Мода — это то, что выходит из моды. (Коко Шанель)

«Мода проходит, стиль остается». (Коко Шанель)

Клиенты и читательницы, в поисках своего уникального внешнего Я, часто обращаются ко мне с таким вопросом: «Если я оденусь модно, если буду следовать последним новинкам и тенденциям, значит ли это, что у меня появится свой неповторимый стиль, который меня отличит от окружающих людей?»

Ведь каждая из нас неповторима, каждая женщина хочет подчеркнуть свою уникальность, в том числе и с помощью одежды. Таких вопросов всё больше, и сегодня я хочу обсудить с вами два таких понятия, как стиль и мода. В чем их отличие друг от друга, и зачем они нам даны, такие разные, такие непохожие, но зачастую употребляемые вместе?

Для этого сначала давайте познакомимся с этими двумя терминам.

Итак, мода (от французского слова mode и от латинского modus – мера, способ, образ, правило, предписание): стремительная, ветреная, как молодая девушка, в поисках своего единственного суженого.

Мода изменчива, непостоянна, но она является неким живым импульсом к новизне, к поиску и творчеству. Мода – это смена образов и форм, их, пусть даже временное, но господство, в определенный промежуток времени.

Выражение быть одетым по моде (по-французски à la mode) возникло в 17 веке, когда французская придворная мода стала образцом для Европы. Точного времени появления моды историками не установлено, и разные страны продолжают спорить о том, где именно родилось само понятие моды. Большинство всё же склоняются к Франции.

Недаром говорят, что успех любого модельера зависит от его способности уловить настроение общества. Диктует моду в первую очередь именно  настроение социума, его мечты, идеалы и желания в конкретный период времени. Помните, какой успех имел модный дом Кристиана Диора после войны? Потому что общество изголодалось по красоте и женственности. А Диор уловил это настроение.

Многие факторы диктуют моду, например, идеалы женского тела и стандарты красоты. Одежда, которая подчеркивает эти идеалы, становится модной, её начинают массово носить, она становится популярной. Например, если в моде излишняя женская худоба, становится модной обтягивающая одежда. Если же в моде женственные изгибы, модные фасоны становятся иными. Моду диктует также и нравственность общества. В конечном итоге мода – это своего рода зеркало, отражающее общество.

Моду диктует желание подражать кому-то авторитетному и занять своё место в социуме, где нас оценивают и по одежке в том числе.

И, конечно, как это ни цинично звучит, мода – это бизнес. Спрос рождает предложение, как и в любом деловом предприятии. Но это не является определяющим в моде. Мода свидетельствует, прежде всего, о постоянной тяге человека к развитию и поиску нового. Человеку без новизны и творчества трудно жить на свете.

Некоторые социологи и философы, такие как Георг Зиммель, изучали моду с точки зрения социального явления. В частности Зиммель считал, что мода является человеческим стремлением избежать социального неравенства.  Например, в первобытном обществе не было моды в том виде, в котором мы знаем её сейчас, а степень разделения людей на высшее и низшее сословия была невысокой.  Позднее, в сословном обществе, модные вещи имели право носить только представители элиты. По закону никто не имел право подражать им. К примеру, в моде были драгоценности и меха, и у купцов были средства для приобретения этих вещей, но они не имели права их носить. Эти вещи носили только дворяне и священники. Позднее, эти запреты были упразднены, и вот тогда низы стали вовсю следовать моде, чтобы хотя бы внешне быть похожими на элиту. Зиммель считал, что именно после уничтожения запретов высшее общество вынужденно теперь постоянно придумывать новую моду, чтобы выделяться из толпы. Такая вот научная точка зрения.

Мода, как известно, повторяется и возвращается спустя десятилетия. Язык моды можно освоить и выучить, изучая модные направления и сезонные коллекции, читая журналы, наблюдая за работами модельеров из года в год. Мода помогает развить вкус, экспериментировать, во всём многообразии искать то, что подходит именно вам. С помощью мира моды можно развивать чувство прекрасного, а уже отточенный вкус поможет определиться с собственным стилем.

Не секрет, что со стилем всё немного сложнее. Ведь что такое стиль? В первую очередь стиль – это сознательный выбор. А сделать самостоятельный выбор зачастую гораздо сложнее, чем следовать массовой моде. Стиль – способ выбрать среди большого количества возможностей именно то, что созвучно внутреннему состоянию и мироощущению. Стиль отражает то, как мы видим себя сами. Стиль – это восприятие себя, и он касается не только одежды, но и нашего поведения, наших реакций, нашей жизни в целом. Быть стильным модно во все времена.

Ульяна Сергеенко

Если мода выражает чужое мировосприятие, то стиль — это способ самовыражения, личный почерк, штрих к вашему портрету. Стиль – это ваш рассказ окружающему миру о себе с помощью одежды, манер, поведения. Стиль – то, что отличает вас от другого человека. Это умелое и точное подчёркивание собственной уникальности, выраженное во внешних проявлениях. Стиль – это самоощущение и проявление индивидуальности через внешний облик. Недаром говорят, что мода в одежде, а стиль – в человеке, который её носит.

Стиль складывается из очень многих факторов, за основу стиля важно взять особенности вашей личности, чтобы это выглядело гармонично. Стиль формируют одежда, манеры, образ жизни, возраст, вкусы человека и многое другое.

Стиль – величина гораздо более устойчивая, нежели мода. Конечно, человек меняется на протяжении всей жизни, но гораздо менее стремительно, чем меняются модные тенденции.

Одри Хепберн

Само слово стиль (от латинского stilus, stylus и греческого stylos) произошло от названия инструмента для письма, некого заостренного стержня из дерева, кости, металла, которым писали в древности на бересте или восковой дощечке. Точное словарное объяснение понятия стиля таково: «Стиль —  это исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность признаков образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Эта общность проявляется одновременно во всех видах искусства (архитектуре, литературе, живописи и других), а также в костюме, предметах труда и быта и вытекает из экономической, политической и психологической жизни общества».

Грейс Келли

Найти свой стиль — это значит найти гармонию между внутренним и внешним, выразив это с помощью одежды, и не только.

Что помогает найти свой собственный неповторимый стиль?  Прежде всего изучение самой себя, прислушивание к своему внутреннему я, своим идеалам, характеру.

Мода может дополнить ваш стиль, сделать его более многогранным.

Стиль, как правило, продиктован личным вкусом, характером, возрастом, эпохой жизни общества, национальностью, образом жизни, религиозной принадлежностью, индивидуальными особенностями, социальным статусом. Стиль отличается от имиджа, потому что имидж всё-таки связан больше с профессией и некой маской, то есть человек, который создает имидж, в основном ориентируется на то, чтобы подать себя правильно (как требует профессия, связи, и т.п.). А стиль идёт изнутри. Хотя стиль играет в создании имиджа далеко не последнюю роль.

Значение слова имидж (переводится как «изображение, образ, картинка») полностью соответствует своему переводу. Имидж – это действительно оболочка, картинка, которая помогает создать о человеке нужное впечатление, сделать репутацию. Стиль же – это не игра, не попытка подражать кому-то или создать мнение о себе. Это принятие себя, своей уникальности, и самовыражение во внешнем образе.

У стиля есть свои негласные правила, маяки, ориентиры, которые помогают увидеть внутренним и внешним взором, есть ли в вашем образе эстетическое единство, которое выражается в общей идее и почерке:

  • соблюдены ли в образе пропорции
  • сочетаются ли составные части образа между собой
  • соответствие наряда, прически, аксессуаров, макияжа обстановке и времени
  • соблюдено ли чувство меры в образе
  • стиль несет информацию о человеке – сверьтесь со своим внутренним я: вы именно это хотите донести?
Жаклин Кеннеди

Рената Литвинова

Я не уверена, чья это цитата, но мне она кажется очень точной в свете затронутой сегодня темы:

Мода — это материя. Стиль — это душа.

Мода — это вещи. Стиль — это характер.

Мода — это форма. Стиль — содержание.

Мода приходит извне. Стиль рождается внутри.

Мода ограничивает. Стиль освобождает.

Мода шокирует. Стиль вдохновляет.

Мода продается. Стиль не имеет цены.

Мода тиражируется. Стиль уникален.

Мода уравнивает. Стиль выделяет.

Мода бездумна. Стиль интеллектуален.

Мода изменяется. Стиль развивается.

Мода самокритична. Стиль самонадеян.

Мода — это подчинение. Стиль — это господство.

Мода буквальна. Стиль оригинален.

Мода декларирует. Стиль намекает.

Мода — серьезна. Стиль — ироничен.

Мода — безопасность. Стиль — смелость.

Мода временна. Стиль — навсегда.

И, тем не менее, мода и стиль везде следуют друг за другом. В нас борются одновременно желание самовыражения и желание соответствовать социальным стандартам. На мой взгляд, самое мудрое решение – это определиться со своим собственным стилем и следить за модой, ведь стиль не исключает следование моде, он только обогащается от этого.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Стилист-имиджмейкер, консультант по стилю.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Арина

1974 и 1978 года меня поразили.

Zakalyaka

Интересная и нужная статья. Спасибо!
Мне кажется, что всё-таки мода — самонадеянна, а стиль — самокритичен.

Наталья

Как всегда блистательно! Спасибо, Катя!

Марина

Спасибо!!!

Сима

Еще: «Мода – это сформированная определенной группой потребителей новая норма, предписывающая потребление определенного товара в данный момент времени». См.: Ильясова С.Ф. Мода как форма группового поведения // Социальные исследования. 2016. №1. http://www.jsr.su/16/1.html

Клим Баркинский

еще: — Мода – это способ в определенном месте при определенных обстоятельствах продемонстрировать имеющийся у человека избыток жизненной энергии, этот способ демонстрации в течение некоторого времени вызывает у значительной по количеству группы людей одобрение и, хотя необязательно, желание использовать этот способ для себя. См.: Клим Баркинский. Мода — что это? klimbarkinski.ru

Даша Максимова

Мне нравится мода и общие понятия о данной мысли,очень важное в наше время.

Похожие статьи