Зимние вузовские каникулы совсем невелики, в зависимости от того, кто как сдал сессию, студентам достается неделя-полторы, а то и пара-тройка дней. Но они, несмотря на присутствие всех в Контакте, умудряются соскучиться друг по другу за такой маленький период, и в первые дни семестра никак не могут войти в рабочий ритм: переглядываются, перешептываются, спешат поделиться новостями, о которых в сети писать долго и не так интересно. Первая лекция новой дисциплины – как правило, она начинается с истории её возникновения, а значит, от дня сегодняшнего мы переносимся в далекое прошлое, и я начинаю задавать вопросы о том, что представляло собой то государство, где зародилась эта наука, с кем оно дружило, с кем воевало? В принципе все вопросы не выходят за рамки школьной программы по истории, которую мы все когда-то проходили. Они учатся не первый год и потому не удивляются такому подходу. Знаменитый экономист ХХ в. Д.М. Кейнс писал: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями — в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом… Он должен уметь размышлять в одинаковой степени к абстрактному и к конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания». И я полностью разделяю его точку зрения. Я задаю вопросы, а в ответ получаю растерянные улыбки и опущенные глаза — не помним, мол, да и что вы хотите от нас впервые дни учебы. — Да не помним мы ничего, — нарушает тишину одна из студенток. А другая добавляет: «Сегодня молодежь книг не читает, ну, может, учебники перед сессией откроет – и то хорошо, а так вряд ли, в Интернете ответы ищем, скачиваем, шпоры делаем и все». — Олимпиада началась, — вмешается следующая. — Вы смотреть будете? Им хочется разрядить обстановку и чтобы я сама рассказала про тот далекий Древний Рим и причину, по которой возникает дисциплина. По ней в летнюю сессию сдавать экзамен, а до этого будут семинары, на которых придется выступить всем и не по одному разу. — Нет, я не буду смотреть, новости прочитаю в Интернете. — Почему? – она удивленно смотрит на меня. — Вам не интересно? — Отнюдь, интересно, но не целесообразно. Заинтриговала, ответив честно на поставленный вопрос. Если скажу, что буду смотреть – всё, каждая пара будет начинаться: «Ой, а Вы видели? А Вам понравилось? А как мы переживали вчера все, и не подготовились к семинару…». Они, конечно, будут смотреть, тем более что из группы два студента уехали на Олимпиаду в качестве волонтеров. — А что Вы подразумеваете под словом «нецелесообразно»? – студент, положив мобильный телефон на парту, не скрываясь, уже ищет это слово в Интернете. Смотри – поворачивает мобильник к соседке, и всей группе: «А Вы в курсе, что слово «целесообразность» произносят 296 раз приблизительно на 300 миллионов слов? Но определения его я пока не нашел, так что это такое?». Наблюдать за ними в такие моменты очень интересно, у них пробуждается такой азарт, что впору предложить – давайте заведем словарики, как на первом курсе. Когда они приступают к изучению экономической теории, лучший способ запомнить новые слова и их значение – завести словарь из обычной тетрадки. И вот в этих тоненьких, зеленых тетрадочках появляются слова: инфляция, дефляция, девальвация, нуллификация…и чем чаще первокурсник туда заглядывает, тем быстрее эти термины перестают быть чужими, как будто слетевшими с луны, пойди, разбери, в чем тут разница? — Так почему нецелесообразно? – спрашивает самая юная девушка в группе, она пошла в школу в неполные шесть лет и в шестнадцать поступила в вуз. Взрослеть начала только к четвертому курсу, а до этого могла до четырех утра просидеть в Контакте и проспать первые пары. Могла радоваться и переживать за Бибера и Селену Гомес, укатить на их концерты в Москву и выпасть из учебной жизни на пару недель, а потом героически наверстывать пропущенный материал и мечтать о следующей поездке. — Скажи, а ты в Контакте по-прежнему сидишь до четырех утра? — Нет, не высыпаюсь и на парах из-за этого материал не понимаю, сижу как в тумане. — Правильно, значит неразумно и нецелесообразно сидеть в Интернете до утра, чтобы потом день был потерян. — А, понятно, это синонимы, ну а Олимпиада в чем виновата? — Ни в чем, просто дела, которые нужно выполнить, расписаны на несколько месяцев вперед, и если я буду смотреть Олимпиаду, значит, времени на них не хватит. — А как же спонтанность? Вот захотел чего-то, отодвинул все в сторону и сделал. Неужели все нужно подчинить какому-то плану и жить по нему? Это уже не жизнь, — студент подбирает слова, – а формула какая-то, клетка. Я подхожу к доске и беру мел и показываю любимый пример моего институтского преподавателя философии. Рисую точку — это вы, и небольшой круг вокруг нее — это ваши знания, и чем больше будет становиться этот круг, вы же учитесь, тем больше вокруг вас область неизвестного, расположенная за кругом знаний. Чем старше вы будете становиться, тем реже будет звучать вопрос «Почему?» — это вопрос из детства, там ему место. Взрослый человек задает себе вопросы: «Зачем? Какова моя цель?». Каждый жизненный поступок должен отвечать на вопрос: зачем я это делаю? Мы не говорим сейчас о том, нужно ли чистить утром зубы и умываться, расчесываться или прийти с прической «я упала с сеновала, тормозила головой», – это вы делаете, не задумываясь, вот она великая сила привычки. Но осознанность действий – это тоже привычка, и если вы ее обретете, то она позволит жить более качественно, и вы не будете метаться из стороны в сторону. Объять необъятное невозможно, в жизни всегда есть и будут территории, до которых вам не дойти. Это вопрос выбора, невозможно стать олимпийским чемпионом и Нобелевским лауреатом одновременно. Мы с вами уже говорили о том, зачем вы получаете образование, и у каждого из вас свой ответ. Главное чтобы вы были честны перед собой. Что хорошего в спонтанности? А пойдем вечером пивка попьем, и что с того, что курсовую работу нужно утром сдать, а там еще и конь не валялся, – прорвемся! Результат известен… Риторический вопрос — кто у нас на каникулах только один день отдыхал? Они улыбаются. — Да нет, мы же не глупые, все понимаем, но так хочется. — Конечно, но цена таких действий – отсутствие каникул. Нужно учиться расставлять приоритеты, дневное отделение – значит, учеба на первом месте, а все остальное потом. Помните пословицу «Сделал дело – гуляй смело»? — А как далеко можно зайти с целесообразностью? Вот попросит у меня друг взаймы, я ему что, отказать должен, вдруг не вернет, в жизни всякое бывает? Корысть какая-то получается. — А это уже вам решать. Взрослый человек несет ответственность за свои решения. Если вы решите дать взаймы, то предварительно подумайте – если вам друг не вернет деньги, вы от него отвернетесь? Если да, то, может, лучше не давать взаймы, чтобы друга не потерять? А если дали взаймы, а потом ситуация повернулась не в лучшую сторону, то не обвиняйте никого. Да, жизнь, когда вы смотрите на свои поступки с точки зрения разумности, труднее, она вообще штука непростая, и никто не обещает, что принимаемые решения будут простыми. Когда вы приходите на Пасху в храм, а у входа цыганки денег просят, вам решать – дать их или нет. Поведение человека зависит от его ценностей. Если самое главное в жизни удовлетворение своего ХОЧУ, то это просто потребитель и для него разумность всегда корыстна: «Мне, мне еще раз мне». Осознанные же действия человека направлены не только на себя, но и на другого человека. Разумно подходя к своим решениям, как бы трудны в момент принятия они ни были, вы нейтрализуете лишние эмоции и действуете с открытыми глазами, осознавая будущие последствия. А сейчас вернемся к Древнему Риму, и пусть вы утверждаете, что ничего не помните из школьной программы, он достоин, чтобы мы о нем сейчас говорили, и это целесообразно – как-никак первый экзаменационный вопрос.