Самый короткий месяц лета – это август. Чем ближе осень, тем быстрее убегают последние свободные деньки. И лучше всего сей факт известен школьникам и учителям. Как ни странно, но даже самые ленивые ученики начинают скучать по школе. Родители только диву даются: «Еще два месяца назад их чадо люто ненавидело уроки, экзамены и вообще весь учебный процесс, а вот, поди ж ты, уже скучает по классу, школьным денькам, домашним заданиям и даже по ненавистной алгебре». И вот тут-то, в порыве такого естественного желания приготовить должным образом ребенка к школе, и начинают многие взрослые устанавливать свое расписание для повторения школьной программы перед новым учебным годом. Наступает такой день, когда мама или бабушка бодрым голосом объявляют: «Ну, вот, Машенька, уже скоро в школу, так что надо бы повторить физику, химию, алгебру. Хорошо бы еще языком позаниматься, а то в прошлом году у тебя четверка вышла. Короче, с завтрашнего дня начнешь повторять учебник. Сколько тут страниц? 150? Значит, будешь повторять по два параграфа в день – это немного. И хватит спать до одиннадцати, нужно будет вставать пораньше и заниматься». Кажется, нет ничего плохого в этом монологе, и вроде правильно – нужно повторять и заниматься, а по языку «четверка» действительно была натянута с «тройки». И у кого со скандалом, а у кого тихо и безропотно садятся штудировать учебники несчастные дети. Почему несчастные? Просто лето – это их законный отдых: заслужили ли они эти каникулы своим трудом и отличной учебой или не заслужили, переползая с «двойки» на «тройку», – все равно лето существует для отдыха. Ведь мы сами, будучи в отпуске очень расстраиваемся, если начальник начинает загружать дополнительными заданиями под предлогом того, что надо, наконец, исправить огрехи своей работы за год. И дети подсознательно это тоже понимают, и считают несправедливым со стороны взрослых так загружать их на каникулах. Лето теряет всякий вкус, если знаешь, что не можешь распоряжаться своим временем как хочешь. И надо уныло сообщать друзьям, что ты можешь погулять только вечером, потому что до обеда вы с бабушкой повторяете русский, а потом еще с папой физику и т.д. А если к этому добавить еще огромный список обязательного, а не рекомендованного по желанию, чтения по литературе, становится окончательно ясно, почему наши дети не любят школу. Учеба, даже чтение художественной литературы по программе, – это труд и труд немалый. Конечно, хочется, ой, как хочется, чтобы лето у детей не пропало зря. Так оно и не пропадает, ведь летом они набираются сил на весь учебный год. Конечно, если осенью предстоит переэкзаменовка по какому-нибудь предмету, то заниматься придется, тут уж никуда не деться. Но, по-моему, больше всего заставляют учиться летом хороших учеников, чтобы они не потеряли навык к учебе. И как мне жалко этих мальчиков и девочек, послушно открывающих учебники в погожие летние деньки. Для чего же лето детям? Неужели для балбесничанья и ничегонеделания? Как сделать так, чтобы кроме физического здоровья они укрепляли свою память и развивались? Мне кажется, что, прежде всего, здесь важна работа родителей. Кому как не им видно, что интересует их ребенка или в чем его сильные и слабые стороны? И если уж честно, лето – это время для общения, разговоров, дискуссий и вопросов. Летом хорошо вместе читать одну книгу, можно и вслух друг другу. Это время открыть для детей Пушкина, например. Летом хорошо бы уговорить ребят пробовать рисовать или писать стихи, лепить, шить и вышивать. Все это не менее важно, чем чтение книг по школьной программе — чтения по обязанности, а не для души. И никто не станет отрицать, что лето –это время любви, не только потому, что у взрослых завязываются романы, а еще и потому, что дети и родители могут наконец побыть вместе, не спешить в школу и на работу, не раздражаться от суеты… А алгебру, химию и физику – все равно невозможно выучить, если хоть в небольшой степени не любить эти предметы. Так что, используйте оставшиеся летние дни, не мучая своего ребенка повторением, а просто обсудите вместе результаты олимпиады, новый фильм, или поищите ответ на вопрос: «Ну, почему лето такое короткое?»