Музей русского импрессионизма продолжает возрождать память о незаслуженно забытых именах и даже целых художественных центрах. Сегодня, благодаря новой выставке в этом музее, мы имеем удовольствие насладиться не только очаровательными пейзажами художника Николая Васильевича Мещерина (1864-1916), но и прелестью русской усадьбы начала 20 века, в которой радушие и талант ее хозяина собрали целый букет первоклассных живописцев эпохи. Игорь Грабарь, Алексей Корин, Василий Переплетчиков, Алексей Степанов, Апполинарий Васнецов, Мануил Аладжалов и Исаак Левитан, очарованные красотой подмосковного Дугина и радушием его владельца Николая Мещерина, жили в усадьбе неделями и месяцами, выезжая на пленэры, проводя дни и вечера за самоваром, вокруг граммофона, наслаждаясь неспешной и расслабленной жизнью в гармонии с природой, и возвращались на эту благодатную почву годами. И если подобные очаги художественной жизни в Абрамцеве или Талашкине хорошо знакомы любителям русского искусства, то о «русском Барбизоне» в Дугино мы порядочно забыли. Восполнить этот досадный пробел в истории отечественной культуры решили совместными усилиями Третьяковской галереи и Музея русского импрессионизма, собрав в одном пространстве живописные и графические работы, созданные в имении его хозяином и прославленными гостями. Николай Мещерин родился в 1864 году в Москве, в Замоскворечье, в патриархальной купеческой семье, регулярного художественного образования не получил, однако с детства полюбил рисование, заниматься которым продолжил в Московской Практической академии коммерческих наук, где этот предмет был обязательным. После ранней кончины отца шестнадцатилетний Николай вынужден был оставить учебу и со временем переехал в Дугино Подольского уезда, где его отец начал строительство усадебного дома с парком и оранжереей. Уютный, патриархальный дом, окруженный лесом и оврагами, живописные берега реки Пахры буквально влюбили в себя молодого Мещерина, который мечтал жить в своем райском уголке безвыездно. Здесь его увлекло фотографирование местных пейзажей и сцен охоты. Прекрасные, очень тонкие и поэтичные кадры, снятые молодым художником, дают представление о его любви к камерным, неброским видам, особом взгляде очарованного наблюдателя, который отличает и его живописные произведения. Николай Мещерин. К вечеру. 1906. Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки. Простые повседневные мотивы: ветки деревьев морозными зимними вечерами, влажные осенние сумерки в деревне, пышные грядки кустистой капусты, резные деревянные крылечки в тусклых рассветных лучах — каким-то непостижимым образом весь этот хрупкий и невыразимо прекрасный мир так живо и емко заключен в небольших, камерного размера полотнах, написанных густыми, длинными или легкими, пуантилистическими мазками. Художественные изыскания французских импрессионистов, захватившие на рубеже веков умы русских художников, дали пространство для опытов Николая Мещерина. Его работы стремятся передать мгновенные изменения эффектов света и цвета в природе, оттенки настроения и эмоциональной насыщенности пейзажа. Николай Мещерин. Перед рассветом. В июньскую ночь. 1905. Вологодская областная картинная галерея. Не имея официального художественного образования, хозяин усадьбы с увлечением следовал советам и примеру своих знаменитых гостей, у некоторых (как, например, у Алексея Корина) беря уроки живописи, другими вдохновляясь во время совместных пленэрных поездок. Однако самостоятельность и индивидуальность художника были признаны уже его современниками. Готовя выставку, целью которой было показать всему миру лучшие произведения русского искусства, Сергей Дягилев выбрал несколько работ Николая Мещерина, в том числе пейзаж «Перед рассветом. В июньскую ночь», что стало серьезным признанием профессионального уровня художника. Густой сапфирово-синий цвет летней ночи с розовыми отсветами встающей зари рисует яркий и глубокий образ таинственной и прекрасной природы, просыпающейся в короткие мгновения предрассветной тьмы. Трепет ночного воздуха оживляет полотно быстрыми и точными разнонаправленными мазками. Николай Мещерин. Цветущая вишня. 1899. Собрание Е. В. Ляпуновой. Интимное, камерное переживание пейзажа, свойственное всем работам Мещерина, не сразу бросается в глаза и не вступает в конкуренцию с более активными и энергичными образами на полотнах его друзей. Но, постепенно открываясь внимательному зрителю, оно захватывает своим глубоким чувством и искренним, негромким очарованием. Каждый мотив на его полотнах — прочувствованный и любимый, каждая покрытая росой ветка, окутанная ароматом хрупких и нежных цветов, — полноправное действующее лицо единого повествования о тихой прелести окружавшего художника мира. Николай Мещерин. Осень. 1901. Вологодская областная картинная галерея. Виртуозные быстрые мазки, которыми Мещерин намечает пространство своих полотен, при всей своей точности всегда ложатся нежно и трепетно, как будто каждое касание холста кистью — это мягкий, глубокий, но ни в коем случае не резкий и не громкий звук, вплетающийся в стройный и гармоничный хор пейзажа. Ветреный осенний день здесь переливается сотнями оттенков, наполняющих всю прозрачную глубину прохладного влажного воздуха жизнью и значением. Необыкновенная, неброская красота наполовину облетевшего деревца наполнена для любящего взгляда художника совершенно самостоятельной ценностью как невероятно увлекательный объект для вдумчивого рассматривания. Николай Мещерин. В феврале. 1909. Вольский краеведческий музей. И в более крупных и ярких по настроению работах Мещерина лейтмотивом звучит все тот же камерный, уютный характер его живописного видения. Передавая великолепный, сверкающий множеством оттенков снег, художник так мягко и нежно касается кистью полотна, что мы снова слышим все ту же едва уловимую мелодию тихой радости, пронизывающую все его образы. Чистые, но приглушенные тона, яркий, но рассеянный свет, задумчивый силуэт ребенка заставляют нас всматриваться в этот простой пейзажный мотив и проживать вместе с ним его тихое, но такое насыщенное чувством пространство. Николай Мещерин. Из окна дома Коробковой. 1902. Частное собрание. Виды Москвы в наследии Мещерина встречаются редко. По настоянию жены он снял квартиру в доме Коробковой на Пятницкой улице (дом этот постройки знаменитого Льва Кекушева стоит и сейчас), но не любил покидать родное Дугино. Написанный в Москве вид из окна выглядит нарочито неброским и камерным. Живые, теплые, чуткие касания кистью, приглушенная, гармонизированная палитра мастерски передают дрожащий, струящийся зимний воздух. Алексей Корин. Парники. Дугино. 1900. Частное собрание. Очарованные простыми сельскими видами Дугино, гости Николая Мещерина оставили множество изображений уголков этой живописной купеческой усадьбы. Огороды кисти Алексея Корина написаны густыми, сочными, энергичными цветными мазками. Игорь Грабарь. Угасающий день. 1904. Государственная Третьяковская галерея. Гулкое, звонкое пространство воплотил своими резкими, контрастными штрихами Игорь Грабарь. Старинная усадьба соседей Мещериных, отраженная в речной глади, как будто вылеплена из густых, пастозных, скульптурных мазков. Игорь Грабарь. Ямщик. 1904. Государственная Третьяковская галерея. В Дугино служил специальный извозчик, деревенский подросток, в обязанности которого входили поездки с художниками на пленэры. На картине Игоря Грабаря он выглядит явно недовольным процессом позирования, но его выразительный темный силуэт на фоне рыхлого белого снега, яркость цветовых и световых контрастов, живописная вибрация холодного воздуха очевидно сильнее увлекли автора своими художественными задачами, чем настроение вынужденной модели. Василий Переплетчиков. Дугино. 1899. Государственная Третьяковская галерея. Живописный вид на усадьбу Дугино запечатлел Василий Переплетчиков. Ученик Перова, Саврасова и Поленова, он был для Николая Мещерина желанным учителем, однако от идеи брать уроки молодого друга отговорил Исаак Левитан, увидевший в пейзажах Мещерина самостоятельность и свой особенный почерк. Многообразие и богатство живописи, рожденной в плодотворной атмосфере усадьбы Дугино, разнохарактерные и взаимодополняющие образы, воплощенные разными художниками под ее гостеприимной крышей и собранные в едином пространстве Музея русского импрессионизма, с одной стороны наглядно демонстрируют нам целую эпоху развития русского пейзажа. А с другой — очень ярко, живо и почти осязаемо выстраивают в душе зрителя гармоничный, ласковый и радостный образ гостеприимной усадьбы, где простота и ясность жизни в согласии с природой и искусством создали удивительный мир, хрупкий и прекрасный, уже через год после смерти Николая Мещерина снесенный историческими событиями, как селевым потоком, и совершенно нам сегодня не доступный. Но в едва слышных мелодиях пейзажей, в едва уловимой вибрации красок, в насыщенном пространстве собранных вместе картин этот мир оживает, приоткрывает свои нехитрые секреты и вдруг, внезапно и совершенно бесповоротно затягивает в свою пленительную орбиту. И, как художники, которые столетие назад не могли уехать из этого притягательного места, мы сегодня не можем оторваться от его живописных отражений, затягивающих в свой зачарованный мир и долго потом не отпускающих. Выставка продлится до 19 мая.