей, как «Соблазненная», «Жертва Шрека», «Битва полов», «Женщина как хищник» (их можно прочитать в книгах «Сад желаний» и «Колыбель огня») приходили едва ли не оскорбительные письма, причём именно от женщин. Но я понимала: «Что ж, значит, я попала». Несколько таких писем легли в основу продолжения разговора: проблема есть, её надо исследовать. Знаете, в любой критике надо попытаться встать на позицию критикующего. С одной из таких «амазонок» я вступила в переписку: мне было важно понять, кто она, ее психологию. И из переписки стало ясно, что эта радетельница свободной любви без границ, активистка сайтов знакомств отчасти права. В том смысле, что если мы не говорим о любви, не разбираем это сложнейшей чувство и то, какие метаморфозы оно может претерпевать, а только просто рассуждаем о целомудрии – это неправильно. Это, действительно, может восприниматься как ханжество. Так возникло несколько материалов, где мы с читателями исследовали любовь. Причем во всех проявлениях. Старались, по крайней мере. Тема еще не закрыта. Возвращаясь к проблеме женской сексуальности, приведу, если позволите, фразу из одного своего материала: «20-й век научился продавать не всю женщину целиком, а только ее женскую привлекательность». Однажды я увидела кадры хроники выступления Мэрилин Монро перед войсками американцев в Корее. Это шок. На мой взгляд, это символ того, как мир на самом деле относится к женщине. Что мы видим в этом ролике? Орду солдат, пускающих слюну на красивую, обворожительную, потрясающе женственную Мэрилин, мурлыкающую какую-то нехитрую песенку. Понятно, что американская военная машина бросила красоту этой женщины на то, чтобы закрыть свои прорехи. Сексуальность, притягательность этой женщины осознанно эксплуатируют. Через час после концерта солдат отправят на бойню. А что сама Мэрилин? Стала ли она счастливей от того, что её красотой так лицемерно восхищались, ее привлекательность так цинично использовали? Мы знаем, что нет. Вот и ответ. Мир внушает женщинам, что их красота, их привлекательность – это власть, приучает женщин этой «властью» пользоваться, но кто же на самом деле в этой истории хозяин? Ну уж никак не обманутые дочери Евы. И еще, обратите внимание, категория любви исчезает. Мы перестаем говорить о чувствах. Они не являются предметом разговоров, особенно у молодежи. Кстати, когда я делала цикл для молодых, я поняла: надо объяснять, что такое чувства, что есть нюансы, что есть детали: вот это страсть, это любовь, это влюбленность, это привязанность, это нежность, это чувство собственности, это желание обладать, а это любовь, построенная на антагонизме… Оттенков множество, и надо уметь их различать. У нас есть великая русская литература, которая учит душу наши чувства распознавать. Любовь – это чувства, движения души, а не только гон гормонов. Мы несчастные люди, если не понимаем этого. О том, можно ли быть одинокой, но счастливой, где искать мужчин, и есть ли сегодня среди них настоящие, читайте во второй части интервью с Марией Городовой. Беседовала Ольга Гуманова