Ложные боги, или современные корпоративные ценности Недавно мой знакомый рассказал о методах «воспитательной» работы с сотрудниками в одной крупной финансовой компании. Многие организации прописывают для своих работников определенные правила. Это нормально. Но, то что я услышал, насторожило. Так вот, в этой огромной и известной на всю Россию фирме (представительства почти во всех городах), действует свод корпоративных ценностей. Сами по себе они хороши. Многое из перечисленного основано на традиционных представлениях о морали. Но сотрудников призывают относиться к этим ценностям не как к обычным правилам работы и организации бизнеса. Создается определенный культ по отношению к корпоративным правилам. Свод ценностей фирмы абсолютизируется. Более того, сотрудникам говорят – «Эти ценности — наша религия»! На мой взгляд, здесь мы сталкиваемся с сознательной попыткой использовать религиозную энергию человека в утилитарных целях. Человек по своей природе религиозен. В каждом из нас есть вложенное Богом стремление к познанию Истины. Это стремление неуничтожимо. Его нельзя остановить или выключить, как останавливают машину или выключают телевизор. Это стремление живет в человеке и ощутимо даже вопреки его личной воле. В идеале оно должно помочь человеку обрести истинную веру и найти Бога. В каждом есть потребность служить Богу, Его любви, милосердию, правде. Эта потребность служения признанному абсолюту также неизбывна в человеке. В служении Богу человек обретает цель жизни, наполняет свое существование смыслом. В истории человечества было много попыток обуздать религиозный дух человека в корыстных целях. Действительно, если «перенацелить» духовные основы человека на земные ценности, можно извлечь большую выгоду. Это «перенацеливание» на языке Библии называлось идолопоклонством. Пророки неоднократно обличали древний Израиль за предательство Истинного Бога ради чужеземных идолов. В святоотеческих творениях идолослужение объясняется как бесовский «проект». За идолами ложных богов скрывались духи зла. Они просто обманывали человека, заставляя служить себе, а не истинному Богу. Человек думал, что делает доброе дело, поклоняясь Астартам, Ваалам и Молохам, а на самом деле терялся во мраке магических культов, выгорая изнутри, губя свою душу на службе у зла. Сюда же можно отнести различные политические проекты, в которых обожествлялась власть. Так в Древнем Риме в Пантеоне – храме всех богов стояла статуя императора, у которой горел жертвенный огонь. Мы знаем истории многих мучеников, которые были убиты за отказ воздать божественные почести императору. Также ярким примером квазирелигиозной системы является СССР. Был создан гражданский культ, в котором были свои «пророки» — Маркс, Энгельс, Ленин, свои «мученики» — первые борцы с царизмом и свои массовые обряды – демонстрации и митинги. Такой подход к политическому устройству обеспечивал мобилизацию всех сил человека. Но подмена, в начале отзываясь бедой в отдельных личностях, в конце концов, привела к гибели все государство. Сегодня Россию часто упрекают в недемократичности, вспоминая ей грехи прошлого. Обвиняют нас в якобы извечной тягой к сакрализации власти и т.п. Но наша страна сполна расплатилась за свои ошибки. Народы России в первую очередь на себе вынесли тяжесть последствий идолослужения в политике. Новое время несет новые испытания и соблазны, но они не похожи на то, что уже преодолено. И транслятором этих соблазнов подчас являются те страны, которые себя считают оплотом демократии. Одной из опасностей, новой формой идолослужения в эпоху тотальной власти рынка становится сакрализация различных экономических структур – банков, крупных корпораций и т.д. Выходят специальные пособия для «продвинутых» бизнесменов. Например, книга одного из очередных проповедников новой «веры» Йеспера Кунде так и называется “Корпоративная религия”. В анонсе читаем: «Автор утверждает, что компания без собственной идеологии просто обречена на провал. Компания, стремящаяся расти и развиваться, должна строить духовный бизнес, основываясь на корпоративной религии – это выгоднее, легче и эффективнее». Пошагово разработаны методики создания корпоративной религии. Определены необходимые компоненты такие как: Легенда о сотворении компании, Вероучение, Символы веры, Ритуалы, Лидер. Особое значение предается борьбе с «неверующими», что, по мнению ряда авторов, положительно влияет на укрепление командного духа и т.д. Но возвращается все к древнейшему фетишизму: «Повторяющиеся позитивные коллективные действия объединяют. Это может быть монументальный подъем флага в начале дня или экзотический ритуал поглаживания Камня-символа перед сложными переговорами», — поучает будущих гуру бизнеса Маргарита Фузеева (http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=82). «Эффективные» менеджеры современности предлагают сотрудникам своих компаний с религиозным вдохновением окунуться в работу, в точности повторяя все, что предлагали своим последователям инспираторы Ваалов, великие визири востока и красные комиссары. Только бы достичь одного – завладеть душой человека, приручить его стремление к Небу во имя вполне понятных и простых целей земного благополучия. Но благополучие не придет. Потому что благо — это Божий дар, а его нельзя добиться путем подмен. Религиозно почитать можно только то, что поистине является достойным почтения. Для христианина поклонение возможно только истинному Богу. Нельзя служить двум господам, говорит Евангелие. Нельзя священно почитать «ценности корпорации» и быть христианином одновременно. Если такой псевдорелигиозный подход к организации крупного бизнеса окончательно возобладает, христианам придется делать выбор. Как возможные варианты: первый и лучший — уход из таких структур, что несет определенные трудности и лишения, связанные с лишением источника дохода; второй — возвращение к опыту жизни в Советском союзе, когда многие люди вели как бы двойную жизнь: днем как учит партия, а вечером отправляясь тайно крестить ребенка или венчаться в отдаленный храм, чтобы случайно не встретиться с кем-то из знакомых. Протоиерей Алексий Грищенко