В России появляются первые модели домашних офисов для многодетных. А в Америке уже много лет родители отстаивают свое право брать ребенка с собой на работу. В условиях экономического спада компании стремятся любыми способами добиться сокращения операционных затрат и повышения эффективности сотрудников. Существует простое решение, способное резко сократить текучку, увеличить приток новых сотрудников, повысить производительность труда, и при этом оно практически не требует предварительных инвестиций. Вдобавок оно могло бы сэкономить несколько тысяч долларов в год как работодателю, так и сотруднику, однако большинство компаний не готовы даже говорить о нем. Что же это за волшебное решение? Разрешить родителям приводить с собой на работу детей. По статистике, стоимость детского сада для ребенка на полный день в Соединенных Штатах колеблется от $4,650 to $18,200 в год. Около 90% этих расходов падает на работающих родителей. При этом в Америке считается нормальным попросить молодую маму вернуться на работу после довольно короткого декретного отпуска по сравнению с другими развитыми странами (при условии, что она вообще получила хоть какой-то оплачиваемый отпуск). Проще всего – отмахнуться от идеи и сказать, что это все — проблемы тех семей, где мать хочет продолжать работать. Но как показывает опыт тех, компаний, которые согласились участвовать в программе «на работу с ребенком», такая идея может принести реальную финансовую выгоду всем заинтересованным сторонам. Год под девизом «На работу с ребенком» Семь лет назад производитель детской одежды и игрушек в штате Вермонт, компания Zutano, разрешила сотрудникам приходить на работу с детьми (в течение первого года их жизни). По словам президента компании, Майкла Беленки, это явилось частью обширной программы, цель которой — дать женщинам и мужчинам возможность полноценно работать, даже после начала семейной жизни. Идейными вдохновителями программы стала сама чета Беленки – они основали компанию в то время, когда их дети были маленькими. Они были убеждены, что это реально – одновременно воспитывать достойных людей и создавать хорошую компанию. Учитывая сферу деятельности компании, такое решение отлично легло в концепцию бренда (в конце концов, должен же кто-то испытывать опытные образцы). Кроме того, по словам Беленки, это помогло существенно повысить производительность труда и удержать ключевых сотрудников. «Мы поняли, что сотрудники работают гораздо лучше, если их поддерживают дома. Им тогда гораздо больше нравится приходить сюда. Матери, получив возможность работать рядом с ребенком, перестали волноваться, как там их малыш в яслях, и стали более сосредоточены на работе». Почему же программы «на работу с ребенком» так медленно завоевывают популярность в деловом мире Америки? Сьюзен Сейтель, президент и основатель компании WFC Resources, которая занимается разработкой поддерживающей рабочей среды, считает, что многие работодатели ошибочно полагают: если разрешить приходить на работу с детьми, сотрудники станут постоянно на них отвлекаться. И хотя в компании Zutano все было с точностью до наоборот, Беленки признает: для успешной реализации такой программы необходимо создать полностью поддерживающую внутреннюю культуру. Иногда случается, что ребенок слишком сильно капризничает и требует внимания. Тогда, безусловно, маме лучше уделить время ему, а к делам вернуться после окончания рабочего дня. Но в результате это все равно меньше сказывается на рабочем процессе, чем постоянные переживания молодой мамы, которая волнуется, как там ребенок без нее в яслях и каждый день «со звонком» срывается его забирать. Другая причина медленного распространения ориентированной на ребенка корпоративной культуры, по мнению Сейтель, заключается в страхе и не понимании того, что это потребует от работодателя: как адаптировать офисное пространство, как выстроить рабочий процесс, какие необходимо разработать внутренние политики и процедуры. Она поясняет, что тем работодателям, которые разрешили приходить на работу с ребенком, на самом деле, пришлось потребовать от своих сотрудников подписать юридические документы об ответственности в случае несчастного случая. Штаб-квартира Zutano была частично переоборудована: в ней появились отдельные офисы с детскими кроватками, пеленальными столиками и удобными креслами для кормящих мам. Поскольку компания занимается производством детской одежды, детям можно находиться не во всех помещениях, поэтому тем сотрудникам, которые работают в цехах, не разрешается брать с собой на работу детей из соображений безопасности. Да и не у каждого сотрудника есть дети. Многие компании думают, что такая затея обязательно закончится полным кошмаром для службы управления персоналом, но, по словам Беленки, никто ни разу не высказал недовольства, не было ни одной жалобы ни со стороны родителей, ни со стороны остальных сотрудников, кого затронула программа. С момента запуска программу Zutano «окончили» тридцать детей. Беленки рассказывает, что участвовавшие в ней родители раньше выходили на работу из декретного отпуска и дольше оставались в компании, и добавляет, что программа предоставляла сотрудникам Zutano «крайне важную возможность, которую они ценили едва ли не больше все остальных льгот, входивших в соцпакет». «На работу с ребенком» в цифрах Программа «на работу с ребенком» не только помогает сделать корпоративную культуру в компании более спокойной и расслабленной или привлечь новых сотрудников. Она не только может стать частью более широкой программы оздоровления персонала. С финансовой точки зрения, возможность брать ребенка на работу позволила сотрудникам Zutano сэкономить около $9,300 в год после рождения ребенка –по статистике, примерно столько стоят ясли-сад на полный день в штате Вермонт. Многие компании также могли бы снизить свои расходы, внедрив подобную программу: молодые родители, которым очень важна такая гибкость после рождения ребенка, держались бы за свое место и дольше работали в компании. В зависимости от уровня позиции, работодатели теряют до 25% от годовой зарплаты нового сотрудника за первый год его работы из-за более низкой производительности, расходов на рекрутмент, обучение и новый соцпакет. Но вне зависимости от финансовой стороны дела, основная причина незаинтересованности компаний в рабочей силе кроется в том, что в ситуации экономического спада им это просто не нужно. «На протяжении нескольких последних лет хозяевами положения, безусловно, были работодатели: им не составляло никакого труда привлекать или удерживать сотрудников, и они слегка избаловались – замечает Сейтель. — Однако сейчас ситуация меняется, и я уверена, мы еще увидим много новых приятных бонусов, вроде возможности приходить на работу с ребенком в течение первых нескольких месяцев его жизни». Для молодых мам и пап это луч надежды. Но пока большинству из них остается лишь мечтать о таком будущем, отводя и забирая ребенка из садика. Перевод с английского Ольги Антоновой