Все, кто в первый раз видел Таню на улице, были уверены, что она – мальчик. Короткая стрижка, джинсы, куртка почему-то непременно темных цветов… Круглое простоватое лицо ее было без намека на какую-то женственность; ее же отсутствие подчеркивали короткая стрижка, тяжелая походка и увлечение таким исконно мужским занятием, как футбол. Правда, в школе путаницы не возникало. Таня ходила, как и все девочки, в школьном платье с передником, иногда цепляла на челку какую-нибудь заколку и даже умудрялась собирать хвосты по обе стороны своей макушки. В классе к Тане относились неплохо. Мальчишки принимали ее за свою. А с девочками отношения складывались потому, что она никогда не сплетничала, не претендовала на титул первой красавицы и могла отстоять позицию слабого и обиженного, потому что место страха у нее прочно занимало какое-то обостренное чувство справедливости. Алеша Корский пришел в их 6 «А» где-то посередине учебного года. Зашел в класс и … перевернул все вверх дном… Красивый, голубоглазый, с огромными шмелистыми ресницами и отпущенными сверх привычной длины слегка вьющимися белокурыми волосами… Просто королевич из волшебной сказки! Стоит ли говорить, что девочки влюбились в него практически поголовно. И как-то само собой получилось, что большая часть разговоров отныне сводились к обсуждению его персоны: что сказал, как посмотрел, кто, где и с кем его видел … Мальчики реагировали, конечно, не столь бурно, но было заметно, что с его появлением у многих из них несколько поубавилось уверенности и оптимизма… Единственной, на кого Алеша, казалось, не произвел впечатления, была Таня. Она по-прежнему носилась по коридорам, катала на спине мальчишек, играла с ними на школьном дворе в футбол. И в отличие от других совсем не стремилась встать с Лешей на физкультуре, задать ему какой-нибудь умный или дурацкий вопрос, напроситься на очередное дежурство в тот день, когда ставили дежурить его. Это непонятное недоразумение Лешу вовсе не задевало. Он вообще был сдержанным в проявлении чувств и эмоций. Нет, он, конечно же, улыбался и даже иногда смеялся, но никто и никогда не замечал, чтобы ему было неловко, стыдно, обидно, больно… он вообще все делал как-то слишком уж правильно, и рационально что ли, чтобы испытывать подобные вещи… Этакий ледяной принц… заколдованный мальчик… Думаю, наверное, каждая девочка в глубине души мечтала растопить его сердце, поселить в нем весну. Он же был одинаково тактичен со всеми. Когда однажды Алеша вышел из школы с тихушницей Машей из параллельного 6 «Б» и шел с ней, держась за ручку до самого светофора (дальше их пути расходились), из доброго десятка девчачьих глаз ручьем полились слезы… Но этим двум, увы, было уже все равно, тем более что никаких слез они, конечно, не видели. С того дня парочка так и ходила по школе за ручку, и как-то сразу все разглядели в серой и некогда безобидной мышке красавицу-самозванку, да еще и претендующую на престол… В тот день, когда Маша не пришла в школу, в класс пришла ее мама. Она долго разговаривала с классным руководителем Ниной Ивановной, а потом они обе пошли к директору. Пока все гудели и пользовались отсутствием взрослых, Таня и Алеша сидели молча. На разных партах. Она без отрыва смотрела куда-то вниз, на крышку стола, а он время от времени бросал острожный взгляд на нее. На вопрос «Корский, чего случилось-то?» — Леша ответить не успел: вошла Нина Ивановна и сообщила, что Таню ждет в кабинете директор. А потом все узнали, что Таня разбила Маше лицо. Ударила кулаком так, что у Лешиной подруги полностью заплыл глаз. Но почему-то Машу тогда было вовсе не жаль… У Тани начались неприятности, и девочки втайне поддерживали ее, чтобы не навлечь на себя гнев взрослых. В школу несколько раз приходили Танина мама и ее отчим. Они подолгу разговаривали с директором и с Ниной Ивановной. Ситуацию катастрофически усугубляло отсутствие Таниного раскаяния. Как ни заставляли ее просить прощения, она все время молчала. Таню пугали милицией и даже психиатрической клиникой, не помогало и это. Наверное, в конце концов ее бы вызвали-таки в «детскую комнату», но Танина мама ждала ребенка и, видимо, пожалели ее. Тане вынесли строгий выговор. Предупредили, что исключат из пионеров, если она когда-нибудь кого-нибудь еще только тронет пальцем. Через неделю вернулась в школу и Маша. Правая сторона ее лица была старательно замазана тональным кремом, но желто-сизый синяк все равно просвечивал. И ко всеобщему удовольствию, теперь она не выглядела такой привлекательной и счастливой, как раньше. Алеша по-прежнему проявлял к избраннице интерес. Только вот за руку они теперь держались нечасто. Таня отчего-то вдруг потускнела. Все чаще сидела или ходила одна. А поскольку на Лешу она смотрела намного чаще, чем на кого-либо еще, стало ясно, что и ее сердце не избежало всеобщей участи… Когда однажды весной «ледяной принц» пришел в школу с огромным букетом и вручил его своей «мышке», среди девочек поднялась настоящая паника: неужели он делает ей предложение? В параллельном классе заверили: нет! Сегодня день рождения его принцессы. В тот день перед последним уроком Таня не дала Алеше подойти к Маше. Она взяла его за руку и увела в коридор под лестницу. О чем они там говорили, никто не слышал, только после этого оба вернулись в класс какие-то странные. Когда Нина Ивановна вызвала Таню к доске, сама она была возле последней парты. Таня вышла, но у доски не остановилась, а направилась прямо к окну, открыла его и, мгновенно вскочив на подоконник, шагнула наружу. Крик раздался в следующую секунду. Но кричала не Таня — кричал класс, включая бедную, ничего не понимающую Нину Ивановну. Дети прилипли к окнам и с высоты третьего этажа смотрели на неподвижно лежащую Таньку. Многие кинулись вслед за учительницей, и через пару минут возле Тани уже образовалась толпа. Таня разбилась не насмерть. В результате падения было сломано несколько ребер, нога и травмирован позвоночник. Врачи сказали, что теперь она будет прикована к инвалидной коляске. Когда Таню выписали из больницы, класс навещал ее. Сначала часто, потом — все реже и реже. С нового учебного года не стало в классе красавца-Алеши. Его отец-военный перевелся в другую часть, и о нем больше никто не слышал. Над Ниной Ивановной был суд. Осудили ее условно. Но пятно в репутации не позволило ей работать в школе дальше. Какое-то время ученики ее часто встречали в городе, она говорила, что у нее все хорошо, хотя, наверное, это было не так. Нина Ивановна была единственной, кто навещал Таню все время. Спустя несколько лет прошел слух, что Таня вместе с семьей уезжает в Германию. Почему-то верилось, что там ее смогут поставить на ноги. Когда в России появились компьютеры, а социальные сети стали средой обитания для миллионов человек по всему миру, бывшие одноклассники Тани нашли ее. Она так и осталась жить за границей, получила немецкое гражданство, действительно стала ходить и к этому времени уже даже вышла замуж. А эта история в очередной раз всплыла в памяти, когда моя дочь рассказала мне о том, что ей сильно нравится мальчик из класса… *** Детская влюбленность… волнующее, беспокоящее чувство, которое почему-то взрослые так редко воспринимают всерьез… «Знаешь, сколько у тебя еще впереди таких маш (саш, наташ) будет!» «Рано тебе еще такими глупостями голову забивать! Лучше об учебе подумай!» — говорим мы и даже не отдаем себе отчет в том, что подобными фразами сами прививаем легкомысленное отношение к любви, программируем ребенка на добрый десяток партнеров. А чувство все равно живет… Хотим мы этого или нет… И оставляет свой след в душе и в сознании маленького или уже повзрослевшего чада… И кто знает, может, именно эта история определит его дальнейшую линию поведения во взаимоотношениях с противоположным полом… Наверно, это трудно — проявлять искреннюю заинтересованность в том, что кажется смешным и нелепым. Ваш ангелоподобный 7-летний сын придирчиво выбирает перед школой рубашку, отдает конопатой соседке по парте свои соки и шоколадки, заботливо уложенные вами ему утром в портфель. Он уже подарил ей дорогущую книжку с объемными картинками, свой лазер, магнитик… Он готов говорить про нее за завтраком, за обедом, по дороге в музыкальную школу… В ней нет ничего «такого», и вас она уже почти раздражает, потому что слишком уж много места занимает в мыслях вашего дорогого ребенка… А он в очередной раз делает та-а-кие большие глаза и просит в выходные взять ее с собой к вам на дачу… Сослаться на невозможность, на занятость, на усталость, перевести разговор на куда более важные темы или вообще попросту рассмеяться… Именно так мы зачастую и поступаем. А между тем именно от нашей реакции будет зависеть желание дочери или сына обсуждать с нами свои проблемы и впредь, доверять сокровенное, получить совет… Психологи считают, что наиболее правильная тактика поведения в случае, когда ребенок рассказывает о своей влюбленности, – наблюдать и помогать, не навязывать своих взглядов и не делать преждевременных выводов. Находиться в позиции союзника вообще намного полезнее, нежели проявлять равнодушие или занимать оборону. Сын хочет привести подружку домой? Прекрасно! Есть смысл понаблюдать за его объектом любви, определить, что именно он в ней ценит, порассуждать с ним перед сном о качествах, которые кажутся ему наиболее притягательными. Полезно вспомнить и свой опыт «детской» любви, рассказать о нем, обсудить какие-то принципиально важные вещи. Нужно понимать, что происходящее — это не просто детская прихоть, а естественный этап развития и взросления. В детском возрасте любовь часто выражается в дергании за косички, в грубости, злых шутках, насмешках. Как раз об этом и рассказывает вам учительница или мама девочки-одноклассницы? Не ругайте своего сына. Уединитесь с ним вечером, объясните, как правильно ухаживать, каким поведением можно привлечь представительниц противоположного пола. А заодно спросите, почему ему хочется причинить боль, а не радость… Если ребенок начинает тщательно копировать избранника (избранницу) в каких-то моментах, в том числе далеко не лучших, — тактично сделайте ему замечание, объясните, что каждый человек по-своему уникален. И что нет никакого смысла подражать кому-то, потому что любая копия априори проигрывает оригиналу. И что свое внимание ваш ребенок обратил на того человека именно потому, что тот не похож на других. Именно поэтому есть смысл оставаться самим собой. Не забывайте: состояние любовного наваждения сродни шоку. Тому, кто влюблен, едва ли есть дело до чего-то другого. Влюбленному ребенку учиться трудно. Это тоже следует учитывать, и не стоит ругать его слишком уж сильно за вдруг съехавшую вниз успеваемость. Лучше помогите ему переключить внимание с розовых грез на реальность. Пусть влюбленность станет стимулом к развитию, совершенствованию. Не упускайте возможность помочь ребенку стать лучше, освоить новое умение, знание. Возможно, желание завоевать внимание объекта любви подтолкнет вашего сына к занятиям спортом, увлечению поэзией, философией, фотографией; может, он захочет удивить ее собственноручно испеченным печеньем… Со мной в классе учился мальчик, который на 8 марта подарил девушке, которой симпатизировал, связанные им лично варежки. Девочка та была вся из себя супермодная, но те простые серые варежки носила зимой не снимая. Кстати, о подарке том вскоре узнало полшколы, дамы оценили «нестандартность подхода», и у юноши появились еще и другие поклонницы. И еще важный момент, который не следует упускать. Человек по природе эгоцентричен. Каждый из нас является центром своего мира. В состоянии влюбленности (особенно, если чувство взаимно) мы готовы сделать для любимых всё, что угодно, потому что верим, что те, в кого мы влюблены, чувствуют по отношению к нам то же самое. Мы верим, что он (или она) сделает всё, чтобы удовлетворить наши потребности и что никогда не сделает ничего, что причинило бы нам боль. Но такое положение вещей едва ли отвечает реальности. В результате несоответствие между желаемым и действительным порождает обиду, гнев, разочарование и конфликт. Собственно, то же самое происходит и с нашими влюбленными в кого-то детьми. Поэтому важно объяснять им, что, отдавая что-то объекту симпатии, не следует ожидать аналогичного альтруизма взамен. Ведь каждый человек имеет право на собственные желания, интересы, настроение… И далеко не всегда они будут совпадать с нашими представлениями о том, как надо. Если этого не понимать, то разочарование может повлечь за собой серьезную травму. Самое главное для родителей – создать в общении атмосферу, в которой ребенку захочется поделиться своими переживаниями. Если в ответ на свое признание сын или дочь получает только критику и негатив, рано или поздно они замкнутся в себе, появятся секреты, и какие-то ситуации выйдут из-под родительского контроля. Душевные травмы, нервные стрессы, депрессии, а, может быть, и трагедии – всего этого можно избежать, если просто научиться слушать, давать возможность выговориться, и, конечно, поддержать советом и добрым словом.