Пожалуй, самое удивительное и загадочное явление — это головной мозг человека. Каким удивительным образом он умудряется осуществлять свою работу? И действительно ли там живёт ум? Почему одним легче даётся физика, а другим — музыка или литература? Сегодня мы поговорим о науке нейропсихологии с детским нейропсихологом Евгенией Васильевой, сотрудником центра «Нейропсихолог». — Евгения, расскажите, для начала, что такое нейропсихология? Какой проблематикой она занимается? — Успехи психологии и медицины, в частности, неврологии и нейрохиругии, в начале 20 века подготовили почву для формирования новой дисциплины-нейропсихологии. Эта отрасль науки начала развиваться в 20-40-х годах прошлого столетия в разных странах, и особенно — в России. Основоположником нейропсихологии является великий отечественный ученый Александр Романович Лурия. Во время Великой Отечественной войны он начал исследовать влияние различных поражений головного мозга на высшие психические функции: внимание, память, мышление, речь, зрительное, слуховое, тактильное восприятие. А.Р.Лурией и его коллегами были сформулированы основные теоретические положения, на которые опираются исследователи во многих странах мира и в настоящее время. Многие из них были дополнены и разработаны более детально, но невозможно переоценить масштабность вклада Александра Романовича. Область нейропсихологии детского возраста гораздо моложе. Важно понимать, что существует ряд существенных отличий в работе с детьми и пожилыми людьми. — Когда я думаю о формировании психики, тех нейронных связей, которые образуются, у меня создается ощущение, что это некая природная данность, с которой мы ничего поделать не можем. Нейропсихология утверждает обратное: что мы можем корректировать развитие психики, пока она еще не до конца сформирована? — Универсального ответа на этот вопрос не существует. Для того чтобы понять, как помочь ребенку в каждом конкретном случае, сначала надо понять первопричину возникающих трудностей. Так, если ребенок получал родовую травму, перенес гипоксию, имеет черепно-мозговые травмы, имеет неврологический диагноз, необходимо обратиться к нейропсихологу, чтоб оценить уровень актуального развития психических функций и в случае необходимости оказать своевременную помощь. Также важно учитывать актуальный возраст ребенка, а также возраст, в котором произошла травма. Если в процессе диагностики выявляется недосформированность некоторых психических функций, то в таком случае специалист может предложить нейропсихологическую коррекцию, направленную на развитие тех функций, которые еще не сформировались. — Когда вы говорите, что недосформирована психическая функция, по каким критериям вы определяете, недоразвита функция или в норме? На что вы ориентируетесь? — Мы ориентируемся на определенные возрастные нормативы. Например, где-то к семи годам ребенок должен запоминать пять-шесть слов. Если он запоминает три-четыре слова, мы можем говорить о том, что слухоречевая память несколько снижена. — Краткосрочная память? — Да. Также есть пробы и на долгосрочную память. Когда приходят к нейропсихологу, он проводит достаточно обширную диагностику, она длится около часа или полутора, выясняются особенности функционирования различных отделов головного мозга и выявляются индивидуальные особенности протекания психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти, восприятия. В результате этой диагностики мы получаем данные об особенностях психического развития ребенка, о слабых и сильных звеньях высших психических функций, а главное — рекомендации по поводу дальнейшего развития и обучения, необходимости обращения к другим специалистам: логопеду, психологу, дефектологу. Основная задача нейропсихолога заключается в выявлении первопричины трудностей в обучении. — В каком возрасте к вам приходят дети? Когда обычно родители обращают внимание, что что-то не так? — К сожалению, родители чаще всего начинают бить тревогу, когда ребенок уже пошел в школу. Намного легче идёт работа, если родители обращаются к нейропсихологу, когда ребенок еще только готовится к школе. Нейропсихологическая диагностика может проводиться начиная с 3-4 лет. В полном объеме нейропсихологическое обследование возможно с 6-летнего возраста. Грань, когда к детскому психологу могут обратиться, – 14 лет. — В каких случаях родителю стоит обратиться к нейропсихологу? — Консультация детского нейропсихолога необходима, если ребенок испытывает трудности в усвоении учебного материала, невнимателен, быстро утомляется, часто отвлекается, гиперактивен или напротив слишком медлителен. Также будет полезна консультация, если ребенок имеет дефекты звукопроизношения, не сразу понимает обращённую к нему речь, испытывает трудности построения предложений, пропускает, заменяет буквы при письме, имеет трудности с основными школьными предметами. И, конечно же, как я упоминала ранее, если ребенок получал родовую травму, перенес гипоксию, имеет черепно-мозговые травмы и/или имеет в анамнезе диагнозы ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особое значение имеет течение беременности и протекание родов у мамы ребенка, а также раннее развитие малыша. Во время диагностики я выясняю, когда ребенок начал держать голову, ползал ли он, во сколько месяцев начал ходить, когда заговорил. Отставание в развитии в младенчестве, раннем детстве может служить важным предвестником трудностей, с которыми ребенок может столкнуться в будущем. — Вы сказали, что есть процессы, которые можно откорректировать. Можете привести какой-то пример, чтобы было понятно, какие именно проблемы можно решить? — В последнее время все чаще обращаются родители детей с синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Такой ребенок очень легко отвлекается, ему сложно сосредоточиться, усидеть на месте, он активен, но в тоже время быстро утомляется. Он часто совершает «глупые ошибки», но вместе с тем учитель говорит, что «он способен учиться на хорошие отметки, если бы не отвлекался и не витал в облаках». В процессе коррекционной работы, которая обычно составляет курс из 20-25 занятий, ребенок становится более внимательным, усидчивым, меньше утомляется, замечает свои ошибки и исправляет их, у него может улучшиться почерк. А главное — учеба становится для него интересным и увлекательным процессом! Для меня это очень важный показатель успеха коррекционной работы! Родители принимают активное участие во время работы, поскольку упражнения, которые мы проделываем во время занятий, необходимо повторять дома 2-3 раза в неделю. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что дети не должны дома делать заданий, они их должны делать только во время занятий. Я полагаю, что для того, чтобы навык формировался, необходимо выполнять упражнения в домашних условиях. — Вы даете им домашние задания? — Да, это комплекс двигательных упражнений. Для их выполнения необходимо 15-20 минут в день. Я считаю, любой родитель в состоянии уделить это время своему любимому ребенку. И результат не заставит себя ждать! — Расскажите, пожалуйста, подробнее про диагностику? Как вы определяете, допустим, развито ли у него внимание, артикуляция, моторика? — Методы нейропсихологов близки к психологическим. Это безаппаратурные методы, которые совершенно безвредны для малыша. В процессе диагностики ребенок выполняет ряд нейропсихологических проб. Родителям предлагается наблюдать за процессом диагностики, чтобы впоследствии обсудить полученные результаты. Как я уже говорила, по результатам нейропсихологического обследования, я предоставляю родителям заключение о состоянии высших психических функций ребенка (память, внимание, речь, мышление, восприятие). Соответственно мы можем говорить о составлении индивидуального образовательного маршрута для ребенка, например, о необходимости обращения к другим специалистам с целью оказания комплексной помощи. Другими словами, нейропсихологическая диагностика дает возможность родителям увидеть актуальные и потенциальные трудности ребенка и возможности их преодоления. По итогам диагностики также составляется индивидуальная программа нейропсихологической коррекции. Нейропсихологическая коррекция помогает детям справиться с трудностями в учебе, которые нередко связанны с особенностями индивидуального развития психических функций. Коррекция включает в себя телесно-ориентированные психотехники, гимнастика массаж, а также когнитивные упражнения. Результатом является активизация энергетического потенциала организма, развитие двигательных функций, пространственных представлений, внимания, памяти, мышления, а также функций контроля и регуляции собственной деятельности. — Эти методы доступны для бытового применения? Каким образом родитель может в домашних условиях проверить ребенка и сделать какие-то выводы? — В домашних условиях человеку, не владеющему необходимыми познаниями в области общей, возрастной, клинической психологии, невозможно грамотно провести диагностику. Если родителя беспокоит психическое состояние ребенка, причины его трудностей обучения, необходимо обратиться к специалисту, который постарается ответить на все вопросы, волнующие родителя. — Среди детских психологов преобладает мнение, что ребенок – это зеркало своих родителей, что его эмоциональное состояние – это отражение того, что происходит между родителями, в отношении с каждым из них. Можно по отношению к тем же навыкам говорить о том, что ребенок повторяет ту последовательность развития, которая была у кого-то из родителей? Каков здесь элемент наследственности? — Достаточно большой. Вернее всего в каждом конкретном случае можно говорить о соотношении вклада внешней и среды и наследственности. Согласно зарубежным данным, при том же СДВГ(синдроме дефицита внимания и гиперактивности) наследственный фактор может быть достаточно высок. О некоторой закономерности можно говорить и в случае темпов речевого развития. Очень часто мы можем наблюдать ситуацию, когда мама или папа поздно заговорили, тогда и ребенок тоже может начать поздно говорить. О подобной вероятности существует достаточно много данных. Что касается эмоциональной сферы, ребенок и правда часто является «зеркалом», отражая эмоции и чувства своих родителей. Порой родители пытаются скрыть по какой-то причине свои эмоции, и неверно считать, что ребенок не догадывается об истинном настроении своего родителя. Дети невероятно чувствительны, они не все могут выразить, но понимают очень многое, их невозможно обмануть! И в этом я убеждаюсь каждый день! Часто ко мне как к нейропсихологу приходят для того, чтобы выяснить причину проблем с обучением. И в процессе диагностики становится понятно, что причина, скорее, психологическая. В этом случае важно провести грамотную работу с родителем, дать необходимые рекомендации. — Какая часть вашей работы – это работа с родителями? Если вы видите, что проблема ребенка завязана на том, как он взаимодействует с родителями, в таком случае как вы поступаете? — Работа с родителями безусловно является важным процессом в ходе коррекционной работы. Когда складывается эмоциональный контакт с родителем, создана доверительная атмосфера, всегда происходит качественное улучшение состояния ребенка, налаживаются детско-родительские отношения. Зачастую родители в процессе психокоррекционной работы осознают и проговаривают многие проблемы, с которыми сталкивались многие годы, но не могли найти решение. Иногда проблему можно решить в ходе психокоррекционного курса, в таком случае я применяю множество различных методов и техник, в том числе арт-терапию, игровую терапию. Если же ясно, что проблема серьезна и требуются отдельные сеансы, в таком случае я могу направить ребенка к другому специалисту. Очень важна готовность родителя включаться в работу с психологом, желание что-то менять в себе и своем окружении. Не стоит забывать, что в процессе коррекции происходят определенные изменения в эмоциональной сфере ребенка, и тут ключевая роль родителя — принять эти изменения, принять своего ребенка таким, какой он есть. — Тут все сильно зависит от того, способны ли родители замечать своего ребенка. — Да. Могут ли они его принимать таким, какой он есть. Психологи называют это термином «безусловное принятие». Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он послушный, умный, и т.д., а просто за то, что он есть. Как поется в песне: «Полюби меня такой, какая я есть». — Как часто вы сталкиваетесь с родителями, которые видят в своем ребенке потенциального гения и готовы приложить любые усилия и вложить любые средства, потому что «мой мальчик великолепно рисует» или еще что-то? Что вы с ними делаете, когда понимаете, что в принципе развитие ребенка нормальное, просто потенциал, который в нем видят, гораздо больше того, что он может осилить? — Тут грань тонка. Я всегда говорю родителям, что давайте мы будем бояться гениальности, пусть у нас будут просто нормальные дети. А когда они войдут в подростковый возраст, они будут развивать свои возможности, опираясь на свой личностный опыт. На мой взгляд, сейчас существует некий «бум» подготовки детей к школе. Многие родители желают как можно раньше научить ребенка писать, читать, считать. На мой взгляд, это совершенно неверно. Существуют определенные законы развития мозга, психики. В психологии существует понятие «ведущая деятельность». Ведущая деятельность — это та деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований. На каждом возрастном этапе существует своя ведущая деятельность. Кроме того, энергетический потенциал мозга не бесконечен. Поэтому энергия должна расходоваться на приоритетную деятельность, а если же мы направляем основной поток энергии на несвоевременное развитие той или иной психической функции, то, естественно, мы сталкиваемся с нехваткой энергии там, куда она должна быть направлена. Последствия этого «неверного распределения энергии» чаще всего сказываются в 7 лет, когда ребенок начинает ходить в школу, количество нагрузок резко возрастает и психика ребенка зачастую не справляется с такими большими переменами. Обычно это проявляется в нарастании тревожности, появлении страхов, агрессивном поведении. — Желание родителей как можно раньше заметить талант и начать его развивать – это всё от большой любви делается. Ну любит он рисовать больше всего, срочно отдадим его в художественную школу! Я так понимаю, что эти наклонности и проявления таланта до какого-то возраста не стоит форсировать? — Да, я с вами соглашусь, не стоит форсировать. Нужно быть внимательным к ребенку, беседовать с ним о том, что его интересует, привлекает, поощрять интересы. Если ребенок любит сильно рисовать – пусть рисует. Но пусть это не мешает развитию и других его качеств, умений. Как мне кажется, в XXI веке есть масса возможностей, и стоит ребенку с ранних лет показывать широту мира, возможность выбора. Он любит рисовать? Попробуйте направить его и в другое русло, может, ему понравится и музыка. В данном случае рисование очень часто может являться просто первым опытом успеха. У ребенка это закрепляется, ему нравится то, где он успешен. Быть может, у него есть, способности и в других областях. Задача родителя — показать их ребенку, поверить в его успех. И я действительно верю, что каждый ребенок талантлив, и нужно развивать таланты, но не слишком упорствовать в этом, важно дать ребенку широту, опыт многих деятельностей, чтобы впоследствии он имел возможность выбора. — Вы не могли бы перечислить по возрасту, когда какая деятельность приоритетна? Мне кажется, у родителей часто есть иллюзия, что можно дать ребенку и паззлы, и раскраски, а это ему вообще сейчас не нужно. Или они хотят срочно начать его учить читать, чтобы похвастаться перед кем-то. Да, мне приходилось сталкиваться с подобными вещами. Только я всегда понимаю, что родители стараются дать самое лучшее ребенку, но иногда, как и все люди, совершают ошибки, это нормально. Как я уже говорила, в психологии существует понятие «ведущая деятельность». В младенческом возрасте ведущая деятельность – это непосредственное общение со взрослым, особенно с матерью. В раннем детстве — предметно-манипулятивная деятельность. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. И до того момента, как ребенок пошел в школу, все его обучение должно происходить в игровой форме. Уже в младшем школьном возрасте, с 7 лет, у ребенка начинается другая деятельность — учебная. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Профессионально-учебная деятельность становится главной в юности. Быть родителем, несомненно, непросто, нужно быть достаточно мудрым, чтобы в каждом возрасте направлять энергию ребенка в русле его ведущей деятельности, но я знаю, что это возможно. Ведь в конечном итоге задача родителя — быть проводником, другом и помощником для своего ребенка во время его освоения себя и окружающего мира. Именно родитель может помочь ребенку дойти до той точки, где он сможет самостоятельно мыслить, действовать, принимать решения, которые в конечном итоге будут определять его жизнь. Беседовала Вероника Заец