Мы уже поняли, что не стоит заставлять ребенка заниматься фортепиано или балетом, если ему это занятие не по душе. Но никто не посмеет возразить против того, чтобы отдать одаренного ребенка в сильную студию с талантливыми преподавателями, которые ему нравятся. Мало кто знает, что любимая студия может сломать жизнь гораздо сильнее, чем нелюбимая.

Если ребенок протестует против того же фортепиано или балета — ну сколько он поборется с родителями, даже самыми упорными? Ну, может, от силы пару лет, параллельно развивая свои настоящие интересы. Сам. Так и должно быть в реальности, и это хороший путь. «Хорошая» же студия крадет не пару лет. Она забирает 10 лет реального времени и еще лет 10 ты «приходишь в себя». Если, конечно, вообще после этого выжил. Сколько покончивших с собой, спившихся, сколовшихся бывших талантливых детей — никто не считает.

Если ребенок все силы тратит на гастроли и репетиции и настолько положителен, что родители и учителя не нарадуются: вот, смотрите, пример того, как страшный подростковый возраст можно прожить мягко — тут надо бить тревогу! Но никто не бьет. Ведь всем хорошо.

А плохо станет позже — когда ты выйдешь во взрослую жизнь и поймешь, что не развивал в себе ничего, кроме одного таланта, а он не востребован и не нужен. Или ты хочешь заниматься чем-то другим, а не умеешь. Или ты открываешь тот самый мир, которого был лишен, пока пел, танцевал или рисовал, и оказывается, что не научился строить с окружающими отношения, не пережил опыт конфликтов, не осознал вовремя противоречивость мира. И связываешься не с теми людьми, потому что психологически остался ребенком. Все думаешь, что тебя так же будут дальше «развивать» и вести за ручку. А кто «ведет за ручку» дальше? Правильно, лишь тот, у кого есть свои цели насчет тебя. Так, например, «хорошие девочки» попадают в абьюзивные отношения, где их тоже «ведут за ручку» и говорят, что делать.

Ужас в том, что ребенка «вели» все время. И то, что его реальные навыки без поддержки педагогов гораздо слабее. А педагоги вдруг пропали из жизни — и все.

А потом… потом ты будешь мучительно искать ту же обстановку безбрежного счастья в других коллективах. В студенческом или на работе. Будешь выкладываться один за всех, потому что выкладывался в своей студии, потому что научили, что по-другому нельзя. А в учебном заведении это невозможно, потому что просто сломаешься. Ведь заданий гораздо больше, чем может выполнить человек. И здоровый студент понимает, что надо делать только то, что сам считаешь целесообразным, остальное можно «тяп-ляп». Но одаренный студент, который психологически остался ребенком, которого лет десять подряд вели за ручку лучшие педагоги, привык делать все и наилучшим образом. Тут он начинает болеть, начинается депрессия. Он понимает, что не справляется с жизнью.

И что не будет больше таких педагогов, никто не ведет за ручку, нет «дружного коллектива», где все следуют за одной общей целью. И разрушился тот мир, где ты своими выступлениями нес людям радость или побеждал на олимпиадах, и тебе аплодировали. Его больше нет. Ты хочешь по-прежнему приносить людям радость и совершать интеллектуальные подвиги, но не понимаешь, как это делать в новых обстоятельствах. Где от тебя требуются совсем другие навыки. И более того, оказывается, ты вовсе не обязан «нести радость» и «совершать подвиги». Ты можешь быть плохим, но еще об этом не знаешь. Ты привык быть ангелочком на сцене или звездой школы.

Узнаешь позже.

На самом деле, подростковый возраст протеста и кошмарных конфликтов — никуда не исчез. Он придет, только, увы, гораздо позже. Не вовремя. Ты настолько был увлечен в детстве своим взрослым «делом», что не успел попротестовать и «сделать себя», понять, где в тебе твое, а где чужое, и кто ты сам такой. Не успел пережить все те разрушительные эмоции, которые должен пережить подросток. Не успел понять, попробовать на прочность, нарушить и выстроить границы. Тебе просто было некогда тратить силы на ссоры с мамой и первую любовь.

Я тот ребенок, который это пережил. Пережил встречу с самыми лучшими педагогами, самой лучшей студией (в моем случае — хорового искусства). Педагоги дали мне очень многое, и долгие годы я привыкла быть им благодарна. Но только в 28 лет я поняла, сколько на самом деле — потеряла.

Потому что в 28 лет я пережила тот подростковый возраст, который не состоялся в 16. Я поссорилась со всеми, с кем смогла. Я бурно конфликтовала с мужем, я возненавидела свою маму, обвинила ее во всех грехах. Пережив этот кошмар, я поняла, что это должно было произойти лет в 16. Когда мне было некогда. Когда я была пай-девочкой и делала то, что мне говорили, потому что все мое время, все мои мысли занимали песни и гастроли. Нотки, нотки, нотки, концерты, выступления, платья, туфли, репетиции, закулисная жизнь. И я надолго осталась в социальном плане ребенком, как бы законсервировавшись в этом возрасте. В 28 лет я вдруг повзрослела и увидела, что меня-то нет. Есть во мне педагоги, есть во мне мама, есть во мне муж, а меня нет. И более того, я обнаружила себя в неравноправных отношениях, где меня «вели». А я больше не хотела, чтобы меня вели! Потому что завели меня совсем не туда, а куда мне самой было надо — я понять не могла. Отношения могли быть другими, но я сама построила их именно так. Груз вины, отсутствие целей и ориентиров и ощущение того, что счастье осталось в детстве. Что не будет больше ярких впечатлений, подобных впечатлениям от детских гастролей и побед, так легко дававшихся за счет других.

Я должна была сделать себя где-то гораздо раньше. Но не сделала. Пришлось делать вместе с психологом. И с психиатром. И с таблеточками. И только когда я поняла, где я, какая я, отделила себя от мамы, от мужа, от учителей, которые когда-то «сделали» меня без меня, вложив в голову может и правильные, но не мои установки… И лишь после этой «революции» я смогла строить с мужем и мамой уже взрослые отношения, мирясь с их недостатками. Пережить этот кошмар никому не пожелаю.

Почему это случилось и какую роль во всем этом играла та самая любимая хоровая студия? Дело в том, что в свое время именно она «уберегла» меня от того, чтобы попробовать… быть плохой.

Я не успела побыть плохой тогда, когда это можно было сделать безопасно. Лет в 16, когда еще «сидишь на шее», когда еще нет у тебя больших денег, и можно слить их на ерунду (слила на ерунду в итоге довольно большие деньги и тогда, когда было уже как раз «опасно»). Почему подростку важно побыть плохим, поссориться со всеми, пережить бурное расставание, предательство, пробовать себя в разных областях жизни? Потому что это поиск себя в мягкой и контролируемой пока форме, чтобы к 20 годам начать строить взрослые отношения с работодателями, партнером и друзьями. Партнерские, равные взаимоотношения, которые возможны только там, где ты знаешь, какой ты есть на самом деле. Понимаешь, где твои границы, твои желания, понимаешь, каковы твои навыки, твои сильные и слабые стороны, твои цели. А тот самый кружок не предусматривает равных отношений — только вертикальные. Потому что ты приходишь туда лет в 7, когда тебя еще нет как взрослого, самостоятельного, и тебе надо говорить, что делать. А выходишь лет в 17. Уже привыкший к такой форме взаимоотношений, где есть сильный тренер, наставник, который определяет твой репертуар. И в дальнейшем ты будешь искать во взрослой жизни ту же форму отношений «наставник-ученик». И с начальником, и в браке. А это форма деструктивная.

И я честно скажу, что после безоблачно счастливого детства с гастролями, цветами, рукоплесканиями зрительного зала, мне нужна была реабилитация. Потому что оказавшись после этой оранжереи в реальном мире «некультурных людей», которые почему-то не хотят тебе рукоплескать, ты думаешь, что счастья больше никогда не будет. Что рай оставлен там. И самые яркие впечатления тоже. Я отчаянно вновь и вновь возвращалась в свою музыкальную школу, к своим педагогам, обожала эти вечера встреч, пытаясь вернуть былую атмосферу. Мне казалось, что я навсегда осталась там, а во внешнем мире существует лишь какая-то моя оболочка. На самом деле, «меня» там, в музыкалке, и не было. Была та «я», которую «сделали». И только вернувшись к себе в 28 лет, после длительных консультаций с психотерапевтом о том, что такое взрослый человек и как он должен жить, я отцепила вагончик своего детства и смогла понять и почувствовать, что лучшее все-таки впереди и я должна сделать это лучшее сама. Без наставника.

Что я хочу сказать этим текстом?

Я хочу, чтобы вы забили тревогу, если ваш ребенок увлечен только одним делом и не пробует себя в других. И увлечен, в первую очередь, за счет того, что его «ведут», а не за счет своих собственных действий.

Я хочу, чтобы вы забили тревогу, если ваш подросток все время тратит на репетиции и подготовку к олимпиадам вместо того, чтобы орать на вас и хлопать дверью. Вы же не хотите, чтобы это произошло с ним в 30 лет?

Что можно сделать, если его уже затащила к себе секта под названием «хорошая студия»? Помнить о том, что это на самом деле такая же секта, как и все остальные. И последствия выхода из нее будут примерно такие же. Пока что она дает смысл жизни. Но ложный смысл. Не твой смысл. Более того, эта секта похитит из реальной жизни и вас, дорогие родители. Вы очень скоро заметите, что тоже подчиняетесь педагогам. И становитесь фанатом своего ребенка. И живете жизнью его студии: костюмами, репетициями, гастролями.

А потом все вдруг враз оборвется в тот момент, когда ваш ребенок вырастет, перестанет быть ребенком и станет выпускником этой студии. Часы пробили двенадцать, золушка превращается в прачку, концертное платье исчезает, не останется от былого чуда ничего, даже туфельки. Ну только ряд дипломов и кубков у вас на стенах и диски с выступлениями. А должны были быть постеры актеров и музыкантов.

Еще лет десять эти кубки будут предметом сожалений о былом. И когда ваш взрослый ребенок все-таки в поисках себя сделается «плохим», вы в тот момент его не поддержите. Вы воспримете это так, будто человек «сломался». И будете ставить ему эти кубки в упрек — вот видишь, каким хорошим ты был. И этим доломаете его окончательно…

Что же делать? Как и из всякой секты, из любимой студии забрать насильно нельзя, да и не стоит. Ведь и родителем, и ребенком этот мир воспринимается как мир счастья.

Наверное, нужно создавать группу психологической поддержки тех, кто вышел из этого «счастья» в реальный мир. Тяжело осознать, что «кубки» — это не ты. И что ты не терял себя и не оставлял там, в детстве. Ты просто не успел себя сделать. Не научился этому. Тебя «делал» тренер.

Должен быть какой-то термин, какой-то диагноз для этого законсервированного студией детства. Например, «синдром студийного инфантилизма». И разработаны протоколы помощи таким «взрослым детям». Ведь дела у них будут плохи буквально во всех областях жизни. Везде они будут стремиться быть идеальными, побеждать, менять наставников, которые и не просились на эту роль, и… удивляться, почему им не рукоплещут.

А для родителей хочу дать несколько советов:

• Если студия, куда вы хотите отдать ребенка, напоминает «маленькую жизнь» и требует большой степени вовлечения всех семейных ресурсов — подумайте о последствиях такого решения для судьбы ребенка.

• Отдавайте предпочтение студиям с демократическим стилем управления, где нет сильных тренеров, где дети принимают большое участие в управлении и выборе репертуара. Так они избегнут вертикальных отношений, инфантилизма и легких побед.

• Если тренеры и наставники требуют полного вовлечения всех ресурсов ребенка, не делайте этого. Оставляйте «левые дорожки», принудительно делайте так, чтобы ребенок пробовал себя и в других областях жизни, чтобы у него были интересы и отношения за пределами «кружка-вампира». Активно приобщайте его к реальной жизни и реальным специальностям. Пусть он переживет опыт столкновения со средой сложных людей, непрофессионалов, со средой, где надо самому выбирать, что делать, а что нет, и насколько сильно нужно выкладываться. При этом имейте в виду, что будет инерция сопротивления.

Ведь жизнь за пределами кружка-вампира кажется ребенку слишком сложной: там реальные конфликты, а побед должен добиваться ты сам, без всякого репертуара, сделанного педагогом. И сам ребенок будет втягиваться в занятия студии по своему желанию. Адский труд на ниве таланта, как показывает практика, оказывается для талантливого ребенка проще, чем серая жизнь с не очень хорошими учителями и не очень умными друзьями. В реальной жизни есть фрустрация, а это всегда сложно. На таланте же можно выезжать много лет подряд. Но, как показывает практика, «таланты», которые мы развивали в детстве, во взрослой жизни, в реальных специальностях часто не нужны.

• Часто один яркий талант ворует у ребенка не только детство, но и всю будущую жизнь. Наличие таланта еще не означает, что ребенок должен связывать свою жизнь именно с этой специальностью. Иногда ребенок желает совсем другого, но его уже затянуло так, что не вытянешь — «тащит» же талант по ровной дорожке. А внутри зреет конфликт.

• Яркий талант может является компенсацией отсутствия развития в какой-то иной личностной сфере. Часто это сфера эмоционального интеллекта — умения сопереживать, строить отношения, замечать желания и потребности других. И чем больше сил ребенок бросает на развитие таланта — тем сильнее консервируется в нем недоразвитая область. Я наблюдала это на примере гимназистов, которые оказались в десятом классе среди «обычных» детей. Их много лет натаскивали на сложные задания, а в результате они не умели строить простые человеческие отношения. Они кучковались и держались только вместе, не умея наладить общение и завести дружбу с другими, «неталантливыми» школьниками.

Бросьте силы на развитие той необходимой области личности, которая пострадала в результате яркого таланта.

Как распознать кружок-«секту»

• При «входе» в кружок вам активно рассказывают, какие перспективы ждут вашего ребенка как «неизбежное счастье». При этом транслятор информации сам выглядит как «заряженный».

• Наличие сильных педагогов, иногда — одного бессменного, на котором все держится и все воспринимают его как «гуру». Очень скоро и вы тоже будете на него молиться.

• Наличие строгого отбора, ощущение «избранности» ребенка в отличие от других детей;

• Стены помещения студии увешаны фотографиями счастливых детей с гастролей, кубками. Вспомните о том, сколько лет и сил нужно приложить, чтобы эти гастроли ждали, например, взрослого человека. Здесь же они даются как неизбежное приложение к таланту.

• Педагоги плохо относятся к иным интересам ребенка, требуют класть все силы на занятия в студии.

• Студия вторгается в остальную вашу жизнь и меняет ее ход, вы подчиняетесь ее расписанию, педагоги звонят вам лично, иногда даже ночью.

• Жизнь выпускников тоже завязана на студии. Они организуют встречи, идут туда работать, отдают туда своих детей и признаются, что не мыслят жизни без этого места. Может быть, это и хорошо, но уберите центральную фигуру или костяк педагогов — что будут представлять из себя без них остальные?

• Тревожный знак: если вы вдруг уберете из своей жизни и жизни ребенка студию-вампира, у вас возникнет ощущение звенящей пустоты. Вы не знаете, что делать, к чему стремиться, куда развиваться.

Даже если ребенок хочет связать свою будущую жизнь и профессию со своим талантом, который активно реализуется в студии-секте, его неизбежно ждет разочарование. Во-первых, если студия сделала его «блестящим», то не факт, что он будет таковым в среднем и высшем учебном заведении, потому что там очень много своих «блестящих». Во-вторых, там никто не горит желанием делать из него «звездочку», и нужно прилагать свои усилия. В-третьих, он будет разочарован посредственными педагогами, а опыт к самостоятельному изучению материала у него отсутствует. У него всегда будет ощущение потерянности, пустого места, что «здесь ему не рады». Он уже начинает воспринимать мир как место, где ему априори должны быть рады как маленькой звездочке.

Какой же должна быть идеальная студия, которая не отнимет у ребенка детство, а подготовит его к взрослой жизни? Ответ парадоксален: студия должна быть слабой. Она должна быть слабее, чем потенциал вашего ребенка. Он должен чувствовать, что ему НЕДОДАЮТ.

А поскольку «студий-сект» в нашем обществе, вышедшем из тоталитарного, все еще очень много (весь спорт, на минуточку), я предвижу, что этот текст вызовет неоднозначную реакцию. Среди тех, кто оказался «зависим» и не мыслит иной реакции на то, что с ними произошло, кроме благодарности. Множество педагогов-звезд и родителей, которые молятся на них, могут здесь поспорить со мной. Лет десять назад я бы сама говорила по-другому. Но опыт других стран говорит нам о том, что кружки должны демократизироваться. Что строгий отбор и натаскивание ребенка на одну специальность должны остаться в прошлом. И что сама постановка цели больших достижений должна быть поставлена под вопрос: а надо ли это нашему обществу и нашим детям?

Посмотрите фильм «Куколка», он про это.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

28 лет, профессиональный журналист и преподаватель, корреспондент «Русского репортера», автор учебника «Репортаж: от идеи до гонорара». Сейчас мама двоих маленьких детей, занимаюсь их воспитанием, пишу статьи и репортажи на «Православие и мир», которые я охарактеризовала бы общей темой «материнство как фильм ужасов». С рождением детей уверена, что живу в фильме ужасов, не столько из-за какашек, аллергий и насморков, сколько из-за наших больниц и общества, не предназначенного для счастливого материнства, безопасного детства, здорового образования. В связи с этим вижу свою миссию в том, чтобы своим талантом способствовать последним трем вещам. Также (по остаточному принципу) пишу сказки, стихи, валяю шерстяные бусы и броши на заказ, продолжаю брать интервью и учить желающих технике репортажа.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Оч передовая статья. Лабковский тоже считает что развивать талант ребенка — это путь невротических родителей. Мало того, есть всемирно известный учитель скрипки Сузуки, который в своей книге тоже пишет: «Родители спрашивают меня — ну достаточно ли таланта у моего ребенка чтоб хорошо зарабатывать? А я им говорю: достаточно чтобы стать благородным человеком».

Marinas

Да, проблема не в студии или кружке, а в гордыне,самоуверенности и уверенности в том,что тебе кто то что то должен, а также в инфантильном мнении собственной исключительности. Многое познается в сравнении,я в больнице на сохранении лежала с женщиной-беженцом из Луганской области. Потеряли все кроме жизни и то не считает,что ее жизнь сломана,ждет второго ребенка,работает на хорошей работе. И если тебя может сломать то, что должно развивать и усиливать личность,хотя ломает не кружок, а гордыня,тут большой вопрос в целом стоит о жизнеспособности.

Ольга Алексеева

Верно!

Cleopa

Из секты под названием «сильная студия» перейти в секту под названием «вас спасет только психология»))) Очень интересные выводы в статье сделаны. Получается, пережить кризис подростку якобы гораздо проще, чем человеку под 30? С какой бы стати? Да, в 16 меньше финансовых возможностей. Но в 16 и ответственности еще нет, никому еще не должен ничего. Сил уйма, желаний море. Для того, чтобы накосячить, столько искушений. Некоторые подростки не доживут до 28. Алкоголь, наркотики, плохая компания, бегство из дома… я что-то не слышала, чтобы это были цветочкм по сравнению с «поссориться со всеми в 28». Где все люди, которые с благодарностью говорят:… Читать далее »

Cleopa

Но никоим образом это не даст надежды, что выросший ребенок не скажет, что Вы виноваты в его бедах. Обязательно будешь виноват. Судьба такая)))

Ezhik

Согласна. И еще-а кто-нибудь видел слабую студию? я видела. Преподаватель то пришел,то нет-ой,он на мероприятии,а мы вас не предупредили. Занятие то идет,а то все стоят по углам,а преподаватель в своих делах. Ни о каких поездках речи нет,и участие в концертах минимальное нет-а значит,и нет особого интереса-в одном зале «тусоваться». Коллектив без конца в текучке. Но деньги могут собирать вполне исправно. Если кому такое нравится-так пожалуйста,а у меня старшая дочь походила один год,и хватило этого бардака.

Cleopa

Главное самим не делать из ребенка звезду, потому что это плохо заканчивается. У знакомых знакомых дочь-подростка недавно искали с полицией. Они ее позиционировали все время как одаренного ребенка в области балета. Она выросла и в балетной школе совершенно заурядная ученица. Она отказывалась ходить на занятия вовсе. Девочка тайком от родителей без предупреждения в один прекрасный день сбежала, оставив отцу письмо в ящике стола. Уехала поступать в какую-то продвинутую танцевальную школу за много сотен километров и танцевать гоугоу. Ну нашли, вернули домой. А дальше непонятно. У ребенка депрессия.

Ezhik

Именно ранняя одаренность,признанная спецами (а не потому что мама так думает)-это какой-то особый сюжет,который конечно требует от родителей большой вдумчивости и осторожности. И рисков здесь много. Но все же обычно на крупный условный «кружок»-спортшколу,большой коллектив-таких детей пара-тройка.

Ольга Алексеева

Я видела девушку из семьи под девизом «нет стрессам и психологическому насилию студий и школ» Воспитана дома. Сидит, рисует в альбомчике. Меня напомнила. Я в двенадцать лет так рисовала. А ей уже восемнадцатый. Зато никакие суровые преподаватель не заставляют рисовать кувшины. А людям, не одержимым гордостью, которые не собирались быть на логотипе своей студии хорошие преподаватели только шли на пользу.

Ezhik

На этот счет сейчас много говорят-и священники,и психологи-мол,девочек воспитывают как мальчиков,а мальчиков-как девочек. Я согласна. Когда где-нибудь в ВК родственница подписывает фото 10-летнего сына «Мой масяня и лапочка»-меня оторопь берет. Или где-нибудь на ДР 12летнего сына уговаривают «ну съешь тортик,смотри какой вкусный,ну один кусочек»-тоже караул. А девочек воспитывают и правда-в режиме долга,конкуренции,трудовой нагрузки. Но вот интересно,как сложится жизнь такой девочки,которую воспитали как «девочку-девочку…»

Ezhik

Еще хочу заметить-если уж переживать за то,что не научился строить отношения-то аргумент слабый тоже. В спорте,во всяком случае-отношения непростые обычно. Это и конкуренция,и слежение за успехами другим,и «подковерные» игры,особенно если не командный. Очень даже тренирует общую психологическую устройчивость. Но да,не должно быть это совсем патологией. Я помню,когда моя дочь ходила в спортивную гимнастику-всегда на значимых соревнованиях девочки друг друга поддерживали-начиная от криков «стой=стой»при особо сложных элементах бревна,или при риске падения на ковре. И учитывая,что они ездят на сборы,соревнования,где вместе живут-особый серпентарий им устраивать все же не выгодно. И с проигрышами они вынуждены учиться смиряться. Нет,господа. Любое серьезное дело тренирует человека-в… Читать далее »

E.P.

Спасибо за интересную тему. Но хотелось бы понять, сколько в опыте автора личного, а что можно отнести к общему правилу. Интересно послушать других выпускников спортшкол или других кружков высокого уровня. От себя могу заступиться за гимназистов. В 8 классе я перешла в действительно сильную гимназию, где было многое из того, что описывает Леся (акцент на одаренности, знания как высшая ценность и т.д.). Мне конечно было тяжковато (мой уровень был ниже, чем у большинства детей), но не могу сказать, что меня это сломало. Наоборот, я смогла поступить на бесплатное отделение и в итоге найти хорошую работу благодаря своей школе. Ну и… Читать далее »

E.P.

Ну и насчет того, что студия должна быть слабой, не согласна. Не знаю, правда, что автор вкладывает в это понятие. Если имеется в виду не профессиональная, это одно, а если плохого качества, совсем другое. Вот у меня дочь заинтересовалась балетом. И я пока не поведу ее в театр оперы и балета, где занимаются каждый день. Но я не хочу и в слабую студию, потому как за те два раза в неделю, что я готова на это выделить, я хочу, чтоб у дочки укрепилась физподготовка и не появилось травм. Короче, чтобы наше время было потрачено не зря. Мое мнение, что студия… Читать далее »

Marinas

А на чем должен быть акцент в нормальной школе, если не на знаниях и талантах? Есть еще варианты-деньги родителей как высшая ценность,или какая-нибудь подростковая крутизна для школ раёнчика. Мое детство было счастливым именно из-за художки и архитектурной студии,впрочем как и юность.

E.P.

Я имела в виду немного другое — Леся среди признаков того, что она называет «секта-кружок», упомянула акцент на «избранности». Я хотела сказать, что у нас тоже все время звучало «гимназия — для одаренных детей». Но кстати это не заставляло чувствовать себя одаренным, а больше переживать, как тебя, обычного, сюда пустили 🙂
Мне тоже кажется, что в большинстве случаев хорошая студия или нечто подобное скорее принесет пользу, чем вред. Думаю, у автора немного специфичная все же ситуация, которую нельзя распространять на всех учащихся подобных школ. Хотя может я просто не достаточно в теме.

Ольга Алексеева

Здесь феномен самоизбранности, или завышенная самооценка. С этим тяжело жить, хоть в плохой студии, хоть в хорошей. Человеку всегда кажется, что он очень талантливый и достоин большего. И все в его жизни будет не так, потому что другие что-то плохо для него сделали.

ttttt

Тут наверное, история про позднее взросление, что долго управляли жизнью другие люди, а человек этого даже раньше не понимал. И как быть в такой ситуации, что конкретно делать. Надо много сил, чтобы все это поменять. Интересно что делали в рамках этой истории. У многих, наверное, встречается подобная ситуация. Это может произойти и без авторитарной студии, где держится все не столько на любви к своему делу, сколько на желании организаторов заработать имя, деньги, на подавлении самостоятельности, устраивание совместных выездов, мероприятий, доп, занятий, факультативов, не имеющих напрямую отношение к основной сфере деятельности — где главное — деньги и идеи организаторов, а не… Читать далее »

Ольга Алексеева

Такое ещё бывает и при определенной акцентуации характера. Плюс когда тебя растят как принцессу, которой надо все самое-самое. Первое помноженное на второе — жуткая смесь. И преподаватель, который посмел покритиковать и выбрать репертуар воспринимается как враг номер 1. Когда человек не достигший тридцатилетия прямым текстом пишет в биографии, что он талантливый профессионал — ему будет трудно жить. Потому что несогласных будет много.

verba-knt

обычно я читаю тексты, не глядя, кто автор. Прочитав несколько абзацев, подумала — неужели опять Лонская? только она так может и да! я не ошиблась. С нами опять автор, который сначала находит смысл жизни в материнстве и снисходительно смотрит на женщин, спешащих в офис; потом автора накрывает усталость, и он разражается статьей «правила безопасности в декрете: на оставайтесь с ребенком больше чем на 5 часов в день» (или сколько там?), потом автор начинает ходит к психологам и понимает, что ему не хватает поддержки мужа, и вот — новая причина несчастий: хоровая студия! Ура, товарищи. Ждем новых открытий от Олеси, вряд… Читать далее »

Rosella

А помните, у нее на Правмире была огромная хвалебная статья про ее хоровую студию?))
да, складывается впечатление, что автор все время ищет виноватых в своих личных кризисах. Кого-то надо назначить крайним. То страна для материнства не приспособлена, то муж ее дома одну с ребенком оставил больше чем на 3 часа. То в храме запретили грудь давать во время исповеди. То в хоровой студии взяли и развили один-единственный талант. Нет бы была эта студия слабой и не развила ей ни слух, ни голос! А развила бы равномерно все остальные таланты. Например, к домашнему хозяйству или там вышиванию мережкой. Ужасные, ужасные люди кругом.

mushka

Ну, нечто похожее может и не только в детском возрасте приключиться. Меня, например, родители запихнули в университет, руководствуясь собственным видением моего прекрасного будущего. А основная беда состояла в отсутствии у меня каких-либо амбиций, связанных как с карьерой, так и с высшим образованием. Я не считаю эти годы зря потраченными, но и не могу сказать, что этот опыт оказался нужен. Да, есть диплом (про который я даже не помню, где он лежит), работаю совсем в другой области, и работой своей довольна. Наверное, если ты сам не можешь на что-то решиться, то всегда найдется уйма «доброхотов» из ближайшего окружения, которые решат за… Читать далее »

а давайте вообще ничему не учить и ничего не развивать — то-то будет всем счастье! а детки потом чудесно не будут знать и уметь ничего невостребованного. И востребованного тоже 🙂 Зато не невротики, а просто тупенькие и малообразованные, — но ведь каждый имеет на это право, да?

Ольга Алексеева

Да Вы ничего не понимаете ))) Главное сейчас — это свобода. От всего. От обязанностей, от нагрузок, от ответственности, и не дай Бог заиметь чувство долга — случится что-то то ужасное.

ttttt

Надо, наверное, отличать серьезные гос. образовательные, спортивные организации — олимпийские школы, худож., музык. и прочие от вредных кружков с культом подчинения. Серьезные занятия, задел на будущее всегда плюс, что тут может быть дурного. Проблемы с поздним взрослеем, с тем что не можешь противостоять манипуляции, от этого никто не застрахован (семья+ стечение личных обстоятельств). Было бы здорово если бы написали, как избавлялись от чужого влияния. Ведь часто путают, кто приносит вред, а кто нет — издевки принимают за похвалу, откровенные насмешки за шутки, одобрение расценивают как издевки и т.п. А во вредных кружках с культом подчинения, кстати в государственных обр. учреждениях… Читать далее »

Ольга Алексеева

Вот у меня не было никаких дополнительных занятий. Ну только кружок мягкой игрушки, который я бросила и группа здоровья в бассейне. Далее — все как у Лонской. Итог: до недавнего времени я считала отсутствие дополнительных серьезных занятий причиной моего затянувшегося инфантилизма. Так что все в другой плоскости.

ttttt

Не поняла, то что вы написали не противоречит тому что написала я. Всегда лучше присутствие кружков, чем их отсутствие, это понятно.
Но вот чтобы главной причиной инфантилизма было отсутствие кружков, такое, наверное, редкость. Чаще всего, я так думаю, причина в отсутствии любящего искреннего адекватного взрослого, который бы помогал, искренне передавал опыт.

ttttt

Или второй вариант — когда любящий взрослый есть, был, а человек всегда только требует, только берет, не видит в упор своих недостатков, в ответ не хочет давать даже искреннего одобрения, уважения — ничего.

Похожие статьи