Нужен заработок, нужно общение, нужно тепло. Как мы учим онлайн Юлия Нурмагамбетова 21.04.2020 Карьера, Образование Внезапно нам всем пришлось перейти на дистанционное образование. В один прыжок – точный или не совсем, но его пришлось сделать. Даже представителям пластических искусств и телесных практик, подразумевающих только очные встречи. Несколько недель мы обкатываем новые методики. Хочу рассказать о личном опыте дистанционного фитнес-тренера и опыте тех, кто также перевел свои занятия в онлайн. Воскресная школа Варя Синицына шесть лет вела занятия с подростками в воскресной школе. С началом самоизоляции ей подумалось, что всё встанет на паузу: – Хотела закончить, мне казалось, что не смогу вести наши встречи с детьми онлайн. Но ребята были расстроены. Одна девочка воскликнула: «Ну что это за жизнь без воскрески!» И это, можно сказать, растопило мое сердце. Варя Синицына На первом уроке учились подключаться к программе. Потом дело пошло: – Интернет-урок требует большей продуманности. Любые паузы сбивают ритм занятия куда больше, чем в реале. И мысль о том, что у кого-то рядом родители, немного напрягает, как будто урок «открытый». В целом, ребята сказали, что им понравилось, но нужно говорить помедленнее и попроще. Радуют те, кто не перестает подключаться в сложных условиях – даже с дачи или из автомобиля. Театральные разминки В то же время клоунесса и создательница детского театра «Зубки Карабаски» Лиза Гвоздик поняла, что преподавание в любом виде – это единственный шанс оставить себе заработок. Ведь все театры закрыли, а представления отменены. Уроки беби-драмы в частном детском саду тоже прекратились, но на их основе на лету сформировался новый формат театрального обучения: – Я сразу поняла, что буду записывать видеопослания, разминки. Наша школа уже использовала онлайн-диск, поэтому я загружаю туда свои задания, а позже у нас – онлайн-конференция. Мы занимаемся с детьми авторским театром, то есть таким, где они сами придумывают персонажей. Я развиваю у них фантазию, это очень важный элемент. Сейчас в программе обучения поменялось буквально всё! В совершенно иной плоскости мне надо суметь вдохновить детей, передать им живое ощущение театра. Лиза Гвоздик Лиза снимает видеоразминку и отправляет своим ученикам. Ребенок видит ее в каком-то образе, на необычном фоне, созданном актрисой из реквизита и подручных средств. Всё для того, чтобы при просмотре захотелось подвигаться, пожить эмоционально, включиться в тему. Получив хорошие отзывы, Лиза Гвоздик увидела большой потенциал в этой методике, нашла баланс между разминками и выполнением заданий. В дальнейшем планирует создать целый театральный видеокурс для детей. Уроки пения Артистическое направление с трудом поддается оцифровке, в чем убедились и «Поющие мамы». Это петербургский клуб со множеством филиалов по городу. Музыкальный педагог Анна Ермолина говорит о том, что они давно подумывали о части занятий в онлайне. Аудитория клуба – мамы, которые хотят петь и берут детей с собой на встречи. Но часто расписание может не совпасть с режимом конкретного малыша, или дети болеют, или тяжело добираться. Потребность в дистанционном обучении назревала. И тут жизнь сама заставила: – Работа с хором/ансамблем или работа с оркестром «на удаленке» крайне сложна и неудобна. А специальные ресурсы для онлайн-занятий нуждаются в особом техническом оснащении каждого из участников. И ведь у всех разные технические возможности, отличается скорость интернета. Не все готовы устанавливать и постигать новые программы. Поэтому мы выбрали наиболее популярные и привычные, которые были у всех. Анна Ермолина Начали с серии полноценных пробных занятий, собрали отзывы. Скорректировали. Качественно петь хором через интернет оказалось нереально. Так работа преподавателей стала более индивидуальной, чем коллективной. – Также выяснилось, что не все мамы готовы собраться у своих компьютеров/телефонов в одно и то же время на целый час без отрыва. На наших очных встречах дети часто требуют внимания. Но там мама общается с малышом, не выходя из зала и практически не выпадая из общего творческого процесса. С онлайн-занятиями так не получается. Потому сейчас мы многие занятия записываем, чтобы мамы могли пройти их в любое удобное время, с любым количеством остановок. Пока онлайн-курс поющих мам рассчитан на месяц. Он дает возможность не потерять тонус во время режима изоляции, поддержать и лучше узнать друг друга. Несомненный плюс в том, что можно подключиться к любому преподавателю из любого филиала клуба! Фитнес для мам с младенцами Попасть на занятие к тренеру из другого полушария – теперь эта опция доступна для участниц «Кангатренинга». Это система послеродовых фитнес-тренировок для мам с маленькими детьми. Во время занятий малыши находятся рядом на ковриках или на маме в слинге/эргорюкзаке. Придумали идею в Австрии, и за десять лет она распространилась на два десятка стран, в числе которых Россия. Поскольку большая часть кангатренеров сосредоточена в Европе, то и о карантинных мерах в сообществе заговорили давно. Уже с середины марта мы перевели тренировки в дистанционный формат. Юлия Нурмагамбетова При этом кангатренеры всегда делали акцент на том, что наши встречи должны быть только очными! Причин много: четкий контроль тренера за техникой исполнения и состоянием мамы, помощь в намотке слинга, обустройство безопасного пространства для детей, создание дружественной атмосферы, чтобы дать каждой маме возможность переключиться от ежедневной рутины. Перевести всё это в цифровой формат нереально. Никаких онлайн-марафонов и тому подобного! Но пришлось немного отступить от принципов. Руководитель системы Kangatraining Николь Пашер выступила с сообщением, что мы должны поддержать мам в такой момент. Что пусть всё будет не идеально поначалу, но нельзя оставаться без привычных встреч и поддержки. Тем более это важно для беременных участниц дородовой подготовки и мам новорожденных детей, находящихся в довольно уязвимом периоде. Был момент тестирования программ, наиболее удобным оказался Zoom. На тренировке Николь в зуме собиралось по несколько сотен участниц со всего света. Это было очень трогательно видеть. И теперь, если чей-то малыш перепутает день с ночью, то и ночью можно подключиться, например, к тренировке кангамам Новой Зеландии или Чили. Французский язык «Я и так давно хотела попробовать дистанционное обучение», – говорит преподавательница французского Ярослава Лазарева. Формат изучения языка хорошо работает в таких условиях. Для Ярославы переход прошел настолько естественно, что не пришлось даже менять программу обучения. Ярослава Лазарева Да, немного времени ушло на настройку. Но тут не так важна синхронизация по звуку, как для хорового пения. Занятие удалось провести даже без видео учеников, только с аудиосвязью и выступлением преподавателя. Затем техническую часть подтянули, теперь Ярослава планирует остаться с этим форматом и после отмены карантинных мер. Работа в соседней комнате А вот Варя Синицына и воскресная школа с нетерпением ждут возвращения встреч в реале. С ними солидарна Лиза Гвоздик: ее театральный видеокурс выйдет отдельно, а живой контакт должен остаться в прежнем объеме! Поющие мамы снова вернут способность петь слаженным хором. Возможно, онлайн-занятия по пению останутся только как элемент. Обещают сохранить тренировки по интернету и кангатренеры, но только для тех, кто ходит на очные занятия, параллельно. В общем, все мы пока живем в заданных условиях, как можем: – В моей семье все музыканты, – рассказывает Анна Ермолина из «Поющих мам». – И сейчас мой дом напоминает филиал музыкальной школы. В одном углу проводит онлайн-занятия по баяну муж. В другом – пою я. В третьем – дети и бабушка. У нас круглые сутки звучит музыка. В этом есть плюс для детей! Когда им еще удастся так напитаться музыкой и увидеть в «деле» своих родителей? Когда я принаряжаюсь для выхода в эфир, моя трехлетняя дочка спрашивает меня: «Мама, ты пошла на работу?» А моя работа сейчас в соседней комнате за стенкой!