Школьная травля — явление повсеместное. 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек со стороны сверстников. Почти в каждом классе есть такой ребенок. Однако говорить о причинах школьной травли, о том, чем могут помочь детям родители и педагоги, в нашей стране только начинают. Одним из способов поддержки детей и подростков, переживающих травлю, может стать положительный пример взрослого. В благотворительной организации «Полдень» сняли видеоролик с участием ныне успешных и известных людей, которых в детстве били, унижали и подвергали бойкоту. Чемпион мира по жиму лежа; бизнесмен, в 24 года владеющий сетью магазинов косметики; ученый, профессор и доктор наук; правозащитница и помощник депутата Госдумы рассказывают на камеру личные истории и дают советы себе 15-летним. Они еще не знают, что за ними в соседней комнате пристально наблюдают настоящие подростки… Замысел ролика — показать, что сегодняшняя успешность для многих взрослых вовсе не означает безоблачного прошлого. Часто оно полно травмирующих воспоминаний, но этот опыт можно преодолеть. Как именно, рассказывают герои ролика. Комментирует Лариса Ларина, психолог-консультант, преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии развития МГППУ: Размышляя о буллинге после просмотра видеоролика, я думала об одном своем недавнем открытии. Мы с подругой вспоминали школу, и я обнаружила, как одни и те же люди и ситуации «отпечатались» в нас совершенно по-разному — и как по-разному сложилась наша жизнь. Анализируя наши реакции в прошлом, я вижу причину страданий подруги в запрете ее матери на какое-либо противостояние обидчику. Насилие в школе — это всегда в некоторой степени эхо того, что происходит в семье. Так или иначе, когда человек оказывается в роли жертвы, он скован, ограничен определенной реакцией на происходящее. В этот момент главный вопрос не в том, как справиться с ситуацией, а почему в принципе невозможно справиться с ней? Отчего возникает такое бессилие — вопрос сложный, требующий отдельного рассмотрения. Если коротко, то в основе его могут быть не только внешние обстоятельства, но и выученная беспомощность, или паттерн непротивления, приобретенный в семье, или убеждение, усвоенное от значимых людей, или эхо травматического опыта. И задача взрослого, который пытается помочь ребенку – жертве буллинга, в том, чтобы показать ему иную позицию — что справиться с этим в принципе возможно. Например, рассказать свою историю, как это показано в видеоролике. Другой взгляд на проблему может стать для подростка соломинкой надежды, а затем, если ваш опыт переживаний эмоционально отзовется в его сердце, и новой возможностью, ресурсом для решения проблемы. Эти истории имеют большое воздействие в силу своей реалистичности, порой более сильное, чем истории, увиденные в фильме или прочитанные в книге, в которые не всегда удается поверить. *** А что бы вы сказали ребенку или подростку, переживающему травлю со стороны сверстников? Какими словами и/или действиями поддержали? Если в вашей жизни был опыт буллинга, что бы вы сейчас сказали себе 10-, 13, 15-летнему?