Нередко приходится слышать, что длинные новогодние праздники — это чуть ли не специально продуманный план по уничтожению нации. И что надо эти длинные праздники запретить, чтоб не создавать проблем. Но способны ли хоть какие-то запреты запретить русскому человеку пить? Давайте лучше разберёмся, что такого интересного происходит в Новый год и какие потребности наш соотечественник пытается удовлетворить. Я бы выделила здесь как минимум два глубинных пласта, и оба они связаны с особенностями человеческой природы. Самое очевидно, что бросается в глаза, — это неумение отдыхать. Я уже писала об этом на страницах дорогого журнала Матроны.РУ. Я не буду повторяться, добавлю к этому лишь то, что очень многие подходят к отдыху как к работе: планируют, договариваются, закупаются и т.п. И это, безусловно, правильно. Как говорится, лучшая импровизация — та, которая была заранее подготовлена. Другое дело, что к наступлению часа П (то есть праздника) необходимо перестать работать и включить режим отдыха. Это особое состояние психики, с которым мы ежедневно сталкиваемся, когда, например, мечтаем или засыпаем. Но современный человек слишком привык бояться. Контроль — это его привычный способ существования, и он не может отказаться от него, даже когда это необходимо. Лень — это показатель того, что ресурсов организма недостаточно для выполнения планов, которые поставил перед собой человек. Это первый сигнал, с которым сталкивается трудяга, не желающий отпустить время бежать своим чередом. Дальше идут болезни, сумасшествия и прочие сложные патологии. Конечно, алкоголь способствует снятию блоков и зажимов, но современный человек порой так сильно нагружен, а его психологические защиты настолько мощные, что привычных ста граммов для храбрости ему будет мало. Я бы даже сказала, что некоторые люди могут жить только в двух режимах: гиперконтроль и сон. В таком случае необходимо проводить длительную работу по снижению тревожности, искать причины, из-за которых человек так боится отказаться от мысли о том, что он всемогущ и всё от него зависит. Но есть и другой пласт, он куда интереснее и неоднозначнее. Начнём с того, что Новый год называют самым деидеологизированным праздником Советского Союза. То есть все остальные дни государственного отдыха имели под собой некий мировоззренческий пласт, и у людей была точная инструкция, что говорить, куда идти, какие песни петь. И единственным доступным выходом для отрицаемого всей страной бессознательного становился Новый год. Можно сказать, что именно через него во весь голос и начинала говорить истосковавшаяся по сакральному загадочная и непознанная русская душа. Почему я употребляю здесь слово «сакральный»? Совсем не просто так. Издревле человек нуждался в каких-то безопасных и понятных на его этапе психического развития ритуалах. В советских учебниках много писали о том, что все эти чуждые духу материализма мистерии были нужны лишь верхушкам общества, которые контролировали бедных трудяг и как сыр в масле катались за их счёт. Конечно, в рамках идеологии, отрицающей душу и сводящей психику к набору физиологических реакций, такое объяснение правомерно. Но если мы говорим, что в человеке есть некая часть, которая не вполне принадлежит ему, которая делает его живым и чувствующим, которая несёт в себе информацию о его призвании и талантах, то мы понимаем, что у этой части человеческого бытия тоже есть свои потребности, в том числе в росте и развитии. В обществе, где эти потребности уважаются, и были созданы разные ритуалы и духовные практики, призванные помочь человеку иметь дело с этой нематериальной, трансцендентной частью. И, как ни странно, традиции общения с этой частью не изменились со времён Адама и Евы, лишь наполнились новым смыслом, который был привнесён в традиционные обряды Новым Заветом. Вот сами посмотрите. В процессе духовного роста человек подвергался неким инициациям — обрядам, позволявшим перейти на новый этап развития и мироощущения. С древности такие инициации были связаны с солнечной активностью. Вместе с изменениями в природе наши предки переживали внутри себя рождение, смерть и последующее, новое рождение. Новый год стал именно таким праздником, символом перехода в новое, днём, который принесёт новое счастье и наконец приблизит к вожделенному счастью, потерянному раю, где все друг друга любят и принимают такими, какие есть. Здесь есть и прощание со старым годом, и подведение итогов, и магический ритуал загадывания желаний под бой курантов. А дальше — совместная трапеза. И, как это ни странно, древняя и незаглушимая потребность соединиться с той частью человеческого бытия — с душой! – без которой переход на новый уровень невозможен. Можно сказать, что в эти праздничные дни человек становится совершенно незащищённым перед силами бессознательных процессов, которые так долго игнорировались в нашей многострадальной стране. И процесс проведения праздника уж очень напоминает все известные нам ритуалы. Вот люди собираются вместе, чтобы войти в новый год. На стол выставляются некие дары, результат хорошо проведённого уходящего года: еда, питьё — в изобилии. Затем все эти дары человек начинает себе присваивать на физическом уровне, соединяясь с ними. Он много ест и много пьёт. Но для того, чтобы перейти в новую жизнь, которую сулит нам Новый год, человек должен произвести обряд магического очищения. Шаманы, которые традиционно были проводниками в подобного рода «знакомствах с собой», и те, кто допускался до подобных мистерий, использовали очень простой приём для очищения — вызывали рвоту. Точно такое же происходит и у людей, которые очень много едят и пьют. Впрочем, у людей, хорошенько принявших «на грудь», очищение происходит не только на физическом уровне, но и на психологическом: недаром люди «под градусом» начинают рассказывать о себе всевозможные гнусности. Ну и конечно, квинтэссенцией праздника становится абстиненция. Ведь главным условием перехода на новый уровень развития становится символическая смерть. Ритуалы, связанные с таким вот переходом из одного состояния в другое, очень сильно похожи на ритуалы, связанные с буквальной смертью. В конечном итоге главной задачей и алкоголиков, и наркоманов, и людей, страдающих пищевыми зависимостями, становится именно эта потребность в переживании символической смерти. Для того, чтобы я мог стать другим, «я» прежний должен умереть. Люди с незрелой психикой доводят это утверждения до буквального исполнения, например, сходя с ума, заканчивают свою жизнь самоубийством. Но беда в том, что даже эта ритуальная смерть ни к чему не приводит. Человек пережил некий внутренний опыт, он готов к новому знанию, к трансформации, а её не происходит! И это вызывает ужас, страх, гнев, отвращение, попытки найти выход и, увы, повторение вышеописанного ритуала. С новой силой. В общем-то, христианство предлагает всё то же самое, только в безопасном варианте и под наблюдением специально обученных людей. Мы так же собираемся вместе на литургию, на общую трапезу жизни. Мы переживаем покаяние как очищение, а квинтэссенцией этого действа является такая ритуальная смерть в таинстве покаяния. Мы преодолеваем свой стыд, мы выносим вовне результат самонаблюдения, саморефлексии. Но только в результате мы получаем буквальное очищение, если действительно смогли найти в себе силы и пережить в таинстве это изменение нашей сущности, а не свели исповедь к зачитыванию грехов из книжечки. Мы приносим туда то, что действительно болит, что мешает нам сделать следующий шаг, которого так не хватает в обычных новогодних ритуалах. Мы причащаемся вечной жизни, становимся частью Того, Кого невозможно увидеть, впускаем в себя совершенно иной мир, который действует в нас и способствует нашему фактическому изменению на всех уровнях нашего бытия: вначале духовно, а затем телесно. Это, кстати, одна из причин, почему православные не любят празднование Нового года. Есть некий страх подмены ценностей и соприкосновения с неуправляемой силой бессознательного. Это действительно небезопасно для нашей психики. Более того, рискну навлечь на ресурс очередные «помидоры», но такой разгул чувств и действий может очень негативно повлиять на веру человека, если её на самом деле нет или если она поверхностна и может распасться от любого неудобного вопроса. Или если она держится не на любви к Богу, а на страхе и попытках заслужить себе тёплое местечко в райских кущах. А для тех же, кто в Бога верит искренне и с радостью и замиранием сердца ждёт Рождения Христа, рождения настоящей надежды на перемены, кто ждёт благой вести о том, что Христос пришёл в мир, потому что нас любит, нет надобности придумывать способы воссоединиться со своим духовным потенциалом и продолжать попытки знакомство с собой через алкоголь и накротики. Для таких людей главным сакральным действом будет поход на праздничную литургию и причащение Святых Христовых Тайн. Как способ совершенно иного самопознания. Ну а Новый год — это хороший способ подготовиться ко встрече с этой тайной рождения в мир Спасителя и просто отдать кесарю кесарево. Например, собраться семьёй или друзьями, подвести итоги прошедшего года, хорошо поговорить, попросить у всех прощения, разрешить все споры, построить совместные планы на будущий год, но только обычные такие планы, которые касаются исполнения заветных мечтаний своими собственными руками: наконец-то куда-то съездить, записаться на кружок по рисованию или танцы, на которые так давно хотелось попасть. И немного поупражняться в настоящей человеческой любви. Праздники для того и придуманы, чтобы делиться любовью. Разве не так?