Дорогие женщины. В связи с некоторыми последними событиями, которые многие из вас едва ли заметили, мне хочется извиниться перед вами. И предостеречь. Извиниться за другого человека – есть такая добрая традиция. Когда некто не понимает своей ошибки, за него извиняются другой, чем-то на него похожий. В данном случае у меня с человеком, за которого я хотел бы извиниться, два общих качества. Во-первых, этот человек, как и я – мужчина. А во-вторых, мы с ним принадлежим, хотя бы номинально, к одной Церкви. А ведёт он себя так, что лично я чувствую себя опозоренным. Потому что по этому странному созданию многие будут судить о том, каковы мы в массе. Этого человека зовут Вадим, а в интернете он обычно представляется Дмитрием Лонгиным. Для тех, кто не в курсе, вот примерная канва событий. Всё началось с того, что Вадим придумал интересную забаву. Когда одна девушка из числа его политических оппонентов осталась без жилья, он выдал себя за её единомышленника и пригласил к себе переночевать в обмен на уборку дома, запланировав страшную месть: сфотографировать, как девушка моет унитаз, выложить это фото в сеть и таким образом над ней «поглумиться». План, кажется, не удался, ибо дальше было всяческое враньё, драка, стрельба, один человек (не Вадим) попал в больницу, другого задержала и отпустила полиция. Это всё не очень интересно. Интересно другое. Что должно твориться в голове у мужчины, который таким вот образом относится к женщине? Есть ведь такая закономерность: как правило, ближним достаётся больше эмоций, чем посторонним. При ближнем человек, как правило, более непосредственен. Сам факт подобной «шутки», продуманной и организованной, занявшей не один день, говорит о том, что ничего странного в своём поведении Вадим не видит, не испытывает внутреннего сопротивления. То есть это – его нормальное поведение с женщиной. Только с женой оно будет ещё боле раскованным. И глумёж может быть и пострашнее. Вот будет у Вадима когда-нибудь жена. И ей так или иначе придётся дома полы мыть. И туалет тоже. Он в этом будет видеть повод «поглумиться»? Будет фотографировать жену в этом процессе и выкладывать её фото в интернет? Это типа смешно? А когда это делала его мама? Он видел в этом повод погыгыкать? Простите, я не в состоянии этого понять. Точно также я не понимаю, что должно твориться в голове у человека, который называет себя «православным активистом» и так поступает с другим человеком. Даже если он – идеологический противник. Вы можете себе представить Сергия Радонежского, который делает нечто подобное? Или апостола Павла – человека, вообще-то, довольно нервного? Я не знаю, что это за Вадим и что у него в душе, в чем он кается на исповеди и о чём молится вечерами. Но я как-то привык думать, что Церковь учит, что ложь недопустима. А также, что нет более противного Господу деяния, чем унижение ближнего. Тем более ради забавы. Знакомые мне книги по аскетике переполнены рассуждениями на тему необходимости смирения, благотворности терпения и пользе служения ближнему. Как сюда укладывается идея «заставлю её мыть унитаз, сфотографирую и всем покажу, во ржака-то будет» — я опять же не в состоянии понять. Можно придумать всему этому культурологический или психологический комментарий. Вроде того, что табуирование темы туалета как «позорной» характерно или для очень инфантильных сообществ или для очень специфической среды – для тюрьмы или армии. В среде более взрослой «позорное» превращается в «неприятное» и перестаёт служить предметом насмешек – об этом просто не принято говорить. В первом случае всё остаётся на уровне детсадовских шуточек про понятно что, и проходит (или, как видим, не проходит) с возрастом, во втором — запретная тема используется как инструмент построения иерархии, когда мыть туалеты отправляют низшее звено в цепочке в подтверждение своей над ним власти. Но тогда получается, что православным активизмом у нас занимаются люди то ли не выросшие ещё из детского сада, то ли живущие в миру по тюремным понятиям. Потому что никто из собратьев по сжиганию глобусов и срыванию выставок не увидел в поведении Вадима ничего странного. Мне представляется вероятным первое. Про инфантилизм верующих вообще и особенно верующих мальчиков всех возрастов вплоть до могильной плиты говорено много. Такова уж церковная среда – тут не выживает «просто нормальное». Тут потребуется или горячее любящее сердце, или недюжинный мозг, или бесконечное трудолюбие, чтобы быть человеком. В противном случае придётся сначала нажить много печального жизненного опыта или же стать уроком для окружающих, как стал им герой этой статьи. В отличие от мира, где иногда всё же бывают нравственно безвыходные ситуации, обрекающие на самостоятельный выбор, в Церкви всегда есть внешние соображения – «А вот у отца N сказано», «А мне духовник повелел», «А мне мама сказала, что так, надо её почитать согласно пятой заповеди». Попросту говоря, искушение безответственностью в Церкви – в силу её близости к Самому Ответственному – значительно сильнее, чем в миру. Здесь всегда найдутся особые обстоятельства и бесконечно авторитетные указатели. А отказ от собственного выбора неизбежно препятствует развитию, тормозит его. Вот и живёт такой человек – борода уже прорастает, а совершенное дитятко. И юмор его – дитячий, по-детски тупой и жестокий. Фильм «Тупой и ещё тупее» в лицах и красках с нашим неповторимым колоритом. Но он – всё равно один из нас, вовремя не услышавший правильных слов или не получивший правильного подзатыльника. И я совершенно не горю желанием, чтобы он свои детские комплексы и тюрёмные понятия принёс в жизнь какой-нибудь несчастной женщины, а затем и её детей. Потому что потом мы будем читать на этом же сайте исповедь о том, почему она не смогла остаться с ним и не смогла остаться в Церкви. Дорогие женщины, встретите Дмитрия Лонгина, он же Вадим – никаких с ним дел не имейте, в гости не ходите, трубку не снимайте. Это не мужчина, это постаревший детсадовский малыш, с шутками про туалет. А что мозг у него как у взрослого – да ничего в этом странного. Душа и тело растут с разной скоростью. И простите, что среди нас встречаются такие.