Третий день подряд в фейсбуке распространяется флешмоб #меняневзяли. Люди публично делятся своими историями карьерных неудач, отказов на собеседованиях и фиаско в личной жизни. Почему флешмоб стал таким популярным, комментирует психолог Софья Шокотько.

Софья Шокотько

Флешмобы с публичными признаниями дают возможность увидеть, как много людей оказывались в схожей ситуации, ощутить, что ты не один, узнать, как другие люди справлялись с похожими проблемами.

Испытание ситуацией, когда тебя куда-то не взяли, не всем по силам. Отвержение заставляет сомневаться в себе, собственных возможностях, талантах. На бессознательном уровне такое событие может восприниматься очень тяжело, ведь отвержение, изгнание когда-то было равнозначно смерти, наши предки не могли выжить в одиночку. Признаться в том, что ты оказался недостаточно хорош, стыдно. Обычно об этом не рассказывают, и кажется, что такое происходит только с тобой. Это именно ты не справляешься, не годен, стар или молод, не хватает квалификации, или, наоборот, она никому не нужна. Человек остается в плену одиночества, его самоценность ранена.

В ситуации поиска работы люди очень уязвимы. Легко попасть в ловушку депрессивного туннельного мышления, когда силы и уверенность тают, а вместе с ними и возможность быть спокойным и свободным, полным энергии, не хвататься за каждое собеседование как за последний шанс.

Многие терпят невыносимых начальников, унижение, травлю на работе до последнего, лишь бы не оказаться в этой уязвимой позиции соискателя. Не рисковать, чтобы не быть отвергнутым. Эту же тему можно распространить на личные отношения, где риски и раны еще серьезнее.

На фоне огромной тревоги о своей востребованности, о будущем, о том, будет ли возможность кормить себя и семью, на фоне кризиса и увольнений, эта тема звучит все более серьезно.

И, с одной стороны, этот флешмоб позволяет расширить картину мира, увидеть, скольких людей отвергали и как дальше разворачивалась их жизнь, когда эта неудача, в итоге, обернулась благом. Можно удивиться, посмеяться над обидчиками, выйти из тупика. Соцсети в данном случае выступают в качестве огромной психологической группы поддержки. Отличие в том, что в этой работе нет интимности (в группах есть правило конфиденциальности, там делятся сокровенным с узким кругом) и нет ведущего, психолога, отвечающего за безопасность происходящего для участников. В фейсбуке человек обнажается не анонимно, публично, и это имеет дополнительные эффекты: это скорее акция, действие на публику, впечатляющее своей обнаженностью. Люди участвуют во флешмобах не всегда осознанно, иногда — подчиняясь эффекту толпы: «на миру и смерть красна».

С другой стороны, как в последнем флешмобе, такие признания могут быть умелой самопрезентацией, признанием в собственной силе и крутости, самолюбованием. При передозировке такого чтения замечаешь, что признания однобоки и часто похожи на истории о собственном величии. Люди не пишут о том, какие чувства их накрывали, когда им отказывали, это переработанные истории успеха: «Хорошо, что мне отказали, зато сейчас я на своем месте». Можно не узнать себя в них, потому что цена вопроса для тебя сейчас слишком велика и доверия к всеобщему хэппи-энду нет, а ты тонешь глубже. Тогда флешмоба недостаточно, и может потребоваться профессиональная помощь или доверительный разговор с близким человеком, в котором можно было бы выразить свои противоречивые чувства.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Похожие статьи