Миру особенному и заповедному, а именно таким является детский кинематограф, крайне тяжело выживать в условиях современного российского кинорынка. Робкие попытки некоторых кинематографистов возродить жанр пока остаются лишь единичными вспышками подлинного героизма и бескорыстия. Но к счастью, детское кино уже имеет свою яркую историю и блещет стилистическим многообразием. Давайте вспомним десять фильмов, остающихся актуальными во все времена. Хорошо известные хиты вроде всенародно любимых «Приключений Петрова и Васечкина», «Электроника» или «Буратино» сознательно «оставлены за кадром». «Первоклассница» (СССР, 1948, режиссер – Илья Фрэз) Маруся – милая, добрая девочка, но, как любой ребенок, любит покапризничать. Став первоклассницей, она под влиянием учительницы и вновь обретенных друзей полностью перевоспитывается и превращается в верного товарища и отличную ученицу. Несмотря на очевидное моралите, этот фильм — наглядное пособие для маленьких зрителей, которое необходимо показывать детям, перед тем как отправить их первый раз в первый класс. И если отбросить необходимый для того времени «партийный уклон», то «Первоклассница» до сих пор остается одной из самых искренних лент, учащих дружбе и доброте, внутреннему благородству и бескорыстию — тем чувствам, которые в наши дни следует лелеять в маленьких душах как подлинный раритет. «Внимание, черепаха» (СССР, 1969, режиссер – Ролан Быков) Когда ответственный за живой уголок первоклассник Вова попадает с анорексией в больницу, его любимица, — черепаха Ракета оказывается в руках у его сверстников. Малолетние экспериментаторы подвергают бедное животное различным тестам на прочность. Переодевшись в девочку, Вова сбегает из больницы и с помощью друзей и взрослых бросается на помощь Ракете. Выдающийся фильм, благодаря режиссерскому таланту Ролана Быкова, оказался не только отличной детской картиной, но и многогранным слепком своей эпохи. Прекрасные детские актерские работы – достоверные, словно снятые документальной камерой – у одних зрителей вызовут ностальгию, у других – восхищение проникновением в суть характеров. Пример идеального семейного кино. «Тайна железной двери» (СССР, 1970, режиссер – Михаил Юзовский) Немного странный, бестолковый, но по-своему обаятельный фильм о том, как безответственный четвероклассник Толик стащил у волшебника коробок с чудо-спичками, исполняющими желания. И сразу же воспользовался украденным. «Игры с огнем» увлекли Толика и его друзей в захватывающие приключения в компании робота Балбеса и немецкой овчарки. Фильм снят по повести Юрия Томина и, согласно советской идеологии, справедливо намекает на то, что магия до добра не доводят. Противостояние мальчика и Волшебника (к слову, тоже загримированного под ребенка) вторило этой мысли и оказывалось весьма поучительно: добиваться результата следует самому, без помощи волшебного реквизита. «Где это видано, где это слыхано» (СССР, 1973, режиссер – Валентин Горлов) Два закадычных друга Дениска и Мишка решают выступить на подводящем итоги года большом школьном концерте. Их цель – прославиться как сатирики и блестящие исполнители. Репетиции проходили нормально, но на сцене ситуация неожиданно вышла из-под контроля. Песенка с рефреном «Папа у Васи силен в математике» после выхода этого фильма не запомнилась разве что самым ленивым. Но не многие помнят о том, что эта экранизация по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского является всего лишь короткометражкой. Но малая форма нисколько не помешала фильму наравне с другой — куда более серьезной – адаптацией этой книжки под названием «По секрету всему свету», навсегда войти в сокровищницу советского детского кино. «Приключения Калле-сыщика» (ССР, 1976, режиссер – Арунас Жебрюнас) Шведский городок становится местом сражения двух ребячьих группировок, детская война носит гордое название противостояния Алой и Белой Розы. В число последней входит главный герой Калле Блюмквист, его подружка Ева-Лотта Лисандер и друг Андерс. Неожиданно в город приезжает дядя Евы-Лотты и начинает вести себя подозрительно. Ребята с головой бросаются в расследование и погружаются в детективный мир таинственных загадок и разгадок. Фильм снят по мотивам книги Астрид Лингрен «Приключения Калле Блюмквиста» и в данное время кажется незаслуженно забытым зрителями. Особое настроение картине придает удивительная песня «Жозефина», распеваемая ребятами. И атмосфера «заграницы», которую умели создавать только в Прибалтике. «Мария, Мирабела» (СССР, Румыния, 1981, режиссер – Ион Попеску-Гопо) Лягушонок Кваки попадает под заклятье феи Леса – его лапки прочно вмерзают в лед ручья. Две сестрички Мария и Мирабела стремятся освободить малыша. Они отправляются в захватывающие приключения по волшебной стране, где по дороге встречают Светлячка Скиперича, у которого все время загорается туфелька, и Бабочку Омиде, которая боится летать. Все вместе они идут за помощью к фее. Художественно-мультипликационная музыкальная сказка. Один из хитов проката в СССР. Прекрасная музыка зачаровывала зрителей наравне с красочными чудесами прогрессивного на тот момент метода сочетания анимации и кино. Отличный пример увлекательного фильма, учащего дружбе и взаимовыручке. «Бесконечная история» (CША, ФРГ, 1984, режиссер – Вольфанг Петерсон) Десятилетний Бастиан – одиночка и школьный неудачник – заимствует в букинистическом магазине необыкновенную книгу, где читает про страну Фантазию, которую стремится поглотить зловещая Пустота. Таинственному мраку противостоит мальчик-воин Атрейу в компании обаятельного, пушистого собаковидного дракона. Постепенно Бастиан понимает, что он также вовлечен в сказочный мир Фантазии и от него зависит судьба страны. Экранизация книги Михаэля Энде до сих пор потрясает воображение, а уж в начале 80-х, когда лента вышла в советский прокат, страна Фантазия казалась реальнее серых школьных будней. И учила не только самоотверженности, храбрости, дружбе и добру, но и безоговорочной вере в свои мечты. Вере, которая способна перевернуть мир. «Рыжий, честный, влюбленный» (СССР, 1984, режиссер – Леонид Нечаев) Лисенок Людвиг Ларсен органически не выносит хитрость и ложь – необходимые качества, присущие его породе и которые он должен культивировать в себе с детства. Однажды, к ужасу своих родных, он забредает в курятник и влюбляется в прелестного цыпленка Тутту Карлсон. Лесное сообщество испытывает закономерный эмоциональный шок. Прекрасная музыкальная сказка одного из главных корифеев детского кинематографа – Леонида Нечаева («Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку»), созданная по мотивам книжек Яна Экхольма. Фильм обладает неподвластным времени очарованием и способен доставить удовольствие от просмотра и взрослым и детям. «Норт» (США, 1994, режиссер – Роб Райнер) Маленький Норт очень способный, талантливый мальчик, обеспеченный всем необходимым. Но его родные не обращают на него никакого внимания. Тогда Норт решает уйти из дома в поисках идеальных родителей. Пережив множество фантасмагорических приключений, он понимает, что лучше его семьи в мире никого нет. Одна из первых ролей Элайджи Вуда, компанию которому составляет Брюс Уиллис. На фоне привычных американских лент в жанре «семейное кино» фильм достаточно эксцентричен, что не мешает ему оставаться доброй сказкой о вечных семейных ценностях. На Западе «Норт» сокрушительно провалился, у нас же обрел славу чуть ли не артхаусного проекта. Зрелище на любителя, но весьма и весьма любопытное. «Ты не одинок» (Индия, 2003, режиссер – Ракеш Рошан) Умственно отсталый паренек Рохит дружит только с детьми и терпит издевательства сверстников. Случайно обнаружив компьютер отца-ученого, Рохит невольно экспериментирует с машиной. Вскоре в ночном небе над городком появляется НЛО. Впоследствии выясняется, что один маленький, напоминающий древнюю рептилию инопланетянин остался на Земле. Рохит находит пришельца и с ним начинают происходить удивительные вещи. Этот фильм можно назвать уникальным опытом спонтанного сочетания последних технологий (спецэффекты создавались на студии Джорджа Лукаса) с удивительной чистотой и наивностью, свойственной индийскому кинематографу. Вольный римейк знаменитого спилберговского «Инопланетянина», но еще более человечный и трогательный.