От редакции: публикация статьи игумена Валериана (Головченко) «Про «это» – православным» вызвала неожиданно много читательских откликов и целый поток вопросов священникам. На одно из писем о наболевшем отвечают протоиереи Андрей Дудченко и Димитрий Карпенко. Здравствуйте, батюшка! Благославите. Пишет Вам раба Божия Ксения. На многих сайтах я пыталась получить ответ на свой вопрос, но, видимо, тема слишком деликатна. На самом деле, я совсем уже смрилась, но случайно нашла замечательный женский сайт. И, вот, рискую, в последний раз. Мой муж служит алтарником (это я к тому, чтобы было понятно, что он воцерковлен). На Светлой седмице (третий день после Пасхи) у нас были с ним супружеские отношения. На исповеди мужу отпустили этот грех (до сего дня ни в одной из книг, ни у одного святого я не нашла информации о том, что это является грехом, что на Светлой седмице супружеские отношения невозможны. Муж на следующий день в алтаре не служил — основная работа в другом месте). Меня же отлучили от исповеди и наложили епитимию: по 50 земных поклонов со словами : «Прости меня Боже, блудную и грешную!» в течение сорока дней. Я очень хочу понять, в чем заключается мой грех. Почему я блудница? Я была с мужем, в нашем доме, на нашем супружеском ложе. Если мой личный грех так велик, подскажите мне, пожалуйста, где я могу найти ссылку, объясняющюю степень моего падения. Прошло уже много времени, скоро Великий Пост и Пасха, но я, несмотря на выполненную епитимию и отпущенный грех, до сих пор чувствую себя последней блудницей и не могу вступать с мужем в интимные отношения. Для меня это великое преодоление. Простите меня, Христа ради, за мою тему и вопрос. Ксения. Дорогая во Христе Ксения! Епитимия, наложенная на Вас, судя по Вашему описанию, абсолютно незаконна и может считаться как вовсе не бывшая. К сожалению, сегодня можно встретить подобных горе-духовников, которым почему-то оказывается очень интересно вникать в подробности интимной жизни супругов, чтобы внушать комплекс вины и таким образом подчинять себе людей. Апостол Павел, слова которого для христиан обладают несравненно бОльшим авторитетом, чем мнения хоть всех вместе взятых священников, пишет в своем Первом послании к Коринфянам (глава 7) следующее: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.» То есть, воздержание от супружеских отношений возможно только и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в том случае, когда это совместное решение супругов. Священник не должен регламентировать это. Теперь попробуем разобраться, что же имел в виду священник. Воздержание на Светлой седмице подразумевается в том случае, если, согласно церковным канонам и логике богослужебного устава, миряне каждый день на этой седмице причащаются Тела и Крови Христовых. Действительно, вся Светлая седмица — это как один сплошной воскресный день, и 66-е правило Трульского (Шестого вселенского) собора предписывает всем христианам в течение всей Светлой седмицы «во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь». Между тем, в церкви сложилось твердое правило непременно воздерживаться от супружеской близости в ночь перед причастием. Отсюда и сплошное воздержание в течение Светлой седмицы, если каждый день причащаться. Впрочем, и это церковное правило не освящено авторитетом Священного Писания или какого-то Вселенского собора… Для чистых все чисто. Православие — путь жизни и свобода, а не система запретов на каждый чих. протоиерей Андрей Дудченко *** Здравствуйте, Ксения! Уверен, что исповедовавший Вас священник превысил свои полномочия. Никто не вправе регламентировать супружеские отношения кроме самих супругов. Светлая седмица по канонам предполагает ежедневное причащения верных за каждой литургией, если следовать этому правилу, то тогда супружеские отношения нужно исключить. Если же супруги не причащаются в этот период, то они вправе сами решать как им поступать. С уважением, протоиерей Димитрий Карпенко