Труд учителя почетен, но мало кто может представить себе все подводные камни, которые подстерегают педагога на его нелегком пути. Однако замечательные русские писатели нередко обращались к этой теме, и, читая их трогательные повествования, можно понять, какие сомнения, радости и печали сопровождают будни наших любимых учителей. А. Макаренко «Педагогическая поэма» Антон Семенович Макаренко как будто следует традициям Гоголя, называя свое прозаическое повествование поэмой. Здесь много от Николая Васильевича — и тонкая ирония, и яркая сатира, и осторожное (местами) подтрунивание над властью. Но главное — это становление учителей как педагогов, наставников и направляющих для своих подопечных. А подопечных таких врагу не пожелаешь — молодые ребята, которые имеют опыт и вольной, и воровской, а кое-кто и бандитской жизни. Да и сама школа — не школа, а колония. Как справиться с молодыми людьми, которые откровенно «посылают» своего преподавателя? Разговаривать? Бить морды? Что делать, если для постановки увлекшихся театром подростков нужна статуя? Как быть, если в колонии беременеют девочки? Можно ли пережить самоубийство воспитанника и идти дальше? Чем отличается настоящий преподаватель от случайного? Временами смешная, временами горькая и очень увлекательная поэма Макаренко будет интересна и взрослым, и, несомненно, подросткам. Г. Черных и Л. Пантелеев «Республика ШКИД» Сколько печали и горестей принесла революция в нашу страну. Разрушались семьи, дети и подростки не знали, куда идти, к чему стремиться, чего искать и хотеть. Но в Петрограде открыли школу, и руководитель этой школы и его верные помощники принялись за дело. И пусть ученики их называли забавными сокращениями – догадайтесь, что значит Викниксор или Алникпоп (а догадавшись, примените это правило к своим друзьям!), учителя делали свое нелегкое дело — воспитывали бывших босяков и наставляли их на путь истинный. Открываешь книгу, и вот уже захватывают истории о поющем о сосисках учителе, который, оказывается, петь умеет, а знаний дать не может. А сколько доброго юмора в описании борьбы старшеклассников за прически и за свою первую любовь! Или острое повествование о школьном ростовщике с говорящей фамилией Слоенов… Так и тянет сделать побольше клюквенного морса и засесть на весь вечер с книжкой… Почему клюквенного? Прочитайте «Республику ШКИД» — узнаете! В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи» Добрая и искренняя повесть о школьной дружбе и тяжелом пути, который герои преодолевают, идя по дорогам жизни и войны, была бы невозможна, если перед мальчишками и девчонками не стояла фигура их учителя — искреннего, строгого, доброго, понимающего и веселого. Фигура Сергея Николаевича в повести занимает немного страниц, но на протяжении всех трех частей именно о нем думают и вспоминают его ученики, к его словам они обращаются, когда тяжело и трудно поступать правильно. Есть в повести и совсем эпизодический персонаж — воспитательница детского дома. Ее имя упоминается всего четыре раза, но кажется, что тетя Аня близка и понятна каждому из нас. Отважная русская женщина отправляется искать могилу своей воспитанницы, и «люди, глядя ей вслед, говорили: мать». В. Крапивин «Мушкетер и фея», «Мальчик со шпагой» и другие повести Нелегок труд учителя, но еще тяжелее приходится директору школы. Ведь теоретики-методисты говорят, что у учителя не должно быть любимчиков, а что делать, если некоторые школьники (да еще и нарушители дисциплины?) явно симпатичнее, чем другие? И симпатичнее именно потому, что некоторые правила и правда хорошо бы поменять, а яркий мальчишка с непростым характером гораздо живее любых вузовских учебников показывает, как можно и нужно растить ребят. Редко кто задумывается о том, что учитель, воспитатель и преподаватель, прощаясь со своими выросшими «детьми», может грустить, тосковать и скучать по ним. Но это правда, и об этом говорят и вожатый Олег из повести «Мальчик со шпагой», и директор школы Борис Иванович, и многие другие герои добрых и мудрых повестей Владислава Петровича Крапивина. М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» История об учительницах начальной школы — и грустная, и радостная. Глазами ребенка можно посмотреть на разных учителей, разные подходы к первоклашкам и задуматься о том, что нужно ребенку, и какие люди должны были бы работать с самыми маленькими детьми. А еще можно посмотреть глазами молодой учительницы на «педагогические ценности», проблемы, радости и победы школьной работы… И задуматься о том, почему в классе висит портрет Януша Корчака. В.П. Распутин «Уроки французского» Учительница, играющая с учеником в азартные игры, какой ужас! Это называется «дополнительные занятия»? Или это какое-то особое отношение к отстающему по французскому языку? Да еще вопрос, как этот отстающий стерпит такое «особое отношение», не будет ли оно возмущать его. Стоит ли вообще проявлять к кому-то из учеников это самое особое отношение, рисковать своей карьерой, отношениями с коллегами? Иногда, наверное… Стоит. Л. Воронкова «Старшая сестра» Главные герои повести Воронковой — школьники, но, разумеется, где есть школьники, там есть и школа, и учителя. Теплая, приветливая классная руководительница — и вышедшая ей на замену холодная и жесткая коллега. Директор школы, старающаяся, руководя людьми, заглянуть к ним в душу, — и излишне, быть может, принципиальная старшая вожатая. История советской школьницы не только ярко живописует маленькую осиротевшую без матери семью, но и показывает место и роль учителя в жизни любого человека.