Я настолько давно живу в Германии, что научилась с полуслова понимать этих людей, сжилась с их взглядами и образом жизни. Но школа… Школа — это то место, где я постоянно ловлю себя на мысли, что у нас было очень разное детство! Честно говоря, у меня ужасно много предубеждений по отношению к немецкой системе образования. Например, у них нет оценок в начальной школе. Нонсенс! Однако с другой стороны, как бы немцы ни подходили к процессу обучения, с задачей научить детей читать, считать и писать начальная школа вполне справляется. Поэтому, когда мои сыновья пошли в школу, я решила не возмущаться — пусть учат так, как у них положено, — а руководствоваться только результатом. И знаете, если абстрагироваться от системы и закрыть глаза на некоторые «вольности», немецкая начальная школа мне очень нравится! Сложности перевода Наверное, каждому известно, что в Германии с оценками все наоборот: самая лучшая — единица (у меня, бывшей отличницы, всякий раз дергается рука, когда я об этом пишу)! Так что формально наш двоечник здесь отличник со всеми вытекающими. И, казалось бы, переверни все с ног на голову, будет то же самое, что в России. Ан нет! Если единица и двойка работают с точность до наоборот («отлично» и «хорошо»), то с тройкой сложнее. Лично для меня она всегда была достаточно плохой оценкой, поэтому когда старший сын начал получать тройки по математике, музыке, а также, о Боже, по искусству, я забила легкую тревогу и отправилась в школу с боевым настроем «с этим надо что-то делать». Учительница сделала круглые глаза: «Вы что, фрау Хайнс, тройка — достаточно хорошая оценка. Это «удовлетворительно». Тогда как четверка — значительно хуже, потому что всего лишь «достаточно». Вот так! У немцев шкала шестибальная, поэтому тройка немного лучше нашей. Правда, разница очень тонкая, и я предпочла, чтобы математику мы все-таки подтянули до… двойки. Что касается оценок в начальных классах, то, как я отметила выше, первые два года их не ставят вообще! Мол, не стоит сильно травмировать детей. Однако несмотря на такую трепетную заботу об их отпрысках, немецкие родители все равно недовольны и постоянно негодуют. Им не нравится, что в школах много требуют, много задают на дом и «бедным» деткам некогда играть (ага, посмотрели бы они на загруженных по уши российских школьников), что классы переполнены… Меня же, наоборот, весь первый год не покидало ощущение, будто мои дети ходят в школу не иначе как «играться»: оценок не ставят, домашних заданий мало, утро начинается с круглого стола, где каждый ребенок рассказывает, как прошел вчерашний день; в классах максимум 20 человек — красота! Поэтому на все причитания родителей одноклассников сына, я спокойно отвечала, что у нас в первом классе было 44 ребенка, но в итоге все как-то научились читать и писать. В общем, первые два года все счастливо живут без оценок, а появляются они лишь в третьем классе. Но опять же не по-нашему: в дневник их не ставят (кстати, у немцев нет и журнала в нашем понимании), нет оценок ни за домашку, ни за устные ответы. Оцениваются же только контрольные работы, которых очень-очень мало. Боюсь соврать, но в год они пишут что-то около пяти диктантов, трех сочинений, пяти-шести контрольных по математике и одну по музыке. Поэтому полугодовая и годовая оценки — это комбинация контрольных и личного мнения учителя об успехах ученика, основанная на его активности во время уроков. То есть, если ты завалил контрольную, единственный способ поправить оценку — много отвечать в классе. Хотя официально за устную работу оценки не выставляют. Домашняя страда Не знаю, как в других школах, но в нашей принцип такой: ребенок делает домашнюю работу сам, при этом мама, если она дома, ни в коем случае не сидит рядом с ним! Ребенок должен делать уроки самостоятельно, мама же помогает только, если возникают вопросы. А вот проверить тетрадки — ее прямая обязанность, потому что учитель делать этого не будет (он только поставит галочку, что задание выполнено). В Германии у школы нет воспитательной функции: она лежит на родителях. Если родители этого не делают (например, им все равно или не хватает времени, так как оба много работают), школа «вытягивать» никого не будет. При этом, несмотря на то что нет оценок, родители прекрасно осведомлены об успеваемости их ребенка. И если вдруг появляются проблемы, их очень быстро ставят в известность (обычно вызывают в школу, чтобы вместе с учителем решить, как исправить положение). Если же все нормально, то в середине года, перед рождественскими каникулами проводится официальный разговор учителей с родителями в присутствии ребенка. Итоги обязательно документируются в полугодовом табеле, где словами описана успеваемость по разным предметам. А в конце года выводится годовой табель (опять же текстом). На откуп преподавателя Конечно, с нашей точки зрения, все очень расслабленно. Мало того, получается, что многое в руках учителя, и если тот по каким-то причинам невзлюбил ребенка, будет ему тройка, а родителями грамотно объяснят, почему. Мы столкнулись с подобной несправедливостью, когда старший сын учился в третьем классе. Началось с того, что нежданно-негаданно он получил полугодовую тройку по его любимому искусству с комментарием «не всегда выполнял руководства учителя». Поговорив с парнем, я выяснила, что тот понятия не имеет, отчего вдруг «три»: на уроках не балуется, слушает и даже раскрасил кошку, в точности как было велено… Короче, я отправилась в школу и аккуратно поговорила насчет кошки и тройки. В итоге получили годовую двойку. То есть эдакого чистого самодурства «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать» здесь все-таки нет, и если учитель видит, что ребенок под присмотром — уроки делает, родители в школе появляются и проявляют интерес, — то все можно исправить. Боюсь, прочитав это, вы решите, что немецкая школа — несерьезная организация, а немцы особо не заморачиваются с учебой. Это не так. Конечно, учиться в здешней школе куда проще, чем в среднестатистической российской. Кроме того, уставшие родители не обременены еще и лавиной домашних заданий по всем предметам (что, по-моему, большой плюс). Но главное — немецкие дети с малых лет привыкают к тому, что домашняя работа — это личная ответственность. Поэтому им значительно проще учиться в высшей школе, нежели российскому студенту, который в душе уверен, что в случае чего всегда можно «подключить родителей». Немцы же привыкли рассчитывать только на себя. Катя Хайнс