Кто из родителей не сталкивался с нежеланием ребенка идти в музыкальную школу? Вроде учится уже три года, неплохо получается, а все надоело, никакого «огонька». Заставлять или пусть бросает? Как быть, если ребенок музыкально одарен, но ходить на «нудные» уроки сольфеджио не хочет? Некоторые ответственные родители ищут такого репетитора по музыке, чтобы он мог заинтересовать сына или дочь и сольфеджио, и современной, и классической музыкой. Другие родители просто строжат свое чадо, и если ребенок послушный, он будет ходить на уроки. Есть дети, которые идут в музыкалку пообщаться, и это тоже неплохая мотивация. А есть те, кто внезапно теряет интерес к занятиям музыкой и напрочь отказывается их продолжать. Понятно, что если нет ни желания, ни сил, ни большого смысла заниматься дальше (кроме маминой мечты видеть ребенка со скрипочкой), — то стоит вовремя остановиться и не портить отношения с собственным чадом. В конце концов, есть множество других способов полезно занять досуг и развить творческие способности. Но как быть, если и родитель, и ребенок чувствуют, что талант есть, но усталость, лень, разочарование перетягивают чашу весов вниз? Дети очень чутко улавливают, когда родитель сам интересуется предметом, а когда нет. Одно дело говорить: «Иди быстро сделай то, что задали по сольфеджио». Другое дело сказать, например, так: «Что вы сейчас проходите, септаккорд? А ты слышал мелодию на телефоне у Коли? Это знаменитая «Лунная соната», и вот в ней Бетховен очень мощно использует септаккорды. Давай послушаем оригинал?». Понятно, что для такой включенности в предмет нужно время и знания. Если вы когда-то учились в музыкальной школе, то вздохнете с облегчением — «наконец-то мне это пригодилось» — и постараетесь вспомнить что-то из пройденного. Но даже если вы нигде не учились, существуют прекрасные возможности для самообразования в этой области. Помочь смогут интересные книги о музыке. Возможно, вам подойдет что-то из этого списка: • Татьяна Евгеньевна Первозванская «Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей», это учебник-сказка, где сложные музыкальные понятия даны в доступной форме. • Любые книги Елены Попляновой, в том числе — для начинающих изучать сольфеджио, например, «Королева Гамма». • «Нотная азбука» знаменитой Натальи Петровны Кончаловской, очень веселое и доброе пособие для начинающих музыкантов. • Нотная азбука и для дошкольников, и для младших школьников Ирины Станиславовны Корольковой. • «Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории!» Ольги Пантелеевны Камозиной подойдет для самостоятельного чтения ребенком, уже освоившим азы музыкальной грамоты. • «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» Королевой Елены Алексеевны. Пособие для учителя для занятий с детьми 5-6 лет, но понравится и школьникам начальных классов, так как использован игровой материал, а также стихотворения и рассказы на заданную тему. • «Музыкальное воспитание ребенка» Льва Мадорского и Анатолия Зака подойдет, если вы хотите разобраться, нужна ли в жизни вашего ребенка музыка, что делать, чтобы дети полюбили музыку и интерес к ней не иссяк. • Очень хороши пособия Вячеслава Жилина по проведению уроков и по игре на инструментах. В основе его работы — система Карла Орфа, благодаря которой у детей формируется творческая фантазия, прививается любовь к пению, музыке и развивается чувство ритма. Правда, книг Вячеслава Жилина в продаже очень мало, сама я приобретала их непосредственно у автора. • В детстве мне рекомендовали книгу Эмиля Финкельштейна «Музыка от А до Я». Но и сейчас она пользуется спросом: старшему сыну учитель по специальности порекомендовала читать именно ее. • И. В. Способин. «Элементарная теория музыки» подойдет тем, кто хочет изучить или вспомнить музыкальную «орфографию». Есть сайты, где можно найти много нового и полезного для себя и для ребенка. Вот некоторые из них: ∨ muz-teoretik.ru (теория музыки для всех, просто и доступно); ∨ solfedjio-na5.ru (Сольфеджио. Шаг за шагом с Натальей Юговой); ∨ сольфеджио-онлайн.рф (удобный тренажер по сольфеджио). Если нет возможности вникать в тему детально, но есть большое желание помочь ребенку, то достаточно 2-3 раза в неделю уделять своему музыканту немного времени: узнать, что было пройдено на предыдущем уроке, заинтересоваться самой и провести опрос или викторину. Вопросы обычно есть в любом учебнике. Если ребенок плохо различает музыкальные интервалы, можно его потренировать: нажимаете две клавиши в пределах одной октавы (как это сделать, подскажет юный ученик), и пусть он назовет, какой интервал звучит, а потом поменяться ролями. Можно попробовать определять тональность известных песенок, мажор или минор (разобраться в этом несложно, да и ответ можно найти в интернете), и так далее. Чтобы подогреть интерес, посмотрите хорошие музыкальные мультфильмы. Перечислю некоторые из них: • «Балерина на корабле» с музыкой Альфреда Шнитке, • «Карандаш и ластик» с музыкой этого же композитора, • «Щелкунчик» под музыку П.И. Чайковского, • Мультфильм «Про черепаху» обыгрывает концерты Антонио Вивальди «Времена года». Хорошая качественная подборка мультфильмов с академической музыкой есть на портале Arzamas в статье Дины Годер. По возможности купите детский абонемент в один из музыкальных театров вашего города. В Петербурге это Мариинский, Михайловский театры, «Зазеркалье» (там можно просто сходить на спектакль, например, «Детский альбом», который никого не оставит равнодушным), Филармония «взрослая» и детская, также можно посетить театр «Синяя птица», при котором работает детская студия. Кстати, в Москве в детском музыкальном театре имени Н.И. Сац идет красивый балет «Синяя птица», и, конечно же, хорошие концерты для детей разных возрастов предлагает государственная филармония и другие театры. Не могу не упомянуть о лектории Ольги Пикколо, которая проводит свои лекции-занятия для дошкольников и младших школьников («Великие композиторы», «Музыка песчаных сказок») не только в Петербурге, но и в Риге, Владикавказе и Владивостоке. Летом детям предлагается семейный музыкальный лагерь. Запишите ребенка в хороший музыкальный коллектив. Если это будет, например, хоровой коллектив, то администрация музыкальной школы может пойти навстречу: при предъявлении справки о том, что ребенок занят в другом коллективе, есть шанс освободить его от посещений хора в школе. Если вы владеете игрой на каком-либо инструменте или поете — спойте, сыграйте с юным музыкантом вместе. Устройте домашний концерт и обязательно пригласите зрителей: друзей или родственников. Многие дети в середине процесса обучения, например, на фортепиано хотят бросить и освоить гитару и синтезатор. Тут стоит объяснить, что если у ребенка будет базовое музыкальное образование, освоить эти инструменты ему будет несложно. Ну, а если желание очень велико, пусть попробует: бывает, достаточно нескольких занятий, чтобы понять, нужно ли продолжать обучение дальше. Подростку можно помочь поискать в интернете ноты понравившейся ему современной композиции, исполняемой модной группой или прозвучавшей в любимом фильме. Например, дочка знакомой нашла и разучила песню «City of stars» из фильма «Ла-ла ленд». Еще одна хорошая мотивация для подростка — подготовка к выступлению на школьном концерте, где можно показать свои способности и завоевать уважение одноклассников. Конечно, в идеале учитель в музыкальной школе должен являться примером и образцом для подражания. Но если с ним совсем не сложилось, и ребенок дома проявляет интерес к музыке, а в музыкалку идет как на каторгу, может, стоит подумать о смене учителя? Считаю, что полная уверенность в своем ребенке, доброжелательный тон в общении с ним (хотя временами так и распирает желание прикрикнуть из-за невыполненного задания) и любовь к музыке обязательно сделают свое дело. А если все-таки после всех усилий и стараний ничего не получается и радости от занятий музыкой как не было, так и нет, — то, может, стоит подумать: так ли нужна вашему ребенку музыкалка и не лучше ли заняться тем, что ему по душе? Если вы по-настоящему любите музыку, ребенок вернется к ее изучению: не сейчас, так позже, не в школе, так самостоятельно. Это уже проверено.