В обширной библиотеке христианских отеческих поучений есть один текст, который вызывает у меня совершенно особое чувство. Как только кто-то начинает цитировать его, умудренная горьким опытом, я мысленно занимаю место в зрительном зале и распаковываю пакет семечек: «Сейчас начнётся».

Этот текст горячо «любим» православными психологами, даже если они знать не знают имени автора — столько раз, я уверена, им приходилось разгребать последствия его «применения».

Этот злосчастный текст — поучение Пседионисия Ареопагита «О любви».

Понять, почему этому сочинению столь «не везет», я уже даже не пытаюсь. В самом его тексте нет ничего «криминального». «Есть некий круг, — говорит автор, — в центре которого находится Бог. Поэтому, приближаясь к Богу, мы тем самым приближаемся и друг к другу. А удаляясь от него, выходим из круга любви».

Красивая метафора. Ровно до тех пор, пока ее не пытаются применять на практике.

Наверное, в хитросплетениях логики есть некое правило, гласящее: «Верность общего утверждения не означает автоматической верности каждого из его компонентов». Наверное. Мой институтский конспект по логике безвозвратно потерян в недрах шкафов. Но речь не о нем.

Почему-то именно о любви разные авторы любят рассуждать, насмерть втаптывая в грязь оппонентов. Предпоследним, кто применил этот текст на моей памяти, был огнепальный протопоп Аввакум, поместивший его аккурат в предисловие своего «Жития». Даже не просто процитировал — старательно, чертёжиком обвёл круг, отметил в его центре Бога… и поместил за его пределами карикатуры на всех своих оппонентов в богословских спорах.

Но Бог с ним, с протопопом. Мир его беспокойной душе.

Больше всего Псевдодионисия у нас почему-то любят использовать в качестве руководства по поиску христианских супругов. Дескать, если мы оба любим Бога, то и друг с другом как-нибудь поладим. Тем более, согласно схеме, с годами остановимся друг другу все ближе.

И вот здесь, подруги, нас ждёт ещё один логический косяк, ибо остановимся мы к Нему ближе, или нет, знает только Бог. Мы же об этом узнаем постфактум. И многие, наверное, при этом не сильно удивятся, окончательно убедившись, что всю жизнь шли в разные стороны. Ибо Бог настолько велик, что, даже при чистосердечном желании воплотить в жизнь вышеописанную схему, каждый из нас вполне может представлять Его по-своему.

Увы, в жизни я не встречала более пестрой компании, чем люди, именующие себя «братьями и сестрами во Христе». Между тем почему-то многие до сих пор продолжают считать, что сам факт этого братства способен заменить собой все — от взаимной симпатии и общности интересов до уровня образования.

Человеческая индивидуальность как будто совсем не учитывается при рассуждениях, и остаётся голая схема: «мы идём друг к другу». Наверное, союзы, созданные по подобной логике, имели шанс выжить в эпоху Средневековья с его преимущественно экономической функцией брака: муж-кормилец и жена — вечная девочка, которую с детства учили именно почитать супруга как старшего.

Но мир изменился. Средневековье закончилось, а схемы почему-то остались. И поэтому, умудренная горьким опытом, заслышав знакомые рассуждения «о божественной геометрии», я периодически застываю «в зрительном зале».

Ведь на самом деле, как ни хотелось бы, никто не спасёт нас без нас самих. И, знаете, я бы внесла коррективы даже в другую, менее категоричную и куда более привычную нам фразу, сказанную Сент-Экзюпери. Очень полезно иногда бывает оборачиваться друг к другу и уточнять: «Привет, мы точно всё ещё смотрим в одну сторону?»

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Татьяна

Есть еще одна жуткая идея, идущая от братьев-протестантов: "любовь — это не чувства! Любовь — это выбор!" Трактуется часто как "ну вот я выбрал и буду любить". Кончается плохо.

Надежда

Татьяна, почти любую идею можно довести до абсурда. В здравом понимании фраза про то, что любовь — это выбор, созвучна тому, что любовь — это действие. Наверно, особенное актуально не в начале отношений (любых, будь то супружеских, дружеских или других), а в сложные периоды, чтобы удерживать от порывов вроде "ах, романтика прошла, значит, и любовь тоже, пошла искать дальше". Так же как и вера, любовь (в браке) — ежедневный выбор сохранять верность тому человеку, которому обещал (а).

Гостья

Да, смотреть в одну сторону очень важно…у супругов могут быть разные увлечения, работы, но как, мне кажется да и по опыту, лучше, когда у пары единые ценности, взгляды…мировоззрение. А про "круг и лучи"…это скорее глубоко христианская метафора. Чем мы ближе к Богу, тем святее что ли… мирянам тяжелее воплотить или принять эту метафору, потому что воспринимается как девиз, а не как внутренний настрой (именно личный и не направленный на других,не внешний) и из-за этого, чаще это ближе к Богу выглядит, не как стремление духовно возрасти, а как общество единомышленников и не более. Люди святой жизни, они ведь действительно ближе к… Читать далее »

La_gata

Мне кажется, нельзя вот этим — "любишь ли ты Бога?" — руководствоваться в принятии более прикладных решений. Во-первых, смахивает на манипуляцию — какой христианин не любит Бога или не старается его любить? Во-вторых, Бога мы учимся любить всю жизнь. Это задачка на Нарнию внутри Нарнии и цеплять к ней какие-то более прикладные вещи опасно. Я люблю, но какой смысл вкладываю в это? А завтра какой? В-третьих, в большинстве случаев получится логическая подмена: "Любить Бога" не равно "делать то-то и то-то", "жениться на этой женщине" и пр. Здесь явно манипулятивное сужение. То есть, постфактум, при подведении итогов жизни счастливой пары потом… Читать далее »

elleni7

Точно вы подметили про "жену-функцию". Увы, часто видят в женщине только "функцию женщины" (в своём понимании) многие мужчины, не только православные… Что ещё ужаснее, многие женщины согласны с таким видением себя, да и сами видят в себе только набор опций… Личность остаётся за кадром.
Давно читала, что людей можно условно разделить на категории : "человек-функция", "человек-дисфункция", "человек-исполнитель функции" (более продвинутый уровень) и просто человек, осознающий себя человеком (читай — фактически "просветлённый"). Что-то в этом есть…

Екатерина (другая)

А что такое "человек-дисфункция"?

Похожие статьи