Еще каких-то 10 лет назад, согласно статистике, распадался каждый третий брак, а сегодня — уже каждый второй. Участились разводы людей, состоящих в венчанном браке. Трагедия может произойти  в любой семье, независимо от количества прожитых вместе лет и возраста супругов.

Порой кажется, что проще все окончательно бросить и навсегда прекратить утомительные споры, чем подстраиваться и менять свои привычки в угоду другому человеку. А бывает, отношения резко меняют свою природу под влиянием  непредвиденных обстоятельств извне, и свободный выбор превращается в скорбную тесноту зависимости.

Какие бы причины ни приводили супругов к разводу, в результате — обманутые надежды, израненное сердце и долгий путь выздоровления.

Но бывает и так: пожив отдельно, муж или жена приходят к пониманию того, что решение, в правильности которого они были так уверены, перестало казаться таким уж очевидным и единственно возможным. Да и точка невозврата оказывается вовсе не точкой, а многоточием…

Можно ли исправить что-то после того, как «больной уже умер»? Забыть обиды, предательство, вернуть утраченное счастье, второй раз войти в одну и ту же реку? Авторы и ведущие социального проекта «Между нами» Наталья Кручинина и Виктория Могильная задали эти вопросы человеку, который знает о разводе не понаслышке, — своей историей с нами поделилась Анна Журавлева, жена протоиерея Александра Журавлева. Анна и Александр встречались три с половиной года до свадьбы, а через год после венчания семья распалась — супруги официально развелись.

К семье священника, как правило, относятся очень предвзято. С одной стороны, она закрыта и окружена ореолом сакральности, а с другой — «они ведь тоже люди»! Люди, от которых ждут святости и безгрешности уже здесь и сейчас. Поэтому готовность открывать свою личную жизнь может восприниматься читателями по-разному, и мы очень благодарны вам за готовность говорить откровенно. Наш первый вопрос: насколько развод — окончательный приговор?

Я думаю, что развод становится окончательным приговором тогда, когда оба супруга его таковым воспринимают, если они оба подводят под ним окончательную черту. Если же остается хотя бы один, который верит в то, что они связали себя узами брака, перед Богом пообещав друг другу всегда быть вместе, в то, что таинство брака — это навечно, если остается эта внутренняя вера хотя бы в одном супруге, то все возможно. Через молитву, через  веру. Не сразу, конечно, но приходит понимание того, кто и в чем был не прав и можно ли еще как-то исправить свои ошибки.

Тогда получается, что развод становится решением не жить так, как жили прежде?

В тот момент развод для меня был скорее толчком что-то пересмотреть, понять, что именно требует изменений… Мне было очень страшно — почему беда обрушилась, как снег на голову? Ко всему, я еще и на шестом месяце беременности была…

Несмотря на то что я росла в неверующей семье, вера в нерушимость брака у меня была безоговорочной. Во все, о чем говорилось в молитвах таинства венчания, я свято верила. То, что муж должен быть единственным и на всю жизнь, я воспринимала как абсолютную норму. Поэтому развод, который случился вот так вдруг, да еще не с простым человеком, а со священником, брак с которым вроде бы гарантировал, что мы никуда уже друг от друга  не денемся, был неожиданным и страшным для меня.

Кто принял судьбоносное решение?

Чье было решение разводиться? Это было решение мужа. Но я не переставала чувствовать, что этот человек мне близок, что я его люблю. У нас вообще отношения всегда так развивались — как бы мы ни ссорились, ни спорили, все, что происходило на словах, не касалось и не повреждало того огромного чувства, которое было и есть между нами. Мы могли не сходиться во мнениях, но все равно оставаться родными людьми. И это было главное, что у меня оставалось в тот момент. Конечно, была и обида, и разочарование, но вместе с тем всегда оставалась любовь и надежда на то, что мы будем вместе. Я даже думала тогда, что, возможно, это случится, когда мы уже состаримся, когда будет пройден некий путь и вдруг он поймет — какая я была…

Но все произошло очень быстро. Относительно, конечно. Мы встречались три с половиной года до свадьбы, потом поженились и развелись через девять месяцев. После развода два года мы не жили вместе, а потом так же неожиданно для меня помирились…

Возможно, всему виной была молодость?

Да, пожалуй. Мы совершенно не могли притереться друг ко другу. Кроме того, жили с моими родителями. Да и свекровь видела карьеру сына иначе — не думала, что он станет священником. Плюс огромную роль сыграло то, что муж стал батюшкой через три месяца после того, как мы поженились. Само таинство рукоположения — это непростое испытание в жизни любого священника, мне кажется. Вдруг из простого человека он превращается в того, кому целуют руки в прямом смысле слова. Молоденький семинарист в 23 года приезжает на приход, где все люди, пусть даже это сельские бабушки, вдруг устремляют на него все свои взгляды, мысли и чувства. И батюшка, естественно, становится особо важной персоной… А дома его ждет жена, которая еще не успела вместить и осмыслить, что же произошло с ее молодым мужем и как по-новому строить отношения.

Руки не целует, однако может указать в ультимативной форме, куда класть носки…

Да, и это воспринимается как неуважение, укор, придирка. А сейчас, бывает, муж мне говорит: «Вот как хорошо, что у меня есть ты! Потому что ты говоришь то, чего мне никто не может сказать. Даже себе я иногда в этом не признаюсь. А ты скажешь, и я понимаю, что с этим надо что-то делать…».

Сколько лет, на ваш взгляд, нужно прожить в браке, чтобы достичь такого понимания?

Мы живем вместе  20 лет. И понимание не через девять месяцев после венчания пришло. Как говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин: «С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает… Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон».

Три с половиной года вы встречались, и, наверное, оба понимали, что брак — это раз и навсегда?

Честно говоря, мы не до конца понимали. Такое ощущение, что свадьбой все закончилось только потому, что должны были уже как-то закончиться эти три с половиной года. У нас уже не было, так сказать, чувств «на подъеме», и, может быть, поэтому нам не хватило запала влюбленности потом…

Что, на ваш взгляд, лучше: долго встречаться и жениться потому, что пришла пора, или все-таки нужны яркие чувства, влюбленность?

Все сугубо индивидуально, но я абсолютно уверена, что без испытаний не выживет ни один брак. И неважно, когда человек оказывается перед выбором — в период влюбленности, через девять месяцев после венчания или через 20 лет. Господь каждому посылает его в нужный момент. Для того чтобы произошла переоценка ценностей, чтобы мы вышли на новый уровень отношений и понимания того, что живем вместе не потому, что делать нечего и некуда деваться, а потому что — любим!

И, может быть, любим теперь еще больше, а то, что было, уже не так волнует, потому что между нами появилось что-то новое, за что я люблю этого человека и почему хочу быть с ним рядом.

Кто-нибудь из близких вас поддерживал в трудные минуты после развода?

Конечно. Прежде всего, мама. Она терпела мои переживания, трепетно относилась к моей беременности, молилась в родах, а после рождения Феодосия стала самой лучшей бабушкой. В то время мама была замдеканом педагогического факультета Киевского пединститута. Самым большим испытанием для нее стали утренние расставания с маленьким внучком. Мой родной семнадцатилетний брат, который стал крестным Феодосия, помогал гладить пеленки и на старом запорожце возил новорожденного крестника на причастие в Кирилловскую церковь.

У меня была бабушка, которая созерцала все это со стороны, понимаете? Она была неверующей, но очень порядочным и культурным человеком, «голубых кровей», как говорится. Бабушка имела разговор с ректором Киевской духовной академии и семинарии. Конечно, она спрашивала о том, как видит ситуацию отец ректор. После бабушкиных разговоров с ректором мужу пришлось не раз отвечать перед начальствующими о мотивах своих поступков. Но отношения между нами не улучшились. Я к чему это говорю? Никакие формы принуждения, даже от самого высшего начальства, в подобных ситуациях не работают, пока человек сам все не переосмыслит.

Был такой удивительный случай. Подходит ко мне в храме один священник и говорит: «Поезжай сейчас в Лавру». Чего вдруг я должна ехать в Лавру? Но знаете, когда все так болит внутри, тогда прислушиваешься уже к любому знаку от Бога, ты готов смириться с любым обстоятельством, лишь бы вновь почувствовать надежду. И мы с малышом поехали в Лавру, где в саду возле митрополии встретили  блаженнейшего  Владимира (Сабодана). Я подошла к нему: «Доброе утро, владыко, вот такая ситуация, я одна осталась с ребенком, муж священник, так тяжело, что нет сил».  И владыка так спокойно ответил: «Ничего, ничего, потерпи, потерпи». И все. Потом батюшка рассказывал, что владыка его вызывал к себе, и это был единственный человек, кто не обличал, не ругал его, не говорил, мол, если не вернешься, тебе кандидатской не видать. Он просто сказал — ты подумай. И молитва владыки о нас, думаю, сыграла важную роль во всей этой истории.

А как вы помирились?

Внезапно. Одна знакомая  матушка сказала мне, что надо молиться, надо очень сильно молиться. Чем может помочь молитва? Я в своей жизни увидела это воочию, своими глазами. Думаю, сценарий нашего примирения мог растянуться лет на двадцать, а молитва… она ускоряет события. Мы как бы сжимаем время, и все вокруг начинает двигаться быстрее.

Я молилась Божьей Матери, и накануне официального развода был такой момент. Я зажгла наши венчальные свечи и с большим трепетом читала акафист Покрову Божьей Матери. Молюсь и думаю: «А что если он просто меня не любит? Такое же может быть? Почему он должен через себя переступить и жить с человеком, которого не любит? И кто может его заставить любить?». И вдруг такая отчаянная мысль: «Господи, он же мой муж! Я больше ничего у Тебя не прошу, только это — сделай так, чтобы он меня любил! Потому что я его люблю как мужа, и я бы хотела, чтобы и он меня любил так же!».

И я уверена, что Он тогда меня услышал. Помню, унывала от одного воспоминания о том, как муж тогда смотрел на меня — это взгляд человека, который в тебе уже сомневается. Это страшно, когда ты это чувствуешь, тут даже не надо говорить, что тебя не любят. Ты просто смотришь в глаза, и ты понимаешь это. А сегодня, каждый день я смотрю в глаза, которые не сомневаются и покрывают своей любовью даже то, в чем я объективно виновата… Значит, эта любовь пришла, и она не могла прийти сразу — просто так.

Тяжело было простить?

Да. Хотя мы сразу договорились, что забываем все, что было до этого и подводим черту.  Потому что всегда ведь остается осадок… После разрыва отношения строились  с чистого листа. Для того чтобы как-то наладить между собой взаимосвязь, взаимопонимание, мы условились, что строим наши отношения только вдвоем. Хотя бы какое-то определенное время не учитываем мнение со стороны. Даже родителей.

Сейчас я говорю об этом спокойно, у меня нет никакой обиды, я понимаю, что те отношения, которые мы построили после развода, намного ценнее и лучше. Я даже не знаю, стали бы они качественно другими, если бы мы не претерпели скитания по кругу всего этого кошмара.

А кто сделал первый шаг?

Батюшка. Он приехал на второй день рождения сына, зашел с огромной игрушечной собакой и просто, без каких-либо объяснений спросил: «Вы были с Феодосием в этом году у мощей святителя Феодосия Черниговского?». Я отвечаю: «Нет, мы никогда не были». И он говорит: «Ну вот, значит, в пятницу мы можем поехать к святителю, если ты согласна». И уже когда мы были у Феодосия Черниговского, он предложил мне переехать к нему и жить вместе. Все.

И тут началось самое сложное. На меня ополчились все. Мама, родственники, все, кто наблюдал мои страдания со стороны. Они мне сказали, что я потеряла всякий стыд, гордость, меня растоптали, а я…

А вы?

Мне в тот момент было все равно. Главное — он меня позвал. Единственный, кто меня поддержал, это мой папа, который тогда работал в Ханты-Мансийске, и когда я позвонила, он сказал: «Аня, сейчас все тебе скажут, что так нельзя, но ты должна поступить так, как чувствует твое сердце. Если ты его любишь — бросай все, уходи. Не любишь — тогда слушай бабушку и маму». Папа не знал тогда всей ситуации, но он предвидел, что я окажусь перед выбором.  Слава Богу, потом  все переменилось.

Сколько лет прошло, прежде чем наступил мир в семье? Полный, настоящий?

Ну, у нас очень порядочная семья. У нас все равно никогда не переходило на выяснения отношений, всегда остается недосказанность (смеется).Чтобы сказать человеку в лицо, что ты подлец — такого не бывает у нас никогда. Просто поведение батюшки стало настолько меняться, что со временем родственники стали говорить моей маме: «Мы до сих пор не можем поверить, что это тот человек». Сегодня батюшка для всей нашей семьи образец — и мужа, и отца, и священника.

А можно ли сказать, что все-таки семья и родственники часто дают не очень корректные советы, которые впоследствии могут негативно влиять на отношения молодых?

Конечно. Я даже по себе иногда замечаю, что иначе веду себя с мужем в присутствии моей мамы. Когда рядом с женщиной мама, то это придает ей  уверенности, в том, что ты не одна, тебя есть кому защитить.

Чувствуется поддержка?

Да, да. Хотя на самом деле это ухудшает отношения, потому что муж тут же чувствует какое-то охлаждение — она как бы уже не моя жена, она дочь. А, во-вторых, все-таки, будучи христианами, мы говорим, что муж и жена — это одна плоть. И если они одна плоть, то интуитивно чувствуют друг друга без слов. По жестам ли, по мимике его понимаешь, что необходимо сейчас сказать, ваши перемигивания имеют интимный характер, у вас есть контакт, есть взаимопонимание. А когда мама рядом, такого контакта не будет. Ты этим не пользуешься, ты просто напрямую говоришь и действуешь. И весь флер испаряется, остаются одни сухие ответы.

И поэтому вы стали жить отдельно?

Да, я переехала с сыном в последнее село Киевской области на границе с Черниговской. У нас был домик, туалет на улице, колодец… И у батюшки приход.

Напоминает путешествие жен декабристов…

На самом деле, это был аванс счастья. Очень хотелось навести уют, построить свой семейный очаг. Все было ново, в этом раю не хватало только фортепиано. В таких  условиях у нас родился второй сын Георгий. Первый наш ремонт в той хатке самый памятный. Мы просто ободрали все, потом «поштукатурили» сверху кострицей (я теперь знаю, что такое кострица — это такие льняные опилочки, которые с глиной смешиваются). Поклеили по шесть рублей обои, светлые — ни одного пятна, покрасили старые кухонные шкафчики в белый цвет, прибили полочки для глиняных глечиков и крючочки для свежих полотенец… Это было  ощущение счастья! Это был наш самый первый и самый запоминающийся ремонт. Уже после этого ремонтов было много, но такого счастья в процессе этого занятия мы больше никогда не испытывали.

Дети знают, что вы расставались?

Да, дети знают. Я не могу сказать, что мы сразу им все рассказали, в этом не было необходимости. Феодосий, слава Богу, ничего не помнил и не заметил, как папа в два года появился в его жизни. Он его сразу принял, как будто он не исчезал. Хотя моего папу сын называл «папа-дед», потому что я ведь своего папу называю «папа». Попозже, когда родились и подросли наши Георгий, Фрося и Илюша, мы говорили детям о том, что наши отношения  прошли через испытания, но, опять-таки, между нами не осталось чувства обиды, это для нас скорее позитивный и поучительный пример преодоления трудностей.

Можно ли тогда сказать, что если в жизни произошел  подобный опыт, то лучше воздерживаться в некоторых словах, чтобы не вспоминать, не копать прошлое?

Тут только одно нужно — безоговорочно простить.

Каким образом, если очень больно? Или это особый талант — прощать?

Тут особых талантов не нужно. Когда вы идете на исповедь и получаете прощение, вы  знаете, чувствуете Его милость. Как же не простить человеку его ошибки, если тебе самому сейчас все со счетов списали? Проще простить и жить дальше.

Кому из вас тяжелее было простить?

Тяжелее было мне, потому что меня оставили, да еще и беременную. Но его раскаяние, его осознание  вины, по-моему, покрыло всю мою обиду. И, видя мою готовность не помнить плохого, муж, в свою очередь, простил меня. Знаете, как говорят единственный способ получить добро — это начать первым добро делать. Только так его получают.  Единственный способ добиться, чтобы муж не обижался, это не обижаться на него самой.

То есть, всегда молчать?

Почему же? Бывают такие ситуации, когда не озвучить все сразу — преступление. Иначе раз промолчал, другой раз промолчал, носишь недовольство внутри, носишь, и вдруг наступает момент, когда тебя спрашивают о какой-то мелочи, например, хочешь ли ты кофе, а ты взрываешься: «Ничего я уже не хочу!» И получается, что возмущение все равно выйдет наружу, даже не будешь прогнозировать ситуацию, а вот оно — раз и все.

Накопленные обиды никуда не уходят. Другое дело, на что мы обижаемся. Ведь признать инаковость другого человека и не перекраивать его под свои мерки — сложнее всего. Мы, наверное, лет пять учились проговаривать правильно, без крика, то, что нас волнует.

Учились слушать и слышать друг друга. Мужу казалось, что для сохранения хороших отношений лучше не говорить вслух о своих претензиях, о том, что тебя волнует, лучше промолчать. На то, чтобы научиться говорить о том, о чем тебе хочется «помолчать», у нас ушло лет пять. Мне в этом помогала исповедь, потому что высказать мужу в лицо, средь бела дня свои терзания у меня не получалось. Могла обидеть.

В церковной этике существует такое негласное правило: матушка батюшке не исповедуется, иначе может «занести на опасном повороте». Разве не так?

Мы с этим вопросом обращались к нескольким авторитетным батюшкам, даже Оптину пустынь посетили, и мне четко сказали: исповедуйся своему мужу. Возможно, это было сказано именно для нашей семьи.

Чем мне помогала исповедь? Я своей искренностью — а на исповеди человек не может утаивать даже мысли — показывала, что у меня нет никакой предвзятости, у меня нет  желания насолить мужу, обидеть, подколоть, у меня есть только одно стремление — наладить нормальные отношения. Чтобы было доверие, чтобы было взаимопонимание. Поэтому мои исповеди мужу-священнику — это поднятые вверх руки. То есть, я безоружна. Все, мимо чего нельзя было пройти равнодушно, мы проговаривали. Остальное покрывали снисхождением, тем самым научаясь великодушию.

Можно ли сказать, что в вашем случае развод был горьким лекарством?

Да, на сегодняшний день я это признаю. Но в тот момент, когда я была одна, было больно. Очень больно. Разочарование выжигало все внутри. Я была уверена, что брак с семинаристом — это 100-процентная гарантия, и можно расслабиться и сесть, свесив ноги. Наверное, тут надо девочкам, которые мечтают о почетном звании матушки, напомнить: работать придется  над любыми отношениями, причем до гробовой доски. А священник — это не небожитель, а живой человек.

Матушка, мы знаем, что ваша с батюшкой семья просто фонтанирует различными церковными и социальными проектами…

Я не терплю равнодушия никогда и ни в чем. Я считаю так: либо не делай, либо делай с огромной внутренней отдачей. Если мы что-то вместе делаем, а мы фактически все делаем вместе с батюшкой, мы очень требовательны друг к другу. Это касается всех проектов у нас на приходе. Ему одному было бы очень нелегко, а так мое педагогическое образование пригодилось.

Мы сидим ночами и вкладываемся в каждый детский праздник или расписываем план работ в детском лагере. Все до мельчайших подробностей, каждое слово, которое мы будем произносить, прописываем.

Вы вторая скрипка?

Сценарии, любого рода сочинительство, организация  уроков и праздников — это часть моей профессии как учителя музыки. Поэтому иногда может сложиться впечатление, что я «главная». Но это не так! Я сама, без него — ничто. Какие бы идеи я ни придумывала, какой бы самый качественный продукт ни произвела на свет, мне его девать некуда. И только потому, что я при своем муже — мне любое дело в радость. Мне не так важно реализовать себя. Важно реализовать себя рядом с ним. У меня такое впечатление, что если бы его не было  рядом, не было бы смысла вообще что-либо делать.

То есть, вы не утверждаетесь друг перед другом?

Абсолютно нет. Я мужу очень благодарна за то, что он никогда меня таким образом не унизил — ты женщина, сиди и молчи, бесхребетное существо, а я здесь глава и буду править нашим миром. Он не принуждает меня быть слабой, но его ко мне доброе отношение, понимание и великодушие — дает мне возможность ею быть. Даже если батюшка чувствует, что мне хочется ему показать сейчас, какая  я умница-разумница, он мне позволяет это сделать, и, вместе с тем, его это умиляет. Ему нечего бояться и самому себе доказывать, что он главный, путем умаления меня. Ведь он и так глава! Батюшка   прямо на службе, в присутствии прихожан может посоветоваться со мной относительно  следующей службы или поездки в Лавру.

Тогда «женщина в Церкви да молчит» — это о чем?

Это о том, что у женщины нет тормозов, наверное. Я, конечно, только по себе могу судить. Я не молчу в Церкви — пою на клиросе, звоню в колокола, провожу беседы с детьми, делюсь с мужем интересной литературой для проповедей, готовлю к выпуску приходскую газету. Пока священник исповедует часа-полтора до причастия, читаю вслух на клиросе интересные статьи, факты из житий святых, чтобы удерживать внимание и помочь людям не рассеиваться мыслями на службе.

Молчу ли я в Церкви? Да, в рамках положенного. Но дай мне свободу — ух, как может далеко занести! Эмоциональная природа женщины такова, что ей тяжело себя сдерживать. Господь же знал об этом, поэтому и рамки установил.

Дома же молчание вообще может стать причиной отчуждения между супругами. Именно в общении, в совместном труде и отдыхе, во взаимопомощи даже в простых бытовых обязанностях рождается то чувство дружбы и близости, которое сохраняет любовь супругов на долгие годы.

Спасибо вам большое за честный и глубокий разговор!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Спасибо огромное за интервью! За откровенность! Столько практических советов и совершенно без морализаторства, а, наоборот, с честным перечислением своих ошибок. Единственное, что не удастся применить для людей мирских, это исповедь у своего мужа. А жаль! Редкий мужчина, если он не подлец, сможет не простить свою половину, когда она просит прощения у Господа, а он стоит рядом… Счастья им и долгих лет жизни!

kasablanca

Не согласна. У женщины должна быть своя жизнь, куда вход всем закрыт. Своя женская тайна, загадка. Именно из этих побуждений не стала бы исповедоваться перед мужем.

Просто под исповедью понимают разное. Собственно исповедь — назвать грех общим словом, и все. А уж тайны открывать — по желанию, и это уже не совсем исповедь…

kasablanca

Читала на ночь «Трех мушкетеров», размечталась о графе де Ла Фер. Это как исповедовать? На десять минут посетили мысли, что вернуть бы молодость… Не знаю, может я одна такая. Но мне кажется, что у большинства женщин бывают дни, когда тяжело, все раздражает, приходят ненужные помыслы. Ну зачем родному человеку (все равно родному) об этом знать?
Может, я чего-то не понимаю, и это брак высшей ступени, до которого я не доросла.

mama_lisenka

Так и сказать: иногда так хочется вернуть молодость! Мне все-таки очень хочется романтики. Может тогда и романтика появится

Galllka

исповедовать не помыслы, а конкретные поступки, если кого-то обидели и тд

mama_lisenka

А о какой именно тайне Вы говорите? Что стали бы утаивать?

kasablanca

Подумала о другом мужчине. Вспомнила первую любовь. Да и не обязательно. Вообще, в семье иногда лучше промолчать, чтобы не ранить. Например, читала здесь старые статьи, там автор, счастливая жена, мать четырех детей пишет, как десять лет брака вспоминала изживала первую любовь. И у многих женщин так.Обо всем мужу рассказывать? «В женщине должна быть загадка» (с). Перед мужем я хочу быть такой, какой хочу быть. Зачем ему знать обо всех моих слабостях?
И мне его исповедь не нужна. Иногда не ранить — гораздо больший подвиг, чем «выходить с открытым забралом».

Все вот это «размечталась о графе», «вспомнила первую любовь» — на исповеди называется «услаждение блудными помыслами». А подробности, я считаю, совершенно не обязательно знать не только мужу, но и никакому другому священнику.
Но в любом случае исповедь мужу — это не для всех, конечно…

kasablanca

Мне казалось, что священнику надо говорить о таких вещах. Подробности не надо. Но каково мужу слышать о таком? Вам бы хотелось, чтобы муж каялся каждый раз, как подумает о другой женщине (а у мужчин такое случается, даже у очень верных, просто последние свои помыслы в узде держат).
Исповедь мужу — это высшие сферы, большинству семей и недоступные, и не полезные. Поэтому не восхищаюсь данным опытом. ИМ так хорошо, и ладно. А эталоном не считаю.

Согласна. Именно об этом не могла бы сказать мужу, даже совсем общими словами. Может, просто у матушки Анны не бывало таких мыслей?:)
Кстати, мужу рассказала о такой практике, он совсем не в восторге)))

А думать о первой любви это грех разве? равно как и о графе де Ла Фер. и мечты о возврате молодости… что тут грешного-то? чтобы на исповеди в этом каяться. И еще я тоже не помню точно, у кого, думаю, у Антония Сурожского, прочитала, что на исповеди называть надо то, в чем раскаиваешься. Не то, о чем кто-то сказал, что это грех, ну, за исключением явно грехов. А то, что сам человек осознал в себе как грех. И вот я сколько ни думала о каких любвях, вот убейте никакого греха в том не вижу. А уж сколько мечт об Андрее… Читать далее »

kasablanca

Если первая любовь была очень реальной, а с мужем идет очередной кризис, то о невинности мечтаний можно только мечтать.

Но в любом случае не хочу открываться перед мужем вся. Мне еще бабушка говорила: «Мужу всю за..цу не кажи.»
Могу предположить, что слишком большое неприкрытое обожание матушки, отсутствие «личной площадки», особенно на заре отношений, могло стать толчком к разрыву.

rusalochka

kasablanca, дайте, пожалуйста, ссылку или название этой статьи, про изживание первой любви. Буду очень благодарна.

Не могла бы исповедоваться мужу, как, собственно, и никакому родному человеку. Именно потому что родной. ну и пощадила бы его, тоже )) хотя вроде у меня нет таких грехов, о каких он бы не знал. но нет, не смогла бы. Исповедь стала бы не разговором с Богом, а разговором с мужем

mama_lisenka

Да, вот это веский аргумент

Очень скудно сказано о том, почему у этих супругов возникли разногласия и почему ушел муж. А это вполне считывается. Муж вошел в семью жены и не чувствовал себя мужчиной. Тема, кстати, больная — взаимоотношение молодых и их родителей. От родителей требуется мудрость, которая не всегда есть. Мудрость приходится приобретать молодым — иногда вот таким болезненным способом.

kasablanca

Судя по реакции женской половины семьи и словам матушки «чувствуешь, что тебя не любят», причина могла быть более значимой и горькой.

По моему личному, глубокому убеждению- батюшку который оставил БЕРЕМЕННУЮ!!! жену, не по причине её измены- надо отправлять в запрет. Лишать сана, прихода, и права что-либо вообще говорить о Боге и христианстве, имею в виду преподавание на катехизаторских курсах, и иже с ними. Чему может научить приход такой поп? Свой брак не сохранил- но будет мудрые советы прихожанам давать и с прихожанками спать? Кошмар. Что вообще творится во власти РПЦ? Священники разводятся и продолжают служить, их жёны за ними собачонками бегают и себя во всём винят, владыки только пальчиком через раз грозят, а потом на консервативных ресурсах статьи типа этой, или… Читать далее »

Соглашусь. Тоже не очень поняла, как батюшка не был лишен сана. Всегда была уверена, что для священника развод может означать только одно — конец священнической карьеры. Знаю случай, когда семинарист вынужден был отказаться от священства, поскольку женился на женщине с ребенком. И ведь хорошее дело сделал, а священником быть уже не может. А когда развелся, тут вообще странно. Хотя бы до восстановления семьи он должен был быть отстранен от служения. По крайней мере, согласно канонам

Galllka

а я поняла, что не было официального развода,
он уехал из дома тёщи и тестя…а потом прошло время и
«предложил мне переехать к нему и жить вместе»

Цитата-«Я молилась Божьей Матери, и накануне официального развода был такой момент.», был официальный развод, с беременной, на шестом месяце женой.

Galllka

да, перечитала ещё раз… тогда — это ужос и развод, а не просто ссора…

Это отвратительное поведение эгоиста, которому всячески попустительствовало священноначалие, в лице упомянутого»отца-ректора» и прочих владык, грозящих пальчиком, и НИЧЕГО не делающих, чтоб подмоченную репутацию православной церкви- спасти. Это просто- отвратительно. По всем канонам, православный священник имеет право развестись с женой только по причине её измены, простить за которую- не имеет права, ибо прилюбодеяние. Для того чтобы остаться служить- он должен был в монахи уйти, вместо этого- он два года неизвестно что на своём приходе творил (не верю я в его целомудрие, небось пол села «попят» выросло) потом одумался, и «являет собой пример мужа и священника» Какой пример, прости Господи? Он венца,… Читать далее »

Да дело даже не в целомудрии, а просто канонически священник в православной церкви либо женатый — «одной жены муж», либо монах. Если в разводе или вдовец в молодых годах остался, то принимает монашество. Это внешняя форма, что под ней — оставим на совести самого человека. В данном же случае, как я понимаю, даже внешняя форма не была соблюдена. На самом деле, очень странно и непонятно, почему. Насколько я знаю, Охлобыстина запретили в служении из-за его актерской профессии, к которой он вернулся. Так решило священноначалие. Развод же, как я всегда была уверена, это однозначно уход из сана

Вот вот, по канонам развод для этого «батюшки» должен был стать концом служения. В монахи -то он не пошёл. Этого- не произошло. Это какая-то диверсия с подрывом авторитета православной церкви, как можно ходить в церковь, исповедоваться, зная, что церковное начальство покрывает своих служителей в таком гнусном поведении, и нарушает все догмы…

Mary Nightingale

Я согласна, что ситуация, возмутительная. Но в любом случае, человек осознал свою вину, исправился, поэтому не будем его поливать грязью. И бОльшие грешники становились святыми.

Это есть не поливание грязью, а обличение. «Благочестивенькое» закрывание глаз на подобное- тоже грех, и болезнь православного общества! Про это много писалась. Алтарника- педофила тоже «православные» голоса призывали не осуждать. Во что превращается церковь? Преступника прощаем, покрываем, попустительствуем его отвратительному поведению, ради чего? В надежде что он раскается? Да как была самодовольная ряха, простите, так и осталась!
Там жена на себя всю вину берёт, а православное общество ей подпевает! -«ты виновата! Он раскаялся!» А то что священник- прелюбодей, никого не смущает? Это же оксюморон!

Mary Nightingale

Обличение раскаянного и исправленного греха двадцатилетней давности)))))

Он не мог оставаться священником, после развода. Исключение- если бы принял постриг. И давность лет этого факта не умаляет. Он не мог оставаться священником. Покаяться и остаться
христианином — мог. Священником- нет.

Mary Nightingale

А про прелюбодеяние было в тексте?

Прелюбодеяние осталось за кадром, но прекрасно считывается с реакции женской половины семьи матушки Анны, » Они мне сказали, что я потеряла всякий стыд, гордость, меня растоптали, а я…»
Да и чисто логически- вы считаете, что молодой мужчина, обличённый властью над умами и душами прихожан(ок), не будучи монахом, ДВА ГОДА! Хранил верность женщине, которую уже не считал своей женой? Которую оттолкнул от себя- беременную, зарёванную, не хотящую развода?
Он не мог оставаться священником, после развода. Исключение- если бы принял постриг. И давность лет этого факта не умаляет. Он не мог оставаться священником. Покаяться и остаться
христианином — мог. Священником- нет.

Mary Nightingale

Это не более чем догадки. Мы не знаем ситуации.

Lisia

неизвестно. Может другая причина.

Да просто везде люди. Поначалу кажется, что в церкви все святые и праведные, и пошли в монастырь или в священники во имя высоких целей. А потом видишь постепенно, что далеко не все и не всегда )) ну и что? исповедываться по идее все равно кому, священник только свидетель. А идти за советом стоит в любом случае не к случайному батюшке, а к тому, кого знаешь. И ведь от идеализации священников и такого сугубого трепета всегда сами же священники — адекватные — и предостерегают

Священники тоже люди- пусть имеют всё что движется, всё равно к ним можно ходить каяться? Серьёзно? Пусть будут священники педофилы, будете к ним детей на исповедь отпускать? От некоторых особо благочестивых комментариев у меня создаётся стойкое ощущение, что конец света уже наступил. Может всё-таки не стоит попустительствовать греху и покрывать преступников, не осуждая- становиться равнодушными соучастниками преступлений, в которых жертва всегда виноватее преступника, ведь он потенциально может раскаяться?

В данном случае мы ни о грехах, ни тем более о преступлениях ничего не знаем. Начальство не должно было оставлять в сане священника, который развелся — но что там было и как оформлялось, мы опять же не знаем. А на исповедь мы идем не к священнику, а к Богу, равно как и на причастие. Помню цитату из романа Мережковского: «не вкушает ли голодный хлеба и в вертепе разбойничьем?» Если искать самого благочестивого священника, чтобы исповедоваться, до исповеди может и не дойти никогда. Про потворство греху и покрытие преступлений в данном случае речи нет. История давняя, нам о ней ничего не… Читать далее »

Потворство греху в данном случае есть, со стороны священноначалия, которое закрывало глаза на поведение батюшки, и позволяло ему служить. Ну да ладно, история давняя, матушка батюшку простила, вроде как хепи- энд, но сколько ещё ужаса и грязи творится в нашей родной церкви, с молчаливого разрешения членов этой самой церкви? В родном городе моего мужа, в брянской области, пару лет назад посадили алтарника, который систематически насиловал родных дочерей. И вроде как все, начиная от мамы и кончая благочинным- были в курсе ситуации, но вскрылась она только когда 12 летняя девочка попала в больницу, и соседкам по палате рассказала, что с ней… Читать далее »

Да, страшно, и такие вещи действительно бывают и замалчиваются, как в любой закрытой корпорации. Но новостью это является разве что для неофитов. Я первый матерный анекдот в своей жизни услышала от девочки в воскресной школе, своей ровесницы, а второй — от алтарника чуть постарше, и с тех пор знаю, что границ между миром и церковью нет. Люди и там и там те же )) зная это, Вы, столкнувшись с чем-то подобным лично, окажитесь «неправославной» и всеми силами постараетесь положить конец беспределу, и это логично и единственно правильно. Но есть и другая крайность — рассуждать, что все в церкви сплошь подонки,… Читать далее »

Понятно что подонки, равно как и психически не здоровые люди и в церкви, и в миру встречаются. Но если служение в церкви даёт индульгенцию и защиту от порицания за творимые беззакония- грустно, что тут скажешь. Хорошо что суд светский пока не ограничивается словами- «не суди да не судим будешь».

Главная проблема не в людях, а в мировоззрении «смирения, терпения, самообвинения». Не понимаю как можно не понимать, что преступление тут не в ошибках-слабостях человеческих, а в покрывательстве и оправдании зла? Вот именно что вы в комментариях оправдываете ситуацию, обвиняя человека. А надо любить человека, борясь со злом! Ужас. Надо ситуацию менять а не себя и других людей винить «везде есть такие-сякие люди». Человека надо всякого любить а не себя такую псевдо смиренную и терпеливую.

То, что Вы предлагаете — абстрактно бороться со злом, обвиняя не человека, а «ситуацию» — это и есть то самое терпение, смирение и самообвинение. Кто-то же в этой ситуации виноват? или она сама по себе такая нехорошая сложилась, давайте ее обвиним. И себя заодно, что кого-то обвинить посмели. Вот и самообвинение.
И если Ваш комментарий относится ко мне, то вынуждена уточнить — я ни разу не смиренная и не терпеливая. и даже притворяться не пытаюсь )))))

А куда церковное начальство смотрит, нам вообще никогда не понять. У нас оно в недавно возвращенном церкви храме затерло прекрасные фрески 18-го века и расписало весь храм в бело-голубую клетку. Я помню эти фрески, и честно, все это напоминает мне акт вандализма и возмущает гораздо больше, чем потворство и так далее. Советская власть значит за 70 лет эти фрески не уничтожила, а собственный архиерей — легко и сразу.

Кошмар! пусси это значит оскорбление чувств верующих, а бело-голубая клетка по старинным фрескам- ремонт? По мне так это страшнее пусек с покемонами. Сердце кровью облилось, как представила. Это самый настоящий вандализм. И надругание над святыней.

Да, я тоже в шоке была. Но вот так…

kasablanca

Послушайте, ну так нельзя. «Скажите, а часовню тоже я развалил?» Зачем на батюшку всех собак вешать? Да, мне история тоже неприятна в том плане, что никогда не была поклонницей всепрощения в браке. Неприятно чувствовать, что я, возможно просто плохая христианка.

Но матушка рассказала нам о глубоко личной истории, чтобы поддержать женщин, которые претерпевают скорби в браке (почти воцерковленно заговорила). Каждая семейная женщина это понимает. Да, мы можем быть не согласны с ее решением проблемы, но зачем переводить на проблемы общества, причем тут изнасилования???

Если это ко мне- то объясню. Мои комментарии большей частью не к личности батюшки матушки Анны относятся, а к обличению страшного, общего греха православной церкви- попустительству, потворству и сокрытию грехов включая самые что ни на есть уголовные. Под дружное шипение -«не судииии»- с молчаливого согласия правящего священства, прихожан храмов, и благочестивых читательниц «матрон» — творится беззаконие, Содом и Гомора в чистом виде.

kasablanca

Но мы же не знаем, как было на самом деле. Говоря откровенные гадости в адрес батюшки, мы и матушку задеваем.
А в семье всякое бывает. Особенно в молодости. Сама чудила в свое время, а сейчас такая чинно-блинная стала.
Опять же мы не знаем всего. Если матушка простила — ее право. Наверное это и есть восхождение к вершинам христианства — отказ от чувственной влюбленности мужа в тебя. Я бы не смогла.

Я могу предположить, что там было со стороны БЕРЕМЕННОЙ матушки. Гормональные всплески и токсикоз. Если это теперь считается достаточной причиной для оставления жены священником-остановите землю, я сойду.
Матушка как жена имела право его простить, любит, живёт, счастлива- всё хорошо. Но он служить после такого- не имеет права. Максимальная точка его служения при таком поведении- торговля пылесосами кирби. Хотя-бы на то время, пока с женой не помирился. Но в этой истории, попустительством властей- даже этого сделано не было.

Батюшка, по молодости, скорее всего был очень эгоцентричен, это видно по фотографии, этакий красавчик-любимчик, скорее всего его избаловала его мама- кашку ему варила по утрам. А женился, жена тоже захотела внимания и захотела что-бы игра была не в одни ворота.

svetlana_

Очень тяжелое впечатление оставляет это интервью. Женщину бросили беременную, без помощи, потом она же сразу к нему бежит, живет в нищете и радуется этому, и еще просит потом у мужа за развод прощение (что-то и в себе накопала). Благодарна, что не унижает (вот ведь подвижник какой), но считает себя без него пустым местом, еще и на исповедь к нему же ходит — ни малейшего личного кусочка души или пространства. Не могу я спокойно такое читать, словно про побитую собаку. «Когда рядом с женщиной мама, то это придает ей уверенности, в том, что ты не одна, тебя есть кому защитить» —… Читать далее »

Ezhik

Да,я себя представила на месте мамы героини. Сначала мама виновата,что не сложились отношения-» мы же у мамы жили». Потом надо помочь дочери перенести потрясение от измены и ухода мужа и растить внука. Потом порадоваться,что муж «внезапно» пришел и сказал «поедем жить ко мне». Потом еще услышать,что при маме дочь как-то себя не так ведет с мужем,и муж чувствует охлаждение. Пожалуй,мама ее зря молодую пару оставила «при себе». Как поженились-собрать чемоданчик и гоу подальше. А там уж как хотят,но хоть крайней не будешь. Насчет запрета в служении-по идее,должно так быть. Мир,конечно,падает,но допускать и такое падение в церкви…

kasablanca

Всегда двое виноваты. ИМХО, проблема фундаменталистского православного брака в том, что муж подсознательно уверен: у православной жены есть два дополнительных органа: «терпелка и смирялка», а это расхолаживает даже самого любящего мужчину. Когда с порога заявляют: «Что бы ни было — это навсегда, буду ждать и терпеть, все прощу». А еще в Библии сказано: мужчины не любят покорность, потакание, растворение. Не любил Иаков Лию. Уважать стал под конец жизни. Но не более. У нашего батюшки была беседа на «Союзе» на тему брака. Он неканонично считает, что смирение и растворение с потаканием — это разные вещи. И если женщина начнет ВСЕ терпеть,… Читать далее »

Мало смиряется- женщина виновата, много смиряется- опять женщина виновата. «Жила-была девочка- сама виновата» (с)

Настоящая любовь, прошедшая через все испытания. И гимн Любви ап.Павла прописан на сердце матушки Анны. Низкий Вам поклон за честность,за правду,за то что вы с батюшкой — несвятые святые. И не читайте злобные,гнусные комментарии. Таких женщин неимоверно жаль.Видимо,они не первый год в Церкви, но Евангелия не читают и зачем ходят на исповедь — тоже не понимают. Но «сведущи» в церковных канонах. Слава Тебе,Боже,что у нас нет женского священства.И в комиссию по канонизации Святых мы тоже не допущены.Иначе скольких бы разбойников,такие обиженные и несчастные цензоры, не допустили бы на Небо.А Христос на кресте, страдая и истекая кровью — простил и взял… Читать далее »

kasablanca

Просто каждая проецирует на себя. Если женщина проходит сложный этап брака и одновременно пытается воцерковиться, то смысл понятен:
1)В ЛЮБОМ браке будут испытания (искушения, кризисы)
2)Это дается нам Богом «для чего-то», чтобы мы приблизились к нему, пройдя испытания.
3)Молитва творит чудеса, ломает все логичное устроение житейской психологии.

Вы, конечно, правы насчет любви. И матушка молодец, правда. мало кто смог бы так. Просто рай и священство — вещи разные, как нас всю жизнь учили. Священники и их семьи — это образец для прихожан. Потому и требования к ним несоизмеримо выше, чем к любым другим людям. Парадоксально, но многие святые священниками быть бы не могли )) Мария Египетская великая святая, но не могла бы быть матушкой. Мы не судим и уж тем более не решаем вопрос о канонизации )) мы просто недоумеваем, как можно быть священником в разводе. С самого заголовка меня взяло недоумение, и статья, надо признаться, его… Читать далее »

Ezhik

Дело это все,конечно,глубоко не наше,есть правящий архиерей,но мне бы даже в голову не пришло,что священник может быть разведен,да и еще в таком варианте,как тут…

Судя по всему, батюшка на момент развода еще не кончил обучение. Может, начальство семинарии надеялось, что он как-то одумается… Странно именно то, что был официальный развод, батюшка же должен был знать, что это означает конец священства! раз пошел на это, значит знал, что его покроют…
Но действительно трудно судить, кажется, что не хватает информации.

Не знаю,кто автор,но спасибо ей от всех вдохновленных этим интервью http://yuvikom.livejournal.com/522911.html

Mary Nightingale

Да, трезвое мнение. А уж саму Юлию Комарову как только не склонялись в комментариях на это ресурсе.

Комарова пишет, что развод не означает конец священства. Да, — если развод по вине матушки или же на законных основаниях (есть такой перечень причин, по которым позволено разводиться, например, психическая болезнь второй половины или неспособность выполнять супружеские обязанности не по причине старости). Если я правильно понимаю. Но там ведь такого не было…

Mary Nightingale

Он же не вступал в повторный брак. А прелюбодеяние — не более чем догадки безымянного пользователя.

То есть все-таки можно развестись по собственному желанию и при этом остаться священником? Как-то не могу найти однозначного ответа…

Не означает так же, как и вдовство. Но чаще всего овдовевший в молодых годах священник принимает постриг

Gkortsi

Трудно простить мужчину, который оставил беременную жену, да еще явился на ВТОРОЙ ДЕНЬ с дурацкой игрушкой, Будучи матерью, я , наверное поступила бы также , ребенок должен расти в семье. Это мои личные убеждения.Но обида, однозначно, не пройдет с годами. Возможно ошибаюсь, но такое чувство осталось, что данный мужчина просто взвесил все логически — лишение сана, , например, и т.д.

Mary Nightingale

Нет, я все понимаю. Батюшка поступил дурно, священноначалие бездействовало — согласна. Но читая некоторые комментарии начинаешь думать, что покаяние — сказки для дурочек, прощение — признак забитости, а уж признание, что тоже в чем-то была не права — ужос ужос, до чего довели бедную матушку. Святых отцов — фтопку?

kasablanca

Многие из нас, особенно те, кто помнит «травмы поколений» видели грубое и несправедливое обращение с женщинами. Для таких людей «женское смирение» — красная тряпка. Боюсь, что именно чтение святых отцов без надлежащего руководства, породило на Руси жестокое обращение с женщинами и детьми. Вот сейчас опять на главном холдинге статьи о насилии в семье. Читаю истории, и мне и мне героинь почти не жаль (жаль, но негодование перекрывает). Он ее беременную бьет, ребенка выгоняет, а она отдельное жилье им ищет. Ударил раз, оставил след ботинка на лице — клофелина в пиво, связала, отдубасила от души. И все, сбежит, они «жертвенных» любят.… Читать далее »

Mary Nightingale

Я это понимаю, отчасти из опыта. Но в данной статье речь о побоях вообще не шла.

kasablanca

Да каждый видит то, что у него болит. У кого-то то «смирение, жертвенность». С одной стороны матушка Анна, рассказы с разных ресурсов о том, как сила молитвы двигала горы, вытаскивала из безнадежных ситуаций. С другой — автор статьи-исповеди на головном ресурсе, о том, что пока была смирной покорной православной женой, навевала на мужа тоску, как только от отчаяния взбрыкнула, спустила тормоза, ушла в загул — получила букет роз. Открыла для себя статьи Лидии Сиделевой, находясь на краю депрессии. Так легко, хорошо стало. Вроде и не обязательно быть «тварью дрожащей», надо стать личностью и т.п.. Но с другой стороны, как узнала… Читать далее »

Mary Nightingale

Не считаю возможным обсуждать чужую семейную жизнь, но вряд ли личная драма автора напрямую обусловлена выраженной в ее статьях позицией, и не обесценивает ее.

Ezhik

Подумалось,что публичное озвучивание таких историй-неоднозначная вещь. Вроде понятно,что посыл благой-показать,какая бывает жертвенная любовь,как со временем возможно в ней возрасти при прощении,покаянии. Что человек может меняться,нет ничего невозможного. Но в слабых и унылых мирских душах появляется много других мыслей…а если им можно даже так,то тогда и мне можно то-то и то-то…если так далеко можно отойти,а потом все хорошо,то и меня простят и жена,или муж,и Бог простит,разбойника же простил… ну и мысли-ба,а кто же у наших Чаш стоит, и правда-вон на Правмире некоторые священники предлагают отлучать от Причастия за контрацепцию, практически все-за добрачное сожительство… Короче,наверное,сохранение некого сакрального пространства в отношении священства-это неплохо…

Mary Nightingale

Это да, есть такое.

kasablanca

У каждого свои мысли, исходя из своего опыта. Для меня вторично, кто стоит у Чаши. Я этот период уже проходила. Первична настойчиво предлагаемая бесконечная женская жертвенность, характерная для нашей культуры. Сейчас на «Православии и мир» пошел цикл статей о домашнем насилии: «Он дал мне ногой в живот, потом ботинком по лицу, потом избил ребенка, потом т.д.,………. потом я пошла к батюшке посоветоваться» Все. Аут.
Знаете, никогда не сочувствовала Лие. Вот никогда. А мне мягко предлагают пример (поскольку матушка), который мне неприятен. Выход — отринуть от себя матушку с ее историей и убедить себя (и других) в том, что она не права.

Матушка может быть совершенно права. Но не являться при этом примером для подражания, особенно для всех. Все люди разные )) и можно стоять на прямо противоположных точках зрения и оставаться правыми — для себя. Правда только тогда правда, когда она не навязывается другим как единственно возможный путь. В этой статье, кстати, и не навязывается. Может быть, это постмодернизм, так думать… но одно знаю, идти к батюшке советоваться, если муж хоть раз ударил, точно не о чем. Нет, хотя кому как, есть любители острых ощущений. Но ребенка делать заложником своей тяги к адреналину как-то негуманно

Lisia

По сути оставлять и обижать беременную женщину нельзя. Нервы и это может повлиять на ребенка.

Ой, случайно минус поставила. конечно, плюс.

Похожие статьи