…мати Матроно, ты дневнаго света не познавши, светом Невечерним озарилася еси… (из стихиры на вечерне) Однажды я выходила усталая из одного пустого сельского храма. Подсвечник стоял в полутемном помещении церкви как раз у иконы праведной Матроны, изображенной с плотно закрытыми глазами. В голове пронеслось: наверное, она закрыла их от яркого Невечернего света. *** У православного человека христианское отношение, даже к святым, приходит постепенно. Раньше, когда матушка Матрона Московская еще не была прославлена в лике святых, я сама ездила на ее могилку. Есть хорошая, славная тайна в том, что человек будет проСЛАВлен. И когда люди приезжают пока еще только на могилку, они приникают к началу этой тайны, которая имеет потом совершиться, если Богу будет угодно. Как моя подруга любит спрашивать: у тебя любопытство или интерес? Здесь, безусловно, был интерес. Конечно, похвальна осторожность, а, тем более, трезвость христианского рассуждения. Почему вдруг такое паломничество уже на Таганку? Обычно в храм известные мне сугубые почитательницы прав. Матроны ходят редко. А других паломниц я лично не знаю, поэтому кажется, что такова статистика в целом. «Поклонницы» будто не думают, и не понимают, для чего едут в Покровский монастырь. Да, конечно, за чудесами. Но, в таком случае, мощи св. Матроны – это одно, а Церковь Христова – другое. Однажды я две недели жила в избе, кажется, Покровского села Вологодской области. Дом этот незадолго до того принадлежал человеку-мирянину, которого местные жители желали причислить к лику святых. И хотя тогда у меня почему-то не было каких-то благочестивых размышлений, осталась память о том, что Господь как-то сподобил пожить в доме человека, которого прихожане решили с любовью так вот ублажить – поспособствовать его причислению к Лику святых. Эти прихожане искали пользы для души. Те, что едут в Покровский монастырь – тоже ищут пользу… Девушка Ксения, наша хорошая приятельница, в прошлом староста храма, неожиданно заехала к нам в гости. Ехала-то она к нашим родственникам и, кажется, думала, что обидит нас, если не заглянет в гости. Незапланированный визит оказался немного чудесным. В нем не осталось места запланированной банальности. Волнующие душу вопросы были хоть и выношены, но не поданы (в разговоре) на блюде с золотой каемочкой. Версия нашей Ксении заключалась в том, что в каждую эпоху почитают своих святых. Для того, чтобы люди всегда молились Христу. Если вдруг выходит «на Божий свет» почитание какого-либо святого – мы думаем – вот как Бог прославил! И бывает, что святой, как небесное светило на небосклоне, отходит за горизонт. Его почитание уменьшается. Ведь и к матушке наши современники потянулись через много лет после ее погребения. Согласно ее пророчеству. Христос же сияет всегда. Различная степень почитания святых привычна и не вызывает никаких вопросов. Например, преподобного Сергия знают все, и обращаются в разных нуждах; его личность вообще играет на разных струнах души. Некоторых святых любим особенной любовью, например, батюшку Серафима. Мы знаем благоверного князя Александра Невского. Большинство же святых, по правде, нам малознакомо. Князя Даниила, хозяина Москвы, забыли в XX столетии. Может быть, по крайней необразованности, имена некогда славных «Святителей Московских» малоизвестны большинству наших российских современников. Матушка Матрона – наша современница. Не важно, что кто-то не назидается ее житием, а хочет только устроить свою жизнь. Важно, что многие назидаются. Матрона же жалела неверующих. И нам бы сейчас, прося матушку Матрону об исцелении наших детей, мужей, сказать бы Христу: «Молитвами матушки Матроны, умножь в нас веру!». В Евангелии говорится о женщине-язычнице, которая признала со смирением высоту Христова учения, как сказали бы сейчас, униженно, просив крупиц, падающих со стола. У этой женщины была больна дочь. Точно также и к праведной Матроне обращаются за помощью. Люди учатся смирению. А матушка Матрона оказывает любовь. Она просто жалела, жалела в тяжелые военные и послевоенные годы, и сейчас жалеет. Если малоцерковные люди читают о ее прижизненных чудесах, они видят любовь матушки. Именно она их привлекает. Нашим современницам не очень знакомо понятие «мирного духа», о котором говорил, например, прп. Серафим (от которого «спасутся тысячи»). Зато его любовь и тогда, и сейчас была взыскуема людьми. Именно так приходили и к нему, еще живому, никогда не видев прежде. Матушка Матрона привлекает как будто простыми вещами: маловерные люди вдохновляются чудесами. Но поскольку душа человека – христианка – она хочет пытаться стать такой же простой и отзывчивой, как матушкина душа.