«Открываю сумку, а там «Коронация» сверху. Это она оказывается у соседки Акунина взяла. В дорогу. Библиотека-то в понедельник закрыта. А нам в поезде двое суток ехать. Куда ж без книги? Не рановато, спрашиваю, такие книжки читать? Не-а, говорит, интересно». На кухне нас трое: я, моя тринадцатилетняя дочь и Любаша — наша новая соседка по частной гостинице. Вернее — мы ее. Мы в Сухуми только первый день. Она же — почти неделю. Сидим за столом. Ужинаем. Делимся впечатлениями и планами на последующие дни отпуска. За окном — переходящие в ночь поздние сумерки. Неожиданно на пороге нарисовывается тоненькая фигурка, мелко-мягко подходит к Любе и трется о ее щеку. — Маугли! — вырывается у меня. Все смеются. Она действительно похожа на дикаренка — девчушка лет семи, смуглая, темноволосая, с остренькими чертами лица, одетая в один только купальник. Догадываюсь, что это Любина дочь. Это про нее она только что говорила. Про Лизу Люба вообще может рассказывать часами. И, наверное, днями. Во всяком случае, так было те несколько дней, которые мы провели вместе. Когда-то врачи сказали, что Люба бесплодна. Поэтому, забеременев, она не пошла в женскую консультацию. Ни сначала, ни после. Высчитала день предполагаемых родов и работала себе спокойненько в родном Лениногорске в совхозе все девять месяцев. Нагрянувшую в роддом роженицу, которая слыхом не слыхивала ни про какую обменную карту, конечно, отругали, припугнули, но роды приняли. И вот уже десятый год, как Лизавета наполняет смыслом Любину жизнь, удивляет, радует, доставляет массу хлопот и самых ярких и счастливых мгновений. Лизин папа бросил их обеих, когда дочери не исполнилось года. И больше знать о себе не давал. Потом в их жизни появился еще один человек, но год назад он умер. И они снова остались вдвоем — рыжая веснушчатая шебутная Любаша и ее полукровка-дочь. Обе Заботины. Обе в заботах. Татарские фамилии своих двух мужей и их веру Любаша не приняла. Но ее жизнь — это уже другая история. А чтобы было понятней про Лизавету, ниже еще несколько Любашиных цитат о ней. «Она же у меня как былинка в поле — сама растет. У меня времени за ней смотреть нету. У меня рабочий день с восьми и до бесконечности. Я ее только в школу бужу. Поцелую — и на работу. А когда домой прихожу, она спит уже. Мы с ней без бабушек-дедушек живем. Так она и постирает сама, и приготовит поесть, если надо. И даже денег, если приспичит, тоже сама себе заработает. Вон, в прошлом году, летом жара была, она у меня на лимонад денег просила. А у меня — ну вот не было их тогда! Хотя для своего ребенка мне ничего не жалко! Сама не съем, ей отдам, раздетая ходить буду, лишь бы у нее было чего одеть-обуть. Так вот когда я денег ей не дала, она браслетик сплела, продала. На выручку бусинок купила, еще два сделала. Дети во дворе чуть ли не в очередь за ними выстроились. Рублей 50 она себе заработала». Спрашиваю ее: «Ты уроки-то сделала? Русский с литературой?» «Не-а, — говорит, — а зачем? Пятерку мне все равно не поставят, а на четверку я и так знаю». Ну вот не ставит учительница ей «пятерки», хошь че делай, не любит она ее. Зато на олимпиаду Лизку мою, а не отличников своих хваленых посылает. В этом году она, кстати, на олимпиаде по литературе второе место по России взяла. Она же у меня в два года буквы все знала. В шесть лет все книги дома прочла. Причем не только детские — там же и классика — ту, что в старших классах проходят, тоже была… Я во втором классе у нее лично скорость чтения проверяла. С секундомером. 167 слов в минуту. Причем она не тарабанила лишь бы как, знаки препинания соблюдала, как положено, с выражением. И не букварь с крупным шрифтом. «Братьев Карамазовых» я ей подсунула… Оль, вот, веришь, я так не прочитаю, как она прочитала»… «У нее же все не как у людей: она у меня в 8 месяцев заговорила, в год пошла, а в два у нее только первый зуб прорезался. Когда ей два года и два месяца было, она уже такие предложения строила! Так вот и заявляет она мне как-то на кухне: «А меня не Лиза, а Вика зовут вообще-то. И волосы у меня белые и длинные. И мама у меня другая. Не ты. Только это все раньше было, пока я не умерла.» Ну вот скажи, откуда двухлетний ребенок может что-то про смерть знать? У нас, слава Богу, не умирал никто, и не говорила я ей ничего такого… Убили, говорит меня, мама. Отец убил, когда мне 6 лет исполнилось… Я сначала подумала, что она мне сон свой рассказывает. А потом, когда про убийство заговорила, да еще с подробностями, вспомнила, что такую точно статью читала, когда Лизкой еще беременная была… В газете. Там все один к одному. Только у моей еще красочней получилось. В деталях… Не зря, видимо Боженька детям рты до двух лет закрывает. Помнят они и видят что-то такое, что, вырастая, ни помнить, ни видеть уже не могут … Она у меня потом долго еще просила краску белую купить, чтобы волосы ей покрасить. Нету, говорю, детской краски такой… Лет до шести просила…» «Ей игрушки вообще не нужны были. Она у меня со стенами разговаривала, с мебелью… Выйдет из комнаты — ей года два было — супу попросит: «Сюпчик, мама, дай», поест и потом еще часа два-три сама с собой занимается»… Я решила обязательно поговорить с Лизой, взять интервью для нашей рубрики «Говорят дети».Лиза Заботина: — Зачем человеку нужна семья? Что такое семья? — Семья нужна человеку, чтобы поддерживать его. Семья — это мама, папа, брат, сестра… Семья — это любовь. — Что важно в семье для родителей и что для детей? — Детям очень нужна поддержка родителей. Родителям тоже важно, чтобы дети думали не только о себе, но и помогали им, заботились. — Школа и ты. Для чего вы нужны друг другу? — Мне школа нужна, чтобы получать знания. А ученики нужны школе для гордости учителям. Ученики — это как бы история школы. Иногда у школы бывают легенды. Если ученик необычный или что-то такое сделал хорошее или стал, например, известным писателем или президентом. И если бы не было учеников — не было бы и легенд. — А как бы ты хотела получать знания — так, как сейчас, или как-то иначе? — По Интернету. Чтобы не надо было никуда ходить, вставать рано. — Лучший учитель в мире — какой он? — Добрый, хорошо объясняет, ругает лентяев — тех, кто не учится. Они же мешают другим на уроке, ходят, разговаривают. Все равно кто это будет — мужчина или женщина. Внешность вообще роли никакой не играет. Главное, чтобы у него характер был хороший. И даже не важно, как он будет одет: модно или немодно. Мы же не одежду к нему на урок пришли разглядывать, а знания получать. — Твои друзья — какие они? Почему ты с ними дружишь? — У меня только одна подружка — моя двоюродная сестра Наташа. Она добрая и хорошая. Мы с ней редко видимся — раз в год наверно. А других друзей у меня нет. Почему? Они обижаются часто, ссорятся. У них запас слов маленький, они говорят все время «ну, это…», «короче…», и еще они ругаются — матерятся. Они вообще неинтересные люди. Не могут ничему интересному научить. С ними не весело. — О каких родителях можно сказать, что они любят ребенка? — Наверное, о таких, которые делают то, о чем просит ребенок. Например, книжку на ночь почитают, историю интересную расскажут — хоть веселую, хоть страшную, поиграют с тобой, по голове погладят — не тогда, когда ты что-то хорошее сделаешь, а просто так. Когда они ласковые, когда с тобой много времени проводят — больше, чем на работе. — Что такое любовь? — Любовь — это когда папа маме дарит цветы, подарки. А мама, когда папа пришел с работы, кормит его ужином. А если он устал, старается придать ему сил, заботится о нем. — Что такое зло? — Зло — это когда сильный бьет слабого, когда больной человек просит о помощи, а все проходят мимо. Зло — это когда про тебя говорят неправду. Несправедливость — тоже очень плохое зло. И когда человек хвастает, врет — тоже. — Зачем нужно зло? — Не знаю… — А смогли бы мы понять, что такое добро, если бы с нами не происходило ничего плохого? — Нет. Зло нужно для равновесия. Вот если какому-нибудь человеку сначала не давали есть, били, а потом он хорошо поел, выспался на мягкой постели, его вылечили, он поймет, что наконец-то счастлив. А если бы ни с кем ничего плохого не случалось, люди разжирели ли, разленились, стали избалованными и тупыми. — Что значит помогать людям? Какая бывает помощь? — Когда, например, папа или мама заболели, а сын или дочь чаю им нальет горячего, за лекарством в аптеку сходит. Или когда двое на одного накинулись и бьют, а еще один за него взял и заступился. Если, например, скользко на улице и упал кто-то, а ты взял и песком это скользкое место засыпал. А еще бывает моральная помощь. Пример? Вот мама моя волновалась, когда дозвониться до своего начальника не могла, прямо места себе не находила, а я ее успокаивала, говорила, что он просто занят чем-то важным, значит, а как освободится, то сам ей перезвонит. В общем, я ее поддерживала морально. Нужна ли мне такая поддержка? Не-а, мне моральная поддержка не нужна. Никогда. Мне вообще обычно помощь никакая не нужна. Я все могу сама сделать. — Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты загадала? — Чтобы все люди были богаты внутренним миром и чтобы у всех было хорошее воображение. Чтобы они, например, видели камень со мхом и представляли, что это ежик. Так же интересней намного — когда все немного необычно, когда истории можешь всякие сочинять. Например, не выучил урок, немного только помнишь, что говорил учитель, а выходишь к доске и начинаешь на ходу придумываешь, а тебя все слушают. Второе желание — чтобы равновесие было: сколько зла, столько и добра. Чтобы у всех все нормально было. А третье — чтобы больше деревьев в мире было. Они такие красивые — пальмы, кипарисы, сосны и эти… м-м-м… эвкалипты! Вот здесь у моря очень много деревьев, все вокруг зеленое и это очень-очень красиво! Беседовала Ольга Щербакова