Казалось бы, только вчера мы отвели наше любимое чадо в первый класс, а дело уже идет к окончанию школы, и необходимо решать — то ли закончить 11 классов и поступать в вуз, то ли после 9 класса пойти в колледж. Но самое главное – на кого учиться?

У меня растут года,  будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,  чем заниматься?…
В. Маяковский

Мы живем в удивительное время, можно получить практически любую профессию; сословность осталась в начале ХХ века, когда сын крестьянина – крестьянин, а ремесленника – ремесленник.

Подростковый период чаще всего является  отправной точкой в профессиональном становлении личности. Начало профессиональных предпочтений можно обнаружить и в детстве, но это, скорее, исключение, нежели правило. В младшем возрасте интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят от внешних факторов.

Семилетний мальчик рассказывает: Бабушка сказала, иди в зубные врачи, они денежки хорошие зарабатывают и у нас свой врач будет.

Девочка с отличием окончила начальную школу. Бабушка говорит ей:

— Какая ты молодец, вот окончишь школу также отлично и станешь врачом или адвокатом.

— А вот и нет – отвечает внучка – я буду, как тетя на скрипке в ресторане играть.  

По мере взросления, интересы подростка начинают приобретать глубину и устойчивость, а иные принимают характер стойкого увлечения. Именно в возрасте 14-15 лет подросток лучше всего готов к выяснению и формированию определенной профессиональной направленности и выбору профессии.

Выбор профессии – это достаточно сложный процесс, на течение и результат которого влияют различные факторы.

1. Потребности общества в кадрах. В мире наблюдается две тенденции: четкое разделение видов профессиональной деятельности и появление новых профессий с одной стороны, а с другой – исчезновение старых.

2. Сложившаяся структура потребностей в кадрах по регионам. В каждом регионе складывается своя специфическая структура потребностей в кадрах.

3. Социальное макроокружение – это уровень развития страны, региона, в которых живет подросток и в рамках которого он будет выбирать профессию.

В 90-е годы в стране, как грибы после дождя, стали вырастать коммерческие вузы гуманитарной направленности, а каждый педвуз считал своим долгом открыть экономический и юридический факультеты. Открытие этих факультетов больших финансовых затрат не требовало: аудитория, доска, мел, — и можно читать лекции, дорогостоящего оборудования, специальных лабораторий и реактивов не нужно. А с точки зрения доходности, все просто прекрасно — факультеты деньги приносят постоянно. Как результат – чуть ли не в каждой семье имеются юристы и экономисты. Ощущение, что наготовили этих специалистов на десятилетия вперед, вот только профессионалов по-прежнему не хватает.

Повышенный спрос на высшее образование у молодого поколения (по некоторым оценкам, до 85 % старшеклассников намерены получать образование в вузах)  связан не с образованностью как таковой, а с возможностью достижения материальных благ и социального статуса. Образование для большинства наших сограждан не самоценно как идеал развития личности, а лишь инструмент для достижения своих прагматичных целей.

Самое главное для меня — сдать сейчас сессию, а через пару лет получить диплом. И не заставляйте меня учиться, жить я буду лучше чем, Вы. А если бы Вы состоялись как профессионал, то имели бы собственный бизнес, а не обучали нас.

4. Социальное окружение ребенка – семья, школа, круг друзей и сверстников, приятели. Роль семьи в определении профессиональной направленности огромна. Домашние разговоры о проблемах на работе родителей, посещение рабочего места родителей, окружающая атмосфера становятся теми средствами, с помощью которых родители вводят ребенка в пространство своей профессии, а впоследствии это может оказать влияние на формирование его интересов и увлечений. Семейные династии актеров, циркачей, музыкантов, врачей подтверждают это.

Родители за ужином обсуждают прошедший день. Сын немного погодя, спрашивает:

— А у вас не было ощущения, что ваши родители бандиты?

— Нет, а что случилось?- спрашивает отец

— А вот я вас слушаю, и у меня такое мнение сложилось.

Есть данные, свидетельствующие,  что стремление подростка к высшему образованию  и карьерным устремлениям определяется образованием его матери. Чем выше образование матери, тем выше мотивация к получению образования и стремление сделать карьеру у ребенка.

Кроме того, материальное положение семьи становится все более значимым фактором в определении будущей профессии человека. Подростки, выбирая профессию, учитывают ту помощь, которую может оказать им семья в будущем. Дети из состоятельных семей больше думают о том, что в будущем у них будет свой бизнес и высокие доходы.

В тех семьях, где родители целенаправленно занимаются формированием профессиональной направленности ребенка и делают это с раннего возраста, выбор профессии происходит более гладко и с учетом его особенностей. Ребенку выбирают специализированные школы или кружки, поощряют или осуждают увлечения детей, выказывают свои оценки относительно различных видов деятельности, и это усваивается осознанно или неосознанно детьми. Главное, чтобы учитывались интересы именно ребенка.

— Я хочу поступать в банковский институт.

— Тебе нравится работать с цифрами?

— Нет, с чего Вы взяли? Просто нужно же куда-то поступать, а там хоть деньги хорошие платят. Мама так решила.

(Разговор с девятиклассницей перед прохождением теста по профориентации)

На курсах  «Школы будущей профессии» девушке было предложено сделать доклад о служащих банковской сферы. Покопавшись в Интернете, почитав статьи и пообщавшись с начальником отдела кредитования Сбербанка, нашей выпускницей, девушка сделала неплохое выступление,  но решила не поступать в банковский вуз. На самом деле, она просто обожает животных и все Мурки и Васьки на даче лечены-перелечены ею, но мама уверена: профессия ветеринара — это нечто грязное и недостойное ее дочери. Когда маме показали, как выглядят современные ветлечебницы, а также расценки на ветеринарные услуги, презрение сменилось изумлением: «Вы меня разыгрываете, неужели это кому-то нужно?». А тестирование подтвердило предпочтения девушки.

5. Совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого подростка. Главную роль в выборе профессии играют такие характеристики, как мотивы, интересы, склонности, способности, знания и специфические особенности темперамента и характеристики человека.

Как правило, родители к подростковому возрасту хорошо знают склонности и способности своего ребенка, что не помешает либо им самим протестировать его на предмет профессионального предпочтения и типа, либо, если есть такая возможность, обратиться в центр профориентации.

Тесты можно взять как из специальной литературы, так и в Интернете.

Профессиональные типы делятся на 5 групп:

— «человек–техника», «человек-природа», «человек–человек», «человек–художественный образ» и «человек–знаковая система».

Человек, проявляющий интерес к сфере «человек–техника», имеет высокую стойкость и негибкое поведение, они реалистичны и независимы, склонны к экспериментам.

Для выбравших «человек–природа» характерны:  ярко выраженная высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с уравновешенностью.

Подростки, выбравшие сферу «человек–человек», обнаруживают большую потребность в общении и лучше работают в коллективе, дискомфортно ощущают себя в одиночестве.

Для типа «человек–художественный образ» характерными являются подвижность эмоций, высокая импульсивность и большая эмоциональная чувствительность.

Тип «человек–знаковая система» характеризуется высокой негибкостью поведения, реалистичностью и независимостью.

Кроме теории профессиональных типов, существует и теория выбора профессии Дж. Голланда, согласно которой человек выбирает тот род занятий, который более всего соответствует типу его личности. Он выделил шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, традиционный, предприимчивый и творческий и предложил проводить подбор профессии на основе учета черт личности.

Эти теории близки и дополняют друг друга. Прохождение тестов и обработка результатов дают пищу для раздумий как подростку, так и взрослым, позволив перейти на более высокую ступеньку взаимоотношений.

6. Степень информированности человека о мире профессий и структуре потребностей экономики страны в кадрах.

Среднестатистический подросток без подготовки может назвать около 30 профессий. Но  мир профессий огромен, он включает в себя более 5000 специальностей, и возможности его намного шире, чем видит человек перед собой. И потому необходимо изучать этот мир, интересоваться профессиями, выясняя, чем характеризуется та или иная, как помогает раскрыть личностные характеристики человека и какие открываются горизонты для саморазвития.

Принимая решение о том, кем стать и куда пойти учиться нужно ориентироваться на три «В»: Влечение, Возможность и Востребованность.

Выбранная профессия должна быть интересна её обладателю, вызывать увлеченность, желание заниматься именно такой работой. Только так можно добиться успеха на профессиональном поприще.

Профессия должна соответствовать физическим и психологическим способностям человека и не попадать в область медицинских противопоказаний.

Она должна быть востребована обществом. Главными показателями являются спрос на рынке труда и готовность со стороны общества эту работу оплачивать.

…Книгу переворошив,  намотай себе на ус —
все работы хороши,  выбирай на вкус!
В.Маяковский

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора
новые старые популярные
La_gata

У меня такое ощущение, что в последние годы в Москве — два востребованных места получения будущей профессии — "куданаберуегэ" и "юрфакмгу". Причём на второй и поступают, и даже оканчивают и потом сидят в ожидании, когда же им предложат зарплату с определённым количеством нулей в долларах. И рассуждают о несправедливости мира. Пойти куда-то постажироваться за меньшие деньги — считают оскорблением для достоинства.

Элла Рэйн

На самом деле штурмуют все вузы, и технические в том числе, но по окончании которых ехать туда, где есть места работы не желают. Я общалась с директором по персоналу одного из заводов, ог говорит: жилье выделим, зарплату платим и неплохую, а в ответ — нет, в Москве куда-нибудь менеджерами устроимся, бумажки перекладывать, а у вас работать нужно.

La_gata

Да-да. Формы появились новые, а мозги остались старые: "Москва — это престижно". В итоге новые формы охвата школьников из провинции становятся просто средством к достижению старой цели:"В Москву-в Москву".

mumikit

А мы готовы ехать из Москвы;) Но работаем здесь, потому что в Москве итог "неплохая зарплата — съемное жилье" все-таки больше ,чем в других городах.

Анна1982

Да, к сожалению, ЕГЭ вместо инструмента уничтожения коррупции, как он задумывался, превратился в этакое страшилище. И еще одна проблема, связанная с ЕГЭ: почему-то мы забыли о том, что не может плохо сдать ЕГЭ тот, кто этой дисциплиной или наукой занимается серьезно.

La_gata

Может. Увы, тестовая форма опроса — очень коварная вещь. Мало того, что сама она настолько неестественна, что к ней надо привыкнуть (по факту у нас некоторые школы с пятого класса только тем и занимаются, что натаскивают на ФОРМУ сдачи, так как допущенные при заполнении погрешности считаются за ошибки и снижают балл). Так ещё и просто некорректных тестов из серии "Угадай, какой из двух подходящих ответов составитель посчитал правильным", там достаточно.
А вот ЕГЭ по русскому языку в том году удивительным образом проверяла аккурат программу за 5-8 классы. На синтаксис из старших там просто даже формы работы не было.

radistkacat

вообще с первого класса натаскивают на форму сдачи. У меня сын — первоклассник, он уже неоднократно писал тесты , к которым прилагались все бумажки с клеточками, в которых нельзя ошибаться.

Анна1982

И вместо того, чтобы натаскивать на написание тестов, надо заинтересовать ученика этой наукой. Сдать его не так уж трудно, уверяю Вас, дорогие выпускники!

Nika

Элла, Вы забыли уникальное явление, возникшее в середине 90х: православные гимназии и вузы.
Я приложила все усилия, чтоб меня туда не засунули, в свято-тихоновский,
ни один мгушный преподаватель никогда бы не понял всего ужаса принудительного засовывания ходившего с детства в храм подростка в вуз со свежевоцерковившимися тетечками-платочковицами.
И испрашивание совета старца по профориентации как альтернативу желаниям и талантам несчастного чада.

radistkacat

зря Вы так про СПТГУ. Там сейчас много достойных людей работает. В МГУ тоже в 90-е были свои минусы, и сейчас есть.Я вот после православной гимназии очень неуютно чувствовала себя в МГУ, казалось, что я с другой планеты. Мне было очень некомфортно. Сбились все жизненные ориентиры.

Nika

достойные есть везде, а вот напускное благочестие в светском вузе не водится.
И в МГУ, и в СПТГУ есть нормальные..

radistkacat

я не понимала кто я, как себя вести, с кем общаться. Так и металась 5 лет. В учебе разочаровалась, друзей по душе не нашла. Никаких феерических возможностей при поиске работы мне МГУ не дал. Не очень уверена, что мне вообще стоило туда идти. Может мне бы и подошел СПТГУ. Возможно, моя жизнь сложилась бы иначе…

Элла Рэйн

О, Ника! Да-да))))))) но я в этом отношении несколько чудной товарищ)))) у меня не было желания отправлять своих детей в православную гиназию, а вуз такой даже не рассматривался. На мой взгляд, ребенок должен учиться в обычной школе и уметь контактировать с детьми и взрослыми, даже если они не разделяют твоих убеждений религиозных.

Nika

У меня нервенная дрожь приключается при предложении о встрече с православными сокурсниками, я их матом не посылаю, но исключительно из вежливости.
Бог миловал, школа у меня была приличная, спец, с адекватными преподавателями, без послушаний, добровольно-принудительно хора и исповеди не у своего священника, а у духовника учебного заведения (были такие попытки сделать "семинарию"), и прочей блажи. Смысл духовника в семинарии ясен, а один для всех учащихся, самый бредовый бред, который рождала постперестроечная мысль.
Всего не упомнишь, но принудиловка к вере не ведет.

Светлана

В Новосибирске куча юристов и экономистов работающих хоть где нибудь. Супруг отработал 4 года на заводе инженером за 5 тысяч, причем работа нравилась, но з/п нет. Ушел, а теперь читаем в газете, что не хватает инженеров, приглашают из-за границы, обеспечивают жильем. С его факультета никто не пошёл работать по специальности, факультет закрывают, хотя он единственный за уралом готовит таких специалистов. Может быть нашей стране выгодного нанимать гастарбайтеров, а своих за границу отправлять.

La_gata

Мне кажется, здесь упущен ещё один важный момент — тот уровень доходов, на который семья изначально ориентирует ребёнка. Только не в форме тупого "иди в экономисты — там хорошо платят" — это как раз, ИМХО, пережиток советского мировоззрения, когда "зарплата" рассматривалась как единственная форма дохода. Но вот есть же люди, изначально ориентированные на коммерческие формы деятельности, когда ты сам создаёшь рабочие места, сам формулируешь некоторую идею, сам за неё отвечаешь 24 часа в сутки, сам рискуешь, но и уровень доходов имеешь другой, иногда на порядки. Бог знает, где такие люди учатся — по моему опыту от "нигде" до довольно разных… Читать далее »

АсяУ

Знаете, бывают люди "коммерческие", потом быстро сориентировавшиеся и перешедшие в "тихие бюджетники".Сейчас живут и не бедствуют.Свой бизнес это постоянный риск и работа круглые сутки.А слухи о том что все бюджетники — нищие люди сильно преувеличены.Смотря какие бюджетники.

radistkacat

а что, есть бюджетники с достойной зарплатой? Приведите пример. По Москве. Могу сказать , что зарплата воспитателя группы семейного детского сада 17 тыс. рублей. Экскурсовод Грановитой палаты получает 25 тыс. Профессор, зав.кафедры 3 меда — 22 тыс. Это только круг моих родных и близких.

Nika

не хочу никого обидеть, но завкафедры обычно не умирают с голоду.
Медиков я наблюдаю не один год, плач про 8тр и кандидатскую я слышу, но я вижу, что они носят, куда ездят отдыхать, на чем приезжают на работу.
Как одеты их дети и какие лица у них после "неподходящего размера благодарности".
Я не знаю ни одного врача, кто бы не принимал эту благодарность.
И медсестры, которые тратят на дорогу 8 тысяч в месяц, явно не зарабатывают эти самые 8-10 тысяч.

Элла Рэйн

Человек имеющий предпринимательский талант, а таких не более 10 % от общего количества населения, уйдет в бизнес с любым образованием, а потом будет учится практически всю жизнь, и это в радость человеку. Им трудности не трудности, они в них, как рыба в воде.

Гость

Очень хочу чтоб у кого нибудь из моих детей был такой талант. Мы с мужем тихие бюджетники, детей ориентируем учиться по способностям, нет способностей- будут работать руками.

Элла Рэйн

Касаемо доходов, момент не упущен, а опущен)))) причем намеренно. Говорить о желаемых доходах всегда непросто, так недавно проводился опрос "Сколько вам нужно денег, чтобы почувствовать себя счастливым?", никто из опрашиваемых цифры ниже миллиона не назвал….коментарии, как говорится, излишни. В первую очередь ориентировать нужно на то, что нравится ребенку, к чему существует влечение. Когда моя дочь выбрала профессию модельера, ей только ленивый не сказал, что это глупость, работу она не найдет и придется устраиваться куда угодно. Я навскидку предложила несколько вариантов и все связаны с будущей профессией, да и это собственный бизнес.Но самое главное, на мой взгляд, реализовать ее способности.

La_gata

Ну, я, собственно, и вот об этой форме трудоустройства — свой бизнес, в том числе. У нас люди до сих пор думают, что работать надо "на работе". А "свой бизнес" — это что-то непонятное. К нему испытывают злость и тайную зависть одновременно. Хотя человек, у которого нет рамок "на работе" — он и цифрами оперирует другими, как правило, — достаточно спокойно. Но там и деньги другие — не "зарплата", как у бюджетника, а "начальный капитал", "оборот". Другие категории — другие мозги. В том числе — очень ценная мысль, о том, что центр бизнеса — это идея. Вот это в мозги… Читать далее »

Nika

и риски не видит, и необходимость платить аренду, зарплаты независимо от того, был ли доход вообще или на дворе вторые сутки кризис. Вот только сутки затянулись.

Лана

Думаю, ребёнок самостоятельно должен "дозреть" до определения своей будущей профессии. Нередко этому способствуют именно тесты по профориентации — http://prevolio.com/tests.aspx
И лучше пройти несколько тестов — для максимально точного определения способностей и возможностей.

Анастасия

Поработайте сначала на заводах наших в ночные смены и подышите всякой дрянью, ну а потом рассуждайте об офисе и перекладывании бумажек. Я закончила химический факультет нашего политеха, нам все 5 лет говорили, какие мы уникальные специалисты, всего 4 вуза по стране нас таких хороших готовят. А в итоге 2 девочки уехали в другие города, а половину группы взяли на местный шинный завод контроллерами качества (!!) с красными дипломами и прекрасными научными работами. Вот такого будущего я своим детям точно не пожелаю.

Похожие статьи