В юности, только приняв крещение и начав ходить в храм, я была ярым обличителем порока и греха. А так же всяческой слабости и несоблюдения разнообразных правил. Мне казалось, что всякий христианин способен с легкостью (а кто не способен, тот ленив и не имеет силы воли!) соблюдать пост, читать правило, посещать все службы, бороться со страстями и, конечно, горячо проповедовать. Очень хорошо помню, как священник все время останавливал мой пыл, категорически запрещал «проповедовать» и «обличать грешников», он даже посмеивался надо мной, потому что именно это помогало.

И если бы меня сейчас спросили про то время, я бы сказала, что главными грехами моими были тщеславие и осуждение. Гигантских размеров. Был ли среди моих близких и дальних человек, которого я бы не осудила так или иначе? Мне кажется, что нет… Но постепенно, с вхождением во взрослую жизнь, с рождением детей, первоначальный пыл угасал, рвение убывало, да и времени на проповедь и обличение стало явно не хватать.  Не говоря уж об энергии и силах, которые потребовались совсем на другое.

И постепенно я стала отмечать, что два этих мучительных греха – осуждение и тщеславие – которые так портят жизнь и мучают совесть, начали отходить на второй план, и даже, о чудо, немного угасать! Неужели это результат активной борьбы со страстями, неужели я сама? Не знаю, возможно, отчасти, но я ответить на этот вопрос не могу, Господу видней. Анализируя прошедшие годы, я понимаю, что Бог так устраивал и направлял жизнь, что тщеславие и осуждение были просто вынуждены отступить, этого требовал здравый смысл. Потому что им на смену пришли грехи, которые я так яростно обличала – лень и леность, особенно к молитве и посещению служб, сомнения в вере, уныние и прочие тоскливые вещи. Чем уж тут хвалиться, кого осуждать, коли сам…

Иногда мне ужасно жалко той первой горячности, того неофитского пыла, когда все было легко, когда «молилось» и «постилось». Но, вспоминая себя, я думаю: Господи, как же я была невыносима, как со мной могли общаться родные и друзья??? Хоть и глупо, наверное, говорить о замене более вредных грехов на менее вредные, но все же – довольно часто я радуюсь тому, что лень и сомнения вытеснили осуждение и тщеславие. Потому что, строго говоря, с ленью бороться не так интересно, зато легче. Собственно, жизнь и не дает сильно лениться, в том числе и в молитве. Не читаешь правило, да пожалуйста, получи тогда вескую причину для горячей молитвы вне правила – болезнь, неустройство, страх и пр.

Вообще-то, все это длинное предисловие вот к чему. Чем больше жизненного опыта ты приобретаешь, тем меньше тебе хочется быть суровым и строгим судьей. Тем больше ты понимаешь, что «якоже и мы оставляем должником нашим» это не просто красивая фраза. Зная, что строгого суда твоей душе не пережить, надеясь на милость (а не справедливость в первую очередь) Господню в последний час, научаешься милостивее относиться к людям. Только соберешься осудить и погордиться, а в голове мысль – ну кого ты осуждаешь, на себя-то посмотри, ты вообще в болоте. Нет, конечно, полностью тщеславие и осуждение можно изжить, наверное, только в затворе, и все же естественное ослабление их очень радует.

Но увы, если бы это были единственные грехи, которые все время мучают… 17 лет я хожу на исповедь и начинаю ее всегда с одного и того же греха. Будет ли какое-нибудь изменение? Вряд ли. Потому что этот грех следствие многих, если так можно выразиться, «естественных» причин – темперамента, наследственности, воспитания. И вот тут я скажу то, ради чего все эти разговоры. Кто-то скажет, что это самооправдание, саможаление, потакание греху, и пусть. Я бы тоже так раньше сказала, честно говоря.

Если когда-то я очень любила слушать проповеди, особенно обличительные, и особенно несколько ехидные, когда батюшки красиво «припечатывали» грехи и грешников, то теперь эта любовь приугасла. Редко можно услышать что-то новое и полезное, да оно и понятно. Это, кстати, я не в осуждение проповедников говорю, просто факт констатирую. Но вот иногда бывают такие исключения, когда проповедь будто говорится лично для тебя, тебе в помощь, как ответ на твои вопросы. И в утешение. Именно утешение стало тем, что заменило мне обличение. Я и сама полюбила утешать, я постоянно вижу в этом необходимость. Те, кого раньше я посчитала бы слабовольными грешниками, сейчас вызывают во мне жгучее желание пожалеть и утешить, максимально оправдать. Потому что я и сама такая, и в большинстве случаев людей очень понимаю…

И вот недавно на отдыхе я услышала короткую проповедь местного батюшки, в которой он сказал нечто очень утешительное для меня. И теперь эта мысль, это утешение дает мне надежду и порой удерживает от уныния. Поделюсь и с вами. Скорей всего, это не ново, возможно, большинство уже знакомо с этой «теорией», но вот для меня лично она впервые прозвучала именно с амвона. О чем же таком утешительном говорил священник?

А сказал он о том, что грехи есть сознательные и несознательные. Если грубо, то сознательные — это те, про которые ты знаешь, что грех, что нельзя, именно осознаешь перед совершением поступка, и все равно делаешь. А несознательные — те, которые выходят не специально, в связи с какими-то свойствами характера, например. Но главная суть в том, что несознательные грехи не так строго судятся, со снисхождением, вот в чем соль утешения-то!

Не знаю, как вам, а мне, как человеку очень горячему по темпераменту, взрывного характера с детства, очень трудно удержаться от раздражения и гнева. Это то, что мучает меня постоянно, и все время является укором моей совести. И как ни сдерживайся, побороть эту страсть в условиях постоянной «красной тряпки» в виде непослушных детей, никак не получается. Иногда кажется, вот, проходит, ослабляется, кажется, можешь сдерживаться, но потом оказывается, что просто повода не было. А как только повод появляется – раздражение тут как тут. Можешь даже скрепиться и промолчать, а внутри все равно клокочет. И создается ощущение, что все напрасно, годы проходят, а ты все тот же… Такие мысли обычно мало способствуют правильному настрою, больше унынию и тоске от собственной никчемности. И теория о несознательных грехах в данном случае это просто прекрасное утешение. Самооправдание, скажете вы? Возможно.

Но, с другой стороны, мы же применяем дифференцированный подход к детям, например. Вот я учу детей рисовать. Кого-то я похвалю за определенный результат, а кого-то за тот же результат могу и поругать. Потому что я знаю изначальные способности и возможности каждого. Там где один схалтурит, другой приложит все силы – а результат-то одинаковый. Господь говорит: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матф.7:11). Пусть это про даяния, но мне кажется, так же можно сказать и об оценке наших действий. Если мы можем со снисхождением и оправданием отнестись к своим близким (и дальним), простить и понять их слабости, особенно несознательные, неужели Всемилостивый Господь нас не простит??? Он же все знает, видит, кто на что способен, кто как относится к своим обязанностям. Значит, если мы стараемся, но у нас не получается, то нам зачтется не результат, а само старание.

А с грехами естественными, несознательными, когда ты не можешь побороть что-то присущее тебе изначально, выходит, только старание и важно. И это очень утешительно, это дает силы стараться дальше! Каждый учитель знает, как расцветает ребенок, которого похвалили за малюсенький положительный результат, как начинает он стремиться сделать еще лучше. Так и мы – дети Отца нашего Небесного. Присмотритесь, и вы поймете, что по-настоящему сознательные грехи, когда ты делаешь что-то специально плохое, большинство людей совершает гораздо меньше, чем несознательные. Это, конечно, совершенно не повод расслабиться и жить «как придется», надеясь на милость Божию. Но это повод немного утешиться, воспрять духом, побороть тоску и уныние, и двигаться дальше, зная, что Господь оценит не столько результат твоих стараний, сколько само старание!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Гость

Спасибо за статью, мне пришлась очень по душе и вовремя.

Татьяна

5 баллов, все про меня! 🙂 Елизавета, утешили, спасибо вам огромное!

Светла

Спасибо. Пронзительно, исповедально. Легко сказать: "Милосердие выше справедливости", попробуй-ка жить соответственно, видеть в КАЖДОМ творение Божие, заблудшее и несчастное, даже в самом распоследнем негодяе. При этом не прогибаясь под грех с ложным смирением. Для себя прошу у Бога милости и надеюсь на нее? Вот и всем остальным жителям планеты Земля, даже тем, кто мне очень не нравится, эта милость даруется. Нам заповедано прощать брата и ненавидеть грех. Мы же делаем наоборот… Беда.

Annavic

А мне кажется, что людям, страдающим гневом и раздражительностью нужно просто-напросто научиться уважать окружающих. Вот и всё. А не затевать борьбу со страстями. Я кстати сама вспыльчивая. Почему кто-то должен выступать предметом для срыва нашей злости? Есть конечно серьёзные поводы для гнева — гневаться по-крупному мой недостаток как раз, это злопамятство и неумение прощать, а вот мелкая раздражительность — это просто проявление неуважения и нелюбви к людям, имхо. При этом я не имею ввиду автора — это то, что я как-то вывела как общее правило из собственного опыта, из собственного наблюдения за людьми. Как сейчас картина перед глазами : сидит… Читать далее »

Annavic

Хотя есть, конечно, такие факторы как физическая и психическая усталость, вымотанность, когда уже физически не можешь сдерживаться..Тогда уже о себе надо позаботиться. Немножко офф-топ.

Надежда

Елизавета, спасибо большое за статью и ваши мысли. Искренно и просто написано. Вспомнились слова -"…Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит."

Ася

Гнев и раздражительность это не мое.Я скорее страдаю неумением высказать свои претензии человеку когда это нужно.Отсюда бесконечные обиды на окружающих за то что они не телепаты и мысли мои прочитать не могут:)А людей которые могут прямо высказать свою точку зрения я искренне уважаю.Тут конечно не нужно в крайности бросаться.
Вообще заметила что осуждающие в своих оценках часто необъективны.Осуждают человека за то, что он не совершал.А это мне кажется просто ужасно — осудить невиновного.Лучше 10 раз простить.

Марина З.

Не представляете, насколько своевременна Ваша статья, Елизавета. 🙂 Не так давно я впала от себя же в такое страшное уныние, что было просто тошно дальше жить. Именно тогда у меня в душе зародилась мысль, ну хоть может быть борьба мне зачтется… Я же хоть как-то стараюсь, срываюсь постоянно, но ведь уже вижу что делаю плохо, а раньше ведь даже и не видела этого. Теперь я часто прошу Господа именно об утешении. 🙂 Прямо вот так стою перед домашним иконостасиком)) и прошу: "Господи, пошли мне утешение. Я знаю, что я слабая, я знаю, что это уныние, но кажется, что сил уже… Читать далее »

Лена

классная статья! СПАСИБО!

Оля

У св.отцов я читала, что грех раздражения происходит от гордыни. Ведь, как правило, человек раздражается от того, что что-то происходит не так, как ему хочется. А это и есть проявление гордыни. Надо просто учиться смиряться с теми обстоятельствами, которые мы не в силах изменить. Они для этого и посылаются нам Господом — для смирения.

Похожие статьи