Эта совсем непраздничная игра начинается у нас каждую зиму в последних числах декабря. Видимо, народ устаёт к концу поста, да и о существовании новоюлианского календаря вообще и двух указах патриарха Тихона, в частности, знают не все*. А потому каждый год с завидной регулярностью возникают споры о том, «какое Рождество настоящее». И уж совсем жаркие баталии разгораются по поводу Нового года – 1 января. Некоторое количество стоически настроенных граждан с фразой «у православных Новый год 14-го» или даже «настоящее новолетие — в сентябре» прямо заявляют о своём намерении ночь на первое января проспать. (Как показывает опыт, намерение трудновыполнимое, так как именно в эту ночь в небо полетят тонны пиротехники, которую начали запасать ещё с октября). По сети гуляют также благочестивые рецепты от «бокал шампанского с мандаринкой» до «чуть-чуть нарезочки, а потом всё равно спать». Скажу сразу, у нас в семье гражданский Новый год празднуют. Мы пробовали иначе, а потом вернулись к порядку, который просто показался наиболее удобным и естественным. Началось с того, что Старый Новый год семья не успевала встретить никак. Почти все из нас тогда работали в школе (сестра ещё сама училась, и у неё как раз бывал разгар сессии). В общем, представьте себе картинку: одиннадцатого января вы выходите на работу и начинаете строгим голосом выбивать из учеников остатки вакационных настроений… Очень хорошо для этих целей подходит пара вводных диктантов. Так что праздник застаёт вас как раз за проверкой стопки тетрадей, а с утра, между прочим, на работу. Потом был ещё период, когда я сама принимала сессии, но лучше от этого не стало: с экзамена на вечернем отделении можно было вернуться аккурат к бою курантов. Попытка перенести семейное застолье и прочие радости на Рождество у нас также особого успеха не имела. И правда, целую ночь все в храме (причём в последние годы бывало так, что и в разных). В лучшем случае порядком уставшая и сонная семья собирается, чтобы посмотреть друг другу в глаза и символически разговеться в пять утра, чаще — мы видимся уже в середине дня. А откладывать поздравления и вручение подарков до рождественского вечера – ну, как-то совсем обидно. Поэтому после серии небольших ортодоксальных экспериментов Новый год у нас вернулся как-то сам по себе. Уже наряжена ёлочка, на столе – салат, узнав состав которого господин Оливье громко заявил бы, что он тут ни при чём. Говорит президент, бьют часы и потом даже что-то поёт Филипп Киркоров, которого, как правило, никто не слышит, потому что, все обсуждают проблему, заходил ли уже Дед Мороз. Потом каждый по очереди отправляется под ёлочку, выуживает и рассматривает подарки. В общем, никто никуда не спешит, милый, волшебный праздник – как в детстве. Хороший повод – остановиться, подвести итоги, просто подумать. И потом за следующую неделю также не спеша привести в порядок мысли к Рождеству. Кстати, у меня сегодня маленький промежуточный финиш – я вчера закупку подарков для семьи закончила. Чего и вам желаю. * Новоюлианский календарь- модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем по решению совещания представителей Православных церквей. Между 1923 и 1940 годом именно на него перешли многие Поместные Православные церкви (кроме Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской), которые, как считается в обиходе «отмечают Рождество по григорианскому календарю». Новоюлианский и григорианский календари разойдутся на одни сутки, начиная с 2800 года. Существует указ патриарха Тихона (Белавина) от 15 октября 1923 года о переходе Русской православной церкви на новоюлианский календарь. Однако в те годы старое церковное летоисчисление было важным моментом в размежевании не только советской властью, которая ввела в стране «новый стиль», но и с церковными обновленцами. Последние перешли на новоюлианский календарь ещё летом 1923 года. Поэтому 8 ноября был издан ещё один патриарший указ — о том, чтобы «введение нового календаря временно отложить», который и действует до сих пор.