Наталья Одегова из тех женщин, которых принято называть новомодным словом self-made — «сделавшие себя сами». Постоянное развитие своих способностей – это не фраза из тренинга, а жизненная позиция нашей сегодняшней гостьи. Отработав 10 лет в международной компании, Наталья пересмотрела свой взгляд на жизнь и сумела не только использовать предыдущий опыт, но и придумать новую профессию – администратор социальных сетей, которой теперь можно обучиться онлайн. Сегодня мы представляем вашему вниманию историю о том, как виртуальное пространство помогает организовать реальную жизнь и чем женщине занять себя в декрете. — Наталья, первый вопрос, который я хотела бы задать, естественно, про детство. Где Вы родились, провели юность и где получали первое образование? — Я все детство провела в наукограде под Новосибирском. Я привыкла к тихому, безопасному, спокойному городку, в котором уходишь в магазин и по дороге встречаешь пять человек знакомых. Потом, когда я закончила 11-й класс, пошла в Новосибирский университет на эколога, хотя родители меня отговаривали: «Ты что? В России никогда не будет все хорошо с наукой!». Я уверенно отвечала: «Я буду учиться шесть лет, за это время все перевернется». Прошло уже 15 лет, лучше не стало. Я сильно не думала над специальностью, потому что у меня папа биолог, мама биолог, сестра тоже училась на биологическом факультете. Позже я училась коучингу в Международном Эриксоновском университете. Там я начала раскапывать те ценности, которые для меня важны и то, что меня вдохновляет, и рано или поздно я «докопалась» до такой ценности, как «эффективность». Для меня важно способствовать тому, чтобы процессы шли более эффективно, что, например, объясняет мой выбор специальности в Университете. Еще, когда я получала первое образование, я пришла в AIESEC – это международная организация студентов, которая помогает получить практический опыт в бизнесе еще во время обучения. Это, пожалуй, самая лучшая школа, которая у меня была. Мы организовывали проекты, общались с представителями из бизнеса — это совершенно другие люди, нежели те, которые мне преподавали, совсем другая среда. Этот опыт был очень развивающим, именно он мне сильно помог в дальнейшей трудовой карьере. — Вы закончили экологический факультет, и Ваши ожидания оправдались? Или у Вас уже к тому времени не было желания двигать науку? — К тому времени желания двигать науку уже не было, я уже поработала и поняла, что бизнес, сфера продаж интересуют меня больше. В последний год обучения у меня был максимальный разгон, потому что с промежутком в десять дней было два диплома — один по биологической специальности, а второй – по менеджменту и маркетингу. В университете была президентская программа, годовой курс, на котором преподавали азы менеджмента. Если говорить честно, обучение там было очень халявным. Сейчас многие тренинги, которые проводятся непрофессиональными преподавателями и тренерами, но практиками со свежим опытом, со своими набитыми в бизнесе шишками, проходят намного эффективнее, чем такое образование в классическом университете с именитыми преподавателями. Вот так я сдавала, у меня был чудовищный разгон, потому что два диплома подряд, пятерки, и тут, бах, наступает лето! И я в это лето врубилась, как в стенку. Вот только что дни были заполнены под завязку, а теперь – тишина и нечем заняться. Летом я пошла учиться на права и тогда же как раз узнала о вакансии в западной компании «Марс». Я туда начала готовиться, училась на права одновременно. К январю я вышла на работу в эту компанию, где и проработала 10 лет. — На какую должность Вы вышли? — Я пришла на работу с ветеринарными специалистами, потому что одно из подразделений компании занималось кормами для животных. Я так понимаю, что это был счастливый шанс, потому что найти человека из биологической сферы с бизнесовыми мозгами — это достаточно сложно. Мне говорили: «Наташа, туда хотят именно ветеринара, а у тебя другое образование, работа сложная, разъездная, она подходит больше парню». Там было, наверное, пять мальчиков-ветеринаров, но взяли все-таки меня, я прошла и через некоторое время стала работать в продажах, а потом стала бизнес-тренером. — А как Вы переквалифицировались с биологической направленности на бизнес-тренера? — Вообще, я туда пришла через продажи, потому что ты можешь стать бизнес-тренером, если тебе есть что рассказывать. Причем рассказывать не из книжек, а из собственного опыта. Конкретно в этой компании мне повезло, потому что у меня был очень хороший биологический базис и я могла очень хорошо, красиво рассказать про то, как корма воздействуют на животных, и за счет этого продавать. Потом у меня был хороший продажно-переговорный опыт, и сейчас мне это тоже сильно помогает — твердо говорить, чем этот продукт вам поможет, сколько и куда платить — многие этого не могут. Фактически, я «выезжала» на своем опыте плюс те схемы, наработки и тренинги, которые были в компании. Они, конечно, великолепные, потому что наша компания была одной из немногих, у которой существует свой внутренний университет, своя внутренняя культура тренингов и обучения. — Получается, Вы в эту структуру внутренних тренингов встроились и хорошо использовали то, что Вы до этого наработали? — Да, именно. Это тоже был процесс, я не с первого раза прошла на позицию тренера, но со второго, по-моему, прошла. И работала успешно. Когда провожали меня в декрет, то говорили: «Наташа, твой вклад неоценим!». Надо сказать, что уже два с половиной года прошло, даже три почти, а на мою позицию человека так и не взяли. Одно время было сложно, потому что я была в декрете, и позиция была временная, но когда я уже уволилась из компании, то все равно проблема не решилась. — Как Вы пришли к желанию учиться коучингу? — Изначально я должна была учить людей, которые только пришли в компанию, — это одна задача. Они с удовольствием «смотрят в рот» и учатся. Но возникали ситуации, когда нужно было передать какую-то информацию людям, которые по статусу тебе равны или даже выше. У них, безусловно, больше опыта, у них изначально к тебе другое отношение, поэтому их желание обучаться у тебя не очень-то велико. Тем не менее, стоят определенные бизнес-задачи по донесению и внедрению конкретной информации, но стоят они у меня, а не у них. Методы тренинга здесь никак не сработают. Пока ты не потратишь десять лет и не поднимешься на две позиции выше, тебя слушать не захотят. Но такую задачу можно решить инструментами коучинга, когда ты становишься специалистом, который умеет помогать разбираться в проблеме другого человека с помощью вопросов. То есть, тебе даже не надо быть специалистом в той области… Говорят, что коуч — это человек с фонарем, который помогает подсветить то, что обычно не видно. Такое решение работало хорошо, кроме того, само слово было тогда очень модным. Я пошла учиться коучингу, обучение стоило 84 тысячи, тогда эта сумма была для меня огромной, но я прошла 4 модуля в течение года. Окончив обучение, я поняла, что никто не кидается на меня с запросами: «Покоучи меня, пожалуйста!» Как профессиональный тренер я поняла, что если не буду использовать навыки коучинга, то они уйдут, не попрощавшись, и деньги будут потрачены зря. Поэтому я поставила для себя задачу — у меня должна быть коучинговая практика. Я открыла сообщество в Живом Журнале и начала какие-то самые лучшие коучинговые техники, за которые я чудовищно много заплатила, выкладывать в открытом доступе бесплатно. Сообщество начало расти, и оттуда у меня появились первые клиенты, и, собственно, первая практика. Я от своих клиентов получала столько же или даже больше, чем они. У меня была такая схема — вначале нужно закрепить определенный старт сессии, потом нужно начать работать над голосом, потому что у меня был голос такой четкий, командный, а в коучинге нужно мягче работать. В конце надо подвести итоги, прошкалировать. То есть была определенная схема, которую я отрабатывала. Клиенты получали свои желаемые результаты, я закрепляла навыки проведения сессий. Я и сейчас могу сказать, что для начинающего специалиста тот опыт, который он получает от клиентов, — самый важный! — Скажите, пожалуйста, Вы начали работать как коуч тогда, когда еще были в «Марсе» или тогда, когда уже ушли в декрет? — Да, когда я еще была в «Марсе». Фактически это выглядело так: мне надо было к 8:30 на работу, нужно было ехать примерно час-полтора. Мы, как правило, даже не в офисе проводили время, а тренировались где-то «в полях». Потом вечером еще где-то что-то посмотреть можно было. Самое продуктивное время для коучинга было с 5 до 6 утра. Еще хорошо, что у меня разница с Москвой, к этому времени накапливались все вопросы, которые люди могли задать, и я выкладывала ответы. — Вы всегда работали, не жалея себя? — Это было интересно! Полениться я всегда могу, а тут такая задача увлекательная. Я еще не понимала перспективы, но, тем не менее, мне было очень интересно. Я понимала, что именно таким вот образом я учусь делать самое важное — я учусь продвигать себя как специалиста, с нуля. Я не могла использовать ни свое имя, ни какие-то флажки, что я бизнес-тренер в западной компании вообще-то — ничего из этого я не могла сказать. Была опасность, что на моем месте работы, с белой зарплатой, медицинской страховкой, корпоративной машиной, скажут: «Дорогая, ты чего?». То есть я еще не была уверена, что когда-то смогу уйти из офиса, мне было ужасно страшно, я даже не хотела думать об этом, я просто брала 300 рублей за сессию электронными деньгами. — И что же Вас привело к тому, чтобы отправиться в самостоятельное плавание из такой благополучной гавани, как «Марс»? — Вот это действительно сложно было, Вы правильно сказали: «из благополучной гавани». Но, пожалуй, в это плаванье меня отправил декрет. Декрет для меня стал таким событием, который резко обрезает все блага: машину отдаешь, зарплаты уже нет, резкое падение доходов в семье. Именно тогда возник тренинг «100 дел за 30 дней», я поняла, что он интересует людей и продается хорошо, я начала делать его раз в два месяца, увеличивая и ценность, и стоимость, привлекая еще каких-то дополнительных экспертов-тренеров. И, собственно, тогда уже стал появляться бизнес. Я в тот месяц, когда родила ребенка, уже поняла, что надо оформлять свой бизнес, пошла и зарегистрировала ИП. Это и в мозгах что-то сдвинуло, бизнес начал быть бизнесом, я начала туда больше вкладывать, открыла сайт. Учиться больше стала и вкладывать в обучение, потому что до этого у меня не было отношения к бизнесу как к бизнесу — я хотела вернуть те деньги, которые вложила в обучение хотя бы. — Скажите, как Вам удалось все совмещать? Беременности и роды — это довольно тяжелый процесс для женщины, очень много сил забирающий, как Вы совмещали свои бизнес-идеи и материнство? — Что касается беременности, во-первых, я люблю носить, во-вторых, я люблю рожать, поэтому когда я ушла в декрет, за два месяца до родов, — это для меня было большое облегчение, потому что до этого я все время должна была ездить на работу, а это, вообще говоря, час туда, час обратно и еще 8 часов там. Мне подарили 10 часов в день, и эти два месяца были очень интересными, очень эффективными, как раз тогда я придумала этот свой тренинг «100 дел за 30 дней», который помогал людям справиться со своими отложенными делами. Потом, что касается материнства, тут тоже нет никакого секрета: когда ты начинаешь заниматься бизнесом, то просто приходит понимание, что для помощи по хозяйству, наверное, нужно взять человека. Я нашла прекрасную женщину, которая стала няней для моего ребенка. У них прекрасный опыт взаимодействия, она с ним играет лучше, чем я, он ее любит, и прекрасно, что у него в жизни был такой человек, который так искренне его любил и который так здорово с ним играл. Получается, что у моего ребенка был и опыт общения со мной, и с человеком, который с ним играл и развивал. Так что если есть бизнес, надо брать людей, которые начинают тебе помогать. Конечно же, очень сильно помогает мне мой муж, мы работаем с ним вместе. В какой-то момент мы поняли, что здесь, в интернете, перспектив больше, чем в том бизнесе, который был у него. Он свои заказы свернул и сейчас полностью сконцентрировался на работе над брендом «Наталья Одегова». — А какой у него был бизнес? — У него было несколько бригад, которые делали ремонт в квартирах, он находил клиентов и строил бригады, чтобы клиенты минимально вовлекались в этот процесс. То есть, фактически, занимался переговорами по продаже услуги. — И как он относится к Вашей активной и успешной деятельности? — Она долго была неуспешная, я бы так сказала. Порядка года это были просто усилия, которые очень скромно вознаграждались, но в смысле опыта — бесценные. Муж говорил: «Тебе точно это надо?», имея в виду то, что мне приходилось так рано вставать, очень плотно этим заниматься. Он, конечно, с большим уважением читал отзывы, которые люди писали, и помогал в том смысле, что занимался детьми, когда у меня была сессия. Потом, когда понадобилась помощь в автоматизации каких-то процессов, то он тут же включился и стал помогать. Я, скорее, тот человек, который бросает идею, а он — наоборот, все учитывает до последних запятых, все тестирует, проверяет. Он очень ценный для меня человек, без него бы я не справилась, спасибо ему большое. — В какой момент Вы почувствовали, что, скажем так, бизнес вышел на окупаемость? — Что касается интернет-бизнеса и бизнеса специалиста, то он выходит на окупаемость практически сразу, потому что затрат не очень много. Когда человек работает как специалист, когда нет команды, то есть, фактически, это только затраты на хостинг, домен, Интернет — 500 рублей в месяц. Плюс налоги 6%, больше ничего. Все остальное твое. Если, конечно, ты выходишь как специалист, не как псевдоэксперт, который три книжки прочитал, а как человек, у которого за душой имеется какой-то опыт в реальной жизни и он может им поделиться. Собственно, бизнесом это долго нельзя было назвать. Пожалуй, у меня еще много открытий впереди. Открытие буквально этого года — это то, что в бизнес и рекламу надо вкладывать суммы, которые раньше казались очень большими, но это надо делать, потому что они окупаются. Очень многие специалисты делают большую ошибку, когда пытаются продвигаться какими-то партизанскими методами, в итоге у них на это уходит несколько лет. Я считаю, что можно продвигаться партизанскими методами до тех пор, пока не поймешь, что конкретно у тебя продается, что конкретно нужно людям и что у тебя получается делать хорошо, за что ты получаешь великолепную оценку. После этого уже надо просто вкладывать деньги в прямую рекламу. — Расскажите, пожалуйста, какими направлениями работы Вы сейчас занимаетесь? — Эффективность и все, что вокруг эффективности крутится, — это та ценность, которую я продвигаю и реализую. Сейчас я занимаюсь обучением в направлении получения новых профессий, которые позволяют работать из дома. Это администраторы социальных сетей, специалисты по траффику, то есть те люди, которые из социальных сетей приводят посетителей на сайт заказчика, помогают работать с подписчиками и так далее. Я знаю очень много историй успеха, когда девушки, находящиеся дома в декрете, когда женщины за сорок из маленьких городков, которым сложно найти работу, обучаются и начинают работать с заказчиками из крупных городов, из других стран, получают за это хорошие деньги, больше, чем они получали бы, пойдя в офис, пнув ребенка в детский сад. Это действительно позволяет и жить более эффективно, и больше времени проводить с семьей и детьми. Получение новых профессий в интернете — это та область, которую я сейчас разрабатываю. — Что это за профессии? — Это профессия администратора сообщества в социальных сетях, то есть групп «Вконтакте», бизнес-страниц в Facebook, а также специалист по траффику, то есть, тот человек, который привлекает посетителей, целевую аудиторию на сайт заказчика из социальных сетей — из Facebook, из «контакта», из «Живого Журнала». По определенным специальностям, например, по работе с Facebook, я привлекаю сторонних тренеров, которые обладают необходимыми знаниями в этой области. — И сколько человек у Вас постоянно находятся в обучении? — Если говорить про количество обучающихся, то это где-то 150 человек в месяц. 150 человек — это люди, с которыми работают 5 постоянных тренеров, которые либо отвечают за определенную часть работы, либо полностью отвечают за тренинг. Плюс у нас еще есть больше десятка кураторов — это люди, которые прошли какой-то предыдущий тренинг и уже обладают своим опытом и своими знаниями, уже работают на курсе и помогают обучающимся разобраться с какими-то возникающими по ходу занятий вопросами, отвечая на стандартные вопросы. — То есть в Вашем бизнесе уже существует выстроенная система иерархии специалистов? — Надо признать, что при этом люди говорят, что «мы окружены вниманием со всех сторон, мы получаем опыт, информацию от разных экспертов». У нас стройные и логичные тренинги, которые дают результат. Я периодически посещаю многие тренинги, смотрю, как они устроены. Довольно часто тренингом называются какие-то 5-7 лекций. У нас это реально тренинг, когда человек приходит с определенной задачей, ему даются инструменты, после чего ему говорится: «Вот инструменты, попробуй их в реальной жизни, посмотри, что получилось». Дают ему обратную связь на то, что получилось, и говорят: «Измени вот это, вот это тебе нужно сделать лучше». И после этого ставят зачет. Человек после окончания курса может получить сертификат о том, что он не просто курс закончил, прослушал его, а о том, что он выполнил практические задания, этот сертификат ему помогает более успешно устроиться на работу, получить заказы. Мы разработали свой сервис поиска заказчиков, администраторов, поиска специалистов. У нас так получается, что сейчас заказов почти в два раза больше, чем зарегистрировано администраторов, то есть спрос действительно большой. Мы сейчас работаем над тем, чтобы увеличить количество администраторов, чтобы мы могли оперативно выполнять заказы, которые там размещают. — Вы продолжаете заниматься коучинговой деятельностью? — Я бы сказала так — только для личного удовольствия. — И в чем это выражается? — Это когда кто-то из моих близких подруг, например, говорит: «Что-то я запуталась», — я говорю: «Давай смотреть, я хорошо вижу, чего ты не хочешь, а расскажи, чего ты хочешь?» Такие вещи возможны только в редких личных беседах. Коучинг в первую очередь помог мне разобраться с тем, что я хочу, что мне интересно, в чем мои ценности, потому что я пришла к этой своей ценности и эффективности вовсе не за один прием, а за несколько месяцев. — Насколько я знаю, у Вас уже двое детей? — Да, одному 8, второму 2. — Скажите, родив второго ребенка, Вы испытали какие-то новые эмоции (если сравнивать с рождением первого)? — Я с первым ребенком очень хорошо поняла, как у женщины резко меняется среда, когда она уходит с работы в декрет. С ней перестают общаться коллеги, им становится взаимно неинтересно, а новая среда очень ограниченна. Сначала, только в первый год, мама ребенку нужна круглосуточно, а дальше у него уже появляется интерес к игрушкам и к другим людям. Есть конечно, такие мамы, которые говорят: «Нет, я должна сидеть с ребенком до трех лет, смотреть глаза в глаза». Не всем это нужно, и в первую очередь не всем детям. Очень многим женщинам важно продолжать развиваться, чтобы было что показать ребенку, когда он вырастет. Конечно, со вторым ребенком было по-другому, потому что у меня жизнь уже была более разнообразная, я работала дома, у меня были помощники, в отличие от первого ребенка. Я действительно уже больше могла себе позволить. Потому что если в первый раз я из «Марса» уходила в декрет, то просто отключили серьезную часть доходов нашей семьи — это значит: «Все, дорогая, дома сиди! Какие путешествия? На что?». И через год быстрее-быстрее на работу, потому что хочется общения. Я не представляла себе, что может быть общение как-то по-иному, нежели с коллегами на работе. А сейчас я работаю дома и понимаю, что работу могу взять куда угодно. А могу сознательно решить: в этом месяце у меня отпуск. Когда ребенку было три месяца, у нас началась осень, бесконечные сопли, мы собрались и полетели в Сочи, провели там несколько недель в тепле, в море накупались — было просто прекрасно. Потом уже на месяц мы взяли и уехали в Тайланд, а сейчас вообще переехали на Кипр и сейчас здесь живем уже с августа, живем, планируем жить до мая, дальше посмотрим. Пока интернет-работа позволяет давать больше и своим детям, и себе. — То есть для вас переезд на Кипр — это тоже своего рода эксперимент? — Хочу посмотреть на местную зиму, потому что здесь есть свои особенности. Надо посмотреть, как здесь детям, как здесь нам. Насколько это комфортные условия, насколько дружелюбно тут всё, насколько с бытовой и культурной точки зрения нам всё подходит. Пока мне здесь нравится. Есть свои сложности, но пока мне, скорее, нравится. — Дети Вам не говорят: «Мама, прекрати сидеть с компьютером, пойдем поиграем»? — Конечно, говорят. Это тоже вопрос моей самоорганизации, то есть надо таким образом строить свою работу, чтобы я могла пойти и с детьми поиграть, и планировать отдых и какие-то мероприятия с детьми. Очень часто мы устраиваем что-то конкретно для детей, чтобы им было весело и интересно. Вообще со старшим есть такая договоренность, что после шести часов вечера мы можем активно заниматься чем-то, до шести часов вечера у меня работа на первом месте, он это хорошо понимает. Младший до пяти часов вечера, как правило, в детском саду. Он туда бежит впереди меня, очень ему там нравится. — Наталья, Вы попробовали для себя разного рода деятельность и в офисе, и за его пределами. У Вас есть какие-то глобальные планы на будущее и ощущение своего предназначения, которое Вы выполняете? — На самом деле у меня, скорее, это не цель, а процесс. Фактически, я каждый день помогаю сотням человек, может быть, даже больше, реализовывать свои ценности. Благодаря этому они могут работать с проектами, которые им интересны. Если им интересно работать с рукоделием, то они работают с рукоделием, если им интересно продвижение рукоделия в социальных сетях, то они этим занимаются, если им интересен маркетинг, то они работают в сфере маркетинга и помогают другим с какими-то маркетинговыми инструментами работать. Если им интересны автомобили или что-то еще, то они могут это делать. Кроме того, я помню это отчаяние, когда я понимала, что мне надо ехать в командировки, а при этом у меня есть ребенок, которого я должна оставить на эту неделю. Я помогаю людям сейчас более гибко строить свою жизнь, устраивать свою занятость, доходы, свою жизнь целиком. Это на самом деле круто, это процесс, я осознаю, что каждый день помогаю сотням людей двигаться к своим целям. — Собственно, это и есть Ваша цель — помогать людям двигаться вперед к своим ценностям? — Да! Если мы вернемся к эффективности, то это та ценность, которую я реализую сама, потому что 2 часа стоять в пробке по пути на работу — это не эффективно. Пихать ребенка в детский сад, потому что тебе нужно отсидеть 8 часов в офисе, — это не эффективно. Планировать работу дома, пока ребенок дома играет с конструктором, спит или занимается в детском саду — это прекрасно, это то, что я хотела для себя со своим первым ребенком. — Как Вы полагаете, как еще можно женщине, кроме работы в интернете, построить жизнь таким образом, чтобы была возможность расставлять приоритеты в пользу семьи, например? — Я бы сказала так — расставлять приоритеты так, как она считает нужным. Тут мне начали в голову приходить разные мысли типа выйти замуж, например, за человека, который будет тебя обеспечивать. Для меня это просто ад, потому что зависимость от человека, от его денег и невозможность заняться чем-то интересным — вообще не мой вариант, для многих это отличный выход, но не для меня. Что еще это может быть? Это может быть какой-то собственный бизнес, который женщина смогла бы поставить на какую-то самоуправляемость так, чтобы она была не 8-10 часов в сутки на работе, а действительно могла сходить к ребенку на утренник или съездить с ним на какое-то время к морю. — Какое развитие своего бизнеса Вы видите в дальнейшем? — На самом деле, сейчас я вижу, что рост был очень активный, и мы в связи с этим запустили некоторые внутренние процессы. Запустили — в смысле не уделяли им достаточно внимания. Поэтому я хочу некоторый творческий отпуск, в течение которого мы подчистим хвосты, чтоб была большая уверенность в том, что тренеры могут развиваться как тренеры, что возникает команда, которая помогает друг другу. Есть какие-то вещи, которые я хочу сделать с точки организации бизнеса и команды. Кроме того, я очень часто общаюсь с людьми, которые работают в моей сфере, в сфере интернет-бизнеса, тренингового бизнеса, инфо-бизнеса, и могу сказать, что меня поражает огромная разница в этом бизнесе между мужчинами и женщинами, потому что мужчины все бегут к каким-то новым высотам — 500 тысяч, миллион, два, пять и так далее. — Это вы про мужчин сейчас? — Да. Женщин в этом бизнесе очень немного, непонятно, с чем это связано. Я была бизнес-тренером, поэтому мне было легко перенести свои знания в сферу интернета. Если говорить про меня, то нет, такие высоты мне не нужны. Мне важно, что я могу сделать, если у меня есть вот такие поступления. Для меня очень прикольно обустраивать жилище, переехать в теплые края. Для меня было важно, чтобы я могла жить на юге. Я честно съездила в Краснодар и поняла, что это не будет решением вопроса, поэтому решила, что нам нужна другая страна, южнее. Для меня важно и интересно заниматься детьми и собой, я обязательно пойду на вокал, я хожу на фитнес, бегаю до моря с утра, хоть и не каждый день. Мне важно, чтобы у меня был во всем баланс, не только в области финансов. В этом году больше хочу заняться тем, чтобы и в команде моей было все сбалансировано, в команде людей, большинство из которых я никогда не видела. Конечно же, очень важно, чтобы и в семье было все хорошо. В этом году будем хранить очаг и поддерживать огонь! — То есть Вы свои цели на 2013-й год поставили? — Я еще пока их не ставила как цели, но мы сейчас с мужем (а именно он главный в нашем бизнесе) начинаем их обсуждать — чего бы нам хотелось, что бы мы могли сделать. Мой подход такой — я не буду завышать планки. У меня был такой опыт, когда работаешь-работаешь, буквально доползаешь до каких-то результатов — тут для меня нет счастья и радости. В этом году я хочу отбалансировать это и заняться, собственно, тем, ради чего бизнес вообще и заводится. Некоторые не успевают до конца жизни этим воспользоваться, потому что все бегут к результатам. Беседовала Вероника Заец