В пору моей церковной юности среди семинаристов был популярен анекдот:
Великим постом игумен обходит кельи и вдруг видит, что один монах варит над свечкой яйцо. Разгневанный игумен врывается в келью, требуя объяснений, монах падает ему в ноги: «Прости, отче, бес попутал!» И вдруг из угла раздался голос бесенка: «Не верь, отче, я сам смотрю и удивляюсь: ни один бес до такого не додумается!»

Почему верующие грешат? Многим из нас доводилось слышать этот вопрос. Как вариант — почему верующие продолжают грешить и даже грешат еще хуже, чем неверующие? На него трудно ответить двумя словами, поскольку причина внешних «раздраев» запрятана глубоко внутри каждого человека. Но если в целом обрисовать картину, то она получится довольно-таки удручающей: христиане нередко поступают с окружающими гораздо хуже, чем неверующие, а должно быть наоборот.

Не секрет: православные, как никто другой, умеют облить тебя грязью, присыпав свое мнение о тебе ссылками на святых отцов, а потом с людоедской улыбкой добавить: «Ну ты прости меня Христа ради!» Давно подмечено: как только на православном форуме появляется какая-нибудь гадость, так обязательно в подписи стоит «смиренный раб Божий имярек». Или другое не менее распространенное явление: участники обсуждения перегрызлись до помутнения разума, взаимные оскорбления льются как из ушата, и у каждого в профиле — «православный МП».

Господи, помилуй нас! Ну почему мы не меняемся, придя к вере? Формулировки в стиле «против православных особо сильно воюет нечистый» лично меня не устраивают. Думаю, все проще, гораздо проще. Источник хамства — в наших собственных душах, в нашем воспитании, в том, как мы привыкли относиться к ближним. Для неверующего подобное поведение еще может как-то быть оправдано, но очень неприятно и обидно, когда кусать начинают свои.

На мой взгляд, диссонанс между тем, что мы исповедуем на словах, и тем, как мы поступаем, заложен в очень серьезной ошибке, которую совершают, наверное, процентов 95 тех, кто считает себя православными. Начиная свой путь к Богу, большинство из нас стремятся как можно больше усвоить правил внешнего поведения, совершенно упуская из вида свою душу.

Давайте вспомним, как мы начинали свой путь? Наверняка большинство рассказов (и мой в том числе) начнется с воспоминаний, как мы впервые пришли в храм и совершенно не знали, как себя вести в нем. Как правильно войти в дом Божий, сколько раз перекреститься, куда поклониться, каким иконам и в каком порядке ставить свечи. У большинства первой православной книгой была брошюра «Как вести себя в храме».

На следующем этапе мы все свои усилия прилагаем к тому, чтобы заучить как можно больше молитв, порядок их чтения, в какие посты что можно вкушать, пополняем свои библиотеки акафистниками и душеполезным чтением. И на этом духовный путь большинства из нас заходит в тупик. Когда усвоены все правила, выучены все тропари и молитвы, пост усугублен до такой степени, что следующим этапом становится только питание солнечной энергией, делать в Церкви нам уже становится больше нечего.

На этой почве у многих начинается кризис веры. Если точнее, то кризис воцерковленного тела. Это тело мы столько времени усердно воцерковляли, приучая его к долгим стояниям на службе, к посту, к своевременным поклонам под строго определенным углом. А вот душа так и осталась невоцерковленной. Все усилия прошли мимо нее красивой походкой. Отсюда уродливые явления в среде верующих: вот этот раб Божий причащается каждое воскресенье, но при этом блудит. А вот эта сестра во Христе усердно кладет земные поклоны, но при этом обдумывает, как бы сына с невесткой развести. А вон тот благочестивого вида христианин не уступит в автобусе место старику. Потому что у многих из нас жизнь отдельно, а вера отдельно. Наши религиозные убеждения часто становятся подобием одежды, которую по возвращении из храма снимают и вешают на гвоздик в прихожей.

К большому сожалению очень и очень многие православные забывают о том, что себя надо менять, прилагая усилия. Перемена характера, привычек, нрава не происходит сама собой. Необходимо принуждать себя жить по-христиански. Усвоить внешние обычаи относительно просто, тем более, когда привлекает новизна. Но не они делают человека христианином. Молитва, поклоны, крестное знамение, исповедь и даже причастие — это вспомогательные средства на пути нашего спасения.

И если мы не прилагаем усилий к тому, чтобы изменить свое отношение к окружающим, то проку от них никакого. Это все равно, что пускаться в плавание с надувным кругом. Да, на воде ты, вроде, держишься, но плавать-то все равно не умеешь. И при любом катаклизме, который у верующих принято называть искушением, пойдешь ко дну под веселое бульканье пузырьков.

Возвращаясь к теме кризиса веры или периода охлаждения, который случается у большинства верующих, хочу сказать, что, по моему мнению, его причина кроется именно в том, что все усилия были направлены на стяжание обычаев внешнего благочестия. Это как игра: до какого уровня я дойду? Основной целью становятся прыжки с уровня на уровень, а когда игра пройдена, она становится неинтересной.

Из года в год одно и то же: Рождество, Крещение, Пасха, Троица. Все богослужения уже посетил, каждое движение священников выучил наизусть, все грехи рассказал, а новых мало. Становится неинтересно, жизнь утрачивает изюминку. Ходить в церковь незачем: она перестала быть источником развлечений. А поскольку человек постоянно желает ощущать остроту жизни, то в таком состоянии, если душа осталась невоцерковленной, вполне может качнуть на прежнюю тропинку, где и пьянки, и блуд, и самоутверждение — пресловутая изюминка будет вновь обретена в грехе.

И все грехи как лишние килограммы после неправильной диеты — возвращаются назад и приводят с собой новые. А некоторые видят в этом еще и особую пикантность: это мне Господь попускает падать, чтобы я видел, к чему стремиться. Или еще лучше: не согрешишь — не покаешься, не покаешься — в Царствие Небесное не войдешь. И без особых забот продолжает падать еще и еще, даже не утруждая себя вставанием.

В немалой степени подобному состоянию верующих способствует странное отношение, распространившееся у нас к исповедующимся: до причастия не допустят человека, который не вычитал положенных молитв, а того, кто одержим ненавистью к ближнему, допустят. Акцент смещается. Верующий понимает, что гораздо важнее исполнить внешнее правило, а на собственно грех можно «забить». Встал перед аналоем, список грехов по листочку зачитал, разрешение получил, и, слава Тебе, Господи, можно продолжать делать пакости невестке, пить, блудить и бить жену. И бесы тут ни при чем, это мы сами никак не найдем мостик, по которому можно перейти в нормальную христианскую жизнь.

Этот мостик есть, и он известен христианам уже более двух тысяч лет. Это Евангелие. Мы часто укоряем протестантов тем, что они отвергают учения святых отцов, но сами совершаем не меньшую, если не большую ошибку: мы не ставим во главу нашей жизни Евангелие. Излишне увлекаясь поучениями и наставлениями, некоторые православные ни разу в жизни не открывали Евангелие, а из тех, кто открывал, немало таких, которые говорят: «Мы читали, но ничего не поняли и больше не читаем».

А ведь Евангелие написано простым языком. Возлюби ближнего своего — как еще понятнее можно написать? Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с ближними. Тяжело понять? Наверное, понять легко, а вот исполнять не хочется. Или, может, мы намеренно бежим от любви к этим противным ближним в формальное исполнение церковного этикета?

Если мы вспомним Евангелие, то в ряду всех событий вспоминается особенная «нелюбовь» Спасителя к фарисеям. Чем же они заслужили такое отношение? Фарисеи — это особая каста учителей. Они наизусть знали Писание, могли часами вести богословские споры, они помнили все религиозные предписания до последней точки: какую жертву как и когда приносить, какую молитву при каком случае читать, что в какие дни дозволяется, а что нет… Но при этом не делали никаких усилий для того, чтобы жить по заповедям. Закон вытеснил Бога из их душ.

Помните, какими словами назвал их Господь? Чаши украшенные, полные нечистот. Многих из тех, кто читает Евангелие в наши дни, думают, что под украшением имеется в виду красивая одежда, бижутерия, косметика, дорогие дома и машины… И это тоже. Но основное украшение фарисея — это доскональное знание закона. Современные фарисеи не пишут цитат из Писания у себя на рукавах, но они досконально знают, в какой день какие стихиры поются, какой акафист и в каком случае прочитать, и на любую твою фразу ввернут цитату из святых отцов, чтобы ты почувствовал себя червем, а не человеком, поношением среди людей. При этом они жестоки и циничны к ближним.

Это они, отбив очередную сотницу, скажут человеку, которого постигло несчастье: «Это тебе по грехам!». Это они, вместо того, чтобы посочувствовать и утешить, еще и еще раз толкнут тебя в лужу, в которой ты оказался, да еще и прокричат вслед парочку обличительных фраз. И именно из их рядов выходят самые отъявленные хулители Церкви.

Сейчас время Великого поста. Это время покаяния, переосмысления своих жизненных позиций, своего места в этом мире. Это прекрасная возможность поменять вектор своей религиозной жизни и соединить наше книжное благочестие с благочестием души, наконец-то перейти этот мостик от виртуального христианства в реальное, в котором преобладающей движущей силой будет Любовь.

Фото: pravmir.ru

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
olgayeriomenko

Да, тоже любила эту старую сказку: "Да я сам впервые вижу, чтобы яйца на свечках пекли!!"

aktovegin

Лиля, но ведь человек, хоть раз заглянувший в "Лествицу" должен понять, что ему совершенствоваться-непересовершенствоваться.
А насчет "вычитывания"… больная тема.

Настасья Ф.

Да, "вычитывание" — отдельный разговор. В некоторых епархиях благословляется постоянным прихожанам причащаться без предварительной исповеди, если грехи "повседневные".

"Излишне увлекаясь поучениями и наставлениями, некоторые православные ни разу в жизни не открывали Евангелие." Вот-вот! Так хочется побольше книжек прочесть всяко-разных, с умным видом их цитировать. (Это я о себе, если что)

А статья очень кстати, спасибо Вам, Лилия, огромное!

olgayeriomenko

ИМХО — без исповеди причастие недопустимо. За исповедь. Но опять же (лично для меня) больше пользы накануне вечером посидеть, подумать о своих грехах. Как гневалась, осуждала, завидовала, обижалась. Потом положить земные поклоны с одной только молитвой мытаря. Прочитать покаянный псалом.
Но вот "вычитывание" канона и акафиста людям, которые к детства к ним не приучены, не принесет никакой пользы. Оно отвлекает, расстраивает покаянный строй мыслей.
Ведь 700 лет назад эти каноны были на пользу, поскольку понимались людьми, т.к. были написаны на их обиходном языке. А сейчас надо продираться сквозь непонятный язык. тут уже не до смысла.

Ежик

А если причищаются раз-два в неделю и имеют духовника,который хорошо знает человека? Есть и такие. Их,мне кажется,можно и допускать.
Но это не про меня и большинство,безусловно.

olgayeriomenko

Конечно.

tim_vika

У нас на приходе есть бабуська-лампадница. Она каждое воскресенье причащается, но каждый раз подходит к исповеди

Лилия Малахова

Покаяние и причастие — два не связанные между собой таинства и чисто канонически священник не имеет права не допускать не исповедовавшегося человека до причастия. Но есть еще понятие практики, из которой исходя выработалась традиция — сначала исповедь, потмоу причастие. Это в России. В Греции, например, такой традиции нет.

olgayeriomenko

Это так, но к Чаше после исповеди подходишь совсем не так, как без нее. Выразить не могу.

Одинокая

к Чаше без исповеди подходишь совсем не так, как "с". Тоже могу свидетельствовать.

Eugenia

Да, но причастие предполагает, что душа не отягчена нераскаянными грехами. По крайней мере мне так объяснял духовник. То есть получается два разных вроде бы таинства, но прожить даже неделю и иметь чистую совесть мне, например, недоступно.

Лилия Малахова

Нет, Причастие этого не предполагает. Господь не установил вообще никаких ограничений по поводу Причастия.

olgayeriomenko

Господь и молитвенного правила не устанавливал. Точнее, установил простое и понятное, в противовес фарисейским. И таинство брака тоже не устанавливал. Просто говорил, что если обещались одному мужу, одной жене — с тем и живите.
Церковь развивается. Если отменить исповедь перед причастием, Вы представляете (а Вы лучше меня знаете приходскую жизнь), сколько людей вообще перестанет исповедоваться. Т.к. в них одна радость, Бог у них в душе и исповедь — дело интимное.

Лилия Малахова

Это тоже правильно. Исповедь сейчас — последний барьер, хоть какой-то для всех тек, кто попрется к причастию, если отменить исповедь. Некрещеные это еще пол-беды. Колдуны, неверующие, от "бабок" — пойдут все, чтобы замуж выйти, чтобы деньги водились и так далее.

Loreleya

Я знаю женщину, которая исповедуется, только не говорит, что еще и астрологические карты чертит и по ним жизнь строит, а то не пустят причащаться. Но редко она в храме бывает, астрогордыня не дает.

Арина

Если человек считает себя достойным причащаться, то он этого недостоин.

Олеся Морская

Не имеет права. Хахахахаха. Что-то незаметно.

olgayeriomenko

Что-то смешное? Я не поняла.

Олеся Морская

Как это так не имеют права не допускать, когда делают это во всю ширь своих рук. Раззудись плечо, как говорится.

Да и вообще, наросла культура. Да так, что "у нас принято" стало куда поважнее, кого там Христос звал подходить к Чаше. я всё понимаю, причины и обоснованность. Но стало ведь.

Maria_Francesca

Я знаю, что причащаться могут те, кто не имеют на совести смертных грехов. Если только повседневные — то можно. Но это католическое установление, православные мне не известны. Хотя идея, что в разных епархиях по-разному, для меня странна.

Екатерина (другая)

Не могу согласиться… Я с детства не приучена была ни к каким молитвам, выросла в совсем невоцерковленной семье. Но через несколько месяцев регулярного посещения богослужений стала понимать тексты на церковно-славянском. И чем дальше, тем лучше понимаю. Особенно помогало чтение русского перевода (несколько раз его прочесть, потом понятно и без него). И мой муж довольно быстро начал все понимать. Ну ладно, мы с мужем совсем молодые, но моя мама стала жить церковной жизнью после 50 лет, и тоже говорит, что все не так уж трудно понять. Каноны, которые читаются перед Причастием, особенно Иисусу Христу, лично я не просто понимаю, они вызывают… Читать далее »

olgayeriomenko

Наверное, и Вы правы.

Юля

Эх, а мне не понятны Ваши слова, к сожалению. У меня все муторно и тяжело ((((

Олеся Морская

А мне высказывание как раз нравилось. Красотища и поэзия такая. По сравнению с литературой так эффект три дэ. Не понимание слов только усиливало впечатление. Это как когда любимая песня на английском. Когда половина понятна, так в самый раз. Простор и воздух. Знаю, что глупый подход, неконструктивный. Зато душа радовалась.

Аргира

Чаще всего бывает, что "вычитывать" приучены именно с детства((

Лилия Малахова

Есть два ужасных слова: вычитал и отстоял.

Ксания

Это как для многих педагогов раздражает слово: "Прослушал". Не выучил, не осмыслил и понял, а так… прослушал и пошел 🙂

Ежик

А мне тоже "вычитывание" дается тяжело. Но я часто читаю не один день,а два-три-четыре.Особенно если чувствую,что никак не идет. Один день два канона,другой день канон и часть последования,и третий день оставшиеся молитвы.
Священнику как-то сказала бо этом-он-ну пусть так,раз по другому сложно.

Одинокая

"без исповеди причастие недопустимо". — Допустимо.
Есть разные богослужебные практики. Просто в России так сложилось.

Гоблинище

Есть мнение, что полезно перед причастием — в дополнение ли к молитвенному правилу или даже вместо него, поскольку его вычитывание превращатеся в полностью автоматическое действие, не зтрагивающее не то что души, а даже мозга — почитать что-то для себя новое или хорошо забытое старое, понятное, помогающее осознать свои ошибки и выход из них. И это может быть Евангели, а может быть Антоний Сурожский, потому что у него все именно и просто и понятно, и не отвертеться, что это, мол, не про меня. И это требует гораздо больших усилий души, чем последование, которое отбубнил и вернулся к чтению желтопрессы с полным… Читать далее »

olgayeriomenko

Хотелось бы, чтобы это мнение еще стало правилом. Как Серафим Саровский создавал отдельное молитвенное правило для мирян. Состоящее из простых молитв, который каждый знает наизусть, читаемых от сердца, всякий раз, когда есть время.

Луша

**После Евангелия и Сурожского читать всякую ерунду уже не захочется**
Мне вконтакт всегда захочется и до Евангелия, и после, и вместо…

Ежик

Вот пост. А я здесь сижу и болтаю намного больше,чем вне поста. Отчасти потому,что еду готовить проще. И кто я есть? Чудо-юдо. И понимаю-а никак не уйду.

olgayeriomenko

Я пошла. Кто со мной? 😉

Лилия Малахова

А некоторые ведь совершенствование сводят к заучиванию новых молитв.

протопопица

Чудесная статья и очень вовремя. Очень утомляет и чужое, и свое собственное фарисейство. Наш приход маленький, все всех знают, спрятаться в толпе невозможно. И есть одна удивительная женщина, добрая, открытая, светлая, перенесшая много-много горя за свою жизнь. И есть разные другие…Как же она им мешает! Обязательно задергают — то не так стоит, то не так поет, то не сказала, во сколько молебен. Никогда она им тем же не отвечает, молчит, улыбается. Она мой лучший пример воцерковленной души.

Лилия Малахова

Фарисейская община, погрязшая в благочестивых соревнованиях, очень часто изгоняет из своей среди по-настоящему благочестивых людей. Факт.

протопопица

стояла я благочестиво
все по устову сорок раз
но тут увидела соседку
и сразу кончилась любовь

olgayeriomenko

Да, вспомнила из фильма "Влюблен по собственному желанию" (не дословно): "В атаку, за Родину, погибнуть, лечь в безымянную могилу, — пожалуйста. А вот восемь часов на заводе — не могу ("

протопопица

Нам проще. Наш священник никогда не спрашивает, что ел, сколько вычитал, вы же на исповедь пришли, говорит, вот про грехи и рассказывайте) И вообще, он настоящий.

Maria_Francesca

А есть такие, которое спрашивают?

Morvenlight

гил, я даже не буду тебе рассказывать, ЧТО иногда любят повыспросить нецые чрез меру у нас православные батюшки…

Maria_Francesca

Да, наверное, мне лучше не знать… Меня никогда не выспрашивали, не помню такого. Только вот в последний раз: это мол все? А сколько не исповедовалась. Да, говорю, неделю. И все. Видно, за неделю обычно много натворить не успевают 🙂
Я хочу тебе написать. Вот соберусь и напишу, правда 🙂

Лилия Малахова

Сколько угодно. Я помню, как священник не допустил к Причастию старенькую бабушку, которая постилась две недели Великого поста, но потом не выдержала и нарушила пост. Она так плакала, но он был непреклонен.

Гоблинище

Меня как-то давным-давно не хотели допускать к причастию — правда, это был монастырь, Серпуховской Высоцкий — за то, что я прочитала все, кроме молитв канона. Мне было 11 лет. Вот уже прошло в полтора раза больше, а я не могу забыть. Как?! В итоге допустили, при условии прочтения этих самых молитв после причастия. А это были мои именины, и конечно исповедник знал, я же имя назвала, и был Ольгин день. Не могу забыть. Вот честно, теперь, оглядываясь назад, понимаю, что за своего ребенка я бы не простила такого. Не знаю ))

olgayeriomenko

Так обида и непрощение…
Возможно, батюшка знал, что была у Вас возможность все прочесть.

Гоблинище

Батюшка меня видел первый и последний раз. Там всегда народу много и на исповедь несколько очередей, и всегда разные священники исповедуют, наверное, по послушанию. Нет, обиды нет. Даже кстати и не было. Была непонятка — что в этом такого, а сейчас удивление — ну все-таки я была ребенком, что ж это, так принципиально…. тогда я считала себя взрослой тетей, разумеется )) И непрощения нет. Как тут вообще простить или не простить? Это просто эпизод из жизни, каких много. Меня как-то раз не допустили до причастия уже конкретно, но мне было гораздо больше лет, и там уже точно были личные мотивы,… Читать далее »

Гоблинище

В продолжение. А через год в том же монастыре другой исповедник допустил меня к причастию, хотя тоже было к чему придраться — я забыла, что говею, и съела кусочек шоколадки. Но он, видимо, справедливо заключил, что в шоколадках ничего, кроме сои, быть не может )) Видимо, все зависит от священника. Есть очень усердные, и к таким я, уже войдя в сознательный возраст, старалась не попадаться. А есть адекватные. Если относиться к этому спокойно, и не было вопиющих ситуаций и кровных оскорблений, то в конце концов найдешь священника по себе. И скорей всего, даже близко к дому ))

Maria_Francesca

Суровый человек!
Я как вас тут почитаю, так сразу пойму: у меня очень, очень легкая христианская жизнь. С одной стороны, это хорошо, я очень слабая во многих смыслах. С другой — есть искушение не напрягаться… С третьей — я считаю, что надо самостоятельно нести ответственность за спасение своей души, а не спихивать ее на священника, правила и т.п. Конечно, очень хочется, но увы!

Олеся Морская

Хахахахаха! Супер 🙂 надо еще стихи как сейчас стали писать — последняя короткая ))

я шел восторгом окрыленный
С молитвы о любви в семье
А вот соседке подарили
Колье

:))

Maria_Francesca

О да! С соседями у меня проблем нет, но вот коллеги по работе!.. Ужас 🙁

Матушка Ежиха

Согласна, если вера превращается в клуб для своих. Свои — это те, кто знает правила и говорит "Спаси Господи" (как в анекдоте про поссорившихся бабок), то что-то важное выхолащивается. Очень важна, конечно, община и близких людей мы любим больше чем дальних, если все переходит во внешнее и мало внутренней работы, то после выхолащивания может начаться и выгорание.

Мышка

а расскажите анекдот, я не знаю:)

Матушка Ежиха

Да это даже не анекдот полноценный, а так зарисовка больше наверное. :))
Поругались две старушки в церкви, и чтобы закончить спор и положить конец разговорам одна старушка второй говорит язвительно: "Спаси Господи Вас!", а вторая ей так с вызовом: "Нет, это Вас Спаси Господи!"

Лилия Малахова

Ой, это у нас могут. И таким тоном тебе спасения пожелают, что ясен пень — гореть тебе в аду синим пламенем. 🙂

Олеся Морская

Хахаха. Блеск :)))))))))

Олеся Морская

Что за анекдот? )

Людмила

Матроны я вас люблю.

Людмила

как всегда все правильно

Оля

Впервые слышу, чтобы человека, одержимого ненавистью, допускали до Причастия. И не везде так — если не все каноны прочитал, то не разрешат причаститься. У нас на приходе батюшки подходят ко всем индивидуально. Не надо обобщать. Да, много есть формальных православных христиан, но есть много и настоящих. И лучше думать о своих грехах, чем смотреть, кто сколько причащается и при этом блудит.

olgayeriomenko

Оля, а как батюшки узнают, что человек одержим ненавистью? Ведь он как барышня, ниже пОстом "грязью себя не поливает".
Исповедь от нас зависит, насколько мы готовы увидеть себя такими, какими есть. И чем духовнее человек, тем больше грехов он в себе видит. Вот не могу понять, как Серафим Саровский и другие подвижники искренне считали себя худшими…надо много работать, чтобы понять.

Оля

Ну, это да. Я имела ввиду, что. если батюшка на исповеди услышит, что человек пребывает в ненависти, то не имеет права допустить его до Причастия.

Ира

Оля, предоставьте это решать батюшке. Не Ваше это дело у него право отбирать или давать. Господь дал все что нужно.

Юлали

Там все сложно… Человека накрывает ненависть, он не может с ней бороться. И может быть, Причастие как раз поможет найти силы для того, чтобы простить, вылезти из этой ямы?

Maria_Francesca

Это да. Но когда ты исповедуешься, но ненависти не испытываешь. В этот момент нет, хотя потом может по-новой начаться. И так по многу кругов.

Marietta

Оль, а как вам это? Мой бывший муж, брак венчанный, оставил меня с двумя маленькими детьми, женился на молодой, и обвенчался! Ведь мало того, что его и ее к причастию допустили, так еще и обвенчали! И пост они сейчас соблюдают. Вот тебе и отношение к Богу!

Лилия Малахова

Формальность. К сожалению, сейчас все это стало формальностью в 99,9% случаев.

Аленушка

Честно говоря, я не совсем поняла, зачем размещать такой материал на сайте во время поста и вообще зачем. Да, увлечение играми, фарисейство имеет место в жизни любого человека, неверное. Но разве возможно достучаться до сердца человека, обличая его? Я так не думаю. Более того, человека, с детства привыкшего быть в церкви, слова автора про "сперва мы стараемся усвоить все правила поведения в храме по книжке" могут и обидеть — детьми мы просто радовались возможности прийти к Боженьке домой. А потом как-то уж сложилось, что и не могли дальше жить, не приходя снова и снова. Правила нужны, когда не любишь, а… Читать далее »

olgayeriomenko

Но разве Лиля обличает? Она предостерегает.
А если человек не с детства в храме?

Аленушка

На мой взгляд — да. Предостережение в моем понимании — это синоним заботы. Забота — это когда человеку мягко и ненавязчиво напоминают, кто он, где и зачем куда-то стремится. Великим постом мы стремимся к Богу. Т.е. мы вообще стремимся к Богу, но великим постом дается возможность поусерднее постремиться. Значит говорить нужно о Боге, о цели поста. А стращая народ расписными горшками с нечистотами, мы рискуем вогнать его в уныние, тем более, что физические силы и так на исходе, особенно у тех, кто только великим постом постится. Если человек не с детства в храме, то осторожность в высказываниях и любовь в… Читать далее »

Gallka

Аленушка, о цели поста священник в проповеди расскажет.
А большинство авторов-матрон пишет на темы, которые их самих волнуют.
Нет цели никого воспитывать, а есть желание поделиться своими мыслями.

Аленушка

Вы правы. Меня просто слегка покоробил способ поделиться своими мыслями — привычнее, когда свои мысли о себе же, а не о том, какие "мы все".
Хотя, видимо, мой слог так же резок, как и у автора статьи, раз комментарии так минусуют 🙂

Это я

я согласна с Вами. Тема хорошая, но тон -увы. Пристрастно.

Ксания

Аленушка, а сколько Вас таких, с детства воцерковленных, среди поколения 35-45лет? У нас в школе на три параллельных класса (около сотни детей) только один (!) парень в открытую ходил в храм и служил там алтарником. И когда еще одна девочка вышла замуж за семинариста, все очень удивились, что она — верующая. На четыре села (около 25 тысяч человек) был один храм и один священник (для сравнения, сейчас действуют три храма и женский монастырь, служат то ли пять, то ли уже шесть священников). И это мы — поколение Перестройки. А поколение наших мам еще по доносу, что кто-то в храм ходит,… Читать далее »

Аленушка

Ну разве ж я сужу? Я только разве не подпеваю хору остальных коментаторов, которые "хорошая статья" да "как все правильно написано" поют. Мне статья не понравилась и я не вижу повода стесняться высказать свое мнение. Я знаю наизусть семейные истории про иконы, которые прабабушки и бабушки прятали при обысках, знаю, как было тяжело скрывать свою веру. Мне очень жаль, что я неосторожно упомянула про то, что в церкви и другие люди бывают, не только те, что воцерковляться начали после перестройки, это сбило тех, кто читал мой отзыв, с толку. Не в возрасте воцерковления дело.

Вы просто даже не подумали о других людях, отсюда и минусы. если вы лично не нашли в статье что-то для себя полезное — просто подумайте, что столько хороших комментариев говорят о том, что другие нашли. Зачем акцентировать внимание на себе и своем мнении?
Есть два мнения, мое и неправильное. если я что-то в статье не углядела — значит она не хороша. Не углядела? Пройди мимо без комментариев. тебе не нужно, другим поможет
Все люди очень разные…Не понимаю желания судить всех и вся по себе…

radistkacat

знаете, здесь разрешается высказывать свою мнение, то что Аленушка говорит, что статья ей не нравится, не значит, что она не думает о других людях. Почему нужно проходить мимо комментариев, если у человека есть свое мнение, только отличное от других? Мне тоже , повторюсь, статья не понравилась и я не считаю, что указывая на это, я не думаю о других, или же не признаю другого мнения.

Лилия Малахова

Ну не угодишь — про секс не надо, про молитву не надо, про фарисейство не надо, про косметику не надо. А о чем тогда для Вас лично писать? Жития святых рерайтить? В общем, кто хочет, тот найдет грязь и на крыльях ангела.

Аленушка

Для меня лично можно и про молитву, и про секс. Не надо на меня обижаться, у меня в мыслях не было как-то усомниться в Вашем таланте к написанию статей, например. С другой стороны это никак не умаляет моего права высказать мое впечатление от данной конкретной статьи и мнение насчет ее эффективности в деле построения духовной жизни. Вот жития святых великим постом почитать полезно всем, в том числе, чтобы не застревать в рамках правил передвижения по храму.

radistkacat

Аленушка, мне Ваше мнение близко, мне тоже статья не понравилась, хотя тоже не сомневаюсь в литературном таланте уважаемой Лилии. Мне тоже бывают интересны статьи и про молитву, и про секс. И еще не понравилась подборка фотографий как иллюстрации к статье — на них я узнала много знакомых людей, которых я уважаю и считаю настоящими христианами. Эти фотографии здесь помещены с умыслом?

Эти фотографии просто красивые. Ни в коем случае не хотела сказать, что изображённые там люди — плохие христиане.

Лилия Малахова

Вот так, Лика. Теперь еще и фото будете ставить с опаской, вдруг кто-то узнает на них своих знакомых! :)))

Это — одна из причин, почему я пользуюсь забугорными фотобанками ))) На самом деле я, конечно, веду заговорческую деятельность на деньги радио Свобода. Но только тссс )))

Лилия Малахова

Ни-ни. Могила. )))

radistkacat

знаете ли, я думаю, Вам тоже не понравилось бы увидеть знакомого уважаемого священника и паству (кстати, огромнейшей и стариннейшей московской общины), как иллюстрацию к статье про пороки современного воцерковленного общества. Здесь фото подобраны из одного храма, люди там вполне различимы, узнаваемы, думаю, я не одна их знаю. Поэтому напрашивается тот вопрос, который я озвучила.

Я думаю, что какое изображение не выбери, всё равно не угодишь. А про эту общину все точно знают, что они такими пороками не страдают )))

Лилия Малахова

Лично я внимание не обратила бы, а если бы и обратила бы, то только удивилась бы, что они в качестве иллюстраций в Матроны попали. :)))

Лилия Малахова

Я это к тому, что какую статью тут не поставят (кроме котегов) , обязательной найдется кто-то, кто скажет "И зачем такую статью разместили на этом сайте?!" То тон статьи не нравится, то фотографии не такие, то о Боге ни слова, то неправославно про депрессию писать…

Аленушка

Ну да, это, наверное, закон природы такой. Я на работе постоянно с этим сталкиваюсь — то график не в том масштабе, то вывод из данных не тот сделан был.
Меня правда очень трогает, что вы вообще внимание обратили на мой комментарий. Честное слово, и я сама не хотела Вас ничем обидеть или расстроить, и вообще чего расстраиваться, если я тут одна такая, до которой смысл статьи не дошел?:) Посмотрим еще, когда мой материал тут разместят, что Вы на него скажете :))))

Лилия Малахова

Я не обиделась и не расстроилась, меня удивила Ваша позиция. А о чем же писать Великим постом, как не о духовной жизни и ее проблемах?

Аленушка

Слава Богу! Я рада, что Вы такая рассудительная. Моя позиция такова просто потому, что пост мне всегда крайне трудно дается. Внутренне такое состояние ужасное, когда видишь себя так сказать во всей красе. Поэтому Великим Постом я бы писала только о радости — о жизни, о детях, о постной кухне, о том, как хозяюшки организуются, когда дома постятся только они, а всем остальным подавай "человеческую еду". С удовольствием почитала бы разные истории о личных встречах со святыми, впечатления о поездках по святым местам, о помощи святых.

Олеся Морская

Конечно, не угодишь — Вы еще и на сливочном :)))))))

Лилия Малахова

В смысле?

Олеся Морская

Рекламу вспомнила, когда теща всякие вкусняшки жарит, из кожи лезет, а они ей: опять Вы, мама, на сливочном. Вот и Вы тут стараетесь, а Вам тут мол — пост, нечего смак разводить.

Лилия Малахова

А, поняла. Помню эту рекламу. 🙂

Гоблинище

А если человек с детства в храме, и так последование за 20 лет его чтения выучил, что все наизусть знает — а толку? Статья очень по делу. А Хрисос, между прочим, обличал. Чо это Он?

Аленушка

Так он — Христос, ему по чину полагается.

Наташа К.

А чего ж тогда обвиняете Лилию, что она Вас застращала разукрашенными горшками? Это тоже вроде Христос говорил.

Аленушка

Я написала выше, что считаю не очень полезным, в том числе и особенно для новоначальных, приводить такие яркие примеры, высказываться такими горячими эпитетами. Все это, если неправильно ляжет, может скорее навредить воцерковлению. Ну такой у меня взгляд на эти вещи, что о духовной жизни надо по возможности мягче говорить. Христос и тот, раза 2 только из себя вышел на протяжении всего евангелия. Автора лично я ни в чем обвинять и в мыслях не имела, зачем вы так резко?

Наташа К.

А Вам в голову не приходило, что у Христа все последователи были новоначальными в полном смысле.

Гоблинище

Сразу вспомнилась цитата из фильма. "- Мне кажется, мы неправы. Христос на кресте простил Своих врагов, а мы убиваем. — Так то Христос!! Или ты считаешь себя равным Богу?!"
Христос ведь нам всем образец.

Liebe

Хочется горестно воскликнуть:"Если бы каждый над этим задумался!", но восклицать не надо. Потому что начинать с себя,при всей банальности этой формулы. Как бы не хотелось пообличать подобных фарисействующих ближних)))

Так наверное каждый уже над этим задумался.
Тут напрашивается вопрос — где же благодать, которую обещали в неофитских книжках, от участия в Таинствах и жизни церкви, для борьбы с грехом?
Предположим, человек впадает в лицемерие (и даже осознаёт это), что тут честнее — продолжить ходить или бросить ходить в ту церковь?

Лилия Малахова

К большому сожалению, многие из нас , пришедших к вере в конце 80-х — начале 90-х, столкнулись с лубочным православием, с верой разложенной на схему, на алгоритм.

radistkacat

а многие, к счастью, обрели в душе истинного Бога и полностью изменили себя, своих ближних и свою жизнь. А многие так и остались в темноте неверия.

Лилия Малахова

Да, пути у людей разные.

Похожие статьи