Отличить в магазинах отделы детской одежды от «взрослых» легко — и вовсе не по размеру продающейся в этих отделах одежды. Нет, просто… Просто там другая одежда. Яркая, лёгкая, удобная, рассчитанная на то, что в ней будут ползать, бегать, играть. Её как правило легче надевать, она не призвана подчеркивать формы тела — да какие там формы, до них ещё расти и расти! Нет, разумеется, есть и нарядные, даже парадные варианты для маленьких дам и кавалеров — платья принцесс с многочисленными тюлевыми оборками, костюмы с галстуками-бабочками. Но и они отличаются от своих «старших собратьев».

Это кажется нам само собой разумеющимся. А ведь так было не всегда! На протяжении долгих веков детский костюм был точной копией одежды взрослой. Ребёнок носил то же, что и родители, вне зависимости от того, был это роскошный придворный наряд или скромная одежда крестьянина.

Жан-Жак Руссо в середине XVIII века так писал в своём труде «Эмиль, или О воспитании»: «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нём, чем дальше идут, тем больше заблуждаются. <…> Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, чем он бывает прежде, чем стать взрослым».

В древние времена или раннем Средневековье дела обстояли чуть лучше. В те времена одежде были свойственны естественные формы — она давала возможность свободно двигаться, не стесняла тело. И античный хитон, и средневековая туника равно подходили и взрослому, и маленькому. Разве что детская одежда была короче, да и отделка на ней была проще.

А вот в период позднего Средневековья одежда начнёт усложняться, и процесс этот, усилившись в эпоху Ренессанса, растянется на долгие столетия. Одежда при этом уже не мягко облегала тело, а задавала его форму. Сложные рукава, тесные лифы, жёсткие корсеты, каркасы для женских юбок…

Рядить во всё это совсем уж маленьких детей, когда они вырастали из пелёнок, было бы сложно, и тогда взрослые нашли выход. Они продлили период младенчества, и мальчики с девочками где-то до трёх-четырёх лет (а иногда только до двух) стали носить такие же одёжки, как и те, в которые их одевали, когда они ещё не умели ходить — длинные платьица, во многом напоминавшие сорочки. Правда, совсем отказаться от взрослых деталей при этом не могли, зато дополняли передничками и чепчиками (кстати, очень похожими на те, что мы и ныне надеваем на малышей). Это, можно сказать, была первая в истории детская одежда.

Но через какое-то время её заменяли костюмом, чрезвычайно похожим на костюм взрослого. Вернее, взрослой. Ведь и мальчики, и девочки начинали носить… платья! Да, сегодня нам кажется это странным, а тогда было в порядке вещей. Платья для мальчиков немного отличались — в них больше было «маскулинных» деталей, однако неподготовленному взгляду крайне сложно отличить на старинных портретах сестру от брата. Ну а когда дети подрастали ещё на пару лет, то их одежда становилась уже полной копией родительской.

Portrait Of King Louis XIV & His Brother Duc D’Orleans

И получается, что с самого раннего возраста детям приходилось нелегко. Известный философ Джон Локк писал в 1693 году: «Я видел столько детей, терпевших от тугой шнуровки… Узкая грудь, короткое и зловонное дыхание, слабые лёгкие и искривления — естественный и почти постоянный результат жёсткого корсета и платья, которое жмёт. Этот способ формирования тонких талий и изящных форм служит в действительности только к вящему обезображиванию их. <…> Предоставим природе возможность формировать тело так, как она считает лучшим: предоставленная самой себе природа работает гораздо лучше и точнее, чем если бы следовала нашим указаниям».

А ведь порой корсет надевали на детей, которым было несколько месяцев! Когда же в первой трети XVIII века вновь после векового перерыва вошли в моду жёсткие каркасы для юбок, надели их не только взрослые дамы — сохранились записи о двух маленьких англичанках, на одну из которых юбку с фижмами надели уже в трёхлетнем возрасте, а другая, пятилетняя, сама выпрашивала их у родителей; при этом она едва могла в них двигаться, но уж очень хотелось…

Серьёзные изменения в этой системе начались только во второй половине XVIII века — осознав детство как особенный период в жизни человека, взрослые начали придумывать варианты одежды, которая позволяла эту жизнь активнее познавать, и была куда более рациональной, чем раньше.

Помимо этого, в конце всё того же XVIII века начало происходить сближение детской и взрослой моды — взрослая в этот период (в основном это касается женского костюма) серьёзно упростилась, и, как писал один из историков моды, «девочки и женщины снова оказались схожими в одежде; получилось так, что девочка, родившаяся в 1780 году, носила один и тот же стиль платья с младенчества и вплоть до достижения ею тридцатилетнего возраста, ибо её детское платье стало провозвестником новой взрослой моды».

А вот с 1820-х годов начался своеобразный откат назад — женская мода вновь усложнилась, вновь вернулись жёсткие корсеты и пышные юбки, подчёркивавшие тонкую талию, и мода для девочек начала вновь идти след в след за модой для взрослых женщин. Разве что отличалась длина подола, у девочек платья были значительно короче. Во всех же остальных отношениях, вплоть до отделки, это был тот же самый костюм, разве что, по одному меткому выражению, «рассмотренный в уменьшительное стекло». Мальчикам повезло немного больше — их костюм сильнее отличался от костюмов взрослых мужчин — во всяком случае, до определённого возраста.

Portrait of a Girl (oil on canvas) by Dutch School, (18th century) 
© Trustees of Leeds Castle Foundation, Maidstone, Kent, UK

И при этом, надо сказать, многочисленные попытки создать особенную одежду для детей — то в морском стиле (хорошенькие матросские костюмчики), то в национальном (от Шотландии до России) — всё равно предпринимались. Но… исходя из предпочтений взрослых. Их представлений о том, что красиво, что прилично, что удобно.

Только к началу XX века детский костюм начнёт освобождаться от диктата взрослой моды. Упростится она — упростится и он. И постепенно начнёт идти по собственному пути. Нет, конечно, он никогда не будет терять из виду моду взрослую. И всё-таки родители перестанут превращать детей в свои уменьшенные копии. Зачем? Пусть детство остаётся детством!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Историк и исследователь, специалист по истории моды, член Союза писателей России, автор книг «Русские принцессы», «100 великих красавиц», «100 великих свадеб», «Принцессы Романовы. Царские дочери» и др.

Другие статьи автора
новые старые популярные
La_gata

Я всё ждала портретов инфанты Маргариты. Бедная девочка.

Екатерина (другая)

У нее была довольно обычная для того времени судьба и кстати, довольно счастливый в плане взаимоотношений брак… Хотя все равно жалко ее, конечно.

La_gata

Да, и всё-таки эти детки от близкородственных браков… Чем старше она на портретах, тем это больше видно по лицу. И эти бесконечные живописные отчёты жениху о будущей невесте. Мне кажется, она полдетства провела, позируя.

Екатерина (другая)

Ну это да, придворная жизнь — она и есть придворная жизнь.
Близкородственные браки — полная дикость для нас и, очевидно, дикость в биологическом смысле, учитывая, сколько детей гибло, сколько болело. Но Габсбурги, судя по всему, этого не понимали, считали это нормой… Что их и сгубило. Мне их всех в некотором роде жалко.

Мария

))))))я тоже

MaryAnn

ой правда, бедные детишки!

Екатерина (другая)

Я до того ненавидела в детстве свои детские одежки… Каждый поход по магазинам превращался в ад для меня и главное для мамы. Ну не нравились мне ни броские цвета, ни рюши, ни оборки, ни многочисленные животные и герои мультфильмов на одежде! Я хотела самого простого, а в детских магазинах этого не было. В итоге я пару часов воротила нос от всего, потом мы ругались с мамой и мне покупали то, что есть)

Гоблинище

Я донашивала вещи за старшим братом, и все это было ну самое простое, иной раз мамой сшитое — штанишки, в редких случаях юбки, которые были для меня большущей радостью. Рюши, кажется, были только на школьной форме, купленной сильно заранее и к моменту поступления в школу отмененной ))))))

Юлали

Как явно видно аллергию у девочки птичкой…

Ната

Тоже обратила внимание. "Шикарный" диатез. Либо ребенок на грани теплового удара, что тоже не исключено в этом платье.

Екатерина (другая)

Возможно, ребенок просто набелен и нарумянен, также, как современники-взрослые. Хотя не уверена.

Edelweiss Alpen

Согласна с Екатериной! Вот при всех плюсах детской одежды что раздражает, так это безвкусица! При этом может быть холёная мамаша в бежевом тренче, а при ней комок нелепейшей расцветки и никто воспринимают это, как несочетаемое. Как-то раз видела фотографию семейства, где девочки были в светлых двубортных пальтишках. Достаточно широких и удобных, но не уродливых и не аляповатых. Сама прекрасно помню, как у меня были разноцветные "детские" вещи, хотя мне уже было 12 лет, а взрослым человеком по части внешнего вида, по крайней мере, я начала считать себя лет с 8. И любимым был светло-серый свитер. Но я из него быстро… Читать далее »

Екатерина (другая)

Как все знакомо!

Гоблинище

А мне в 11 лет купили зимнее пальто малинового цвета, или фуксии — короче, такое розовое, что розовее было просто некуда. Выбор был не столь велик, как возможно хотелось бы. Дед художник от одного цвета в ужас пришел, а я это пальто любила нежно, носила до третьего курса университета включительно. Пока оно не стало так мало, что уже перестало налезать )) Наверное, люди со вкусом осудили бы — в 11 лет родителей, а в 20 меня, ведь я до 20 лет его носила. Может, оно и выглядело чудно. А мне нравилось! Может, именно то и нравилось, что можно не париться,… Читать далее »

Екатерина (другая)

Мне кажется, Вы были самодостаточны и без комплексов, поэтому просто не парились так сильно из-за тряпок, могли себя чувствовать комфортно и в малиновом пальто:)
А я была вся в комплексах сколько себя помню, поэтому надеть некрасивую (по моему мнению) шмотку для меня было смерти подобно уже лет с 8 (ну как раз тоже с 8 лет "взрослой" себя считала))). А носить их все равно регулярно приходилось, лайф из лайф как говорится…

ольга н

Неужели так важно, во что одет ребенок: цветное или черно- белое? Вот хлопок или синтетика- имеет значение.

La_gata

Важно. Потом взрослых тёток 56 размера приходится отучать от маечек, стразиков и розового.

Алла

А зачем?

Оля

Вот именно, зачем взрослых людей от чего-то отучать- ну нравится им рядиться в стразики и маечки, ради Бога!Понятно, что вкус испорчен, что выглядят в этом ужасно, но разве не вправе они делать то, что им нравится? На программе "Модный приговор" иногда так бывает — приведут безвкусно выглядящую тетю в порядок, оденут стильно, а чувствуется, что ей в этом стильном некомфортно, неудобно, ей снова хочется залезть в вытянутые кофты и безразмерные штаны. Конечно, это грустно, но насильно-то нельзя никого осчастливить.

Екатерина (другая)

Это точно, нельзя. Просто удивительно, когда такие дамы начинают ныть, что не могут наладить личную жизнь, или когда семьи распадаются…
Я не считаю, что счастье семьи зависит только от того, кто во что одет, но если бы мой муж систематически одевался так, что мне за него стыдно — для меня это стало бы ооочень тяжелым испытанием.

Гоблинище

А может, потому и приходится отучать, что в детстве они розовым и стразиками не насладились?

МАра

.Я с дрожью вспоминаю популярную в мое детство юбку-шорты,натянутую на колготки с гамашами,на носки эти ужасные петли,шевелиться невозможно.
А еще- как вам сочетаньице — водолазка персиковая,колготки коричневые,юбка-колокол с дурацкими рюшами и цветочками чуть ниже колена,короткая куртка,под куртку свитер бордовый,объемный,и еще тапочки цвета индиго? СУпер! Натарально зато…
С тех пор ненавижу многослойность. Ни в какой мороз не одену колготки под брюки и две кофты. Ни -за-что. Натерпелась,хватит.

Elena_Z

Сейчас другая проблема с детской модой,по крайней мере для девочек: опять начинается копирование взрослой одежды с элементами сексапильности. Кому-то это кажется милым, но по-моему извращение какое-то.

radistkacat

Это точно! Мне для дочки (4 года!!!) отдали плавки-стринги!!! Долго думала, куда эту гадость деть — вещь фирменная, выбросить жалко вроде, но и отдавать такую "специфическую" вещь как-то неловко, да и некому… В итоге все-таки выкинула…

Похожие статьи