Я — учитель. Не потому что мечтала об этом с детства, любила свою школу или родилась в семье педагогов. Нет. Все было просто и практично: гуманитарная гимназия возле дома определила углубленные знания по определенным предметам и профессию. Мне нравится моя работа. Брат моей подруги говорит: «Все люди ходят на работу, чтоб получать деньги, а ты — впечатления». До 27 лет я сидела в библиотеках и ездила по конференциям. В шкафу лежит много дипломов: преподаватель английского языка, зарубежной литературы, магистр истории, богословия… Спустя 12 лет педагогической деятельности понимаю две истины: училась не тому и учила не тому. Сегодня неспокойная ночь в Донецке. Последние несколько месяцев все ночи неспокойные. Сейчас сижу и прислушиваюсь к шуму ветра: вдруг летят истребители. Как там сказала кума из Львова: «Не переживай! Там в Киеве обещают объявить военное положение, вам отключат мобильную связь и Интернет, и украинская армия придет вас освобождать!» Что я ей ответила? Я знаю четыре языка, но у меня закончился лексический запас слов, беседу пришлось прервать, но пообещала ей, что мы дойдем до Киева. Сегодня днем плохо работали мобильные телефоны, с 14:25 нет Интернета… Я умею провести урок в школе, прочитать лекцию студентам, спланировать семинар, организовать конференцию, написать сценарий для квеста, поиграть в интеллектуальную игру… Я не умею правильно вести себя при бомбежке города, оказывать первую медицинскую помощь при осколочных ранениях, стрелять. Уроки гражданской обороны забылись. Ах да, надо найти бомбоубежище или погреб, наложить жгут, нажать на курок. Это теория. На практике от меня пользы нет. Вдруг оказалось, что сегодня важнее уроки выживания в военных условиях, а не гуманитарные науки. Сегодня прочитала, что набирают женский батальон — что ж, похоже, опять надо учиться. На календаре 2014 год, на карте страна Украина и наша новорожденная Новороссия. Миллионный город Донецк будто вымер, на улицах почти нет людей, на дорогах исчезли пробки. Наши дети резко повзрослели. Двенадцатилетний Ваня рассказывает, что видел низко летающего истребителя, семилетняя Маша все время спрашивает о том, почему в этой части города так тихо и не стреляют, десятилетний Андрей весело рассказывает мне анекдоты про украинскую политику. Я учу их английскому языку: лексика, грамматика, фонетика, обычаи и культура англоговорящих стран. Жизнь учит их пользоваться бомбоубежищами, прислушиваться к тишине, обсуждать политические новости. Я всегда легко могла объяснить моим ученикам актуальность изучения иностранных языков в ХХI веке: путешествия, глобализация, интеграция в Европу и всякая другая чушь. Новороссия 2014 года учит их любить свою Родину, свой город, свою культуру и язык. События в Славянске, Краматорске, Мариуполе, Одессе, Донецке, Красном Лимане учат всех нас бороться, выживать в войне, любить и ценить свой край, учить наших детей быть патриотами. Лере 15 лет. В семье явно нет финансовых трудностей, родители девочки без труда оплачивают репетиторов по нескольким предметам, у каждого члена семьи хорошие телефоны, планшеты, компьютеры… В первый день весны мы разбирали тему «Праздники в Великобритании». Для развития коммуникативных и речевых умений я задала девочке вопрос о весенних праздниках Украины. — Ну, 8 марта, 14 февраля. — Лера, речь о весне, а февраль — это еще зима. SpeakEnglish, please. — Да нет больше. Я не знаю. — Амай? What holidays do we celebrate in May? — Там нет праздников. — А 9 мая? — А что мы празднуем 9 мая? Разве есть такой праздник? Урок получился интегрированным: все оставшееся время я читала ей лекцию о Великой Отечественной Войне… В этом году был особенный День Победы в Донецке. Никто не созывал школьников на митинг к памятникам, почему-то никто из священников не пришел на месте бывшего концлагеря отслужить панихиду. В этом году впервые за 23 года независимости Украины люди праздновали 9 мая по-настоящему: семьи с детьми и стариками приходили возлагать цветы сами. Никто никого не заставлял, осознано шли сами, поток людей не прекращался с утра до вечера. Кажется, под обстрелом я наконец-то начала понимать, что в жизни главное. И чему по-настоящему надо было учить…