В современном Иерусалиме, если не считать Старого города, не так часто можно увидеть церкви (а многие из сохранившихся уже много лет закрыты) или заметить видимые элементы христианского присутствия и уж тем более статуи святых. Но зато немногие исключения из этого правила заслуживают особого внимания.

Так, например, скульптурное изображение Девы Марии с венцом из звезд на крыше колледжа Терра-Санкта рядом с районом Рехавия запоминается каждому, кто его видел. Однако мало кто знает, что это не единственная статуя Богородицы в центре города. Вторая находится во дворе монастыря Ратисбон (улица Шмуэль ха-Нагид, 26), которому и посвящена эта статья.

История начинается во Франции, в Страсбурге, где в 1814 году родился Мари-Альфонс Ратисбон. Впрочем, «Мари» он прибавит к своему имени много лет позже. Он был одиннадцатым ребенком из тринадцати детей в семье известных еврейских банкиров. Когда Альфонсу было 12 лет, его старший брат, 22-летний Теодор Ратисбон, крестился. Это был огромный удар и настоящая трагедия для семьи, которая, хотя и была достаточно светской и ассимилированной, продолжала соблюдать еврейские традиции. Все родственники отвернулись от Теодора, прекратили любое общение с ним, и ему пришлось покинуть родной город. В 1830 году он стал священником.

Наблюдая отношение своей семьи к «предательству» брата, Альфонс присоединился к общему негодованию, но вместе с тем глубоко разочаровался в любой религии — видел в ней лишь набор условностей, создающих границы между людьми. В течение последующих лет он был атеистом, изучал право в Париже, стал банкиром у своего дяди, в 1841 году был помолвлен со своей 16-летней племянницей. В ожидании свадьбы Альфонс отправился в путешествие в Италию.

Дальнейшие события известны неточно. По одной из версий, в это же время (январь 1842-го) в Риме был его брат Теодор, который добился встречи с ним (Альфонс не желал видеть своего брата-выкреста) и подарил ему медальон с изображением Девы Марии. По другой — этой встречи не было, и Альфонс пришел к христианству без участия брата. Однако все источники сходятся в одном: 20 января он вошел в базилику Сант-Андреа-делле-Фратте, и там ему явилась Богородица. Он увидел ее, сходящую к нему с раскрытыми, как для объятья, руками и в нимбе из звезд. После случившегося откровения Альфонс уверовал и крестился. Как и Теодор, он взял себе второе имя «Мари» — в честь чудесного явления.

После этого Мари-Альфонс вернулся во Франции, где рассказал все своей невесте и предложил ей тоже принять христианство. Она ответила решительным отказом.

Альфонс, как и годами ранее его брат, был отвергнут семьей. Он присоединился к Теодору, вместе с которым в 1847-м они основали орден Богоматери в Сионе. Основной сферой деятельности ордена была работа среди нехристиан (в первую очередь, конечно, евреев) и христианская проповедь среди них. В 1848-м Мари-Альфонс, будучи иезуитом, принял священнический сан. Вскоре он оставляет орден иезуитов, чтобы полностью посвятить себе работе в новом ордене вместе с братом. Появляются мужская и женская ветви ордена («сестры Сиона» и «отцы Сиона»). В 1855-м братья Ратисбон вместе с группой из нескольких монахов переезжают в Палестину.

В будущем пути Альфонса и Теодора разойдутся: Альфонс проведет остаток жизни в Святой земле, а Теодор вернется в Европу, однако умрут они в один и тот же год, с разницей в несколько месяцев, младший брат — в Эйн-Кареме рядом с Иерусалимом, старший — в Париже. Альфонс посвятит всю жизнь открытию школ, приютов, монастырей в Палестине, а Теодор напишет несколько религиозных сочинений, в том числе и на тему иудео-христианских отношений.

Но вернемся к Святой земле и Мари-Альфонсу Ратисбону. За годы деятельности его личными усилиями и усилиями ордена Богоматери в Сионе были открыты: церковь Ecce Homo, приют и школа для девочек и обитель сестер Сиона в Старом городе (1856), приют Святого Петра и школа для мальчиков рядом с Яффскими воротами в Иерусалиме (1874), обитель Святого Иоанна Предтечи и приют для девочек в Эйн-Кареме (1860). Члены ордена видели свою миссию в несении Евангелия евреям и мусульманам и способствовании принятию ими христианства. Конечно, в настоящее время занятия прозелитизмом прекращены.

Сестры Сиона, в распоряжении которых находятся несколько монастырей и церквей в Израиле и Палестине, сейчас занимаются работой среди христианского арабского населения, а немногочисленные отцы Сиона видят свою миссию в развитии и укреплении межрелигиозных отношений и налаживании диалога между иудаизмом и христианством.

Теперь перейдем к главной теме этой истории — собственно монастырю Ратисбон. Его строительство началось в 1874 году, над зданием работал французский архитектор Домэ (и это его единственный заметный проект). Деньги на постройку, как и на все остальные предприятия ордена Богоматери в Сионе, были собраны за счет пожертвований из Европы.

Мари-Альфонс искал место, на котором могла бы появиться школа, способная вместить до 200 учеников. Внутри стен Старого города было тесно, и такое масштабное строительство было бы затруднительным, поэтому было решено приобрести участок в новой части города, где тогда еще практически ничего не было. Если взглянуть на фотографии монастыря конца XIX — начала XX века, то кажется, будто он стоит посреди пустыни — вокруг нет ни одного здания. Сейчас все выглядит совершенно иначе, и уже наоборот — трудно заметить монастырь среди окружающих домов.

Монастырь представляет собой двухэтажное здание из иерусалимского камня, фасад украшен небольшой башенкой, внутри которой стоит белая каменная фигура св. Петра. На первом этаже со стороны фасада — открытые галереи. Здание окружено садом с цветущими деревьями, среди них стоит — статуя Богородицы в короне и с младенцем. С обратной стороны монастыря есть очень большой внутренний двор. В подвале, там, где когда-то были учебные мастерские, сейчас находится католическая библиотека (насчитывает 60 000 томов), которая доступна для всех желающих (впрочем, таковых немного). Рядом с главным входом и в большом зале на цокольном этаже – портреты братьев Ратисбон. В левой части монастыря находится церковь, где, помимо ежедневных богослужений, периодически проводятся встречи христианской экуменической общины Тэзе.

Здание, достроенное уже после смерти Мари-Альфонса Ратисбона, за свою историю пережило несколько войн и послужило домом для самых разных людей. Ремесленной школой монастырь пробыл всего пару десятков лет — в 1914-м разразилась Первая мировая, и он был превращен в казарму и госпиталь для австрийских военных частей, отправленных в Палестину для помощи армии Османской империи. После войны, в 1921 году, во дворе монастыря поставили свои палатки участники одного социал-сионистского движения — прибывших из Европы евреев, мечтавших о создании еврейского государства в Палестине.

В 1948-м эта мечта сбылась, и шосударство Израиль получило официальный статус. Тут же началась ожесточенная Война за независимость (на новую страну напали все соседние арабские государства) — монастырь Ратисбон стал лагерем для еврейских беженцев (преимущественно женщин и детей), эвакуированных из деревни рядом с Иерусалимом. А после войны, когда корпус Еврейского университета на горе Скопус оказался отрезанным от израильской территории, монастырь предоставил свои помещения для занятий.

Со временем изначальная идея и миссия ордена Богоматери в Сионе изменилась — если раньше целью его членов было обращение евреев и мусульман в христианство, то к 1970-м годам интерес переместился на изучение иудаизма и налаживание межрелигиозного диалога. Монастырь Ратисбон стал христианским институтом изучения иудаики (фр. Centre Chrétien d’Études Juives). Появление такого центра было, конечно, связано со Вторым Ватиканским собором (1962-1965 гг.), который, в числе прочего, признал, что необходимо искать пути для бесконфликтного общения между религиями, а также то, что христианство берет свое начало в иудаизме. Это мотивировало интерес к древним еврейским религиозным текстам и иудейской традиции.

В 1993-м монастырь выбрали как место для официальных переговоров между Ватиканом и Израилем касательно статуса территорий, принадлежащих католической церкви. Юридические споры насчет некоторых участков продолжаются до сих пор.

Что касается сегодняшнего дня, то уже более десяти лет монастырь занимает орден салезианцев и их духовная семинария, с 2011 года получившая статус иерусалимского корпуса Салезианского понтификального университета. Здесь учатся около 50 студентов (и еще несколько десятков членов ордена и преподавателей проживают постоянно) со всего мира — из стран Африки, Латинской Америки, Европы. После окончания учебы (получения степени бакалавра) они возвращаются в свои страны или продолжают учиться в других местах. Главы университета убеждены, что пребывание в Святой земле, наблюдение за жизнью там, путешествия по библейским местам дают незаменимый опыт будущим священникам и помогают лучше понять Евангелие и события жизни Христа.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Люблю и изучаю языки и литературу и применяю свои знания на практике. Филолог, религиовед и немного путешественник. В данный момент живу в Иерусалиме.

Другие статьи автора
новые старые популярные
kiriniya

Спасибо, интересно и познавательно.

Maria_Francesca

Ух ты! Я и не знала про монастырь! Хотя саму историю братьев рассказал мне один мой друг, крещенный еврей 🙂 Он, конечно, большой их поклонник 🙂

Наталия K.

Действительно ух ты :-)! Здорово!! Спасииииибо!

Похожие статьи