В обширной библиотеке христианских отеческих поучений есть один текст, который вызывает у меня совершенно особое чувство. Как только кто-то начинает цитировать его, умудренная горьким опытом, я мысленно занимаю место в зрительном зале и распаковываю пакет семечек: «Сейчас начнётся». Этот текст горячо «любим» православными психологами, даже если они знать не знают имени автора — столько раз, я уверена, им приходилось разгребать последствия его «применения». Этот злосчастный текст — поучение Пседионисия Ареопагита «О любви». Понять, почему этому сочинению столь «не везет», я уже даже не пытаюсь. В самом его тексте нет ничего «криминального». «Есть некий круг, — говорит автор, — в центре которого находится Бог. Поэтому, приближаясь к Богу, мы тем самым приближаемся и друг к другу. А удаляясь от него, выходим из круга любви». Красивая метафора. Ровно до тех пор, пока ее не пытаются применять на практике. Наверное, в хитросплетениях логики есть некое правило, гласящее: «Верность общего утверждения не означает автоматической верности каждого из его компонентов». Наверное. Мой институтский конспект по логике безвозвратно потерян в недрах шкафов. Но речь не о нем. Почему-то именно о любви разные авторы любят рассуждать, насмерть втаптывая в грязь оппонентов. Предпоследним, кто применил этот текст на моей памяти, был огнепальный протопоп Аввакум, поместивший его аккурат в предисловие своего «Жития». Даже не просто процитировал — старательно, чертёжиком обвёл круг, отметил в его центре Бога… и поместил за его пределами карикатуры на всех своих оппонентов в богословских спорах. Но Бог с ним, с протопопом. Мир его беспокойной душе. Больше всего Псевдодионисия у нас почему-то любят использовать в качестве руководства по поиску христианских супругов. Дескать, если мы оба любим Бога, то и друг с другом как-нибудь поладим. Тем более, согласно схеме, с годами остановимся друг другу все ближе. И вот здесь, подруги, нас ждёт ещё один логический косяк, ибо остановимся мы к Нему ближе, или нет, знает только Бог. Мы же об этом узнаем постфактум. И многие, наверное, при этом не сильно удивятся, окончательно убедившись, что всю жизнь шли в разные стороны. Ибо Бог настолько велик, что, даже при чистосердечном желании воплотить в жизнь вышеописанную схему, каждый из нас вполне может представлять Его по-своему. Увы, в жизни я не встречала более пестрой компании, чем люди, именующие себя «братьями и сестрами во Христе». Между тем почему-то многие до сих пор продолжают считать, что сам факт этого братства способен заменить собой все — от взаимной симпатии и общности интересов до уровня образования. Человеческая индивидуальность как будто совсем не учитывается при рассуждениях, и остаётся голая схема: «мы идём друг к другу». Наверное, союзы, созданные по подобной логике, имели шанс выжить в эпоху Средневековья с его преимущественно экономической функцией брака: муж-кормилец и жена — вечная девочка, которую с детства учили именно почитать супруга как старшего. Но мир изменился. Средневековье закончилось, а схемы почему-то остались. И поэтому, умудренная горьким опытом, заслышав знакомые рассуждения «о божественной геометрии», я периодически застываю «в зрительном зале». Ведь на самом деле, как ни хотелось бы, никто не спасёт нас без нас самих. И, знаете, я бы внесла коррективы даже в другую, менее категоричную и куда более привычную нам фразу, сказанную Сент-Экзюпери. Очень полезно иногда бывает оборачиваться друг к другу и уточнять: «Привет, мы точно всё ещё смотрим в одну сторону?»