Начало учебного года — стресс не только для детей, но и для их родителей. Им тоже предстоит адаптация, причем как тем, у кого дети идут первый раз в первый класс, так и тем, у кого учатся уже не первый год. Как сделать ее менее болезненной? Как сохранить силы, чтобы они не исчерпались в первый же месяц? Отвечает Инна Хамитова,  психолог, директор по учебной работе Центра системной семейной терапии.

— Что может вызвать стресс родителей?

— Школа — это мероприятие, к которому надо готовиться заранее. Ребенок идет в школу, и это влечет изменения во всей семье. Как и любая перемена привычного образа жизни, начало учебного года — стресс.

Его тяжесть зависит от того, насколько семье приходится менять свой образ жизни, образ мысли, свои правила. Ведь когда ребенок идет в школу, многое, буквально до распорядка дня, вдруг должно либо измениться, либо подвергнуться испытанию. Например, распорядок дня семьи устроен таким образом, что люди встают и ложатся поздно. Понятно, что даже к режиму им будет очень сложно подстраиваться. Не зря же многие родители радуются  каникулам ровно потому, что им не надо будет рано вставать и отводить ребенка в школу.

Ребёнок идет в школу. и семейная система жизненных ценностей подвергается проверке на прочность. Ребенок начинает что-то приносить из школы. Семилетний ребенок уже слушает и учителей, и своих сверстников.

Поэтому, например, если в семье были одни взгляды на жизнь, а в школе они совершенно другие; если в семье были приняты одни правила, одни обычаи, а в школе они совершенно другие, то будет очень трудно не только ребенку, но и родителям.

Например, в семье царит дух свободы, у родителей демократичные методы воспитания, они прислушиваются к мнению ребенка и считаются с ним. И тут они приходят в школу, где жесткая структура и жесткие правила, четкие требования к послушанию и даже к безоговорочному подчинению учителю. Понятно,  что это будет чрезвычайно сложно не только для ребенка, но и для родителей.

И наоборот. Допустим, у родителей всегда было очень жесткое воспитание, палочное, чуть ли не с применением телесных наказаний. А тут они приходят в школу и им начинают рассказывать про то, как надо прислушиваться к ребенку, как не надо на него давить, как надо осуждать его плохие поступки, но ни в коем случае не осуждать его самого. И для них это стресс. Родители обескуражены: что теперь делать? Ведь их самих так воспитывали, и других методов они не знают…

Еще момент – у родителей есть определенные ожидания от ребенка. Почти всегда. Например, он пойдет учиться, и будет это делать вдохновенно, с большим интересом и сразу станет отличником. Но, допустим, этого не происходит. Родитель обманулся в своих ожиданиях. Дальше ему нужно с этими разочарованиями справиться. Потому что давить на ребенка совершенно в этом случае не эффективно. Понятно, что он от этого лучше не станет заниматься.

Как его заинтересовать? Заинтересовать можно, только если ты начнешь чем-то с ним заниматься, вместе, увлеченно. А если тебя это по большому счету не интересует, и еще ты очень огорчен его неуспехами и даже, может быть, злишься на него, и вообще с ним не хочется день проводить, потому что он тебя разочаровал, то будет только хуже.

— Многие родители к началу учебного года начинают запасаться валерианкой. Можно как-то обойтись без успокоительного?

— Валерианка — вещь хорошая, никакого вреда от нее не будет. Другое дело, что она снимает симптомы, а проблемы остаются.

Чтобы бороться с ними, прежде важно понять, что ты чувствуешь конкретно. Например, тебя гложет что-то, или ты боишься чего-то, или злишься, или ты разочарован. Шаг второй — надо понять источник этого чувства. Например, ты можешь тревожиться, что твой ребенок не будет достаточно хорошим учеником или что его могут обижать в классе, или что он не будет достаточно общителен и не заведет себе кучу друзей. Далее шаг номер три —  очень важно понять, насколько твои тревоги или страхи реальны, имеют ли они под собой основание — или ты слишком чувствителен и реагируешь слишком сильно.

Очень важно было бы задать себе вопрос: а как ты, собственно, учился в детстве, что было, когда ты пошел в 1-й класс, и как проходила твоя адаптация. Потому что поход в школу ребенка пробуждает те самые детские страхи, а уж тем более детские неврозы, которые были. Например, у тебя не складывались отношения с одноклассниками или тебя травили, и тебе кажется, и ты очень волнуешься, что твой ребенок тоже может с этим столкнуться. Или, например, ты испытывал страх перед учителями. Многие родители описывают, как они входят в школу и в них поднимается страх, хотя они —  взрослые люди, иногда старше учительницы, но им трудно с ней разговаривать.

Дальше, если ты начинаешь понимать, что вот, это мое, тебе уже легко сделать следующий шаг. Каждый раз, когда волна этого чувства на тебя накатывает, ты говоришь себе: стоп, остановись, подыши, встань под душ или хотя бы ладошки подставь под воду. Погуляй, успокойся и попробуй посмотреть на это реально: а действительно ли у моего ребенка это есть, действительно ли он с этим сталкивается или мы, когда-то обжегшись, сейчас будем все проецировать на него? Это то, что касается страхов или тревог.

Если появляется злость на ребенка, надо как раз разобраться, нет ли завышенных ожиданий к нему. Например, мама считает, что у ее дочки серьезные проблемы — она дружит всего с одной девочкой. А проблемы у мамы, которая ожидала, что дочка подружится со всем классом, станет душой компании. Дочке достаточно иметь одну подругу, и это чудесно!

Понятно, когда ребенок не оправдывает ожидания, для родителей это может быть ударом по самооценке. Скорее всего, они рассматривают своего ребенка как свое собственное продолжение. Если ребенок получил двойку, эту двойку как будто бы получил родитель. Хотя учеба — дело ребенка.

— Еще один момент — родители детей, медленно собирающихся, заранее начинают бояться, что будут кричать на детей, когда те начнут затормаживаться.

— Их опасения оправданы, потому что когда тебе надо быстро что-то делать, а ребенок тормозит, конечно, в сердцах ты можешь накричать. И понятно, что кричишь-то ты от отчаяния и бессилия что-то сделать. С ребенком, собственно, ничего не случилось, у него такой темперамент. Флегматик никогда холериком не станет, у него скорость течения нервных процессов такова. И действительно, один ребенок собирается в школу за полчаса, а другому нужно полтора часа. Получается, что мы здесь идем от нужд ребенка, в том числе и чтобы сохранить собственное душевное здоровье. Ты просто встаешь за полтора часа, и вы потихоньку начинаете собираться. Понятно, что когда вы это делаете вначале вместе, потом он потихонечку приучается делать это один. За год он начнет собираться быстрее.

Вначале важно удержаться и не впасть в отчаяние, потому что мама начинает кричать, срываться, только когда она впадает в бессилие. Когда она полна сил, понимает, как и что делать, все проходит нормально. Так что еще до крика, еще предвидя это бессилие, нужно настроить себя, что вот он такой есть, любимый ребенок, не стремительный. С возрастом он будет делать какие-то вещи быстрее, как мы все: вещи, которые доводятся до автоматизма, делаются быстрее.

Наша задача тренировать у ребенка различные навыки в спокойной обстановке. Таких медлительных детей лучше готовить в школу заранее. Если он не ходил в садик, то где-нибудь в июле месяце уже надо, чтобы он, например, собирался на детскую площадку сам. Если не успели, ничего страшного, повторяю, просто встаем раньше и заранее настраиваемся на долгие сборы.

— Родители, которые отправляют детей в первый класс впервые, иногда пугаются административной системы, с которой они столкнулись.

— Это действительно стресс, потому что ты взрослый человек, и ты устроил свою жизнь так, как, в общем, тебе нравится, и вдруг ты вынужден сталкиваться с тем, что тебе не всегда привычно или даже неприятно. Конечно, лучше искать такую школу, где правила более или менее соответствуют тому, что принято у тебя в семье. Я помню, что перед тем как моя младшая дочка пошла в школу, я узнавала, куда ее отдать.

Как-то, ожидая дочку с занятий танцами, я разговорилась с мамами. Одна мама говорит: «Обязательно отдаю свою девочку вот в ту немецкую гимназию, такая хорошая гимназия, там все замечательно». По идее, вроде бы хороший отклик. Дальше очень важно спросить: что этой маме понравилось. Та мама ответила на этот вопрос так: «У них все четко, строго, баловаться не позволяют, как раз как моей надо». Действительно, у них в семье принято очень строгое воспитание, я бы даже сказала, жесткое, и эта школа им будет очень даже соответствовать.

Я помню, сходила потом на собрание в ту школу и до сих пор его помню, хотя прошло уже пятнадцать лет. Директор гимназии тогда сказала: «Очень важно подготовить ребенка к школе. Обратите внимание на поведение ребенка в семье, как вы с ним общаетесь. Если ваш ребенок смеет вам возражать, значит, этот ребенок распущенный, и он у нас не приживется».

Тут встает какая-то мама и говорит: «Я же тоже не абсолютная, я тоже могу ошибаться, и я всегда дочке признаюсь в своих ошибках, мы вместе это обсуждаем». На что директор ей говорит: «А я считаю, это признак распущенности, и вам точно в нашу школу не надо. Потому что если она смеет возражать вам, она будет возражать учителям». Подобные встречи с учителями и администрацией позволяют понять, надо ли твоим детям именно в эту школу. Хорошо и привычно будет ли им там.

Если вы все-таки пошли в школу, и тебе как родителю она не нравится, тебе дискомфортно в этой школе, лучше, конечно, попытаться понять причину своего дискомфорта. А поняв, что ты ничего изменить не можешь, лучше школу сменить. Даже если ты мудр и ни слова не говоришь своему ребенку, но тебе не по душе школьный уклад или учитель, ты все равно будешь это транслировать.

Ребенок говорит про Марью Ивановну, а у тебя, допустим, лицо слегка меняется. Дети ловят эти мимические мимолетные изменения. И с тем, что их не обманешь, надо смириться. Получается, что у ребенка конфликт лояльностей. Он должен быть лоялен в школе, но он чутко понимает, что учительница или школьный уклад не нравятся маме. Тогда ему надо либо бороться, либо прятаться. Но для борьбы с учителем, с системой он слишком мал. А если прятаться, тогда он может стать аутсайдером. Поэтому родительское чувство, когда ему не нравится что-то в школе, все-таки сигнал для того, что нужно что-то менять.

— Все-таки как родителям сохранить нервную систему, чтобы она не расшаталась в первый месяц, и сил хватило бы на весь учебный год?

— Важно помнить о психогигиене. Я сейчас буду говорить совсем банальности, которые все знают, но отнюдь не все выполняют. Существует гигиена тела — ты встаешь утром под душ, чистишь зубы не потому, что ты обожаешь чистить зубы, а потому, что таким образом ты содержишь свое тело в рабочем состоянии, заботишься о нем. Точно так же мы должны уделять время своему душевному состоянию. Первое — не зацикливаться: школа — это всего лишь часть жизни, и не самая важная, кстати. Важно сказать себе это и осознать: школа — это дело ребенка, а не твое.

Второе — быть родителем — это прекрасно и чудесно, но от этого ты не перестаешь быть: А — супругом и Б — просто человеком, а еще другом, профессионалом и так далее. И действительно стараться уделять внимание вот этим сторонам своей жизни. То есть вспомнить о супружестве, проводить больше времени в паре, причем в совместных удовольствиях: кататься на лыжах или плавать в бассейне, или ходить в кино, посвящать выставки, да просто гулять по парку. Но без ребенка.

Опять-таки вспоминать про то, что ты отдельный человек. И, соответственно, у тебя есть свои увлечения, друзья, ты сам, твоя работа. На все это важно переключаться.

Я совершенно не призываю позабыть о детях. Но чрезмерная забота вредит им не меньше, чем отсутствие заботы. И любому ребенку хочется иметь довольного жизнью, счастливого и веселого родителя. И нам всем под силу дать им это!

Подготовила Оксана Головко

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Ирина

Переживания, наверное, когда ребенок идет в первый класс, часто касаются нашей установки (зачастую ложной, да) о том, что как начнется, как пойдет, так и дальше будет.. Мол, если не удастся заинтересовать ре учебой, учительница не понравится, или с детьми тяжело будут отношения складываться (особенно переживать могут родители домашних, не садовских, детей), то так дальше и пойдет-все "наперекосяк", то есть, учиться ребенок не захочет. Конечно, тут есть и иррациональный страх (говорю про личное), и, наверное, доля истины.. Нам до школы еще пока достаточно времени, но эти опасения (знаю, прежде всего, именно с этим бороться надо, потому что буду транслировать их ребенку)… Читать далее »

Елена Д.

Хотелось бы мне знать, кого пытаются воспитать в школе, в которой ребенок "не смеет возражать". Рабов??

М. С.

Мне кажется, тут путают понятия "возражать" и "хамить". Если это не школа для малолетних преступников, где, возможно, требуется бОльшая жесткость, чем в обычной школе, можно при разногласиях хотя бы попытаться научить детей цивилизованно решать эти разногласия, аргументированно спорить, не переходя на личности и не оскорбляя друг друга. Разумеется, это труднее, чем действовать с позиции грубой силы.

Ежик

Просто есть вещи,которые я не могу приложить в реальность. В чем может возражать учителю ученик,например,начальных классов? В том,что 5 плюс 17 будет не 22,а жи-ши пишется с и? Опротестовывать утвержденную министерскую программу? Быть не согласным с поставленной оценкой? Я могу понять дискуссию,например,по истории и литературе в средне-старших классах. Но возражения учителю в точных или описательных предметах-в чем оно может заключаться?

М. С.

А я не могу приложить в реальность, как директор школы возмущается тем, что девочка "смеет возражать матери". Конечно, мы не знаем, какая это девочка, но где директор видел детей, которые никогда не капризничают, не спорят, не пытаются настоять на своём? Да, чтобы ребёнок не испортился, надо приучать его к дисциплине, но делать это так, чтобы не подавить самостоятельность и независимость. И думать об этом должны родители, потому что учителя забудут о нем, как только он закончит школу. В школах бывает и так, что взрослый травит ребёнка, а удобные "послушные" одноклассники не рассказывают этого даже родителям.

Ежик

Ни разу не видела ситуации,когда травят школьника учителя. Конечно,учителя могут быть недовольны успеваемостью,поведением на уроках и делать замечания,а также доносить до родителей свое недовольство.

apple_blossom

Ну почему,бывает. Меня классная травила. Я,правда,тоже в долгу не оставалась,но на ее стороне был авторитет учителя и возраст. Она просто нескольких детей,которые по тем или иным причинам не могли активно участвовать в жизни класса, сделала изгоями. Это уже не замечания и не разговоры с родителями. Она не была какой-то злыдней,просто по неопытности, как я сейчас уже понимаю.

Ежик

Но при этом мне кажется,что с такой ситуацией ребенок младшего возраста самостоятельно не справится никак,только с помощью родителей. А ребенок старшего должен уже наверное выбирать,что ему важнее-или участвовать в классной жизни,как требует учитель,или проще относиться к "изгойству". Опять же,я не вижу ресурса для выхода из таких ситуаций с помощью каких-то возражений…

apple_blossom

Да нет,конечно,детская дерзость тут только масла в огонь подливает. Разбираться должны родители,как-то все это улаживать,ходить разговаривать с учителем, давать линию поведения ребенку. Даже в случае со старшим школьником. Мои,правда,как-то не допоняли масштаба проблемы тогда. Решение проблемы это уже другой вопрос. Но травля в школах очень даже бывает. Я,допустим,не могла просто участвовать в этих пресловутых школьных мероприятиях,тк все время у меня занимала музыкальная школа. Училась при этом хорошо, и никак не могла понять,чего ко мне придираются). Родители особо не вмешивались, и я отбивалась от несправедливых на мой взгляд обвинений, как могла,что только усугубляло ситуацию. А учительнице не хватило какой-то мудрости и… Читать далее »

Гоблинище

Ну, у нас была учительница по русскому языку, несколько специфическая. Она как-то допустила ошибку в упражнении на доске, и я долго пыталась ей доказать, что согласно правилам это слово пишется иначе. Класс был наверное 8-й, а может и 7-й. Другая литераторша велела выбрать из произведения места, наиболее ярко иллюстрирующие какое-то состояние героев, и продиктовала главы, где оно вроде наиболее ярко и есть, а на уроке оказалось, что продиктованные главы никакого отношения к заданию не имели, и чош ты дура не могла выбрать лучше — это моей подруге так было сказано. Я, по привычке домашку не делать, свое задание и не… Читать далее »

Ежик

Вообще мое мнение,школа,во всяком случае начиная со среднестаршей-это тренировка к отношениям во взрослой жизни. К начальству,в частности. Вот что делать школьнику? В зависимости от собственных свойств характера и поступать. Если уж душа не терпит неправды-значит,стоять до последнего на своем. "Вы Мариванна говорили не так,у меня записано" (это у нас была такая коллега-как только начальство- жесткое довольно-начинало отказываться от своих слов,доставала блокнотик-не-не-не,у меня записано,вы это говорили на конференции от 23.07 2003 года,все свидетели). Но надо понимать,что за правду приходится и страдать бывает. Если более конформистский и спокойный характер-пожать плечами и посчитать,что все могут ошибиться и это не стоит лишних страданий. .… Читать далее »

Гоблинище

Нас с подругой не сравнивали, просто я привела пример того, как учителя бывают неправы. Ну и насчет того, что школа это подготовка к жизни в целом, я согласна, и именно поэтому надо учиться отстаивать свое мнение. В жизни этот навык пригодится, как и спорить и не соглашаться со старшими по возрасту/званию/должности. А то эти старшие склонны с выгодой для себя пользоваться тем, что детей со школы приучили не возражать. К счастью, не всех приучили ))))

Ежик

На мой взгляд-сейчас очень часто крен в другую сторону. Как говорится,все креативные мыслители,не найдешь хорошего исполнителя.

Гоблинище

Ой, не скажите. Начальник говорит идите подпишите эту бумагу — идут подписывают не читая. Сотрудник банка торопит: подписывайте скорее — и все подписывают скорее, как же, нельзя задерживать, человек работает! Откуда у этого ноги растут — из школы. Возражать-то не приучены

Ежик

Мне думается,это часто еще не от этого-ваши примеры. Если люди в принципе знакомы примерно с предметом,то подписывают не читая,ибо изменений внести не придется,а подписывать надо. Я не читаю стандартные документы,так,в полглаза просмотрю,мне времени жалко.))
Ну а начальнику возражать тоже можно,но это надо быть ценным кадром.))

Ежик

Мне думается,это часто еще не от этого-ваши примеры. Если люди в принципе знакомы примерно с предметом,то подписывают не читая,ибо изменений внести не придется,а подписывать надо. Я не читаю стандартные документы,так,в полглаза просмотрю,мне времени жалко.)) А про "креатив"-вон подруга моя роддомовская плачет-какие приходят интерны и врачи первого года работы. База слабая,куда слабее,чем была у нас. Ничего не слушают,все им сразу все должны-научить,рассказать(мы сами за всеми ходили,выпрашивали-возьмите на операцию,покажите,научите). Половину все равно не слушают,мимо ушей пропускают,сами чего-то "фигачат"-нужен постоянный контроль очень жесткий. Пытаются спорить-а глупые еще,и споры глупые и бессодержательные,только время отнимают. Оно бы вроде отправить их в самостоятельное плавание-так специфика профессии… Читать далее »

Nata.

Ежик, полностью согласна. Тема "молодое поколение пришло на работу" в нашей сфере аналогичная. Вот оно выросло уже свободолюбивое, возражающее… Хорошо это или плохо увидим лет через 20, когда мы уйдем на пенсию, а они будут рулить процессом…

Ежик

Относительно медицины в нашем конкретно взятом городе и в акушерстве-гинекологии (про остальных не знаю близко)-сто процентов,уровень упадет Уже упал. Отголоски этих новых кадров еще я застала.а сейчас это просто бич. Даже есть возрастной водораздел-проходит по 28-30 годам. Кто старше сейчас-еще ничего,кто младще-все,тушите свет.Конечно,есть и исключения,но именно как исключения,а воспитывать их,да и так в условиях перегрузок и недостатка кадров-очень и очень тяжело.

Гоблинище

Согласна. В университете у меня даже начались проблемы с желудком на нервной почве. Хотя это только наполовину было обусловлено отношением преподавателей. И это мы уже были взрослыми людьми! Могли за себя постоять. В школе я пряталась за родительскую спину и правильно делала, благо родители всегда без исключения были за меня

Ежик

Так христиане-то как раз первые,которые страдают за правду. Попробуйте сказать в каком-нибудь дамском обычном коллективе-просто к слову-что вы против абортов,например. Я не могу сказать,что в школе ребенок "постоянно видит несправедливость". Я думаю,если это так-либо очень не повезло со школой,и ее надо менять.или проблема в ребенке. Мое глубокое убеждение-надо тщательно выбирать адекватного первого учителя-да,до 10-11 лет ребенок мал,чтобы противостоять/отгораживаться/выбирать линию поведения. А дальше-он должен выстраивать адекватную линию поведения с разными людьми и в разных ситуациях. Если попался сильно неадекватный учитель (что бывает редко)-значит,должны помочь родители.

М. С.

Вот Вы и пришли к тому, что надо выбирать адекватного учителя (о чем многократно говорилось). А испытания для человека должны соответствовать его возрасту и душевным силам. Если маленького мальчика выпустить на ринг против чемпиона по боксу, мальчик научится не драться, а получать по башке.

Ежик

В младших классах-однозначно. Дальше в любом случае придется смириться с тем,что учителя будут разные. Тут уже переходим к пункту "б".))

Елена Д.

Согласна с Вами.

Ежик

Вообще учитель права. Она четко заявляет критерии школы. Хорошие они или плохие-вопрос второй. Но я заметила такую вещь-у нас формируются всякие платные-элитные-"с хорошей репутацией" школы именно с достаточно строгой дисциплиной. Потому что в обычных дело часто не в "возражать"-а на самом деле,в чем должен ребенок возражать учителю математики? или географии? Дело в том,что отсутствуют самые обычные понятия (возможности?) ребенка об учебном процессе, и уже к 4 классу на уроках отсутствие самой банальной дисциплины и "хромой" учебный процесс ,а к 8-пиво под партами и никакого влияния со стороны учителя-он просто ничего не может с этим сделать. Все возражают…Понятно,далеко не всем образование… Читать далее »

Елена Д.

Помню, писала я сочинение… учительница не согласилась с моей характеристикой образа героини, вернула мне тетрадь с 2 за содержание и велела переписать. В переписанном сочинении я также настаивала на своем видении образа героини. Учительница признала за мной право на свою точку зрения и поставила 4. За что я ей благодарна.

На истории, географии, математике… учитель может допустить ошибку. Если "возражать нельзя", то никто и не исправит.
А на занятиях по истории, например, у ученика и учителя могут не совпадать взгляды на историческое событие. А изучении истории заключается не только в заучивании фактов, но и в анализе событий.

Nata.

Скажем так, смотря какой предмет возражения. Конечно встречаются отдельные ученики, которые могут быть эрудированнее по предмету, чем учитель. Но таких немного. И как правило это уже старшая школа. И потом "возразить" здесь громко сказано, здесь можно просто вести дискуссию.
А вот если ученики начнут возражать по поводу дисциплины, то тут уже тушите свет. В нашем классе в этом году 34 человека, школа переполнена, так как заняла в рейтинге почетное 9-е место по Москве. И что учителю делать в такой ситуации с их возражениями, как детей собрать? А им еще нужно и знания дать.

Елена Д.

Ежик, если я не ошибаюсь, наиболее строгая дисциплина — в военных училищах. Но даже там нет требования к детям: "не возражать".

По поводу того, что правильно делает, что критерии школы заявляет — здесь у меня возражений нет. С этим согласна.

Ежик

Пожалуйста,опишите мне ситуацию,где ребенок начальных классов(например) может возражать учителю. Вариант "учитель ошибся" и посчитал,что 3 умножить на восемь это 25 -не берем. Понятно,что любой учитель исправит такую ошибку. Понятно,что в хорошей школе должны обсуждаться разные взгляды на литературные произведения и историю. Мне кажется,сейчас с этим особых проблем нет О военных училищах знаю понаслышке,но тоже не представляю,чтобы кто-то там сильно возражал старшему по званию. Насчет себя-не знаю,я тоже помню нестандартную характеристику героини в классике,мне поставили пять. Но что-то у меня смутные сомнения,что дети сейчас в большинстве ее не читают,сразу инетренет-разборы читают… моя после пятого класса еле прочитала перечень,думаю,дальше будет хуже…

Елена Д.

Ну все-таки школа ведь не ограничивается только начальными классами. Да и то — например, мои родители специально оговаривали с учителем, чтобы в столовой меня не заставляли есть. Других заставляли. А я тут могла возразить, сказать: "Не хочу."
Английский у нас начался в 5 классе, но сейчас вроде начинается раньше. Я пререкалась с учительницей (если при выполнении задания делала ошибку), т.к. то, как я употребляла времена в заданиях — мне казалось логичным, и я никак не могла понять, почему я не права.

Наталья

Ну например, "Окружающий мир", 1-3 кл. — куча неточностей и ошибок в самих учебниках, куча неоднозначных вопросов и бредовых ответов в контрольных тестах: типа "что нельзя делать в лесу" — правильный ответ "в лесу нельзя разводить костер" — видимо, авторы тестов путают лес с городским парком и о турпоходах понятия не имеют. Что должен отвечать и как должен вести себя ребенок, который регулярно с родителями в походы ходит и костры разводить умеет?

Ежик

Наверное все-таки не "куча", а встречается. Насчет как должен вести себя ребенок -а без проблем. В тесте может ответить так,как предлагается в учебнике-меньше хлопот. Если его спросят,а он умный,эрудированный и хорошо знаком с вопросом-пусть отвечает грамотно. Даже поинтересовалась-для костров в лесу масса всяких ограничений,бывают и периоды полного запрещения-совершенно не так уж однозначно разрешено. Если его не спросят-это дело родителей. Я бы так и объяснила-учебники иногда составляют упрощенно,и в данном случае хотят подчеркнуть опасность розжига костра малограмотными людьми. Опротестовывать этот или похожий вопрос если не спросили,так сказать в свободной форме-я бы своему ребенку не советовала. Родители должны объяснять ребенку,что учитель может… Читать далее »

Наталья

1. То есть Ваш выбор для Ваших детей — конформизм. Для своих я такого не хочу. Не надо настраивать на возражения, но учить называть черное белым уж совсем ни к чему. 2. Вы рассуждаете с позиций горожанина, как и составители учебника. "..подчеркнуть опасность розжига костра малограмотными людьми.." — то есть если вы, не дай Бог, заблудились, или еще какое ЧП приключилось, и Вам предстоит холодная лесная ночевка (а костры разводить запрещено) — Вы доблестно замерзнете (хоть бы и насмерть), но костер не разведете? …И как обходятся без костров геологи, геодезисты, охотники, егеря, которые в лесу работают? 3. В этом тесте… Читать далее »

Ежик

1. Есть некая грань между конформизмом и тем,что называется "неутомимый правдоруб". Думаю,истина где-то посередине. Как выше было сказано,если спросят-надо отвечать правильно. Я сразу сказала-ребенку надо объяснить,что…учитель может быть неправ,учебник неточен.Черное белым называть не предлагала,нигде это не следует из моих слов. 2. Я вообще в лес не хожу,даже парки и пикники не люблю,так что именно для меня маловероятна такая ситуация. Дальше-тут у вас непонятный посыл в принципе. Вы что хотите сказать? Возможно ли нарушение закона в критической ситуации отдельно взятой личностью? отвественность составителей учебника,если человек замерзнет,но не позволит себе преступить закон,неправильно указанный в учебнике? ну….учебник по биологии о человеке,на мой взгляд,очень… Читать далее »

Наталья

Про 1-3: если в начальной школе учить "отвечать не как правильно, а как предлагается в учебнике/ не спорить попусту с учительницей", то учеба превращается во внешнее воспроизведение неких догм, не имеющих отношения к реальной жизни. Ну и очень скоро пропадет и интерес к учебе, и уважение к школе. Что мы, собственно, и наблюдаем. Про 2: то есть в этом вопросе Вы некомпетентны. Ну так не судите по себе обо всех. А многие (и мы в том числе, и уже не в первом поколении) в лес ходят. И очень-очень многие люди (и не только деревенские, но и многие горожане) ходят-ездят за… Читать далее »

Наталья

"Начальные" и "средние" знания могут, естественно, быть быть неполными; могут быть упрощенными; но "неправильными" быть они категорически не могут. Ну вот еще типичное из "началки": 7-летка с горящими глазами задает "каверзный" вопрос: "а можно из пяти вычесть шесть?" И ему твердо заявляют: "Шесть больше пяти, НЕЛЬЗЯ!" (это ж началка…) А потом, к средней школе, дети не в силах понять, откуда берутся отрицательные числа — их же твердо научили, что нельзя так вычитать, и что меньше нуля чисел нет.

Ежик

"неправильными они быть не могут" Это некое идеальное состояние вещей,и это было бы прекрасно. Но так не было и не будет-отчасти и вследствие неверного упрощения. Если есть желание настроить ребенка на частый спор с учителем,по любому вопросу,который является(или ему кажется,такой вариант рассматриваем?)-неточным,неправильным,просто все превратится в балаган,увы. Учебный процесс предполагает определенный регламент,в любом случае. А так-я не возражаю,ребенок может найти время для того,чтобы высказать свою точку зрения. Главное,не превратиться со временем в тех интернов,которые знают мало,а возражают много.
Ничего,психика у детей гибкая,поймут и отрицательные числа…

Наталья

Ежик, Ваше стремление к конформизму, формализму и регламенту очаровательно.

Ежик

Это,на самом деле-я себя в руках держу. Ибо по жизни я правдоруб и спорщица. Но это не всегда так хорошо,как кажется. И не только с позиции личной выгоды.

Елена Д.

Да-да. На ноль делить нельзя — а потом вдруг появляются пределы. Квадратный корень из отрицательного числа извлечь нельзя, а потом узнаешь про комплексные числа. Все, разрыв шаблона. У меня новая информация вызывала гнев, разочарование и недоверие к программе — если лгали раньше, то как верить тому, что говорят теперь?

Ежик

Наверное,все разные тоже люди. У меня расширение объема знаний и даже их изменение не вызывало такого неприятия. Ну и что? Да,сначала мы не умели вычитать из 6 5 и поэтому для нас это было-невозможно. А теперь научились (научили). А сейчас я знаю,что на ноль делить нельзя,а про пределы ничего не помню.))

Наталья

Ежик, а что там, собственно, уметь-то, с вычитанием трех из двух? 5-летний ребенок, разобравшийся с натуральным рядом, усваивает эту идею легко и непринужденно. Как говорил кто-то из академиков: "Если вы не можете объяснить физическую теорию 5-летнему ребенку, значит, вы сами ее просто не понимаете."

Ежик

Да в регламенте тут дело,вот и все. Это учим,это не учим…не знаю,я бы не поняла в 5 лет скорее всего…

Ежик

И еще мне думается,что любая программа обучения-это некая условность,которая предполагает какие-то уровни,этапы. Наверное,сделать ее такой,чтобы все как-то очень логично перетекало одно в другое-трудно.

Ежик

"Уважение к школе". Нет такого огромного количества ошибок,это раз. Второе-на мой взгляд,уважение к школе -должно быть вещью относительно абсолютной и внушенной детям родителями. Признавая при этом,что не все там идеально. А так-пиво на уроках,и никаких проблем-не то написали,не так научили. Ценность знаний должна многократно перевешивать немногие ошибки учебников.Для меня-горожанки-слишком маловажна ошибка про костры,чтобы сказать-нечего и школу уважать. Уважение к школе очень упало именно в последние более либеральные годы,что и привело к необходимости выбора частных-платных-некоторых школ. Про мою некомпетентность-вы меня не поняли,видимо. Я бегло прочитала и поняла,что костры в лесу разрешены с ограничением. Ну то,что в идеале ошибок быть не должно,с… Читать далее »

Ежик

А вообще нас спор ушел в формат-опять же-может ли ребенок возражать учителю. Я считаю,может,но-очень дозированно и в известных рамках. Вот и все. И лично меня в плане выбора школы этот вопрос интересовал в малой степени,да и сейчас мало интересует. Пусть лучше учитель(школа) не слишком жалует возражения,но при этом может грамотно выстроить учебный процесс,поддерживать интерес ( и ту же дисциплину),даст основные понятия о том-о сем и подготовит к ЕГЭ насколько возможно. Мои требования скромны. Реальных,нужных для жизни знаний школа в принципе дает немного.

Гоблинище

Я, помнится, была несогласна с точкой зрения учительницы, что Онегин Татьяну всегда любил прям вот с первого взгляда. Двойку мне не поставили, но на мое мнение было сказано: нет, неправильно. Это правда был 10-й класс. А в начальной школе разногласия могут быть по организационным вопросам, типа тех же прививок или чего-то наподобие. Но очень яркий пример могу привести из 6-го класса, когда я попросила позволения не оставаться на 7-й урок, сил не было, и меня отпустили, а потом учительница сказала, что я отпрашивалась для музыкальной школы, а оказывается не хожу в нее, и как я ее обманула. Причем в музыкальную… Читать далее »

Ежик

Про литературу-или мне не повезло с классом,или повезло с учителем. От нас,помнится,только и добивались какого-то особого мнения,а мы мычали,молчали,ничего внятного ни за ни против сказать не могли,думаю,больше половины не читали. Честно,я тоже эту классику еле прожевала исключительно из послушания. Класс,правда,был математический. Прививки тогда,когда я училась-вообще не подвергали никакому сомнению,этот закон вроде от 91 года-только медотвод. А сейчас все строго-согласие родителей за подписью. Про музыкальную школу-а тут бесполезно доказывать правду, эта ситуация из разряда,хоть оправдывайся хоть нет-будешь неправ.Пожать плечами,хотя и обидно. Насчет охранника и двух часов-ну не знаю. В школе ввели такое правило. По идее,его надо исполнять или убирать родительскими силами.… Читать далее »

Гоблинище

Насчет охранника — не было в школе такого правила, по крайней мере мы о нем не были предупреждены. И ведь не каждый день уроки заканчивались в два. Это просто было чье-то самоуправство. Охранник вроде для того, чтобы не впускать в школу кого попало, а не для того, чтобы не выпускать учеников. А с литературой… Я ее любила и все произведения программы читала года за два до того момента, как оно было задано, и еще перечитывала не раз. Поэтому имела право на свое мнение, да и иначе зачем его вообще спрашивать? А прививки мне родители запрещали делать без их ведома, потому… Читать далее »

Наталья

1. "Добивались особо мнения, а мы мычали…" — если повезло с учителем, что мешало честно сказать — прочла, ничего для себя интересного не нашла, было скучно? Глядишь, и начался бы разговор :-). Вспомнилось: классе в 5-6-м, в глухие застойные годы, меня занесло на какую-то крутую литературную олимпиаду. Нам прочли рассказ на "правильную" тему, и попросили охарактеризовать его как художественное произведение. Дрессированные дети (и я тоже) массово написали, какой это талантливый и высокохудожественный рассказ. Приемы описали, метафоры-эпитеты… 🙂 Так вот, победил тот, кто поверил своим ощущениям, а не разборам текстов в учебнике, и честно написал, что с т. зрения литературы рассказ… Читать далее »

Гоблинище

Да, в том-то и дело. Повезло мне в случае с охранником, что отец работал в пяти минутах ходьбы от школы. Потому что мой приход на педсовет только поднял много пыли, мол как я смела, а выпускать из школы так ведь и не собирались. Мол сиди и жди. Отец пришел и со всеми поговорил, что за маразм. Охранник говорил, что маньяки ходят и детей крадут. И судя по всему, строго до двух часов дня )) ребенок не может возразить взрослому в такой ситуации адекватно, а отец тогда удивился, с чего это охранник знает расписание маньяков )) но ведь это ненормально, что… Читать далее »

Ежик

1. В голову не пришло. Наверное,не хотелось обидеть учителя,или может,не хотелось выглядеть такими "пнями" бесчуственными и бестолковыми. Ну и правда-неинтересно в таком объеме читать классику было,были другие заботы в старших классах. Свое мнение,помню,высказала про Ларису Огудалову-всем она нравилась,вроде как несчастная в таком выборе,а я написала-ну и дурочка,или бы в любовницы пошла,или замуж,а там видно было бы,а не самоубиваться из-за такой ерунды.Учительница,помню,смеялась. Экзамены сдавала,прочитав критику по большинству произведений. Мне нужнее была пятерка,а не знания,филфак не манил. 2. Отчасти согласна. Мне не понравился метод у Гоблинище. Ворвалась на совещание к директору с требованием "выпустить". В идеале я бы предпочла,что бы мой ребенок… Читать далее »

Ежик

А ,еще по первому пункту. А так думаю,это было еще простой экономией сил. Литература старшей школы (равно как и алгебра,например)-это весьма большой объем знаний и времени,если относиться серьезно. А у нас большинство хотело поступать в финансово-экономические, физматы, химтехи. Поэтому многим(и мне) хотелось ее "проехать" с минимумом затрат. А для того,чтобы дискутировать-надо иметь взвешенное,обоснованное мнение,основанное на хорошем знании материала,а не кое-как прочитанном. Вот "Бесприданница" короткая-по ней мнение было. А тогда еще в моде были некие современники,помню-читала старательно "Котлован" Платонова. И вот читала и думала-все же я наверное дурочка,вообще ничего не понимаю. Но заявить это громко все же было стеснительно,да.

Наталья

Мы шли по другому пути (жестокий физ-мат, но литературу вела потрясающая учительница) — читали то, что "цепляло". Те, кого данное произведение "зацепило", дискутировали, остальные сидели тихо и быстро-быстро мотали на ус. По сути — каждый "подбирал" себе тех авторов, по которым потом писал выпускные и вступительные сочинения (если ты не считаешь Чернышевского писателем — просто не пиши на экзамене про Веру Павловну, возьми другую тему).

Ежик

Наверное,нас ничего не зацепило…хотя конечно,были и те,кто имел мнение,но это было мини-меньшинство.

Наталья

Поддерживаю. И своих детей так же учила. Прежде всего тому, что учитель — такой же человек, и тоже может быть не в настроении, не все знать, ошибаться, вести себя неадекватно и т.д. — и относиться к этому надо спокойно, и спокойно отстаивать свою правоту, если для тебя это важно. Или наплевать и забыть, если это не важно. Но при никогда не изменять самому себе.

Ежик

С этим я не спорю.
Мое мнение-надо определять масштаб проблемы,с одной стороны,а с другой стороны-относиться к школе проще. Если уж вопрос принципиальный-ну травля что ли кого-то,отказ от чего-то,что является значимым-надо стоять на своем до последнего. А расстраиваться и раздувать "возражение" из-за мелочей-не вижу смысла.

Гоблинище

К этому приходишь со временем. Я научилась не бороться против всего подряд на последних курсах университета. И рада, что научилась, и рада, что боролась 🙂

Ежик

Еще хочу сказать-тут немного о разном мы говорим. Если есть ошибки в учебниках, ошибки у учителя,собственное мнение у эрудированного и грамотного ребенка-это вполне может обсуждаться,уж насколько авторитарен учитель, ребенок конформист или "боец",насколько полезно тратить на такие дебаты время в формате урока-это второй вопрос. Если не выпускает охранник-ну можно подождать,можно директора на уши поднять-это тоже не очень существенно. На мой взгляд,сейчас другая проблема в школе на первом плане-отсутствие простой общей дисциплины. Даже в нашей платной-православной гимназии этот вопрос стоит. Дети болтают,не слушают,занимаются своими делами на уроках-не в начальной школе,конечно,и не все,но близко к старщей-часто. А,то что я слышу от знакомых из… Читать далее »

Наталья

Проблемы дисциплины, контингента детей, недостаточной квалификации учителей, странных программ — это все-таки не одна проблема, а несколько. "Не задают-не учат", или "задают слишком много" — решается переводом в другую школу/класс, школ сейчас много разных, программ — тоже, не вижу особой проблемы. В началке, например, есть программа "Школы России" (самая базовая) — по ней не положено задавать домашку на выходные. Дисциплина — не самоцель, а только средство. Если дисциплины нет, значит, цель либо не поставлена, либо поставлена ошибочно (недостижима, принципиально нереализуема…) Если у ученика на уроке возник вопрос, проблема, противоречие, а ни спросить, ни возразить нельзя — он либо "отключится", либо… Читать далее »

Ежик

Про первый абзац-согласна,конечно,это большая тема,я тут в пару-тройку комментариев весь ряд соображений пытаюсь уложить,получается сумбурно немного.
Ваш ученик,на мой взгляд,уж слишком негибкий и не умеет отделять зерна от плевел. Он может поставить в голове "галочку" и ответить "для себя",не в формате возражения,может и спросить,почему нет? а потом обдумать,и т.д. А уж если он сразу своим делом-ну так и говорю-не так учили,не то сказали…
Про дисциплину-это двухсторонний процесс,хоть и неравновесный. Самый лучший учитель в том коллективе,нет родителями вложенного понимания о некоем послушании и ответственности,будет в сложном положении. А дальше да-получается социальное расслоение школ. У нас так.

Наталья

Авторитет учителя не родительскими нравоучениями зарабатывается 🙂

Ежик

И говорю-неравновесный. Но тем не менее…))

Похожие статьи