Много ли надо для счастья? Вопрос риторический… Да давно уже и не вопрос вовсе, а, скорее, утверждение: надо-то, мол, немного. Я и сама так говорю частенько. А тут задумалась: действительно, насколько много надо для счастья, а главное — чего конкретно? На самом деле я собиралась писать вовсе не об этом. Совсем другие темы были у меня задуманы. Например, о балованных детях, родительских обидах и детской неблагодарности. И я уже почти начала, но тут наткнулась на очередной вопль человека о том, что он не чувствует себя счастливым. При том, что, в общем, все, чего хотелось от жизни, — все есть. И даже больше! А счастья нет. Человек справедливо опасается, что все его стенания похожи на «бешенство с жира». И действительно, с первого взгляда, особенно если праведно-критически настроиться, именно на это и похоже. Я бы тоже так подумала… Если бы регулярно не бывала в шкуре беспричинно несчастливого человека. Впрочем, так же, как и в шкуре беспричинно счастливого. Обычно, слыша такой вопль, немедленно хочется посмотреть на все с духовной точки зрения. Разобраться, что такое счастье, от чего оно бывает, и главное — а нужно ли оно? Положено ли? Благочестивые доброхоты всегда готовы объяснить человеку, чувствующему себя если не несчастным, то как минимум несчастливым, что и где именно в духовной жизни он делает не так. «Надо почаще причащаться», — стандартная в данном случае формула достижения счастья и гармонии в жизни. Утверждение насчет «почаще», конечно, верное, только следствие неочевидное. Почему это причастие должно вдруг привести к счастью? Вроде бы, у него другие цели и задачи (если так можно выразиться). Или можно еще рассказать человеку, что счастье не главное и «кто сказал, что христианин должен быть счастлив?». Все это, в общем-то, напрашивается само собой. Мне почему-то не хочется такого говорить. Хоть в глубине души, особенно применительно к себе, я нередко думаю, что именно возобновление и углубление духовной жизни приблизит к настоящему счастью. Но вот человек, который навел меня на мысль написать все это, насколько я понимаю, ведет вполне себе пристойную духовную жизнь, наполненную нужными делами, обладает искренней верой, правильными (я без иронии!) желаниями и устремлениями. Выходит, крепкая духовная жизнь не спасает от несчастливости? Да, точно, не спасает — помню-помню. У меня она когда-то была, а счастья при этом становилось все меньше и меньше. Впрочем, не исключаю, что она-таки была все же неправильной, моя духовная жизнь. Счастье — вообще понятие растяжимое. Семейное, личное, творческое, внутреннее, духовное — вы какое желаете? Хотя, желай не желай, оно тебя не спросит. Порой ты счастлив — и не просто доволен, а действительно счастлив, до такой степени, что хотел бы остановить это мгновение, — и всего лишь от какой-то мелочи. Настолько несущественной, что даже неудобно становится перед окружающими. У всех заботы и тревоги, а тут ты с глупой блаженной улыбкой. Как говорил мой папа — счастливый от ерунды. Солнышко пригрело, птицы утром как-то особенно запели, или, наоборот, ливень хлынул, снег посыпался — и вдруг ты наполнен счастьем по самую макушку. И как-то невозможно отследить и понять, почему и в какой момент это происходит. Или нет, отследить и понять можно, а вот повторить трудно, практически невозможно. То есть «механизм» такого счастья все-таки в большей степени стихийный. Быть радостным, довольным, удовлетворенным — это процесс прогнозируемый, планируемый и в принципе достигаемый; ты можешь себе это устроить в любой момент. «Устроить» счастье — практически невозможно! И это несмотря на многочисленные определения счастья, которые попадаются в разных философских словарях и говорят именно об удовлетворенности. Вот что сказала мне Википедия: «Сча́стье (праславянское *sъčęstь̂je, происходит от *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел») — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения». Не могу с этим согласиться на сто процентов. Вроде бы, все верно, но как-то… сухо, что ли. Ну какое ж это счастье-то — «удовлетворенность»? Не-не-не, не то, не то! Если я не могу прогнозировать, что сделает меня по-настоящему счастливым в данный конкретный момент, при чем тут удовлетворенность? Да вообще-то, я так до сих пор и не знаю, чего мне надо для счастья и сколько — много или мало… Это раньше, когда я была молодая и глупая, то думала — ах, вот сейчас с жильем наладится, да с финансами, да дети болеть перестанут, тут-то меня счастье настоящее и настигнет. Все время кажется, что не хватает совсем чуть-чуть. Но это иллюзия. Потому что на самом деле совершенно неизвестно, чего не хватит в очередной раз. Или от чего вдруг внезапно настигнет счастье. Вот, например, прямо сейчас я думаю о том, что если бы у меня перестал болеть живот, я была бы совершенно счастлива… Одно я знаю точно — нельзя чувствовать себя счастливым непрерывно, всегда — никак это не выходит. Счастье не может быть постоянным, по крайней мере, постоянно одинаково сильным. Нет, наверное, люди достигшие просветления, счастливы навечно, но я таких не знаю. Впрочем, людям, достигшим просветления, очевидно, «никак», и это не совсем счастье. Точнее, совсем не счастье, не то, что мы понимаем под этим. Что-то подсказывает мне, что тут история как с добром и злом (хоть она и несколько сомнительна). Счастье невозможно без несчастья, увы. Это как в анекдоте: люблю, мол, когда зубы болят. Чего ж тут хорошего? Нет, когда болят, плохо, зато когда отпустит!.. Шутки шутками, но вообще-то это правда, по себе знаю. И с физической болью так, и с житейскими нестроениями, да что там — даже с погодой! Были бы мы так счастливы от наличия средней «трешки», если б до этого не пожили в тесноте? Пусть это пример банальный, и все же. Честно говоря, мне иногда кажется, что настоящее счастье несовместимо с рефлексией и глубокими размышлениями. Чем умнее человек, чем больше он думает, тем он несчастнее. И в этом даже есть какой-то «шарм» — эдакий умный одинокий трагический герой. Типа, «не все созданы для счастья». Это грубо, конечно, но в глобальном смысле так. По крайней мере, в момент счастья разум несколько отключается. Наверное, дело в химии, ее тоже нельзя со счетов сбрасывать. Если бы от химии ничего не зависело, не было бы депрессий, не было бы беспричинной тоски, но и вылечить от этого было бы невозможно. Зато, зная об эндорфинах, дофамине и серотонине, можно попытаться получить их нелекарственным способом, когда очень надо. Например, побегать (ну простите, простите, я все о своем). Пусть это не совсем счастье, но хоть радость, а там, глядишь… Ну и еще немного о глубоких размышлениях и возможности счастья. Недавно вычитала: у страуса мозг меньше глаза, и он счастлив. Иногда, честно, хочется быть страусом. Чтобы счастье доставляли простые вещи, обычные. Солнце, воздух и вода, например. Чтобы это простое счастье не отравляли всякие окружающие события, личные тараканы (крайне вредные), умные мысли о судьбах мира, страхи, неудачи. Понимаю, что это невозможно, но иногда так хочется! Остается только ловить и бережно удерживать те моменты счастья, которые у нас бывают. Но для начала замечать их, выделять среди обычного течения жизни. Какую бы кнопочку нажать и как, чтобы включилась система отслеживания и сохранения счастливых моментов? Тут должны быть какие-то выводы и рекомендации, не так ли? Правда в том, что их нет. С выводами вообще как-то туго в последнее время. Однозначных не бывает, а в неоднозначных какой смысл? В любом случае, как ни крути — каждый сам кузнец своего счастья. Но это я, кажется, уже сто раз писала.