С развитием современных технологий и медицины термин «старородящая» отодвигается на шкале женского возраста все дальше и дальше. Если еще не так давно этим словом награждали беременную тридцати с лишним лет, то сейчас порог сместился выше примерно на десятилетие.

История знает примеры родов и в пятидесятилетнем возрасте – а христианство говорит о том, что в случае как особой милости, так и особого произволения Божия женщина может стать счастливой матерью и в откровенной старости, уже перешагнув семидесятилетний рубеж. Так было со святой Анной, которая вместе со своим мужем Иоакимом получили высокое наименование Богоотцов: они были родителями Богородицы, положив начало Новому Завету.

***

Святая Анна была дочерью священника Матфана из рода Аарона. У нее было две сестры: Мария и Совия, у которой родится дочь Елизавета, мать Иоанна Предтечи. Сестры вышли замуж в город Вифлеем, а Анна была выдана замуж в Назарет за знатного мужчину Иоакима из колена Иуды, из рода Давида. Что может быть логичнее и естественнее для рождения на свет Божией Матери, чем соединение царского и священнического родов, но именно рождение детей никак не наступало в этом долгом и — во всем остальном — счастливом браке Иоакима и Анны.

Будучи состоятельными людьми, они всегда щедро оделяли бедных, на каждый праздник Иоаким выделял от своего имущества хорошую часть, практически две трети всего имеющегося, которую в свою очередь делил на две половины: одну отправляли в храм, другую – беднякам. Так, в радостях от жизни и в скорбях от бездетности, шли годы, и прошло полвека. Вряд ли удастся представить, что переживала святая Анна при мысли о своей неплодности.

Дело было не только в ее собственном желании стать матерью, немалую роль в ее мыслях должно было играть и то общество, в котором они жили. Деторождение не просто было обязательным – бездетность считалась прямым указанием на немилость Божию, наказанием за какие-то тайные или явные грехи супругов. Примерно эту мысль и озвучил на один большой праздник Иоакиму священник Иерусалимского храма Иссахар, отказавшись принимать от него принесенные в жертву дары. Иссахар сказал, что бездетность Иоакима так явно указывает на немилость Божью, что незачем пожилому человеку приносить свои дары. До такого явного отказа был и еще один случай, когда несчастному праведному и боголюбивому пожилому человеку приводили в качестве обвинения его бездетность.

В очереди к жертвеннику один из соотечественников громко вопросил стоящего перед ним Иоакима, с какой стати тот собирается приносить свои дары и жертвы вперед прочих, ведь совершенно очевидно, что он вообще не имеет права на жертвоприношение, так как у него нет потомства в Израиле.  Страдающий Иоаким удалился в пустыню, где стал плакать, молиться и поститься 40 дней, прося Бога о великом чуде дарования ему отцовства. Там его и встретит ангел, принесший радостную весть, что его молитва будет исполнена.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Но что же Анна? Как она пережила сообщение о том, что ее муж был так оскорблен в Иерусалиме, что бросил все и отправился в пустыню? Что оставалось делать ей – бездетной, поносимой людьми не только в закоулках и сплетнях, но теперь и откровенно в храме? О чем стоило ей переживать больше – об этом, или о том, что супруг, столько лет бывший рядом, не выдержал и отправился куда глаза глядят, неизвестно, когда вернется, да и вернется ли вообще? Острое чувство оставленности людьми, мужем, Богом – вот, что переживала святая Анна в то время.

Как это часто бывает, всё, увиденное вокруг, Анна воспринимала через свое состояние. Однажды, когда она, словно тень, бродила по своему саду, то на лавровом дереве увидела птичье гнездо, в котором над новорожденными птенцами ворковала счастливая мать. Слезы градом полились из глаз женщины, это птичье гнездо, наполненное радостным семейным щебетом, стало для нее последней каплей. Анна воззвала к Богу, призывая Его милость и прося призреть ее молитвы.

— Наверное, я самая грешная из всех жен Израиля, что перед ними так унижена. Все утешаются своими детьми, и только я осталась без этой радости. Все приносят свои дары Богу, и их принимают – и только я одна отвержена от храма Господа моего.

В своем вдохновенном плаче Анна говорит, что даже не может сравнить себя ни со зверями, ни даже с землей – ведь и дикие, злые звери имеют потомство, ведь и земля родит плоды, и только она лишена этой милости. Вспоминает Сарру, в преклонном возрасте родившую Исаака, вспоминает мать пророка Самуила – и просит, просит о такой же милости и для себя, обещая посвятить дитя Богу, если Он сжалится и позволит ей познать радость материнства.

Можно долго рассуждать с человеческой точки зрения, чего больше было в этом плаче: стремления исполнить Закон, женской потребности в материнстве или искренней, пылающей любви к Богу, если с таким трудом достающееся дитя обещают отдать в храм, а не радоваться жизни вместе с ним. С Божественной же, промыслительной стороны всё понятно: как иначе могла воспитываться Пресвятая Дева Богородица, если не в Храме?

Молящемуся в пустыне Иоакиму и рыдающей в саду Анне является один и тот же ангел, приносящий супругам весть, наполняющую их сердца восторгом: их молитвы услышаны, Бог явит свою милость, у них, несмотря на их 70-летний возраст, будет ребенок. А потому сейчас Иоакиму надлежит поспешить в Иерусалим, куда уже отправилась Анна возносить хвалу Богу. Там, у Золотых ворот, состоится встреча любящих супругов, и этот сюжет станет излюбленным для многих художников и иконописцев Средневековья, желающих воспеть это торжество любви, чистоты, веры и верности.

Интересно, что в далекой от воспевания плотских радостей Церкви был установлен так же праздник Зачатия Пресвятой Богородицы – впрочем, разве уместно тут говорить о просто плотских утехах, когда речь идет о свершении Божественного промысла и первого камня в начале совершенно новой, принципиально иной эпохи? (Справедливости ради надо заметить, что в средние века среди простого народа бытовал просто таки культ святой Анны, с подчас грубыми и откровенными составляющими, квинтэссенцией чего можно назвать ярмарочные площадные представления на эту тему.)

Как и обещала святая Анна, их родившаяся дочь, по слову ангела названная Марией, в три года была отведена во Храм, где отныне ей предстояло жить, будучи посвященной Богу. Так чудесно утешенные под старость родители отошли к праотцам вскоре после этого события:  Иоаким прожил несколько лет, а после его смерти Анна провела два года в Иерусалиме, где беспрестанно благодарила Бога за явленную милость, а потом тихо и мирно скончалась в возрасте 79 лет.

Погребение праведной Анны

***

Интересно, что именно с Анны начинается то новое – новозаветное — восприятие, говорящее уже не только о мужчине и его переживаниях, как было, допустим, со страдающим от бездетности Авраамом. Что нам известно о Сарре? Что она злобно выгнала из дома родившую Агарь, а еще смеялась над словами ангелов, что у нее еще будет сын. Однако это лишь фактология, а не рефлексия, уже появляющаяся в случае со святой Анной. Ведь она плачет при виде гнездышка птиц – а про переживания Сарры мы не знаем даже в случае жертвоприношения Исаака, нам известны лишь страдания по этому поводу самого Авраама.

Начало Нового Завета приносит другую милость и другую благодать, вознаграждая за долготерпение не только благородного мужа, но и его смиренную, благочестивую  жену. И первой в сонме этих женщин стоит мать Пресвятой Богородицы Анна.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Екатерина Николаева

Спасибо!

Эля

Ну просто радость…Лёгкий язык, акварельный какой-то взгляд на прочно устоявшиеся страницы Писания…Спасибо)

Ольга Немчикова

Спасибо вам за добрые слова!

Мышка

Спасибо, Ольга! Очень хорошо, легко написано! Уже давно думаю приобрести хорошую книгу, где были бы все эти истории из Предания. Ведь в Писании этого нет. Пока не нашла такую. Не порекомендуете что-нибудь?

Саша

Но о родителях Девы Марии, Ее рождении мы знаем не из Писания, а из апокрифов

Olga.s

В храме Казанской Иконы Божьей Матери, на подворье Валаамского монастыря в СПб, есть список чудотворной иконы св. Анны c Богородицей на руках, перед которой я молилась о чадородии. Через две недели я узнала, что моя молитва услышана.

Svetiksemisvetik

Спасибо. Трогает до слез.

Еления

Спасибо, Ольга! вдохновляющий рассказ!

Как хорошо написано! Спасибо, Ольга! Очень верная мысль о "проникновении" женского в Писание, действительно другое отношение к женщине.
А мне привезли со Святой Земли иконку, где изображены Анна, Мария и их бабушка, мать прав. Анны.

tim_vika

Спасибо, Ольга. Радость в душе после прочтения статьи. О внимании к женским чувствам Вы верно подмерили, я раньше и не задумывалась об этом.
Мне очень нравятся Ваши статьи, так интересно взглянуть на жизнь Святых с простой человеческой точки зрения, согласиться или не согласиться в чем-то с Вашим видением и всегда открыть для себя что-нибудь новое. Я всегда очень жду Ваших статей, хотя и не всегда комментирую.

Marie_SPb

Спасибо Вам за статью! Иоаким и Анна — дедушка и бабушка Бога. Удивительно! Дух захватывает!

Nata.

Спасибо большое за душевную и светлую статью! Всех Аннушек с именинами сегодня!

Похожие статьи