Мария Городова — известный писатель, журналист, ведущая рубрики в «Российской Газете». Ее книги, в основу которых легла переписка с читателями, вызывают живые отклики самой разной аудитории и пользуются огромной популярностью. В интервью порталу «Матроны.РУ» Мария отвечает на животрепещущие вопросы о женском одиночестве, ханжестве и целомудрии.

— Мария, как Вы считаете, отчего сегодня так остро стоит проблема женского одиночества?

— В одном из номеров «Российской Газеты» мы опубликовали историю под названием «Хищница», ее можно найти в сети или в книге «Сад желаний». История типичная, мне с десяток подобных приходит каждый месяц: ситуации похожи, только детали и обстоятельства могут меняться. И вот в ответ на публикацию пошел поток писем, где женщины во всем обвиняли мужчин. И я поняла: есть предмет обсуждения, вопрос требует исследования. Мужчины обвиняли женщин: мол, они эгоистичные, хищные, много требуют, не способны любить, легко предают, порочны, испорчены, думают только о себе… Но и женщины выдвигали примерно такие же обвинения. Добавлялась только лень и нежелание нести ответственность. И те, и другие в один голос твердили: «Она (он) меня не слушает!» То есть первая, самая очевидная беда – неумение слышать другого, считаться с ним.

Митрополит Калужский и Боровский Климент познакомился с книгой «Сад желаний» Фото: Беев Алексей

Если бы все ограничивалось только этим! Но меня удивило, что во многих письмах – и мужских, и женских!  – утверждали: «Женщины стали другими!». Одна читательница, мама холостяка, решившегося на знакомство в сети, «походив» по сайтам знакомств, выразилась еще категоричней: «Русская женщина пала, и уже, видно, никогда не поднимется!»

Русские  женщины – традиционно жертвенные, умные, сильные, часто очень красивые, и вдруг такие слова! Да еще от женщины!  И доля истины в них была.  С другой стороны, шли письма от этих умных, красивых, и … очень одиноких.  Причем одиноких не только  в 40 или в 50,  об одиночестве писали  молоденькие девушки!  Больше того, есть целый класс женщин, молодых и постарше, живущих в больших городах: они хорошо выглядят, ухаживают за собой, внешне благополучны, устроены, а на деле глубоко несчастны – они поставили крест на себе, на своем женском естестве. Потому что ничего прочного у них тут не получается. И они, чувствуя себя обделенными, срываются –  хуже нет, чем иметь такую начальницу. Это невротики. Это большая беда.  Но дело тут не в конкретной женщине, нет.

Проблема одиночества является отражением тех глубинных процессов, которые происходят в обществе и в отношениях между людьми. Я часто повторяю: мы  сейчас  пребываем в  ситуации, когда человек человеку не ближний, не друг, и даже не враг. Сегодня человек человеку средство. Мы живем в обществе потребления и становимся потребителями даже в  человеческих отношениях. Особенно это заметно у молодежи. Именно в молодых общество, мир вокруг, культивировал эгоизм, взращивал самость, раздувал «ego». А из-за потребительского отношения к тому, кто рядом, возникают трансформации в отношениях между мужчинами и женщинами, и не только. Дети потребительски относятся к родителям, родители – к детям.

Помню, после статьи «Соблазненная» мне пришло такое письмо от читательницы: «Героиня истории рассказывает о том, что ее, искренне желающую найти себе в мужчине опору, те только использовали. И она превратилась в дрянь, начала мстить. Но вот я замужем почти 20 лет, и меня тоже используют – мой муж, дети. Они меня не берегут. Я им нужна только как поломойка, повариха, прачка, которая никому в семье неинтересна. И которая должна обо всех заботиться, не получая ни капли тепла и любви взамен! Разве меня не используют мои же близкие? Разве я не одинока, имея внешне полную и благополучную семью? Семью, где до моих чувств и переживаний никому,  по сути,  нет дела!» Чувствовалось, что это письмо не из тех, что написаны сгоряча. Просто в семье сложилась обстановка тотального эгоизма, когда каждый гребет под себя.

Почему сейчас не только женщины, но и мужчины одиноки? Потому что мы не хотим давать. Но ведь блаженней давать, чем брать. Хотя бывает, что  женщина так активна в своей любви, что задушит  в  объятиях любого. Но если любишь, важно «не искать своего». Любовь и чувство собственности – разные вещи. Любовь предполагает, что мы даем тому, кого любим, свободу. В «Колыбели огня» есть несколько глав на эту тему.

Женское одиночество имеет  объективные предпосылки. Не буду говорить о войне или репрессиях – они нанесли мощнейшие удары по институту семьи. Но возьмем новейшее время, сексуальную революцию. У нас она произошла  позже, чем в Европе, – там в 60-х, а у нас в 90-х годах. И в первую очередь этот сдвиг в общественных нормах поведения сказался на женщинах и  детях.

Пол человека – страшная сила. Сколько трагедий, сломанных судеб, и все из-за того, что человек не понимал, какие стихии в нем дремлют. Сегодня общество потребления апеллирует, обращается именно к этой сфере в человеке. Для общества потребления важно продать – товар, услугу, идею.  И проще всего это сделать, нажимая, выражаясь фигурально, на эрогенные зоны в человеке. Хочешь заинтересовать твоей машиной,  помести обнаженных красоток рядом. Половое в человеке эксплуатируют все: начиная с признанных кинорежиссеров, заканчивая неизвестными продавцами эскимо. Об индустрии моды я уж не говорю.  И только Церковь предупреждает об «опасности на дороге». Когда Церковь говорит: «Не прелюбодействуй» – тут не столько запрет, сколько предупреждение: «Не делай так, иначе тебе будет плохо!». Предупреждение, подобно тому, как мы предупреждаем ребенка: «Не высовывайся из окна, иначе упадешь, это чревато!»

И больше всего от этой сексуальной революции, которая так стремительно обрушилась на всех нас, на мой взгляд, страдают женщины и дети. О детях отдельный разговор. Но почему именно женщины? Потому что природа женщины так уязвима, даже в прямом физиологическом (если не сказать гинекологическом!) смысле, что женщина первая начинает разрушаться. Поговорите с пожилыми, опытными гинекологами, они много чего поведают. Те лавины, те мутные потоки информации, любой – прямой ли, косвенной – которая ориентирует женщину на получение удовольствия, на то, что наслаждение – главное, что это «наше все», женщину первую же и разрушают. Господь так устроил, что реализация полового в мужчине затратна. И эта затратность сама по себе  накладывает ограничения. У каждого они свои, это индивидуально, но они есть. А у женщины  затратность в этой сфере намного ниже, и это страшно. Потому что женщина, у которой сняты внутренние барьеры, не просто летит вразнос. Она становится игрушкой своих же страстей гораздо быстрей, чем это происходит с мужчинами.

Женщина, «вышедшая из берегов», ненасытней, она не в состоянии себя контролировать. Ее несет, и это страшно. Понятно, что несет, пока болезнь не остановит. Кстати, это касается не только полового, любой страсти. Давно замечено, что в женщине в более жестких формах проявляются и алчность, и властность, и зависть, и агрессивность. То есть природа женщины более уязвима по отношению к страстям. И секса это тем более  касается. Если секс становится  идолом, а нам сейчас это усиленно навязывают, женщины в «служении» ему не просто теряют свою природу, а разрушаются. Они первыми демонизируются. Вспомните Иезавель. Или Иродиаду.

И тут важно понимать, что в человеке есть защита – целомудрие его души. Если в прямом, буквальном смысле – целостность, неповрежденность грехом. И человечество издревле знало, насколько важно целомудрие именно для женщины. Насколько важно его блюсти. Женщину осознанно ограждали от огромного числа вещей, блюли, берегли ее чистоту. Что же происходит сейчас? Нас развращают, иначе это не назовешь. Поток информации, не столько словесной, сколько зрительной (видео), проскакивающей мимо центров критического анализа, — он, хотим мы того, не хотим, во многом помимо нашей воли, разрушает запреты. И если человек уже сложился как личность, тут одна история. А если это ребенок  или женщина, не имеющая в себе внутренние барьеры, не способная к критичности, не умеющая себя обуздывать, – последствия могут быть катастрофическими…

На круглом столе «Голос женщины в современной православной литературе»

— А как читатели реагируют на разговор о целомудрии? Они не считают, что это ханжество?

— Да, приходили письма, где меня называли ханжой. После таких статей, как «Соблазненная», «Жертва Шрека», «Битва полов»,  «Женщина как хищник» (их можно прочитать в книгах «Сад желаний» и «Колыбель огня») приходили едва ли не оскорбительные письма, причём именно от женщин. Но я понимала: «Что ж, значит, я попала». Несколько таких писем легли в основу продолжения разговора: проблема есть, её надо исследовать.

Знаете, в любой критике надо попытаться встать на позицию критикующего. С одной из таких «амазонок» я вступила в переписку: мне было важно понять, кто она, ее психологию. И из переписки стало ясно, что эта радетельница свободной любви без границ, активистка сайтов знакомств отчасти права. В том смысле, что если мы не говорим о любви, не разбираем это сложнейшей чувство и то, какие метаморфозы оно может претерпевать, а только просто рассуждаем о целомудрии – это неправильно. Это, действительно, может восприниматься как ханжество. Так возникло несколько материалов, где мы с читателями исследовали любовь. Причем во всех проявлениях. Старались, по крайней мере. Тема еще не закрыта.

Возвращаясь к проблеме женской сексуальности, приведу, если позволите, фразу из одного своего материала: «20-й век научился продавать не всю женщину целиком, а только ее женскую привлекательность». Однажды я увидела кадры хроники выступления Мэрилин Монро перед войсками американцев в Корее. Это шок. На мой взгляд, это символ того, как мир на самом деле относится к женщине. Что мы видим в этом ролике? Орду солдат, пускающих слюну на красивую, обворожительную, потрясающе женственную Мэрилин, мурлыкающую какую-то нехитрую песенку. Понятно, что американская военная машина бросила красоту этой женщины на то, чтобы закрыть свои прорехи. Сексуальность, притягательность этой женщины осознанно эксплуатируют. Через час после концерта солдат отправят на бойню. А что сама Мэрилин? Стала ли она счастливей от того, что её красотой так лицемерно восхищались, ее привлекательность так цинично использовали? Мы знаем, что нет. Вот и ответ. Мир внушает женщинам, что их красота, их привлекательность – это власть, приучает женщин этой «властью» пользоваться, но кто же на самом деле в этой истории хозяин? Ну уж никак не обманутые дочери Евы.

И еще, обратите внимание, категория любви исчезает. Мы перестаем говорить о чувствах. Они не являются предметом разговоров, особенно у молодежи. Кстати, когда я делала цикл для молодых, я поняла: надо объяснять, что такое чувства, что есть нюансы, что есть детали: вот это страсть, это любовь, это влюбленность, это привязанность, это нежность, это чувство собственности, это желание обладать, а это любовь, построенная на антагонизме… Оттенков множество, и надо уметь их различать. У нас есть великая русская литература, которая учит душу наши чувства распознавать. Любовь – это чувства, движения души, а не только гон гормонов. Мы несчастные люди, если не понимаем этого.

О том, можно ли быть одинокой, но счастливой, где искать мужчин, и есть ли сегодня среди них настоящие, читайте во второй части интервью с Марией Городовой.

Беседовала Ольга Гуманова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
00009999

не, ребята,жертвенность как национальная политика и стиль поведения — тоже не вариант. Уже было, и ни к чему хорошему не привело.

Angelinushka

Так Мария говорит о том, что нельзя стремиться брать, ничего не давая в замен. Жертвенность как национальная политика действительно ни к чему хорошему не ведет. Баланс нужен. На мой взгляд, идеально — это когда стремишься отдать чуть больше, чем берешь.

00009999

Мне кажется, когда ты даёшь "взамен" — в этом есть уже что-то не то… Особенно если начинаешь отмеривать — больше ли дала, не осталась ли должна? Есть — вот и даёшь, тебе нравится этот человек, нравится делиться, кажется, что так будет лучше…
а жертвенность — это другое. Тебе не нравится, и другому человеку по большому счёту это не нужно, но человек привыкл ущемлять свои интересы ради других/идеи/чтобы все сказали как она хороша и жертвенна…

Angelinushka

Без "давать" и "брать" не будет гармоничных отношений. И подсчеты тут весьма условны, если начать считать не осталась ли должна, то ни о какой гармонии речи не пойдет. Вы совершенно правы, когда пишете: "Есть — вот и даёшь, тебе нравится этот человек, нравится делиться, кажется, что так будет лучше… "
Но то, что вы пишете про жертвенность — это совсем не жертвенность, а лицемерие какое-то. Настоящая жертвенность — это забота матери о ребенке. Не менее бескорыстными, на мой взгляд, должны быть и отношения жены и мужа, поддерживающих друг друга и в радостные, и в трудные минуты жизни.

Cordelia1981

На мой взгляд, очень много необоснованных, а потому непонятных утверждений. "Почему женщины и мужчины одиноки? — Потому что мы хотим брать, а не давать". Cпорно. "У женского одиночества есть объективные предпосылки — сексуальная революция". Какая связь между этими вещами, остается малопонятным. " Давно известно, что в женщине в более жестких формах проявляются и алчность, и властность, и зависть, и агрессивность" — вообще не согласна.

Элла Рэйн

много-много плюсов Корделия) полностью согласна.

Asia8585

100%.Думаю,по алчности и жестокости никто сутенёров-мужчин и заказчиков "товара" не переплюнет http://lib.rus.ec/b/325600
Меня,вот,всё мучает вопрос:доколе жетрв будут обвинять,а истинных виновников оправдывать.Здесь частично даётся ответ на этот вопрос http://transurfer.livejournal.com/245348.html#com

Angelinushka

Ответ на вопрос об одиночестве дан более ясно, когда Мария Городова говорит о том, что люди используют друг друга как средство. Какя душевная близость если этот человек для тебя — средство достижения целей? Необходимость не только брать, но и давать всвязи с этим бесспорна. Связь между сексуальной революцией и женским одиночеством тоже есть. Любая женщина чувствует себя любимой и защищенной, когда она единственная. Вольность нравов приводит к сексуальным отношениям без обязательств. Женщина, которой просто воспользовались будет одинокой и несчастной… Сравнивать в ком — в мужчинах или в женщинах — безобразнее проявляются всевозможные пороки, на мой взгляд, некорректно и бессмысленно.

Cordelia1981

Ангелинушка, я вижу проблему несколько иначе. Что касается одиночества: у меня немало одиноких (= неженатых и незамужних) знакомых, которым это не в сладость. Никто из них не эгоист, настроенный на то, чтобы использовать окружающих как средство для достижения цели. Я бы даже сказала, что большинство из них — люди, настроенные именно на серьезные отношения, на заботу и внимание к другому, вот только объекта для этой заботы все нет и нет годами. И это на фоне ситуаций, когда люди, например, не воцерковленные быстро и легко завязывают отношения и хотя бы внешне не выглядят одинокими. Поэтому тезис, что одиноки эгоисты, меня не… Читать далее »

Angelinushka

Мне кажется, что Мария пыталась охарактеризовать современное общество в целом. Воцерковленных людей в нашем обществе, к сожалению, меньшинство. Среди кого искать спутника жизни? Среди эгоистов, разменивающих свою сесксуальность как дешевый товар?!! Есть и другая проблема: часть воцерковленных людей предъявляет слишком завышенные требования к своим избранникам, они готовы на серьезные отношения с кем-то практически идеальным, а таких, как Вы догадываетесь, и среди порядочных атеистов, и среди воцерковленных верующих — немного. Кроме этих, есть и другие причины того, что в современном обществе много одиноких людей. Я согласна с Вами, что одинокими могут быть не только эгоисты. Но это не отменяет правоты слов… Читать далее »

Cordelia1981

Вот именно для характеристики общества в целом нужно рассмотреть разные "сегменты" одиноких людей. Либо можно было сделать оговорку, что в этом интервью мы поговорим об одиночестве именно в увязке с эгоизмом. А то как-то всех под одну гребенку получилось. И Мэрилин Монро, и матерей семейств (кстати, из этого примера вообще ничего непонятно: ведь, в общем-то, та женщина, в которой дети, по ее мнению, видят домработницу, сама их воспитывала), и одиноких женщин-менеджеров.

Angelinushka

В этом интервью Мария ссылается на свои статьи, наверное, это и есть оговорки, которых Вы не увидели. Примеры, которые приводятся в этом интервью, говорят о том, что если женщина воспринимается либо только как сексуальный объект, либо только как работник-"менеджер", либо как домработница, то такая женщина будет одинока и несчастна.

Cordelia1981

Что касается сравнений, в ком сильнее проявляются пороки, то я, собственно, о том же, что и Вы: сама постановка вопроса кажется мне неправильной.

Angelinushka

Спасибо за это интервью. Очень глубокий взгляд на проблему одиночества. Только вот заповедь "не прелюбодействуй" и для женщин, и для мужчин дана. Я бы не стала сравнивать для кого более разрушителен разврат, ведь это и для мужчин, и для женщин очень плохо.

MaryNightingale

О. Глеб Коледа как раз считал, что мужской разврат гораздо опаснее женского. В истории Церкви много покаявшихся блудниц, а вот с блудниками-мужчинами — маловато историй.

Galkka

По поводу "брать" и "давать". Давным-давно читала статью, которая врезалась в память, о том, что если в отношениях один постоянно дает, а другой — берет, это сигнал ненормальности отношений. И действительно — что хорошего в том, что партнер воспринимает как должное постоянные жертвы и эмоциональные усилия?
Поэтому я не согласна, что в браке нужно стремиться побольше давать. Брак — это обмен эмоциями, силами и т.п. Если все это исходит только от одной стороны, а другая сторона только принимает — какие же это отношения?

Ole4ka

Это зависимость. Либо дающая сторона считает, что только она держит небо. Рано или поздно оно упадет именно по ее вине.

Josefina

Мне очень понравилась статья, со многим согласна.

Ole4ka

Очень неудачный пример с Мерилин Монро. Она сама сделала выбор, согласно ее точке зрения на тот момент весьма патриотический, дала несколько концертов для солдат.
Я видела записи, документальный фильм про ее судьбу.

Cordelia1981

Согласна, что пример неудачный. Во всяком случае, вряд ли причиной всех бед Мерилин Монро были именно такие выступления.

mamilochka

Очень удачный пример, дело не в ее выборе, а в том как ее образ эксплуатировался, и как ее женственная и очень нежная натура не смогла противостоять искушениям.

Cordelia1981

Mamilochka, сама мысль (об эксплуатации женской красоты) верная, но пример для иллюстрации этой мысли, на мой взгляд, неудачный. Не такие выступления сделали несчастной М. Монро. Эдит Пиаф, например, фотографировалась с французскими военнопленными в годы второй мировой войны, чтобы их поддержать, мы же не будем говорить, что это пример потребительского отношения к женщине.

mamilochka

Пример показательный, очень. Конечно не это выступлелери е сделало ее несчастной, это просто пример. Но ее жизнь очень показательна, и очень грустна.

mamilochka

Статья хорошая , согласна с автором.\ Особенно с тем как сейчас преподносится женский образ. Достаточно пойти выбирать ребенку куклу в игрушечный магазин. Я ничего не имею против куклы барби, но сейчас продают такие куклы что просто ужас охватывает. В статье нет и противоречий, да мужчины распутны, испорчены, так же как и женщины. Они сутенеры, они наркоторговцы, наркоманы, преступники, маньяки но если в обществе сравниваются показатели мужской и женской преступности, то это национальная катастрофа. Я так поняла мысль автора, что женщины более подвержены саморазрушению , чем мужчины. Но разве с этим можно спорить, ведь мы сами здесь говорим о своей женственности,… Читать далее »

MaryNightingale

"Достаточно пойти выбирать ребенку куклу в игрушечный магазин. Я ничего не имею против куклы барби, но сейчас продают такие куклы что просто ужас охватывает. "
Тут согласна.

mamilochka

Сейчас женщина—это гламурная львица, везде кругом тема секса и как быть не просто привлекательной, а агрессивно настойчиво завоевывать мужчину. Все с ног на голову.

Ole4ka

Для меня одиночество совершенно комфортное состояние. Состояние Космоса, мыслей, уроков, выводов. Мы все в конечном счете всегда одиноки. Потому что Слово, частица информации, всегда другим человеком воспринимается с некоторым искажением смысла. Потому что каждый человек — другой. Каждый член семьи имеет у нас возможность закрыться от всех и побыть одному. Я научилась не мешать чужому одиночеству. Меня нельзя взять с полки, чтобы потом, поиграв, положить на место. А так же знаю, чего хочу, пальцев рук и ног не хватит перечислить, поэтому мне и в голову не приходит предъявить претензии. Однажды сказала кому -то :"Ты меня использовал!", и увидев необычайное удивление… Читать далее »

MaryNightingale

Не могу определить свое отношение к прочитанному. Вроде бы верно, но как-то слишком, имхо, однозначно. Безусловно, сексуальная революция, потребительское отношение друг к другу — это ужасно. Однако, что касается второго пункта, то, имхо, это извечная проблема, характерная не только для нашего времени, иначе не было бы ни рабства, ни крепостного права, ни коллективизации, ни, в меньшем масштабе, историй про соблазненную и обманутую невинность и т.п.

Похожие статьи