Чтобы стоять, я должен держаться корней.

Борис Гребенщиков

Женщины XXI века привыкли к разнообразию социальных ролей. Мы можем выбрать, когда и чему учиться, выходить ли замуж, быть матерью или нет, превращать зарабатывание денег в карьеру или относиться к этому как к части жизни, вовсе необязательной. Современная женщина привыкла выбирать и редко мирится с тем, что выбирают за нее. Мы выросли в то время, когда не нужно задаваться вопросом: «А имею ли я на это право?» Ограничения работают только изнутри, а внешняя среда поддерживает: «Давай, вперед, ты все сможешь!»

Нет ли у вас ощущения, что за этой беготней и свободой мы потеряли что-то природное, исконно женское? Да и что это — «женское»? Какой багаж мы несем с собой из античности, Средневековья, эпохи Просвещения? Какой путь прошла женственность и как она развивалась на протяжении веков?

Об эволюции женственности мы беседуем скандидатом психологических наукОльгой Николаевной Павловой, психоаналитиком, философом, доцентом, зав. кафедрой общей и практической психологии МИАПП.

Ольга Николаевна, вы уже давно исследуете тему женственности, союза мужского и женского, с позиции психоаналитика и философа. На ваш взгляд, что такое женственность, как ее можно определить? И можно ли в этом контексте говорить о некой «русской женственности» как отдельном явлении?

— Я не занимаюсь отдельно русской женственностью, и отдельно, например, французской. Мне всегда было интересно, как европейская женщина с течением времени развивалась и как пришла к тому положению, которое есть у нее сейчас. Здесь мы можем обобщить и женщин Руси, и европейских женщин. Хотя природа русского человека во многом созвучна азиатской культуре, мы все-таки больше принадлежим к Европе, с течением веков мы несли ее наследие — культурное и религиозное.

В моей работе я пришла к выводу, что все философы, которые стремились каким-то образом найти определение женственности, не достигли особого успеха в этом вопросе. Мы можем точно сказать, что все понимание женственности — научное, литературное, социумное — пришло к нам из античных времен. Первый, кто писал о женщине, был Аристотель: «Женщина есть низшее существо, импотентное животное, пассивный сосуд для мужского “жара”, высшей жизненной силы. Активная творческая форма — вот участь мужчины, женщина же по своей сути — бесплодная инертная материя, не имеющая души и посему не может быть отнесена к настоящим людям. Высшее благо, рациональность, не находит себе пристанище в мертвом плотском существе, которым несомненно является женщина». Не очень лестно, неправда ли? Но подобное отношение к женщине было нормальным и во времена Аристотеля, и много позже.

Человеческая природа андрогинна и в психологическом, и в физиологическом смысле. Во время внутриутробного развития у плода первые месяцы присутствуют обе потенции — развиться как в мальчика, так и в девочку. Только через два месяца поступает мужской гормон, который определяет пол ребенка. Современная женщина развила в себе очень мощный мужской радикал, то есть она в своих проявлениях одновременно и женщина, и мужчина. Аналогично с этим, современным мужчинам тоже свойственная подобная двойственность. Очень хорошо эту мысль развил Карл Юнг, описав в своих работах архетипы Анимы и Анимуса.

— Эта двойственность всегда присутствовала в нас?

— Определенным рубежом и для мужчин, и для женщин стала эпоха Просвещения с ее бурным развитием науки и техники. До этого наши проявления были более «чистыми».

Что касается определения женственности, то многие пытались ее как-то описать. Писатель и философ Серебрянного века Зинаида Гиппиус в своем рассказе «Женское» пишет о мужчине, который переходил от одной женщине к другой, пытаясь понять, чем они отличаются. Я сейчас скажу очень обобщенно, но все женское в нас для мужчины одинаково, он не видит особой разницы между двумя женщинами. То, почему он выбирает какую-то определенную женщину, а не другую, — это вопрос его отношений с матерью, а не со своей избранницей.

На закате жизни, в одной из своих последних работ Зигмунд Фрейд дает финальное определение женственности: «Под выражением женственности мы понимаем все те желания, которые характеризуются пассивностью, основной потребностью быть любимым и склонностью подчиняться другим, что находит свое выражение в мазохизме, желании, чтобы тебе причиняли боль другие. С другой стороны, мы называем мужественными все желания, которые служат проявлением активности характера, подобно желанию любить и желанию достичь власти над другими людьми, контролировать внешний мир и изменять его в соответствии со своими желаниями. Поэтому мы связываем мужественность с активностью, а женственность — с пассивностью». Таким образом, женская суть определяется через определенные феномены человеческой природы, характерные в особой степени и специфичные для женской идентичности: мазохизм, пассивность и нарциссизм.

— Вы сказали, что до начала эпохи Просвещения поведение мужчины и женщины было более «чистым» в гендерном смысле. Какими были те женщины?

— К сожалению, мы очень мало можем сказать о женщине античности и Средневековья, потому что у нас нет никаких произведений или исследований, написанных женщинами о себе. Мы смотрим на женщин того времени глазами мужчин. Единственное, что позволялось женщине, когда она открывала рот — оплакивать кого-то. При входе в любой храм их встречала надпись: «Да умолчит жена в общественном собрании». Все это происходило по простой причине: мужчина — думает, он очень сознательный, а женщина — чувствует. Своими чувствами женщина во все времена могла «снести крышу» любому мужчине, и, естественно, их это всегда пугало и заставляло контролировать поведение женщины строгими правилами.

— Интересно, а почему было решено именно это эмоциональное, природное поведение женщины считать чем-то неправильным и требующим контроля? Был какой-то шанс, что все произойдет наоборот?

— Здесь могу сослаться на того же Аристотеля, который в IV веке до н.э. в своей работе «История животных» посвятил десятый том женщинам. Естественно, о мужчинах он в этом труде не писал. Античные философы считали, что женщина — это объект и животное, приравнивая их к обезьянам и рабам. Природа мужчины такова, что он стремится к власти, поэтому закрепиться в роли хозяина положения ему было несложно.

У женщин не было имен, их звали по имени хозяина дома, в котором они родились, впоследствии прибавляя к нему «порядковый номер» — каким по счету ребенком она родилась. Например: Юлия Сестерция — «из рода Юлиев, шестая дочь в семье». На Руси была похожая традиция — называть женщину по имени отца, то есть по отчеству: Петровна, Никифоровна и так далее.

Философ Жак Деррида, который жил совсем недавно, в прошлом веке, говорит о том, что женщина — это всего лишь завеса и паруса, внутри себя она ничего не содержит, это оболочка, скрывающая пустоту. Для нас это может звучать обидно, грубо, но общество в том виде, в котором оно существует сегодня, живет всего сто лет, а до этого многие годы люди существовали по другим правилам и не видели в этом никакой ущербности. Женщина ввиду своей физической слабости всегда была «присоединена» к мужчине, он был неким центром существования, с помощью которого она могла выживать.

— Тогда возникает вопрос: зачем женщины стали двигаться в сторону независимости? Чем их не устроило положение при мужчине, которое для нас, может быть, выглядит и ущербно, но для них было весьма комфортно?

В своих исследованиях этой темы я пришла к выводу, что функционирование социума происходило таким образом, чтобы в какой-то точке привести женщин к желанию обрести самостоятельность и право считаться личностью. Это часть развития общества в целом. К тому же, изменения, происходящие в мужчине с момента развития науки и техники, подталкивали к изменениям и женщину. Помните миф о Галатее, которую создал Пигмалион? Мужчина сотворил женщину для себя, высек ее из камня, а потом взмолился: «Вот бы у меня была жена, столь же прекрасная, как Галатея!» Боги исполнили его просьбу и вдохнули жизнь в камень. Мифы — это не просто сказки, это история человеческой ментальности, рассказанная метафорически. Мужчины — «передовой отряд» человеческой расы, они эволюционируют первыми, а женщины развиваются, отвечая на потребности новых мужчин. Природа как будто экспериментирует на мужчинах, а потом передает эти же изменения женщинам. Нельзя говорить о том, что женщина изменилась сама, она изменилась вслед за мужчиной.

Женщина античности была субстанциональна, то есть она чувствовала себя вещью, и ее это устраивало. Постепенно появлялись женщины, которые стремились к статусу личности и активно боролись за него. Многие философы говорят о том, что мужчина — это культура, а женщина — это природа.

На протяжении всей истории человечества постоянно пытаются сравнить мужчину и женщину, выбрать — кто лучше. А никто не лучше, мы просто разные. Женщины даже думают по-другому. У человека есть первичное и вторичное мышление. Первичное ассоциативное — это то, что мы называем мудростью, интуицией — принадлежит женщине. Вторичное мышление — это логика, причинно-следственные связи — типично мужское. Мужчина в любом возрасте будет логичен и последователен, а женщина уже в юности имеет доступ к своей инстинктивной части. Невозможно это сравнивать.

Женщина мужчиной всегда расщеплена, у него в голове всегда присутствует две разных ее ипостаси: материнское начало и сексуальное. Одну женщину он видит как носительницу двух образов. Так вот, возвращаясь к определению женственности, о котором мы говорили в начале… женственность состоит из двух одинаково важных частей — женского материнского и женского сексуального. Она одновременно и мать, и любовница. Если по каким-то причинам женщина отказывается от своей сексуальности, блокирует ее, то она не сможет чувствовать себя полноценной.

— Как я понимаю, работает и обратная ситуация? Только недавно у женщины появилась возможность выбирать — быть ей матерью или нет; раньше продолжение рода считалось обязательным, и вопрос был только в том, сколько детей будет в семье. Или это только иллюзия выбора?

— То, о чем вы говорите — скорее патология, нежели изменения в природном механизме. Это какие-то болезни новой души, они не имеют отношения к женскому. Это бессознательный протест против своей матери, месть ей, желание быть мужчиной. Например, девочка выросла без отца или с номинальным отцом, который не выполнял своих функций. Мать, вместо того чтобы искать подходящего для себя партнера, выбирает отношения со своей дочерью, и та по сути становится для нее заменителем мужчины. В девочке активно развивается мужская часть личности, и ей, естественно, сложно представить себя матерью. В отношениях с мужчиной она старается быть сильной и самостоятельной, отдаляясь от своей женской природы.

В психоанализе есть теория, которая очень доступно описывает формирование психологической потребности женщины в материнстве. Вкратце это выглядит так: на этапе проживания Эдипова комплекса (в 3-5 лет) у девочки возникает бессознательное влечение к отцу, инфантильное сексуальное желание, сильно отличающееся от взрослого. При благоприятном стечении обстоятельств, это период заканчивается для нее разочарованием, она понимает, что папа — это мамин мужчина. Но остается бессознательная фантазия о том, что внутри нее есть что-то, принадлежащее отцу. Впоследствии она понимает, что у нее есть биологическая способность рождения новой жизни и это и есть способ реализации ее детского влечения к отцу, желания иметь от него ребенка, иметь мальчика как продолжение отца: «Теперь отец — мой!» Желание иметь ребенка не приходит к женщине тогда, когда она выходит замуж, оно всегда у нее есть. И отсутствие этого желания на сознательном уровне, когда женщина говорит: «Я не хочу иметь детей» — это глубокая психологическая травма, а не направление развития женственности.

У женщины есть определенное природное предназначение. Ребенок, которого она рожает — это ее великое творчество. Она — Демиург, она подобна Богу в этом. Никто больше так не может, ни один мужчина. Какими бы прогрессивными мы не были, мы не можем отрицать свою природу. Если женщина отказывается от этого, она очень многое теряет. В соревновании с мужчиной она все равно проиграет, потому что это не ее территория, она даже мыслит по-другому.

— Любая тема, связанная с женственностью, вновь возвращается к мужчине, взаимодействию с ним. Не понимаю, зачем же нам, женщинам, стремиться к независимости, личному успеху, равенству в правах, если природа вновь и вновь возвращает нас в положение приложения к мужчине?

Женщина — это не приложение к мужчине, они вдвоем составляют единое целое. Женщина и мужчина постоянно находятся в диалектическом взаимодействии друг с другом, в конфликте под названием «сексуальность». Если мы потеряем различия, станем «равными» (хотя это в принципе невозможно, как я уже говорила), то мы потеряем самое ценное, что у нас есть — влечение друг к другу. Другое дело, что патологическая форма этого конфликта тоже вредна.

Каждый мужчина очень тяжело переживает тот факт, что в его жизни был период, когда он был целиком во власти женщины, своей матери. Если он этот период проживает нормально и его мать была «достаточно хорошей» — давала ему возможность быть автономным, независимым, была очень счастлива, что у нее именно мальчик, не задвигала его «за плинтус», — тогда мужчина во взрослом возрасте сохранит в себе уважение к женщине и не будет стремиться самоутвердиться за ее счет.

— Получается, что любое радикальное отстаивание своих гендерных прав — это воплощение конфликта с родителем противоположного пола?

— Да, именно так.

Например, мужчина может проявлять необоснованную агрессию по отношению к некой подчеркнуто женственной особе. Казалось бы, она по природе должна его привлекать, притягивать, но он, наоборот, на дух ее не переносит. В чем может быть проблема? В его ранимой мужественности. У мужчин есть проблема, даже, скорее, данность их существования: на протяжении всей жизни он должен доказывать себе, что он мужчина. Георг Зиммель писал о том, что женщина никому не должна доказывать свою женственность, она с ней родилась.

У мужчин другая история: постоянное подтверждение своей мужественности. Если он при этом в детстве был «кастрирован» своей матерью (имеется ввиду психоаналитический смысл этого слова, конечно), то чарующая, притягательная женщина будет действовать на него как постоянный раздражитель. Такой мужчина блокирует свою сексуальность и постоянно пытается удержать внутри сильнейшую энергию. Самый приемлемый способ разрядиться в этой ситуации — трансформировать сексуальность в агрессию, что он и делает.

— Исходя из того, что изменения в женщине спровоцированы изменениями мужчины, к чему приведут современные «реформы женственности»? Восстановим ли мы баланс мужского и женского в обществе или наше диалектическое взаимодействие перерастет в нападки друг на друга?

— Я убеждена, что женственность сейчас находится в глубоком кризисе. Он начался примерно в 20-30 годы прошлого столетия, когда женщины надели брюки и утвердили себя в обществе как те, кто может и должен работать, и до сих пор не закончен. Я здесь вижу много параллелей с кризисом подросткового возраста, который структурирует психику человека, выводит его из состояния маленького ребенка, зависимого от своих родителей, во взрослого автономного человека, который отвечает сам за себя.

— И куда же мы выйдем из этого кризиса? Какие ваши прогнозы?

— Пока еще непонятно, чем этот кризис закончится. В подростковом возрасте мы можем пережить свой кризис, благополучно выйти из него и стать взрослыми, а можем зафиксироваться в нем и обрести так называемую диффузную идентичность — будучи внешне взрослым человеком, внутри оставаться ранимым, беззащитным ребенком с фрагментарным пониманием и осознанием, кто есть Я. Какой станет женщина — мы пока не знаем, потому что мы видим как здоровые процессы развития, так и патологические.

— Какие именно патологические процессы?

— Например, нарциссизация женщин, активное стремление к красоте, молодости, совершенству. Чувственные цели отходят на второй план, потому что приоритетом становится внешняя оболочка. Получается скорее «королева», нежели обычная женщина, которая мечтает о мужчине и о ребенке.

Беседовала Вероника Заец

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
elleni7

Спасибо за интересное интервью. Не совсем поняла, что имелось в виду вот в этой фразе: "Во время внутриутробного развития у плода первые месяцы присутствуют обе потенции — развиться как в мальчика, так и в девочку. Только через два месяца поступает мужской гормон, который определяет пол ребенка." Ээээээээ…. Вообще-то пол определяется хромосомным набором.46 XX или 46 XY. Как повезёт во время зачатия. А мужской гормон определяет фенотип плода (в очень редких случаях клетки не чувствительны к нему и организм формирует женские вторичные половые признаки, хотя генотип и мужской). Простите за банальность.

elleni7

И ещё раз эээээээээ….. Простите, я, конечно, довольно давно закончила мед. институт, допускаю, что с тех пор наука ушла далеко вперёд, а я всё пропустила. Но чтобы 8 раз? X хромосома становилась Y хромосомой и обратно? Или это что-то нью-эйджевое, с хромосомами не связанное, а про переселение душ? Искренне недоумеваю.
А то, что иногда внешне вполне женственные женщины обращаются к гинекологу-эндокринологу по поводу бесплодия и после анализа на кариотип узнают, что вообще-то они мужчины — это да, такое я своими глазами видела, приходилось сталкиваться по работе.

Ежик

А….ну это генетические аномалии. Там синдромов всяких десятки. Но они очень редки.

elleni7

Если речь о синдроме Шерешевского-Тернера, так это хромосомная аномалия, довльно редко встречающаяся, не надо эти данные на всех экстраполировать. В норме всё просто. Либо мальчик, либо девочка. Без колебаний. Бедные дети, если им ещё и пол себе выбирать внутриутробно.
Я не настолько "тоже не сильна в медицине" )))))

Ежик

А вот там так и было. Проницаемость яйцеклетки-генетические аномалии-гормональное внутриутробное влияние,причем,если мне память не изменяет,там два периода-потом патология пубертата -плюс всякие проблемные отношения с матерью и женой.То есть рассмотрели все редкие клинические варианты и все психологические моменты,в популярном ключе.Тяжел путь настоящего мужчины…))

Гоблинище

Ой, что-то мне уже страшно. Это значит можно жить себе спокойно, а потом узнать, что ты вовсе мужык? Далеко наука шагнула, ничего не скажешь. Уж если так получилось, может лучше и не знать )))) я собственно не то чтобы против, но уже вроде привыкла что девочка ))

Арина

Но зато медведями мы уж точно не окажемся.

Гоблинище

Ой, а расскажите пожалуйста про анализ на кариотип, что это такое и с чем его едят?

elleni7

Кариотипирование — генетический анализ. Определение количества и структуры хромосом. Позволяет выявить хромосомные аномалии, определить пол в спорных случаях. Делать имеет смысл по назначению врача, всем подряд бессмысленно. Хотя моя подруга-психолог, наслушавшись лекций по медицинской генетике, побежала сдавать. 5 тыс. отдала. Месяц трепетала, потом : ура, я женщина! Как будто так было не ясно )))) Хотя мне приходилось видеть деток, которым при рождении установили один пол, а потом выяснилось, что ошиблись. Трагедия. Ребёнок себя уже осознаёт мальчиком или девочкой, а тут такое… А уж что с родителями творится!

Гоблинище

А как такое может быть? ведь первичные признаки — разве что на УЗи спутать можно, а когда уже родился и вырос?

elleni7

Ну у детей как пол-то определяют? Не на приёме же у гинеколога. Внешний осмотр половых органов, и хватит. И так видно. А там такая штука, что вроде видно одно, а на самом деле другое… Синдром тестикулярной феминизации, почитайте, если интересно, здесь писать не хочется.

Гоблинище

Спасибо, прочитаю!

Екатерина (другая)

Вот-вот, я в университете посещала курс "Физиология и иммунология", там была лекция, посвященная таким хромосомным отклонениям… Я долго думала после этого, "а не мужик ли я".

Dusineya

Насколько я помню из курса для психологов, вопрос конечно же, не в том, что хромосома туды-сюды скачет, а в том, что должно произойти обязательное гормональное воздействие на определенных стадяих для того, чтобы сформировался здоровый мужской организм. Вообще, чтобы получить мальчика, природе приходится прикладывать больше усилий, чем для девочки, если можно так выразиться.

Анна1982

Уже боюсь!!! Значит, и я могу оказаться мужчиной?? У меня тоже со здоровьем непорядок в этом смысле.

Ежик

Теоретически да,но все же это очень редкая патология.

elleni7

Анна! Ваша женственность очевидна даже в интернет-пространстве! 🙂

Ежик

Ну так Елена о том же. Иногда бывает,что при мужском генотипе формируются женские половые признаки. Понятно,что генотипирование без необходимости никто не проводит. Но это один случай на много тысяч. Бывают такие казусы в большом спорте-насколько я знаю,таких женщин стали дисквалифицировать после того,как четко прояснили этот феномен. А в настоящее время вроде как и генный анализ им положено делать.
Насчет восьми раз-перебор…Читала что-то похожее,это популярная была статья. Местами забавная. Что мне показалось интересным-вопросы проницаемости яйцеклетки. Вот правда,говорим-отец несет две разные хромосомы. Но кого пустить?))

elleni7

Слышала, что pH среды имеет значение. чем щелочнее, тем более подвижны игреконосцы, успевают первыми. Не факт, правда, что это доказано.

Ежик

А они прибежали и давай в оболочку стучаться,ферменты тратить и слой истончать…А тут медленно,вальяжно и своевременно подплывает миссис икс.))

Попова Анна

Нет, 44XX и 44XY. И даже если 44XY, но ткани плода не чувствительны к андрогенам, фенотип будет женский, даже очень женственный и красивый. А в брюшной полости будут семенники, и сила мышечная как у гренадера. Такой вот он синдром Морриса.

Гоблинище

Но при этом женских внутренних органов не будет, вроде как.

Ежик

Да,в классическом случае не будет.

elleni7

В очередной раз ужаснулась отношению к женщинам в античности. В одном ряду с обезьянами и рабами. И кто-то ещё говорит, что после пришествия Христа мир никак не изменился. Ничего себе не изменился! Благодаря Новому Завету рабство перестало считаться нормой жизни, а женщина была признана равноправной мужчине. Все современные гуманистические ценности происходят из христианства. Если бы не Христос, так и ходить бы нам, сёстры, с порядковыми номерами…

ККК

Ислам сыграл такую же роль в истории- кочевые племена просто убивали девочек младенцев ( когда были не благоприятные условия — голод или большое наличае других детей). Приход ислама это запретил, говоря , что душа и в теле девочки душа.

Ирина Ия

Вроде даже убийство женщины не считалось убийством человека, мол, нечего одной на улицу выходить. А с приходом ислама появилась хоть какая-то защита: ношение чадры означало, что женщина принадлежит семье, в которой есть мужчина, который за нее потребует суда или отмстит. Но все же до равноапостольных жен им еще далеко.
Да уж, большой путь мы проделали от той древней римлянки, которая осмелилась заговорить на форуме и повергла тем в священный ужас присутствующих мужчин — не обрушится ли кара на весь город за такое неслыханное безстыдство 🙂

ККК

Не знаю насчет равноапостольных, но меня как то заинтересовало положение женщины в исламе- прочитала много разных статей, книг. Все очень по разному, но к женщине отношение уважительное, прав у нее много (опять же от страны многое зависит). Самое большое удивление вызвало описание гарема турецкого султана- для женщин это было прекрасное место. По истечении кажется 5 (или 9) лет пребывания там в наложницах, за это время женщину обучали музыке, танцам и т.д. И если султан ни разу ее не "заметил" — женщине давалось хорошее приданное и ОНА ВЫБИРАЛА себе мужа! А в кандидатах недостатка не было.

elleni7

Что-то вот не захотелось в прекрасное место для женщины, гарем турецкого султана… как-то я по другому представляю себе прекрасные места… совершенно нет охоты быть игрушкой для мужчины. пусть и в золотом кукольном домике.

ККК

Сейчас гарема нет )))), а вот веке в 17 я бы точно предпочла гарем султана, с дальнейшем выбором какого нибудь визиря в мужья ))), чем быть битой скотиной на полях бескрайней родины.

Nata.

Если бы Вы жили в 17-м веке, то возможность узнать о том, что можно жить как-то иначе от того уклада, в котором Вы родились, была близка к нулю. Так что скорее всего выбирать бы не пришлось.

ККК

От кармы зависело.)))

Nata.

Да, выбирала похоже один гарем поменять на другой. А если хоть раз султан заметил, то сиди и дальше. Взаперти. Нет уж, спасибо, что-то как-то не захотелось.

elleni7

Всё таки на европейскую культуру и сознание европейцев вообще безусловно основополагающее влияние оказало именно христианство. Ислам в Европе не был так распространён. Это сейчас, когда западное общество признало себя "постхристианским", оно стремительно вырождается и самоуничтожается, а освободившееся место заполняется носителями ислама.

Попова Анна

Таки да! Господь наш Иисус Христос мог явиться в этот мир разными путями, но все же был рожден Богородицей (это первое доказательство нашего женского привилегированного положения); по Воскресении своем Иисус явился именно мироносицам, а не кому-либо из апостолов (второе); единственный человек, которой был принят на небеса не только светлой своей душой, но и телом — Богородица, а она — женщина (третье). Но я не хочу, чтобы сказанное мною сейчас было расценено как православный феминизм. Просто я так считаю

Вера

Ну, насчет привилегированности это уж вы перегнули) Скорее, равенство в потенциале.
Явление Христа мироносицам и воскресение Богородицы — скорее по их личным качествам, а не по принадлежности к женскому полу. И про Иоанна Богослова забыли — он тоже на небе в своем теле 🙂

Nata.

А как же Илья- пророк, вознесенный на колеснице на Небо?

elleni7

"женщина никому не должна доказывать свою женственность, она с ней родилась."
Может, и родилась, но пользоваться ей ещё надо научиться. Висит в шкафу, как платье "на выход", того и гляди, мало станет, а одеть некуда. Повода нет принарядится.

Мария Мышкина

Не надо доказывать свою женственность, надо доказывать свое право быть человеком до сих пор. Есть такая армейская пословица: "Бабье дело портки стирать и щи варить".

MaryAnn

у меня диффузная идентичность ((

Женечка

а меня вот мысль ближе к концу смутила по поводу того, что вот как плохо, что женщины в 20-30 стали работать и уравнивать себя с мужчинами. Звучит, как будто до этого женщины не работали, а только сидели красивые дома и детей рожали. Ведь насколько я понимаю наши женские предки еще как пахали. Разумеется, я про простые сословия говорю, не про дворян и знать. В деревне — поля, дом, тоже тяжелая работа. В городе — какие-нить прачки, обслуж.персонал. И дети и дом все на ней при этом. И боролись-то в 20-30 за то, чтоб оплата была соответствующей — как с мужчинами.… Читать далее »

ККК

Знать еще круче себя вела- Елизавета в Англии, Изабелла Кастильская, Екатерина Великая- они очень увеличили свои империи, были такими мудрыми правительницами, что многим королям и царям до них оччень далеко.

Ежик

Не знаю,мне кажется,никогда женственность и ее проявления не ценились,по большому счету-касаемо "сейчас она в кризисе". Крестьянки пахали беременные-небеременные очень тяжело,у дворянок мужья гуляли и состояния проматывали нередко, может,в каких-то небольших сословиях? А уж про античность молчу,Аристотель прям разочаровал…))

Nata.

Отсюда вопрос — что толку пользоваться женственностью?

Ежик

Так и есть. В женщинах больше ценится мужественность в сочетании с красотой.)) Только мужественность имеет больше точек приложения для деятельности,чем у мужчины.

Эля

Аристотель, эххх…Гиватию "наказали" люто, людоеды лавроносные…Хорошо, хоть Кассии никто не мешал

Лариса

Женщина — Мать Христа!И этим всё сказано.Женственность в Материнстве и в служении Мужчине.Если не дано материнства или Мужчины,то женственность выражается в служении близким ,в доброте и мягкости.

Тали

Вообще-то Богородица — дева. И как быть с теми девами, которые хотели служить только Христу? ))) Такими святыми подвижницами я восхищаюсь больше всего. Скорее всего потому что сама на такое не способна.

ККК

То есть выбора нет- служение близким и усе?! Как страшно жить. Кстати, до Христа было много чего интересного…

elleni7

Языческие человеческие жертвоприношения, например….

ККК

Я бы не была так категорична, христианство старательно уничтожало не только древних богов (идолов), но и всякие источники письменные в том числе об их культах. Насаждение христианства было жестоким, крестили Русь огнем и мечем. Это факты общеизвестные. Посмотрите на современных людей, у многих вера носит явный языческий оттенок, это не хорошо и не плохо, это свойство человека.

elleni7

Да у нас и письменность-то с приходом христианства появилась, что там уничтожать-то было, какие источники? А потом, кое что сохранилось — у арабов, например, лиц не заинтересованных. Очень есть интересные описания быта и нравов славян-язычников. Можете ознакомиться, на Правмире была как-то подробная статья с указанием источников. Роль женщины там была чётко обозначена — для утех и жертвоприношений. А хорошо и плохо — понятия, которые относительно какой-то системы координат существуют. Хорошо для чего? Для христианина, желающего спасения души и Жизни Вечной, языческие верования — не есть хорошо. А про свойства человека очень хорошо сказал какой-то китайский мудрец. Мол, у животных, как… Читать далее »

ККК

Забыла, еще 500 лет буддизма, там никаких жертвоприношений.)))

elleni7

почитайте про культ Калачакры, удивитесь. Буддизм довольно разнороден, в нём есть такие течения, которые с нашей точки зрения напрямую относятся к сатанизму.

ККК

Христианство тоже разнородно, культ не показатель. Все религии учат одному- самосовершенствуйся ( или спасайся, если угодно) и помогай ближним.

Цветик

Ой, насчёт письменности всё туманно. Вроде как находили надписи на прялках и глиняных посудах с именами хозяев этих вещей, но многие историки не видят в этих закорючках признаков письма.
Даже если у славян письменность какая-то и была, то видимо не особо пригодная для записи больших эпосов. По крайней мере ничего такого наши предки не записали.
Сейчас стало так модно обвинять христианство в уничтожении "наследия предков". Ай ай ай!
Только не забывайте, что кельтскую мифологию в материковой Европе, например, уничтожили не христиане, а вполне себе язычники римляне.
А вот в Ирландии мифология сохранилась именно благодаря христианским монахам.

Eugenia

Ну если жить только для собственного интересу, то Христос как бы и не нужен.

Мария Мышкина

"Служение мужчине" — все-таки потрясающие слова. Нет, как я понимаю, христианин должен служить своим ближним в любом случае, но в обязательстве женщине служить мужчине отчетливо представляешь античное отношение к женщине. Как к рабыне.

Ольга

Да уж, смешались в кучу кони, люди, типа, животные -женщины, люди-мужчины, а главное -массированная пропаганда унижающая женщин, впрочем по стопам аристотеля, слегка припудренная философия, женщина должна проиграть — Карфаген должен быть разрушен и т.д. Да ладно уж, очередная промывка мозгов. Живите проще: женщина равноценна мужчине, на самом деле разница не такая уж и большая, но решаемые задачи женщиной и мужчиной разные, а отсюда и кардинальные различия в мышлении и поведении, женщина не так уж и слаба, но более терпелива и менее настроена на борьбу и больше на примирение, вот в этом и есть "страшный" проигрыш.

Екатерина

Дедушка Фрейд ,конечно гений,но сводить к хромосомам и каким-то инстинктам поздно. Сколько себя помню,всегда осознавала себя отдельной личностью. С детства знала,что буду самостоятельной .Просто это состояние даже не души ,а духа.Свободного и самодостаточного. Это не значит не выполнять социальные обязательства перед мужем или детьми, но твоя любовь к ним разумна и лишена животного начала. Она не бездумна.В первую очередь потому, что ты можешь управлять своим разумом. И в моей семье все как раз ,было очень "правильно". Причем по обеим ветвям.Откуда же во мне это? Причем с этим я родилась.И наблюдая нынешние отношения среди людей ,благодарю Бога за этот дар —… Читать далее »

Что-то мне даже жить расхотелось после этой статьи.
Вначале женщины — полу-животные, теперь — полумужчины в брюках…И никакой надежды.

Nata.

Да не берите близко к сердцу. Что было, то прошло. Сегодня есть то, что есть. А чье-то мнение… Это всего лишь мнение.

ККК

Статья -это всего лишь статья.))) Частное мнение, пусть трижды уважаемого человека! Когда женщина была "полуживотным" по Аристотелю- это не мешало поклоняться сонму богинь! Не так все плохо, кстати, богини Древней Греции — очень женственны, сильны и влиятельны! А мифология отражение жизни!)))

Попова Анна

В Древней Греции были женщины двух категорий: жены-матери-хозяйки и гетеры. Первые были бессловесны, почти бесправны и малообразованы. Вторые — это прототипы того сонма богинь, о которых Вы говорите. Были, кстати, еще жрицы, совсем особый случай.

ККК

Ой, а в Европе в средние века в Венеции, например, было все тоже самое, только жриц, конечно не было. А вместо гетер- куртизанки, которым можно было учиться, что бы услаждать мужской слух приятной беседой и стихами, часто своего сочинения. А жены -матери сидели дома и хорошо, если за всю жизнь прочли одну книгу религиозного содержания. Ничто не ново под луной)))).

Ксания

Были и "жрицы", если можно так выразиться, правда, не знаю, как с этим осбстояло дело в Венеции. А в Германии были Матильда Вестфальская (Матильда Святая) и Хильдегард фон Бинген — служительницы Церкви. Образованные, мудрые, талантливые женщины. Весьма почитаемые (и часто довольно могущественные) при жизни, признанные святыми по смерти. Впрочем, подробнее писать об их достоинствах предоставлю нашим "Матронинским" сестрам-католичкам. 🙂
Подозреваю, что были такие в каждой стране. Только я немецкой историей "вплотную" занялась. а до Венеции или Дании руки пока не дошли 🙂

Похожие статьи