Теракты в небе над Синаем и в Париже, страшная судьба маленького Матвея, обожженного мальчика из Тулы, отключение света в Крыму, смерть малыша Умарали Назарова в Петербурге… Не говоря уже о непрекращающихся вооруженных конфликтах в мире. То, что происходит в стране и за ее пределами, волнует не только читателей, но и Дорогую Редакцию. Если раньше реальностью «Матрон.Ру» были уютные рецепты блюд из тыквы и картинки Юлии Гайдыдей о первом снеге, носках и смешных шапках, благостные и благочестивые интервью с многодетными мамами, поучительные колонки о воспитании детей и об отношениях между мужчиной и женщиной, статьи о психологии, то теперь лицом к лицу приходится сталкиваться с иными, гораздо более болезненными вопросами. Их не удается обойти. И тут на тебя наваливается громадная ответственность: говорить или промолчать? И если говорить – то как? Ведь по ту сторону мониторов живые сердца, бьющиеся, чувствующие, горячие (надеюсь, что среди нас все же мало теплохладных!). Так легко задеть кого-то, решаясь на публикацию острого материала. И так трусливо не сказать вовсе ничего, сделать вид, что у нас тут исключительно сдержанная, политкорректная площадка, и все в платочках, а потому немножечко глухие. Но может ли позицией журналиста, даже консервативного издания, быть девиз человека-в-футляре «как бы чего не вышло»? Я думаю, категорически нет. А может ли таковой быть позиция современной женщины, христианки? И вновь нет. Нам, нам рассуждать на такие темы, пытаться что-то делать, не оставаться в стороне. Это та позиция, о которой говорила Юлия Сысоева в своем недавнем интервью нашему порталу. Holy War – это священная война, жаль, что многие «холиварщики» никогда и не пытались переводить этот термин дословно. Это то, к чему подлинно призваны христиане. Не к тому, разумеется, чтобы бездумно и бесцельно сливать агрессию в Сети, проклиная друг друга. А к тому, чтобы действовать, менять мир к лучшему, не закрывать глаза на творящиеся бесчинства и беззакония. Нужно каждый день срезать верхушку со своего сердца, чтобы оно не зарастало жиром повседневности, оставалось открытым. Да, чуть кровоточило, но – сострадало, в первую очередь. Бедам, которые происходят с другими, а не только своим собственным. Глаза наши должны быть не просто широко открыты – они должны быть распахнуты в мир. А сердца наши должны быть достаточно тверды, чтобы головы не норовили уткнуться в песок, подобно страусиным, всякий раз, когда происходит что-то, выходящее за грань привычного мировосприятия. И мне кажется, статья «Просто цитата из Псалтири» как раз об этом – в том числе о том, что мы порой чувствуем на самом деле, когда узнаем о случаях, подобных трагедии Зарины Юнусовой. Я, как и вы, пытаюсь ответить для себя на вопросы – что мне делать с этой информацией, с произошедшим? Как я могу повлиять на происходящее? Как мне выразить свои чувства, даже самые неприглядные? Что мне делать с моим гневом, с моим бессилием? Какую помощь я могу оказать? И да, мне кажется, публиковать материалы о Зарине Юнусовой и маленьком Умарали в Рождественский пост – самое время. Потому что Рождественский пост – это время подготовки к особенному празднику. К приходу Божественного Младенца в мир. Вспомните обстоятельства, при которых совершилось Его рождение. Они отнюдь не были лубочными, как открытки, которые теперь рисуют к празднику. Юной матери Иисуса многое пришлось претерпеть, чтобы произвести на свет Божественного Сына. Было и поспешное бегство в Египет, и нищенские ясли в Вифлееме. Младенцу негде было голову преклонить, и сильные мира сего разыскивали Его, чтобы уничтожить, потому что Его появление на свет угрожало устоявшемуся миропорядку. Не было ничего глянцевого и умиротворяющего в распоряжениях Ирода об избиении младенцев. Убитые младенцы почитаются Церковью как мученики, потому что эти дети первыми пострадали ради Христа. И мы готовы отмечать их память 29 декабря (католики отмечают 28-го) – младенцы погибли две тысячи лет назад, они уже часть церковного предания, и их гибель не отзывается мукой мученической в наших сердцах. Но мы не готовы говорить об Умарали Назарове – мальчике из мусульманской семьи, рожденном на нашей земле и умершем ни за что и ни ради кого. Просто умершем при трагических обстоятельствах, из-за чьей-то халатности или преступного равнодушия. Мы не готовы сочувствовать его юной матери – «понаехали тут!». Нам легче оправдать то, что случилось, обвинить в ответ, чем вникнуть в чужую боль. Не знаю, радует ли это все Божественного Младенца. Я думаю, что нет. И я хочу говорить об этом с вами в пост, да. Фотография Елены Лукьяновой («Новая газета в Санкт-Петербурге»).