В современном мире царит дух соперничества. С малых лет наши дети учатся жить в ситуации, где ты должен быть в чем-то самым-самым, иначе тебя просто не существует. Пугает, неправда ли? К счастью, в школьные годы они имеют возможность проявить свои способности в конкурсах и олимпиадах, познать желанное ощущение победы и научиться справляться с поражением. Моя сегодняшняя собеседница известна своим материнским подвигом — Мария Гуреева с мужем воспитывают 7 (!) детей, но сейчас мне интересно узнать, как у нее получается воспитывать их в интересе к знаниям и научным достижениям.

— Расскажите, пожалуйста, что для Вас значит свой опыт участия в олимпиадах, как это стало интересно и важно?

— В первый раз я пошла туда просто потому, что училась хорошо и учителя выбирали тех, кто может участвовать в районной олимпиаде. Мне понравилось, что на олимпиадах вопросы были творческими, не как в школе по учебнику, можно было проявить себя. К тому же, это была возможность пропустить какие-то неинтересные уроки, которые я не любила, типа труда и ИЗО, и поехать на любимую биологию вместе с любимой учительницей.

В девятом классе меня пригласили в лагерь для победителей всероссийских интеллектуальных соревнований. Там я познакомилась с молодым человеком, который был призёром международной олимпиады по астрономии (потом он стал моим мужем). Мы разговорились, нашли много общего, и он предложил поступить в тот лицей, в котором учился. Там почти не было неолимпиадников, поэтому участвовать в конференциях и олимпиадах стало естественным.

— Как у вас в семье относились к тому, что вы ездите на олимпиады и занимаете призовые места?

— Мама и папа были очень довольны. Наверное, они ожидали, что так будет, потому что с детства видели, что учёба даётся мне легко. У меня была очень хорошая память, я делала уроки за 15 минут, запоминала всё с первого раза и шла во двор гулять. Родители не то что были против, но волновались, как двор повлияет, вдруг попадется дурная компания. Поэтому то, что я увлеклась олимпиадами и пошла в лицей, где пришлось очень сильно напрягаться, их радовало.

— Когда в первый раз стала актуальна тема олимпиады или какого-то конкурса для кого-то из ваших детей?

— Олимпиады начинаются с начальной школы — математическая «Дважды два» и конкурс проектно-исследовательских работ. Мой старший сын за год до школы, будучи в подготовительной группе моего семейного детского сада, вышел на эти конкурсы. Это было его и моё желание, мы просто решили попробовать. Также, ещё дошкольником, он стал призёром и конференции, и математической олимпиады, соревнуясь наравне со школьниками первого, второго и даже третьего класса.

Очень многие школьники выступали заикаясь, боясь сказать слово, начиная чуть ли не плакать, когда им задают вопросы, а он очень чётко защитил свою работу, не просто отвечал на вопросы, даже спорил, отстаивал свою точку зрения. Члены комиссии потом отметили, что им интересно было с ним спорить: шестилетний ребёнок абсолютно как взрослый упорно отстаивает свою позицию.

— У вас очень «умная» семья, вы с супругом — опытные олимпиадники, победители общероссийских и международных олимпиад. В такой атмосфере семьи у кого-то из ваших детей есть шанс не участвовать в олимпиадах? Есть возможность сказать: «Не хочу никаких конкурсов и конференций»?

— Старшие трое уже школьники, участвуют, у них огромное количество дипломов. Про остальных сказать ничего не могу. Но «не хочу» сказать может каждый. Пока никто не говорил, но я считаю, что это их право. И я понимаю, что, например, моему второму сыну с высокой вероятностью через некоторое время придётся сделать выбор. Он призёр олимпиад по биологии и математике, но также призёр конкурсов бально-спортивных танцев. Тренеры говорят, что у него есть все перспективы участвовать в чемпионатах России и даже мира и через пару-тройку лет придётся сделать выбор: в танцы или в науку.

— То есть вопрос только в том, в каком направлении он будет чемпионом?

— Я не знаю, будет ли. Гораздо важнее, что ему нравится. Они должны идти не туда, где у них шансов больше, а туда, где им будет хорошо, по душе. Это их выбор. Я не хочу, чтобы они были должны нам что-то или стремились повторить наши достижения. Я за свободный выбор. Если им сейчас интересно, радостно участвовать в олимпиадах — они участвуют. Если они скажут, что нет, нам интересно другое, не знаю, делать видеоролики или играть на гитаре — это их выбор.

— Вы говорите о свободе выбора. А каким еще принципам Вы следуете в воспитании детей?

— Принцип наглядности, я применяю его не только со своими детьми, но и с учениками в школе, где я преподаю биологию. Чтобы объяснить им, как работают лёгкие, альвеолы, я приносила виноградную гроздь и показывала на ее примере, что такое легкое: «В каждой виноградинке много сока, а в альвеоле есть кислород». Процесс переваривания пищи я объясняла путём выливания кислоты на что-то и показывая, как оно сжигается. Мы собирали конструктор, и я говорила, что клетки — это блоки, из которых строится наш организм.

Еще один важный принцип — это принцип многократного повторения. Я постоянно разговариваю со своими детьми на эти темы. Мы идём по лесу, и я говорю: «Давайте посмотрим, какие явления в жизни растений происходят весной? Хотите, я объясню, почему снег около дерева растаял, а дальше — нет?» Дети всегда запоминают такую информацию, им интересно учиться новому.

— Судя по всему, Вы очень вовлечены в общение с детьми. Я вспоминаю современных родителей, которые используют разные способы занять ребёнка чем-то, что не касалось бы их участия.

— Мне нравится быть с детьми, именно поэтому я пошла работать в школу. Поработав и учителем, и в администрации, могу однозначно сказать: уроки — это самое прекрасное, что есть в школе. Мне кажется, что у меня с детьми полный контакт. Не думаю, что кто-то из моих учеников меня боится. Я знаю, что они мне доверяют — от младшей школы и до 11-го класса про свои проблемы они всегда могут рассказать мне и рассказывают. Они знают, что я никогда никому не расскажу их секрет и точно постараюсь помочь.

— Как Вы выходите из ситуации, когда Ваш ребёнок не получает того места, на которое рассчитывал, не достигает результата, который он от себя ожидал?

— Я сразу настраиваю детей на то, что олимпиада — это не контрольная, которую можно написать на 5, если выучил всё, что требовалось. Олимпиада — это соревнование тех, кто действительно увлечён предметом. Если он не достиг определенного результата, это не значит, что он знает плохо, это значит, что есть тот, кто успел к этому моменту больше.

Тут нет причин расстраиваться, просто нужно сделать вывод, что сейчас у нас такие талантливые, умные, замечательные ребята в Москве, что нужно готовиться лучше. А с другой стороны — значит, олимпиады будут с каждым годом всё интереснее и интереснее, будет с кем соревноваться. Олимпиадники понимают, что те сто человек от Москвы, с которыми они соревнуются, — самые лучшие. Просто из ста лучших кто-то должен быть сотым, но подумайте, сколько в городе десятков тысяч школьников.

— У Вас нет ощущения, что острая конкуренция с такого раннего возраста вредит детям?

— Конкуренция вредит, если она нездоровая. Если ребёнок пошёл на олимпиаду, набрал мало баллов и потом переживает, расстраивается, злится на тех, кто набрал больше — наверное, это плохо. Я знаю, что даже на серьёзных олимпиадах в 9-10-м классе если кто-то забыл формулу — ему обязательно подскажут. Победители, проигравшие — они не конкуренты. Знаете, как в спорте: есть соперники, но нет врагов.

Знаете, как проходят подготовки к всероссийским олимпиадам? Дети, которые завтра выйдут конкурентами, сидят и вместе готовятся, помогают друг другу разобраться с задачами, которые у тех не получаются. И победители, и проигравшие вместе идут отмечать своё участие. Там нет нездоровой конкуренции, скорее, дружественная атмосфера и желание стремиться к большему, становиться лучше.

— Какую практическую пользу дает участие в олимпиадах?

— Даже если он их не выигрывает, олимпиады дают любому ребенку возможность применить свои знания в нестандартных условиях. Иногда на олимпиадах дают задачи, решение которых не знают даже ученые, и смотрят на то, как ребенок рассуждает. Такое умение рассуждать, понимать, делать выводы, синтезировать, помогает потом и ЕГЭ легче написать, и применять свои способности в жизни.

Вся наша жизнь — это одна сплошная нестандартная задача. Мы должны соотнести совокупность всех окружающих факторов, понять, что может повлиять на ситуацию, сделать единый вывод и принять решение, произвести действие. Наверное, олимпиада — это первый шаг в умении применить знания на практике, привлекая все возможные знания, а не только те, которые относятся к ситуации «в лоб».

— Я полагаю, что для талантливого школьника очень важно окружение, которое поддержит и направит его в нужное русло. Как искать для него тех наставников, которые помогут развиваться в интересующей области?

— Нужно искать человека, который настолько увлечён этим предметом, что будет не просто доносить информацию, а будет обучать ребёнка с восторгом, с радостью. Где искать? Наверное, в школах. Я за то, чтобы относиться к выбору школы очень тщательно. Очень важно пообщаться с педагогами, спросить: «Как вы учите? Чем интересны ваши уроки? Что нестандартного вы делаете на уроках?»

Если учитель в восторге от своей работы, вы увидите это сразу же. Когда учитель начнёт рассказывать о своей работе, вы поймёте, формально ли он декларирует правила ФГОС, которые выучил, или действительно рассказывает о своей профессии как о каком-то уникальном удивительном приключении.

— Как вы думаете, что можно посоветовать родителям, если ребенок демонстрирует способности в каком-то предмете, но быстро теряет к нему интерес? Хватается за что-то и гаснет.

— Способности есть абсолютно у любых детей. Загорается и гаснет? Это нормально. Я думаю, родителям нужно почитать книжки для студентов факультета «PR и реклама» — для того, чтобы понять, что ребёнку нужно постоянно «рекламировать» ту область, в которой у него есть талант.

Мы можем увлечь ребенка чем-то и постоянно подпитывать его интерес: что нового произошло в этой области, сходить в музей, сыграть в игру — все это создает «вау-эффект». Детям нравится тот предмет, который у них получается, в котором есть что-то интересное, где учитель действительно любит детей и свою работу. Если все три фактора совпадут — ребёнку будет нравиться эта область.

— Не все хорошо проявляющие и показывающие себя на олимпиадах ученики потом становятся успешны во взрослой жизни. Как Вы думаете, от чего это зависит?

— От человека. Каждый человек должен найти себя, своё место, свою работу, то есть то, что ему будет интересно. И он может это либо найти, либо нет.

У олимпиадников есть шикарное знание и понимание какой-то области. Но знание и понимание не всегда говорит об успехе. Успех складывается из коммуникативной сферы, из умения представить себя, взаимодействовать, не конфликтовать с людьми, быть пунктуальным, ответственным.

Если человек выиграл олимпиаду по информатике, это значит, что у него очень хорошо получается программировать. При этом у него может не быть навыков тайм-менеджмента, он может забывать поручения, не доделывать проект и конфликтовать с коллегами. Он хорошо пишет код, но этого недостаточно, чтобы быть успешным программистом.

— Есть ли у Вас идеальная картинка того, чего достигнут Ваши дети на школьном отрезке времени?

— Идеальная картинка — это когда в худшем случае к одиннадцатому классу, в лучшем — к восьмому-девятому ребёнок придёт и чётко скажет: «Мама, я прочитал (увидел, узнал) про такую профессию, в которой я мечтаю работать. Я готов целыми днями бесплатно заниматься только этим!» Мое идеальное будущее — это счастливый ребёнок, у которого есть любимая работа, которая ему по душе, любимая семья, близкие, друзья, интересная и разнообразная жизнь.

— Как Вы думаете, в какой мере способность найти эту сферу может зависеть от родителя?

— Я считаю, что родитель должен не просто любить ребёнка (все родители любят), а демонстрировать, что он любит его безусловно, без каких-либо ожиданий. Тогда ребёнок не будет бояться делать выбор и ошибаться. Если у человека есть свобода в должной степени, наверное, он будет счастлив. Свобода — это не значит, что ребёнка пускают в свободное плавание и не помогают. Он должен понимать, что родитель никогда не будет делать выбор за него, но, в то же время знает: в любой момент он может обратиться за советом, и его не будут осуждать и оценивать, а примут и поддержат.

Беседовала Вероника Заец

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Еления

Интересно, а это не наша матрона Мария, которая 9-го родила недавно? Я побеждала в городских олимпиадах по физике, русскому, литературе и тп в нашем небольшом городке близ Екатеринбурга, выходила на районные и областные олимпиады, но там уж пролетала со свистом. И честно, с тех пор тот, кто учился в самой сильной 9-й гимназии в ЕКБ и выигрывал областные туры, для меня просто небожители. А я так, козявка. Никакой уверенности это не придало в своих силах. С другой стороны, родители никаких бесед и не проводили, не поощряли и не хвалили. Это все было поскольку постольку. И те же самые физика, русский… Читать далее »

Арина

Забавно. У нас раньше олимпиады только по воскресеньям были. Но разве ребенок из немажорной семьи способен пахать еще и в воскресенье?

Нюта

Немажорная семья? Вот моя племяшка- уж мажор так мажор! Сестра её воспитывала одна, всё время по квартирам путешествовали, зарплата учительская- вот и весь доход. Девчурка наша- победитель всероссийской олимпиады по физике, которая автоматом ставит на первое место в рейтинге выпускников. Причём пахала она для этого будь здоров, и в выходные тоже! Да, посуду и полы она в эти дни не мыла, училась "во все лопатки", но и не белоручка далеко. Поступила, учиться, работает- всё успешно. Пашет для этого- это да. Но и результат есть. А Вы что имели ввиду под "мажорной семьей"?

Как

8 детей- все свои рожденные? Или есть усыновленные? Она с 21 года рожала каждый год?

Хельга

Да! Все своерожденные, рожала каждый год, училась на стоматолога, и с третьего курса стомата и начали… Каждый год. Извините, но я не верю в качественное образование с двумя грудными детьми на руках и третьим на подходе, тем более, медицинский, тем более, стомат! Сказки про восемь детей и работающую маму — качество работы соответственное. Читала в сетях о Марии Гуреевой — ей дали первые уроки биологии в ближайшей школе — это не что иное, как "развеяться от быта", но никак уж не "я преподаю".

laurraine

Они разве не с 11 класса начали? Она еще утверждала, что ребенок в результате непорочного зачатия появился.

Хельга

Да, тоже читала об этом. Насмешили они с мужем полцарства.

елена к

Чёт комментарии интереснее статьи, как часто бывает на Матронах))

Наталья (другая)

Т.е. на олимпиадах по биологии она побеждала, а откуда дети берутся, так и не поняла? Весело… 🙂

Наталья (другая)

Это победительница биологических олимпиад?????

Olesya

Да, возможно Мария работает в ближайшей школе и для нее это способ развеяться от быта, но главное то, что она любит это дело и вкладывает в него свои силы, пытается интересно рассказать учебный материал и вложить в головы детей знания!!! Хотите верьте, хотите — нет, но у меня знакомая женщина в 32 года имеет пятерых детей, успешно защищает кандидатскую, пишет исследовательские работы в области филологии и культурологии, преподает в университете и успевает воспитывать детей!!! Дай Бог сил и здоровья таким мамам-умницам и пусть их будет больше, чем нас, которые только читают умные статьи и дают оценку более успешным людям.

Наталья (другая)

Видите ли, Ваша замечательная знакомая реализуется как ученый в области, соответствующей ее высокой квалификации. Еще и при 5 детях — вообще молодец и умница. А наша героиня сначала пол-статьи рассказывает об одаренности, избранности, особом предназначении победителей профильных олимпиад — но ее-то работа никакой такой супервысокой квалификации не требует. Это вот ради того, чтобы потом преподавать биологию по 2 часа в неделю, стоило угробить все школьные годы на подготовку к олимпиадам и участию в них? Если нравилось воспитывать детей и преподавать, отчего не пойти в педагогический? Кстати, преподавать в школе без профильного пед. образования по закону — НЕЛЬЗЯ! Т.е. автор еще… Читать далее »

Хельга

Не верим — как Станиславский! Либо у Вашей знакомой женщины 32 лет с пятью детьми есть мощная группа поддержки в лице бабушек-нянь. У меня четверо, так что, меня Вы не убедите, что всё так легко-запросто-одной левой- с пятью детишками!

Angeinushka

Вам не угодишь! Многодетная мама априори не может качественно работать, а если берет неполную ставку в школе, то она и не учитель вовсе?.. Причем здесь качество медицинского образования, о котором героиня статьи и не упоминает даже? Насколько я поняла, человек занимается тем, что у нее отлично получается, тратя на это столько времени, что семья и дети остаются на первом месте.

Нюта

А Вы преподаёте? Просто рассуждаете со знанием дела вроде как, прям интересно, что сами преподаёте)))

Наталья (другая)

Я преподавала с тремя мелкими детьми на руках.Работать сколько-нибудь серьезно (не кружок для желающих, а полноценные уроки) и при этом не "забивать" на собственных детей и семью при этом нереально — это режим 24/7 фактически одной и той же работы. Потом работала программером, переводчиком, издателем — и дети не мешали, и на качество работы никто не жаловался.

Хельга

Я работаю — консультирую, но у меня детей — 4, а не 8.

Хельга

Уверена, что у Вас — не четверо детей, и опыт многодетности — исключительно теоретический, подпитанный подобными статьями.

Хельга

Мы (я) — преподаю. Педагог и психолог. Ещё консультирую. Так что, не сказать, что без знания дела.

Анна

Статью читала с замиранием сердца… это моя мечта — уметь так настраивать ребенка и сумеиь сделать так, что учиться ему будет интересно, а не нудно… это сложно потому что в моем детстве такого не было, и я просто не представлЯю — кааак?
Интересно было бы пообщаться с автором… буду благодарна, если напишете на lailailai2016@ya.ru

laurraine

Сейчас можете закидать меня тапками, но первая ассоциация после прочтения интервью- зомбиленд.

Еления

вот да. С 6 лет отдавать ребенка на олимпиады и утверждать, что это не станет для него травмой… ммм, это ж как сильно надо хотеть этого. Мне кажется, у подрастающих трех выбора нет).
Вот интересно, а если б у героини были дети со средними способностями? скажем, ен великие танцоры и гении, а просто детки которые выиграют школьную олимпиаду, а городскую сольют? Она бы также позитивно была настроена?

Хельга

Да. Я тоже такого мнения. Интересно, кто из читательниц "не догоняет" неработающую восьмидетную молодую женщину? Ау! Дорогая редакция! Цените выше свою аудиторию!

Нюта

Завидуйте молча!))))

Хельга

Было б чему.

Наталья (другая)

Непонятен мне нынешний ажиотаж вокруг олимпиад. Зачастую победы в олимпиадах — это обучение и наработанный навык решения именно "олимпиадных" задач и "быстрое" мышление, сходное по образу с мышлением составителей. (Неслучайно у гениев нередки низкие баллы IQ). Было бы интересно сравнить процент успешных в профессиональной сфере "олимпиадников" и обычных студентов. У нас в школе бывшая "олимпиадница" после МГУ вела математический кружок, на котором учила решать олимпиадные задачи… Не скажу, что сногсшибательная карьера. Да и автор статьи — частный детский садик со своими детьми, надо полагать) и немножко преподавания в школе — реально это уровень педагогического колледжа.

Юлия Ортынцева

мммм….. а я вот не думаю, что хороший частный садик и хорошая школа это уровень колледжа….

Юлали

Вот у меня от таких статей комплексы, кака описано в недавней статье 🙂
У людей все дети участвуют в олимпиадах! А мои-то, мои! Егэ с репетитором 🙁 Пошла плакать 🙁

Angelinushka

У них это такой своеобразный спорт. Мы ж не плачем от выступления спортсменов 🙂 Могут -молодцы! По-моему детей главное вырастить порядочными людьми, хорошо бы счастливыми, а уж с репетитором они будут экзамены сдавать или будут занимать призовые места олимпиадах — дело десятое…

простомама

''Если мы не увидим рассвет,мы опоздаем на всю жизнь'' -вспомнился паравозик. Как то не хватает,при всем уважении,созерцательности какой то, наслаждения — ну хотя бы приготовлением пищи. Создалось ощущение вечной гонки, замороженых овощей,побольше посмотреть и …. не увидеть, не насладиться,не проникнуться…. Мне всегда кпзалось,что лучше не додать детям,оставить в них желание увидеть,узнать самим,чем пересытить и убедить их в своей исключительности.

Angelinushka

Все имеет свою цену. Кто-то спешит, кто-то созерцает. Бывает мы какое-то время спешим, потом отдыхаем и наслаждаемся. Жить не напрягаясь еще ни у кого не получилось.

Наталья (другая)

Кора у дерева темная, под солнцем нагревается сильнее, чем белый снег (который солнечные лучи отражает именно потому, что белый). А с елок-сосен еще и иголки сыплются, каждая иголочка — точка нагрева. Никогда не видели, как вытаивает снег под камнем или кучкой земли?

Наталья (другая)

Редакции: куды опять пропали все комментарии за последнюю неделю?????

Похожие статьи