Миру особенному и заповедному, а именно таким является детский кинематограф, крайне тяжело выживать в условиях современного российского кинорынка.  Робкие попытки некоторых кинематографистов возродить жанр пока остаются лишь единичными вспышками подлинного героизма и бескорыстия.  Но к счастью, детское кино уже имеет свою яркую историю и блещет стилистическим многообразием.

Давайте вспомним десять фильмов, остающихся актуальными во все времена. Хорошо известные хиты вроде всенародно любимых «Приключений Петрова и Васечкина», «Электроника» или «Буратино» сознательно «оставлены за кадром».

«Первоклассница» (СССР, 1948, режиссер – Илья Фрэз)

Маруся – милая, добрая девочка, но, как любой ребенок, любит покапризничать. Став первоклассницей, она под влиянием учительницы и вновь обретенных друзей полностью перевоспитывается и превращается в верного товарища и отличную ученицу.

Несмотря на очевидное моралите, этот фильм — наглядное пособие для маленьких зрителей, которое необходимо показывать детям, перед тем как отправить их первый раз в первый класс. И если отбросить необходимый для того времени «партийный уклон», то «Первоклассница» до сих пор остается одной из самых искренних лент, учащих дружбе и доброте, внутреннему благородству и бескорыстию —  тем чувствам, которые в наши дни следует лелеять в маленьких душах как подлинный раритет.

«Внимание, черепаха» (СССР, 1969, режиссер – Ролан Быков)

Когда ответственный за живой уголок первоклассник Вова попадает с анорексией  в больницу, его любимица, — черепаха Ракета оказывается в руках у его сверстников. Малолетние экспериментаторы подвергают бедное животное различным тестам на прочность. Переодевшись в девочку, Вова сбегает из больницы и с помощью друзей и взрослых бросается на помощь Ракете.

Выдающийся фильм, благодаря режиссерскому таланту Ролана Быкова, оказался не только отличной детской картиной, но и многогранным слепком своей эпохи. Прекрасные детские актерские работы – достоверные, словно снятые документальной камерой – у одних зрителей вызовут ностальгию, у других – восхищение проникновением в суть характеров. Пример идеального семейного кино.

«Тайна железной двери» (СССР, 1970, режиссер – Михаил Юзовский)

Немного странный, бестолковый, но по-своему обаятельный фильм о том, как безответственный четвероклассник Толик стащил у волшебника коробок с чудо-спичками, исполняющими желания. И сразу же воспользовался украденным. «Игры с огнем» увлекли Толика и его друзей в захватывающие приключения в компании робота Балбеса и немецкой овчарки.

Фильм снят по повести Юрия Томина и, согласно советской идеологии, справедливо намекает на то, что магия до добра не доводят. Противостояние мальчика и Волшебника (к слову, тоже загримированного под ребенка) вторило этой мысли и оказывалось весьма поучительно: добиваться результата следует самому, без помощи волшебного реквизита.

«Где это видано, где это слыхано» (СССР, 1973, режиссер – Валентин Горлов)

Два закадычных друга Дениска и Мишка решают выступить на подводящем итоги года большом школьном концерте. Их цель – прославиться как сатирики и блестящие исполнители. Репетиции проходили нормально, но на сцене ситуация неожиданно вышла из-под контроля.

Песенка с рефреном  «Папа у Васи силен в математике» после выхода этого фильма не запомнилась разве что самым ленивым. Но не многие помнят о том, что эта экранизация по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского является всего лишь короткометражкой. Но малая форма нисколько не помешала фильму наравне с другой — куда более серьезной – адаптацией этой книжки  под названием «По секрету всему свету», навсегда войти в сокровищницу советского детского кино.

«Приключения Калле-сыщика» (ССР, 1976, режиссер – Арунас Жебрюнас)

Шведский городок становится местом сражения двух ребячьих группировок, детская война носит гордое название противостояния Алой и Белой Розы. В число последней входит главный герой Калле Блюмквист, его подружка Ева-Лотта Лисандер и друг Андерс. Неожиданно в город приезжает дядя Евы-Лотты и начинает вести себя подозрительно. Ребята с головой бросаются в расследование и погружаются в детективный мир таинственных загадок и разгадок.

Фильм снят по мотивам книги Астрид Лингрен  «Приключения Калле Блюмквиста» и в данное время кажется незаслуженно забытым зрителями. Особое настроение картине придает удивительная песня «Жозефина», распеваемая ребятами. И атмосфера «заграницы», которую умели создавать только в Прибалтике.

«Мария, Мирабела» (СССР, Румыния, 1981, режиссер – Ион Попеску-Гопо)

Лягушонок Кваки попадает под заклятье феи Леса – его лапки  прочно вмерзают в лед ручья. Две сестрички Мария и Мирабела стремятся освободить малыша. Они отправляются в захватывающие приключения по волшебной стране, где по дороге встречают Светлячка Скиперича, у которого все время загорается туфелька, и Бабочку Омиде, которая боится летать. Все вместе они идут за помощью к фее.

Художественно-мультипликационная музыкальная сказка. Один из хитов проката в СССР. Прекрасная музыка зачаровывала зрителей наравне с красочными чудесами прогрессивного на тот момент метода сочетания анимации и кино. Отличный пример увлекательного фильма, учащего дружбе и взаимовыручке.

«Бесконечная история» (CША, ФРГ, 1984, режиссер – Вольфанг Петерсон)

Десятилетний Бастиан – одиночка и школьный неудачник – заимствует в букинистическом магазине необыкновенную книгу, где читает про страну Фантазию, которую стремится поглотить зловещая Пустота. Таинственному мраку противостоит мальчик-воин Атрейу в компании обаятельного, пушистого  собаковидного дракона. Постепенно Бастиан понимает, что он также вовлечен в сказочный мир Фантазии и от него зависит судьба страны.

Экранизация книги Михаэля Энде до сих пор потрясает воображение, а уж в начале 80-х, когда лента вышла в советский прокат, страна Фантазия казалась реальнее серых школьных будней. И учила не только самоотверженности, храбрости, дружбе и добру, но и безоговорочной вере в свои мечты. Вере, которая способна перевернуть мир.

«Рыжий, честный, влюбленный» (СССР, 1984, режиссер – Леонид Нечаев)

Лисенок Людвиг Ларсен органически не выносит хитрость и ложь – необходимые качества, присущие его породе и которые он должен культивировать в себе с детства. Однажды, к ужасу своих родных, он забредает в курятник и влюбляется в прелестного цыпленка Тутту Карлсон. Лесное сообщество испытывает закономерный эмоциональный шок.

Прекрасная музыкальная сказка одного из главных корифеев детского кинематографа – Леонида Нечаева («Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку»), созданная по мотивам книжек Яна Экхольма. Фильм обладает неподвластным времени очарованием и способен доставить удовольствие от просмотра и взрослым и детям.

«Норт» (США, 1994, режиссер – Роб Райнер)

Маленький Норт очень способный, талантливый мальчик, обеспеченный всем необходимым. Но его родные не обращают на него никакого внимания. Тогда Норт решает уйти из дома в поисках идеальных родителей. Пережив множество фантасмагорических приключений, он понимает, что лучше его семьи в мире никого нет.

Одна из первых ролей Элайджи Вуда, компанию которому составляет Брюс Уиллис. На фоне привычных американских лент в жанре «семейное кино» фильм достаточно эксцентричен, что не мешает ему оставаться доброй сказкой о вечных семейных ценностях. На Западе «Норт» сокрушительно провалился, у нас же обрел славу чуть ли не артхаусного проекта. Зрелище на любителя, но весьма и весьма любопытное.

«Ты не одинок» (Индия, 2003, режиссер – Ракеш Рошан)

Умственно отсталый паренек Рохит дружит только с детьми и терпит издевательства сверстников. Случайно обнаружив компьютер отца-ученого, Рохит невольно экспериментирует с машиной. Вскоре в ночном небе над городком появляется НЛО. Впоследствии выясняется, что один маленький, напоминающий древнюю рептилию инопланетянин остался на Земле. Рохит находит пришельца и с ним начинают происходить удивительные вещи.

Этот фильм можно назвать уникальным опытом спонтанного сочетания последних технологий (спецэффекты создавались на студии Джорджа Лукаса) с удивительной чистотой и наивностью, свойственной индийскому кинематографу. Вольный римейк знаменитого спилберговского «Инопланетянина», но еще более человечный и трогательный.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Православная христианка. Родилась в Николаеве, выросла на берегах Южного Буга и Чёрного моря. Сейчас живёт и работает в Москве, замужем. В прошлом автор текстов группы "Лайда". Последние десять лет пишет о культуре и кинематографе, работала редактором журнала "Мир Индийского Кино", ставила камерные балеты. Кинорежиссёр, создатель нескольких короткометражных и полнометражных художественных фильмов.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Обидно, что имея государственную поддержку, российские кинематографисты не берутся за современную тематику детского кино. Ведь дети сейчас уже другие, при просмотре хотя бы "Первоклассницы" начинаешь объяснять вещи, которыми они уже не пользуются. Ну почему никто не обращается к этой теме: сиротства, опекунства, как деткам сейчас тяжело даже в благополучных семьях… Тема морального климата в семьях России должна быть обязательна отражена в нашем кинематографе. Мы ведь теряем деток!!!

La_gata

Ну, государственная поддержка у нас — вещь очень относительная. Её же как по тендеру распределяют. То есть, шанс получить бюджет есть у заведомо более дешёвого фильма. А фильмы с участием деток — по определению дорогие — там же рабочая смена укороченная.
И потом — у нас вот сняли фильм несколько лет тому, про то, как детдомовский негритёнок придумал себе, что он внук Гагарина. Так по иску родственников Гагарина его с проката сняли.
Так и смотрим — слёзное мыло производства Оксаны Байрак.

5julia68

"Мария, Мирабела"- такая красота! я даже умудрилась пластинку достать. затерла до дыр. до сих пор помню эту заглавную песню https://www.youtube.com/watch?v=lE3tgvNYgYc
а это весь фильм https://www.youtube.com/watch?v=xL8As-YItz4

La_gata

Ну, честно говоря, он мне в детстве не понравился. Единственное что — первый комбинированный.
А сказок у нас и без этого было много замечательных.

5julia68

а я так устроена, что меня очаровывает музыка

La_gata

))) Тогда "Вам и не снилось".

5julia68

и это затерто до дыр было) но это фильм для подростков уже. а вообще эти фильмы выходили по мере моего взросления, мы их наизусть знали

Оля

"Королевство кривых зеркал", "Кыш и Двапортфеля".

Елена Бочарова

"Лабиринт" 1986 г. с Дэвидом Боуи — великолепен.. Я смотрела его лет в одиннадцать и влюбилась на всю жизнь. Сейчас показала детям (старшей — шесть, младшему — четыре). Оба в восторге.

Elena

Фильм по мотивам книги Астрид Лингрен "Эмиль из Лённеберги". Оказывается их 2. В детстве очень нравился

La_gata

А фантастика? Какая там была фантастика! Словацкое "Приключение в каникулы" и наши "Москва -Кассиопея" и "Гостья из будущего".
Последний фильм, кстати, — редкий случай, когда фильм — много лучше книжки.

Зiрка

А я в детстве, наверное, как раз, в первом классе, прочла, и даже не один раз, настолько заинтересовала, книжку Евгения Шварца, в которой были сказки, рассказы и повесть "Первоклассница", что фильм не восприняла, тем более, что в повести, в отличие от фильма, "партийного уклона" нет, лишь некоторые приметы времени. А "Мария, Мирабела" и "Приключения Калле — сыщика" понравились. Остальных фильмов из статьи не видела.

Зiрка

"и фильм не восприняла", вчера "напоспешила", извиняюсь;-)

Александра

Спасибо большое! В каникулы — самое оно! Завтра попробую в инете найти — по телевизору то что показывают, то детям лучше не смотреть(((

La_gata

Ой! А Петров с Васечкиным? "Милая Маша…"

Анна

Добавляю к списку "Лавку чудес" (2007), очень светлый и добрый фильм для всей семьи. В главных ролях Дастин Хоффман и Натали Портман

Похожие статьи