Казалось бы, только вчера мы отвели наше любимое чадо в первый класс, а дело уже идет к окончанию школы, и необходимо решать — то ли закончить 11 классов и поступать в вуз, то ли после 9 класса пойти в колледж. Но самое главное – на кого учиться? У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?… В. Маяковский Мы живем в удивительное время, можно получить практически любую профессию; сословность осталась в начале ХХ века, когда сын крестьянина – крестьянин, а ремесленника – ремесленник. Подростковый период чаще всего является отправной точкой в профессиональном становлении личности. Начало профессиональных предпочтений можно обнаружить и в детстве, но это, скорее, исключение, нежели правило. В младшем возрасте интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят от внешних факторов. Семилетний мальчик рассказывает: Бабушка сказала, иди в зубные врачи, они денежки хорошие зарабатывают и у нас свой врач будет. Девочка с отличием окончила начальную школу. Бабушка говорит ей: — Какая ты молодец, вот окончишь школу также отлично и станешь врачом или адвокатом. — А вот и нет – отвечает внучка – я буду, как тетя на скрипке в ресторане играть. По мере взросления, интересы подростка начинают приобретать глубину и устойчивость, а иные принимают характер стойкого увлечения. Именно в возрасте 14-15 лет подросток лучше всего готов к выяснению и формированию определенной профессиональной направленности и выбору профессии. Выбор профессии – это достаточно сложный процесс, на течение и результат которого влияют различные факторы. 1. Потребности общества в кадрах. В мире наблюдается две тенденции: четкое разделение видов профессиональной деятельности и появление новых профессий с одной стороны, а с другой – исчезновение старых. 2. Сложившаяся структура потребностей в кадрах по регионам. В каждом регионе складывается своя специфическая структура потребностей в кадрах. 3. Социальное макроокружение – это уровень развития страны, региона, в которых живет подросток и в рамках которого он будет выбирать профессию. В 90-е годы в стране, как грибы после дождя, стали вырастать коммерческие вузы гуманитарной направленности, а каждый педвуз считал своим долгом открыть экономический и юридический факультеты. Открытие этих факультетов больших финансовых затрат не требовало: аудитория, доска, мел, — и можно читать лекции, дорогостоящего оборудования, специальных лабораторий и реактивов не нужно. А с точки зрения доходности, все просто прекрасно — факультеты деньги приносят постоянно. Как результат – чуть ли не в каждой семье имеются юристы и экономисты. Ощущение, что наготовили этих специалистов на десятилетия вперед, вот только профессионалов по-прежнему не хватает. Повышенный спрос на высшее образование у молодого поколения (по некоторым оценкам, до 85 % старшеклассников намерены получать образование в вузах) связан не с образованностью как таковой, а с возможностью достижения материальных благ и социального статуса. Образование для большинства наших сограждан не самоценно как идеал развития личности, а лишь инструмент для достижения своих прагматичных целей. Самое главное для меня — сдать сейчас сессию, а через пару лет получить диплом. И не заставляйте меня учиться, жить я буду лучше чем, Вы. А если бы Вы состоялись как профессионал, то имели бы собственный бизнес, а не обучали нас. 4. Социальное окружение ребенка – семья, школа, круг друзей и сверстников, приятели. Роль семьи в определении профессиональной направленности огромна. Домашние разговоры о проблемах на работе родителей, посещение рабочего места родителей, окружающая атмосфера становятся теми средствами, с помощью которых родители вводят ребенка в пространство своей профессии, а впоследствии это может оказать влияние на формирование его интересов и увлечений. Семейные династии актеров, циркачей, музыкантов, врачей подтверждают это. Родители за ужином обсуждают прошедший день. Сын немного погодя, спрашивает: — А у вас не было ощущения, что ваши родители бандиты? — Нет, а что случилось?- спрашивает отец — А вот я вас слушаю, и у меня такое мнение сложилось. Есть данные, свидетельствующие, что стремление подростка к высшему образованию и карьерным устремлениям определяется образованием его матери. Чем выше образование матери, тем выше мотивация к получению образования и стремление сделать карьеру у ребенка. Кроме того, материальное положение семьи становится все более значимым фактором в определении будущей профессии человека. Подростки, выбирая профессию, учитывают ту помощь, которую может оказать им семья в будущем. Дети из состоятельных семей больше думают о том, что в будущем у них будет свой бизнес и высокие доходы. В тех семьях, где родители целенаправленно занимаются формированием профессиональной направленности ребенка и делают это с раннего возраста, выбор профессии происходит более гладко и с учетом его особенностей. Ребенку выбирают специализированные школы или кружки, поощряют или осуждают увлечения детей, выказывают свои оценки относительно различных видов деятельности, и это усваивается осознанно или неосознанно детьми. Главное, чтобы учитывались интересы именно ребенка. — Я хочу поступать в банковский институт. — Тебе нравится работать с цифрами? — Нет, с чего Вы взяли? Просто нужно же куда-то поступать, а там хоть деньги хорошие платят. Мама так решила. (Разговор с девятиклассницей перед прохождением теста по профориентации) На курсах «Школы будущей профессии» девушке было предложено сделать доклад о служащих банковской сферы. Покопавшись в Интернете, почитав статьи и пообщавшись с начальником отдела кредитования Сбербанка, нашей выпускницей, девушка сделала неплохое выступление, но решила не поступать в банковский вуз. На самом деле, она просто обожает животных и все Мурки и Васьки на даче лечены-перелечены ею, но мама уверена: профессия ветеринара — это нечто грязное и недостойное ее дочери. Когда маме показали, как выглядят современные ветлечебницы, а также расценки на ветеринарные услуги, презрение сменилось изумлением: «Вы меня разыгрываете, неужели это кому-то нужно?». А тестирование подтвердило предпочтения девушки. 5. Совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого подростка. Главную роль в выборе профессии играют такие характеристики, как мотивы, интересы, склонности, способности, знания и специфические особенности темперамента и характеристики человека. Как правило, родители к подростковому возрасту хорошо знают склонности и способности своего ребенка, что не помешает либо им самим протестировать его на предмет профессионального предпочтения и типа, либо, если есть такая возможность, обратиться в центр профориентации. Тесты можно взять как из специальной литературы, так и в Интернете. Профессиональные типы делятся на 5 групп: — «человек–техника», «человек-природа», «человек–человек», «человек–художественный образ» и «человек–знаковая система». Человек, проявляющий интерес к сфере «человек–техника», имеет высокую стойкость и негибкое поведение, они реалистичны и независимы, склонны к экспериментам. Для выбравших «человек–природа» характерны: ярко выраженная высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с уравновешенностью. Подростки, выбравшие сферу «человек–человек», обнаруживают большую потребность в общении и лучше работают в коллективе, дискомфортно ощущают себя в одиночестве. Для типа «человек–художественный образ» характерными являются подвижность эмоций, высокая импульсивность и большая эмоциональная чувствительность. Тип «человек–знаковая система» характеризуется высокой негибкостью поведения, реалистичностью и независимостью. Кроме теории профессиональных типов, существует и теория выбора профессии Дж. Голланда, согласно которой человек выбирает тот род занятий, который более всего соответствует типу его личности. Он выделил шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, традиционный, предприимчивый и творческий и предложил проводить подбор профессии на основе учета черт личности. Эти теории близки и дополняют друг друга. Прохождение тестов и обработка результатов дают пищу для раздумий как подростку, так и взрослым, позволив перейти на более высокую ступеньку взаимоотношений. 6. Степень информированности человека о мире профессий и структуре потребностей экономики страны в кадрах. Среднестатистический подросток без подготовки может назвать около 30 профессий. Но мир профессий огромен, он включает в себя более 5000 специальностей, и возможности его намного шире, чем видит человек перед собой. И потому необходимо изучать этот мир, интересоваться профессиями, выясняя, чем характеризуется та или иная, как помогает раскрыть личностные характеристики человека и какие открываются горизонты для саморазвития. Принимая решение о том, кем стать и куда пойти учиться нужно ориентироваться на три «В»: Влечение, Возможность и Востребованность. Выбранная профессия должна быть интересна её обладателю, вызывать увлеченность, желание заниматься именно такой работой. Только так можно добиться успеха на профессиональном поприще. Профессия должна соответствовать физическим и психологическим способностям человека и не попадать в область медицинских противопоказаний. Она должна быть востребована обществом. Главными показателями являются спрос на рынке труда и готовность со стороны общества эту работу оплачивать. …Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский