В прошлый раз мы с вами говорили о наиболее важном признаке воспитанного человека. Сегодня мы продолжим наш разговор. Вспомним качества, из которых складывается собственное достоинство: Умение охранять физические границы; Умение сказать «нет»; Умение распознавать дефекты и барьеры общения, а проще говоря — хамство; И, наконец, умение противостоять хамству. Однако, даже освоив эти премудрости, до собственного достоинства еще будет не близко. Помните, достоинство по определению – это «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»? Так вот проявление уважения заключается именно в тех умениях, о которых мы говорили в первой части (перечень см. выше). На этом этапе часто возникает опасность, которую я назвала «эффект яблока для Белоснежки». Оно было красивым, сочным, аппетитным. Но ядовитым. Есть ли в нас те качества, которые достойны именно уважения? Те, кто хочет идти дальше по пути самосовершенствования, всегда задаются вопросом: что это за черты и как их приобрести? И, главное, с кого брать пример? В одной из программ «Школа злословия» известному историку моды Александру Васильеву ведущие задали вопрос из той же оперы о том, почему эстрада в России сегодня диктует манеру поведения и является примером для подражания. Ответ был несколько неожиданным для многих: «Наверное, меня вырежут, но я скажу. Потому что мы уничтожили аристократию. Аристократия была необходима каждой стране. Она была мерилом хорошего вкуса, элегантного поведения, образования и светского обращения. Когда мы сказали: «Нам они не нужны!», организовался вакуум. И его заполнили те люди, которые смогли пойти туда. Полусвет стал светом особенно в нашей стране. Россия в этом смысле уникальна. Только у нас артисты театра и кино играют роль аристократов, княгинь и графинь в светской жизни. Пример: кто может поспорить с тем, что правители у нас не меняются – меняются, как мы знаем, приходят одни, уходят другие, – но Людмила Марковна Гурченко вечна, но Алла Борисовна Пугачева здесь, с нами Ротару, Наталья Фатеева или Ирина Скобцева. Мы не обсуждаем их. Но они для нас, для большинства людей в нашей стране и есть те аристократы, некоронованные королевы, вы согласны со мной? Потому что мы других уничтожили, а теперь мы берем приезжих князей и принцев. Возимся с Майклом Кентским, говорим: вот к нам приехала британская такая, бельгийская такая… Зачем же мы вешали на первом суку наш свет нации, для того чтобы теперь молиться этим действительно дамам и господам полусвета? Потому что больше нет мерила, нет точки отсчета. Аристократия необходима в каждой стране. От нее считают, что такое хорошо и что такое плохо». Именно так, для того, чтобы научиться хорошим манерам в истинном их значении, нам нужно обратить свой взор в прошлое. На столетие назад, как минимум. Далеко ходить не нужно, в нашей истории, истории государства Российского, есть множество прекрасных жемчужин и высоких примеров. Некоторые мы с вами сегодня и рассмотрим. Существовавший среди аристократии дворянский кодекс чести, дворянское воспитание были не просто нормами поведения и правилами приличия, но ценностями, из которых складывался образ жизни. Эта норма впитывалась, что называется, «с молоком матери» и усваивалась ребенком с самых первых дней его жизни. Отчасти сознательно, т.е. посредством воспитательного процесса. Но также и бессознательно — подражая родителям и членам ближайшего окружения. Этому моменту стоит уделить некоторую долю внимания. Весьма важно помнить, что этот самый бессознательный способ усвоения имеет место быть. И далеко не последнее. В своей практике мне довольно часто приходится наблюдать ошибку родителей, которая состоит в том, что сами они не считают нужным узнать хоть сколько-нибудь о вежливости и хороших манерах, но своих чад пытаются «обучить этикету». Опасность здесь состоит в том, что среда обитания ребенка не соответствует заданной на занятиях планке. Дети до конца не усваивают пройденное, если не практикуют новые знания в кругу своей семьи. Да и как, скажите, ему это осуществить, если, к примеру, на уроке он научился есть ножом и вилкой, а дома кроме столовых и чайных ложек другими приборами и не пахнет? И это еще, мягко говоря, цветочки. Перекладывание ответственности за манеры ребенка на этикет – дело, на 90 % обреченное на провал. «Уроки тетушки Совы» и книжки из серии «Хорошие манеры для мальчиков и девочек» лучше изучить самим. И внедрять в жизнь, а там и детей подтягивать аккуратно. Вот вам и один из секретов дворянского воспитания. Теперь же предлагаю рассмотреть наиболее важные признаки достойного человека. Умение радоваться жизни и держать удары судьбы Не могу не привести в пример воспоминания дочери генерала И. М. Пыжова, знаменитой актрисы Художественного театра впоследствии: «Мать считала, что настроение, способность радоваться жизни не должны зависеть от материального положения. Сама она, потеряв мужа и оставшись без средств с детьми, пошла учиться шить, ничуть не испытывая от этого ни унижения, ни душевной подавленности. Вот эту жизнестойкость мама исподволь воспитывала и в нас». «Способность не растеряться в неожиданных, неблагоприятных обстоятельствах, с легкой душой взяться за неинтересную работу, не поддаваться тому, что называется ударами судьбы, сохранить истинное жизнелюбие — одним словом, не дать себя разрушить — эти драгоценные свойства также воспитываются. С самых ранних лет мама воспитывала в своих детях эти качества. .. Много лет спустя Константин Сергеевич Станиславский, желая укорить меня за какой-нибудь проступок или невнимание, леность, несдержанность, говорил мне: как же вы могли так поступить — ведь вы же из хорошей семьи!» (Пыжова О. И. Призвание. М., 1974. С. 8-9, 10). В эту ситуацию стоит вдуматься, прокрутить в голове. Вот вы имеете очень многое, а потом вы внезапно теряете практически все. Спрошу исключительно из антропологического интереса: много ли вы знаете реальных людей (не из книжек и кинофильмов), которые спокойно принимают свалившиеся на них финансовые и жилищные проблемы? Которые скажут что-то из серии «это не крах, а начало новой жизни». Лично я – мало, для всех пальцев одной руки вполне хватит. Много ли среди нас таких, которые искренне радуются тому, что имеют и, не желают осла/квартиру с видом на парк/туфли/сумочку и такого же заботливого мужа-романтика елика суть ближнего? Много ли среди нас таких, где погода в доме и комфорт наших домочадцев не зависят от нашего плохого или хорошего настроения? Это все оно, умение держать удары судьбы хромает. Вините его. Приведу еще один пример из мемуаров французского эмигранта графа де Рошешyара: «Мужество и покорность матери были удивительны: представьте себе одну из очаровательнейших придворных дам, обладавшую большим состоянием, — за ней было дано в приданое мильон, деньги громадные по тому времени, — одаренную всеми качествами, составляющими прелесть общества, остроумную, сразу, без всякого перехода очутившуюся в положении, близком к нищенству, почти без надежды на исход! Однако она ни на минуту не упала духом под гнетом бедствий; нравственные силы ее поддерживали физические. После испытаний дня, вечером, она появлялась в обществе и блистала всегдашним умом и живостью». Мемуары графа де Рошешyара, адъютанта императора Александра I (Революция, Реставрация и Империя). М., 1914. С. 29. Бесстрастность или умение владеть собой В мемуарах XVIII-XIX веков этому качеству уделяется большое внимание. И часто делается акцент именно на умении «владеть собой в совершенстве». Что означает способность держать себя в руках в самых разных обстоятельствах: от счастья до горя. «Сущность этого тона: непринужденность и приличие. Во всем наблюдается средина: ни слова более, ни слова менее; никаких порывов, никаких восторгов, никаких театральных жестов, никаких гримас, никакого удивления. Наружность — лед, блестящий на солнце» — Ф. Булгарин. То есть даже на собственной свадьбе невеста не визжала от переполнявшей ее радости и не прыгала аки лань, приподнимая подол платья. Соответствовали этому уровню и даже события печальные. Не принято было плакать навзрыд и на похоронах: «Приличие должно замещать все ощущения сердца и где наружный признак оных кладет печать смешного на каждого несчастливца, который будет столько слаб, что даст заметить свое внутреннее движение» — Н. А Бестужев «Похороны». Приведу рассказ двоюродной тетки Л. Н. Толстого, фрейлины императорского двора графини А. А. Толстой. Она пишет о поведении княгини Юрьевской, морганатической супруги Александра II, во время похорон императора: «Молодая Государыня проявила трогательное внимание и уступила княгине Юрьевской место, чтобы та была ближе к гробу во время траурного шествия, но, поскольку княгиня Юрьевская стала дико кричать, ее увели придворные доктора. Невозможно передать, какое впечатление произвели эти крики в торжественной тишине траурного шествия, и присутствующие были скорее скандализованы, чем тронуты столь вульгарным проявлением чувств. Во всяком случае, оно очень не соответствовало обстоятельствам» (Толстая А. А. Записки фрейлины. М., 1996. С. 209). Сегодня нам, избалованным свободой проявления своих чувств, это требование кажется жестоким и бессмысленным. Если вспомнить, к примеру, похороны тридцать пятого президента США Джона Кеннеди. Разве горе его жены было меньшим? Если вспомнить любые другие похороны знаменитых людей и обратить внимание на спокойное поведение их близких — по сути, чем они отличаются от нас? Такие же люди, как и мы. Разве что умеют себя крепче держать в руках… Скромность Занимает дно из почетных мест в списке необходимых качеств среди аристократов. Крайне дурным тоном считался снобизм, превозношение над теми, кто ниже тебя по статусу в обществе. Ровно как и порицались всяческие заискивания и попытки угодить тем, кто стоит выше. Ах, как же хочется порой показать, кто в доме хозяин! «В манерах его была та врожденная, спокойная уверенность, не допускающая возможности каким-нибудь внешним действием унизить свое достоинство, та благосклонная обходительность, дающая человеку возможность найтись во всякой среде, всегда поставить себя на уровень с теми людьми, с которыми приходится сталкиваться, те, никогда, ни в какой обстановке не изменяющие себе вежливость и деликатность». Юнгe Е. Ф. Воспоминания (1843-1860). М., 1914. С. 121. Резюмируя все вышесказанное, хочется подвести итог словами английского поэта Мэтью Арнольда: «Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства». Путь к совершенству длиной во всю жизнь. И каждый выбирает его сам. Или не выбирает. Использован кадр из к/ф «Лёгкое поведение»