Казалось бы, какой матриархат! Женщины социально не защищены. Карьеру женщине с детьми сделать сложнее, чем мужчине без детей. Да, на государственном уровне наше общество не матриархально. Но не будем говорить о государственных приоритетах и поддержке, это все к реальной жизни имеет мало отношения. Сегодня они такие — а завтра в корне поменялись. Так было много раз в нашей истории. Я хочу поговорить о матриархате в семье и в обществе на бытовом уровне. Я уверена, что в этой сфере женщины играют ведущую роль. Для начала давайте вспомним, какой праздник отмечается с бОльшим размахом и более популярен — «праздник девочек» — 8 марта — или «праздник мальчиков» — 23 февраля? Допустим, мы не любим и не отмечаем 8 марта по идеологическим соображениям: в это время почти всегда Великий пост, да и к Розе Люксембург не все испытывают симпатию. Все равно этот праздник нас догонит. Корпоратив на работе, дежурная розочка даже от самого скупого начальника, поздравления от знакомых и малознакомых… В социальных сетях завалят поздравительным спамом. А кто и как празднует 23 февраля? Наш дедушка празднует. Но если в их семье 8 марта — праздник со столом и подарками, то 23-го — поцелуй в щечку и звонки единомышленникам, которые тоже служили в советской армии. В школах и садиках даже День святого Валентина отмечается сейчас как-то шире. На 23 февраля может пройти смотр строя и песни или соревнование «А ну-ка, мальчики». Так какой праздник важнее? Вспоминаю одну свою знакомую. Православная девушка, у неё три сыночка, она очень заботливая и любящая мама. Но она поставила себе задачу — родить девочку, пока не поздно. Мотивация — сыновья женятся, разъедутся, будут раз в неделю звонить и бурчать в трубку. Для того чтобы не остаться одной — нужна дочка. Дочка — настоящий наследник, мамина надежда. Обратимся к истории. Если судить по фольклору, раньше девочки в семье воспринимались как «чужой кусок». «Не для себя растим». Помните у Толстого: «Сыновьям ножки — топтать отцовские дорожки, дочерям — крылья, все равно из дома улетите». Сейчас ситуация в корне изменилась. Сыновья — чужой кусок, женятся — уйдут к супруге. Да и стоит ли вкладываться в их воспитание, ведь мужчина — перекати-поле. Если не уедет сам куда-нибудь покорять мир, то у нас часто то война, то революция, то повальное пьянство. Знаю большие семьи, где из всех детей 1910-1925 годов рождения осталась одна девочка. А были ведь и семьи, где вообще никого не осталось… Поэтому сыновей можно баловать — в конце концов, в будущем их проблемы совсем не мои. Настоящий наследник, тот, кто будет заботиться о родителях в их старости, — конечно, дочка. Бабушки с детьми дочкам помогают намного чаще и больше, чем сыновьям. Так получилось, что мужчина в семье уже не является необходимым членом. Уже выросло не одно поколение детей без отцов. Мужчину без особого вреда можно заменить на другого, а можно прожить и вовсе без него. Хотя наличие мужа для поколения наших бабушек было большим плюсом к социальному статусу, он был элементом престижа, одной быть вроде стыдно. Но при этом решающей роли в семье он не играл, решения принимала женщина. Мне иногда кажется, что мужчина не всегда воспринимался как разумное существо, обладающее волей и совестью. Об этом говорит, например, ходовая фраза «увести мужа». Муж — это вроде козлика на веревочке, которого можно спокойно отвязать и увести. А кто виноват? Жена виновата сама, плохо за ним смотрела. На муже никакой ответственности за свои поступки. Если в семье появляется малыш с особенностями и мама оставляет его дома, не сдает в интернат или в детский дом — это воспринимается как норма. А если в такой семье остается папа — то такой поступок воспринимается как героизм. Потому что «обычно они уходят, не выдерживают трудностей». Вам не кажутся странными двойные стандарты для мужского и женского поведения? Для женщины нормально — пожертвовать своей жизнью и оставить ребенка, для мужчины нормально — уйти? Ещё один аргумент в пользу матриархата, взятый из определения этого термина в «Википедии». «Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право — неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака, — дети остаются в семье матери. Семья формируется вокруг матери, а не отца». Тут ни убавить, ни прибавить. Конечно, она формируется вокруг матери. И дети при разводе остаются с ней. Иногда дети, живущие в одном городе со своим отцом, несколько раз случайно видели его на улице — и все. Живут с мамой, маминым новым мужем, мамиными детьми от новых браков. Тут же, кстати, можно найти и ответ на вопрос, почему крупные государственные посты занимают мужчины: «Неверно считать, что в матриархальных обществах мужчины не имеют никаких прав и привилегий. В существующих ныне обществах, построенных по матриархальному типу, мужчины выполняют те же функции, что и в патриархальных, обеспечивают защиту, решают сложные племенные вопросы. То есть то, что они за бутылкой у Сереги в гараже обсуждают, — это сложные племенные вопросы. Они там собираются и ритуально ведут себя, как в патриархальном обществе. Только потом они тихо идут домой и на следующий день покорно следуют за женой на рынок. Но продукты мало кому из них доверяют покупать — это же так сложно, они не справятся, купят не то, что нужно и втридорога…