Проблема отцов и детей стара как мир. Нынешняя жизнь внесла новые краски в эту извечную проблему:  без-отцовщина в прямом и переносном смысле. Родились поколения, не знающие отцов. Отцов или « нет в природе», или они совершенно безучастны к своим детям, а если и « участны», то не так, как надо. Психологи и социологи констатируют печальный факт:  настоящие мужчины уходят из нашего общества, потому что их воспитывают женщины. Исподволь, шаг за шагом происходит жуткая смена понятий о назначении полов, которая, кажется, уже перестала нас ужасать. В любом человеке есть и отцовское, и материнское начала. И если задавить одно из них, то полноценного личностного развития не получится. Так часто происходит, если ребенка воспитывает один родитель.

Знаменитый русский философ И.А.Ильин сказал: « Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры!»

Образ отца в семье – священен. Так учит смотреть на отца христианство. Это совсем неведомо, непонятно и неприятно современному человеку. Можно лишь продолжить слова  великого философа: горе нации, лишенной чувства священного авторитета. Зачастую в семейных журналах  или в трудах психологов мы встречаем рекомендации молодым отцам. По нашим наблюдениям, в своей массе они сводятся к навязыванию мужчине женской роли – покормить, переодеть, погулять с младенцем. Но разве недостаточно для этого матери, разве в этом роль отца?

Не претендуя на полноту раскрытия этой сложной темы, все же попытаемся выявить основные проблемы отцовства  и пути их разрешения , предложив некоторые соображения, возникшие из изучения христианской традиции восприятия отца и его роли в семье.

Огромную роль в том, что большинству мужчин неведомы подлинно мужское поведение и назначение отца, сыграли демографический и политический факторы , т.е. последствия  политики СССР  и Великой Отечественной войны, когда преждевременная гибель  настигла огромное число мужчин и отцов. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х, в 30-е и 40-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации потребовались и женщины; мать была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало ( и остается до сих пор) массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв война, вновь вихрь репрессий – все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения. Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было.

Государство не только взломало крепость семьи, не дав ничего взамен, — оно еще и узурпировало ее функции. Отец народов занял место родного отца. Думается, что мгновенное уничтожение вековых семейных  традиций потому и удалось с такой неожиданной легкостью, что новые отношения основывались на тех же патриархальных чувствах благоговения, преклонения, безусловного послушания, готовности в любой миг принять наказание (даже незаслуженное) – только эти чувства были перенесены с главы семьи на государство, общество, партию, вождя. Этот разрушительный процесс получил свое идеальное воплощение в знаменитом образе Павлика Морозова.

История 20-40-х годов представляет широкий спектр разнообразных преступлений против отцов. На одном краю – некто Успенский, сын священника, убивший своего отца, чтобы доказать верность атеистическим принципам новой власти. На другом краю – десятки тысяч людей, отрекшихся от отцов-«кулаков», отцов – «врагов народа», отцов-интеллигентов, «забывших» упомянуть о них в анкете, сменивших – во избежание неприятностей – отцовскую фамилию. Уместно вспомнить,  что библейский персонаж, надругавшийся над своим отцом, носил имя Хам. Авторитарная государственная власть опиралась на фигуру сильного отца. Сталинский режим, напротив, все свойства этой фигуры стремился как бы «вобрать в себя», предоставив настоящим родителям  в лучшем случае светиться отраженным светом.

В результате множество мужчин оказались лишены духовной традиции отцовства, тех знаний, которые юноша в семье получает не на вербальном уровне, не из книг, а из живой повседневной жизни. Кроме того, их родовая память, осознанием себя продолжателем рода были грубо и насильственно нарушены, так как сыновей часто вынуждали стыдиться своих отцов как  «врагов народа» или антисоциальных элементов.

В итоге к двадцать первому веку, по мнению американского социолога П.Ларссон, в России сложилась ситуация жесткого  авторитарного доминирования властной жены и матери, которая редко встречается в других культурах. Особенно часто  такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. По данным петербургского  детского психиатра А.И.Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы – значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом доминирование матери носит жесткий характер, проявляясь в физическом наказании детей, в мелочном контроле, в гиперопеке.

Второй причиной стала армия как фактор воспитания будущего мужчины и отца. Следует признать, что этот первый опыт жизни взрослого человека, своеобразная инициация российского юноши в мужчину чаще всего сводится  к усвоению закона кулака. Все конфликты и принципы в армии разрешаются с помощью силы, и дело здесь не только в дедовщине (которая всегда существовала в любой армии мира в любую эпоху), а скорее в самом принципе организации армии. Армия – это социальный институт, базирующийся на силовом контроле, дисциплине и полном  безоговорочном подчинении  младших по званию старшим. В этом обществе юноша приобретает опыт авторитарного поведения – власть сильнейшего и «главнейшего» и бесправие перед ним. Солдат живет в беспрерывной войне, поэтому «солдаты мира», как и альтернативная «воинская» служба – понятия, не имеющие смысла. Солдат – это всегда тот, кто по приказу в любое время должен начать войну с любым противником, поэтому он не может «расслабиться» и перестать на некоторое время быть воином или вместо освоения автомата выносить судна в больнице. Но роль «солдата», существования в ней, делает мужчину неспособным к принятию какого-либо самостоятельного судьбоносного или небанального решения – ведь хороший солдат тот, кто хорошо выполняет приказы.

Третьей причиной является активная сексуальность, свойственная мужскому полу. Сексуальность мужчины пробуждается очень рано, еще в психологическом детстве. И здесь коренится множество проблем, с которыми постоянно сталкиваются психиатры и психологи с одной стороны , и священники – с другой. Самое трагичное то, что ранняя сексуальность чаще всего развивается в отрыве от чувства любви, взрослого понятия о любви. Любовь как жертвенность, как ответственность, как терпение  и милосердие к любимому – христианские понятия, прочно вытесненные массовой культурой из сознания современного мальчика, юноши, мужчины.

У ребенка, разумеется, существует понятие любви: например, родителей к нему, его к родителям или той любви, которую он видел по телевизору или о которой прочел в книге или журнале. Но тут-то и кроется корень проблемы: если его представления о любви складываются из извращенных отношений в семье, почерпнуты из журналов  «Кул», «Молоток» и им подобных или других источников, полных низменных и примитивных страстей, то образ любви в его сознании будет ущербен и искажен, а душа повредится огромной травмой. Сфера сексуального становится для такого человека  самодовлеющей, автономной от развития нравственности и других душевных качеств. Ранняя сексуальность безусловно опасна и смертельна для души не потому, что плоха сама по себе, а потому, что практически навсегда отделяет в душе человека желание удовлетворения своих эгоистических потребностей от понятий семьи, любви и долга.

В-четвертых, в нашей стране последние десятилетия складывалась такая ситуация, что мужчина по тем или иным причинам менее успешно, чем женщина, мог реализовать себя в профессиональной сфере. Так сложилось, что его успехи часто зависели не от профессиональных и интеллектуальных качеств, а от «места», национальности, принадлежности к определенной социальной группе, от способности «выживать» в периоды кризисов. Можно быть гениальным ученым и получать минимальную зарплату, можно сделать открытие и никогда не увидеть его плодов, можно овладеть нужной профессией и оказаться без работы. Постоянное смутное ощущение своей социальной неуспешности, внутренней нереализованности, ненужности рождает глухую агрессию, которая зачастую «разряжается» в семье, разрушая ее и демонстрируя детям «неликвидность» мужского поведения в этом обществе. Кстати, именно поэтому многие мальчики идеалом мужчины избрали для себя киллера или бандита. Эти образы давали детям столь необходимые им специфически мужские качества: силу, мужественность, способность противостоять внешним воздействиям, «крутизну» и авторитет, которых им так не хватает дома в семье. О каком отце мечтали в детстве вы сами? О каком мечтают ваши дети, глядя на вас?

В-пятых, практически в каждой второй семье в России мужчине мешает стать отцом отношение к нему жены, молодой матери. Эта проблема имеет разные аспекты.

Первый: молодой отец первого ребенка, как правило, просто боится прикоснуться к нему, невольно причинить вред, не знает, как держать и что делать. Он чувствует себя слоном в посудной лавке. А молодая мать, вместо того чтобы  сказать «бери и держи», говорит: «Какой ты неуклюжий, дай, я сама!» За подобным отстранением чувствуется бессознательная особая ревность матери, которая, будучи «матерью одного ребенка», невольно боится, что ребенка не хватит на двоих.

Вторым аспектом, ведущим за собой внутреннее разделение между мужем и женой, является то, что молодая мать почти всегда ищет помощи в воспитании ребенка не у мужа, а у своей матери, демонстрируя глубинную инфантильность и нежелание расстаться со своим детством и повзрослеть, взяв ответственность за нового человека на себя и своего супруга. Не случайно всегда было принято отделять молодых, или, в крайнем случае, жена уходила в семью мужа – и никогда наоборот. Симбиоз дочки-матери способен разрушить даже самую большую любовь между супругами, особенно когда муж и отец вытесняется тещей из семьи под предлогом заботы о внуке и дочери. Поэтому остается порекомендовать молодым семьям ограничивать благие намерения своих родителей в деле воспитания внуков и их самих.

Третьим аспектом является ранняя социализация ребенка, когда его уже в три года отделяют от матери и отца и помещают в детский сад. Отношения с матерью у такого младенца еще сохраняются на инстинктивном уровне, а с отцом просто не успевают возникнуть – ведь с отцом ребенка связывают совсем другие эмоции и чувства, чем с матерью.

В результате мужчина, воспринимаемый женщиной как банкомат или тягловая сила, чувствует свое присутствие в доме необязательным. Он как бы выполнил свою функцию отца – ребенок зачат и родился. Отсюда искреннее непонимание мужчинами того, чего хотят от них женщины, навязывая им культпоходы с детьми.

В-шестых, во многом виновно школьное воспитание. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами. Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье.

С сокращениями – из книги: Калинина,Г. Отцы и дети сегодня: папам на заметку. М.,2009.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Сложно не согласиться. Часто женщины относятся к мужу как к ребенку, контролируют во всем, выдают карманные деньги, а потом плачутся, как им тяжело все тянуть на себе. Я как-то сидела за столом с родственниками мужа и женская часть начала жаловаться, что они все умеют и поэтому они и выполняют всю работу, и мужскую тоже, а есть такие-сякие жены, которые ничего не умеют (камень в мой огород), а только и говорят "Петя, помоги, ничего без тебя не могу" и таким жизнь легче. Ну, и кто вам виноват жены-стахановцы(это, конечно, не относится к матерям-одиночкам, а к женщинам, которые своим "авторитетом " готовы… Читать далее »

*ЛЕНА*

На все100 соласна.Мою не в меру авторитарную мать,мой супруг перестал устраивать на второй день свадьбы,за способность принимать мужские решения.Ни минуты не жили с моими родителями,однако моя мама начала предлагать мне модель гостевого брака,когда я остаюсь с мамой.а мой муж приходит иногда в гости.Где тот евенгельский родитель со змеей в руке вместо хлеба…

Елена

Проблема в статье озвучена, но не предложены пути выхода из сложившейся ситуации. Или комментаторы их должны предложить? Все женщины с этой статьей согласятся, но что делать с такими "кризисными" мужчинами, мы все вышли за таких замуж и с ними живем, как исправлять ситуацию?

Ирина Никитина

Самое смешное, что когда ведешь себя с мужчиной как с мужчиной — т.е. предоставляешь ему право решать важные вопросы в семье, не контролируешь , и вообще" не грузишь" — в большинстве случаев ему и в голову не приходит, что эти вопросы существуют и их надо ему решать.

Ирина Никитина

Достаточный доход семьи, воспитание и образование детей, отношения с родственниками, обустройство дома и т.д. и т.п. Жена " не пристает" с этими проблемами, значит их нет. И что делать в такой ситуации?

Engy

"Третьим аспектом является ранняя социализация ребенка, когда его уже в три года отделяют от матери и отца и помещают в детский сад. Отношения с матерью у такого младенца еще сохраняются на инстинктивном уровне, а с отцом просто не успевают возникнуть – ведь с отцом ребенка связывают совсем другие эмоции и чувства, чем с матерью".
Странная постановка вопроса. Мужчина работающий приходит домой в 6-8 и позже часов. Какая ему разница для "налаживания эмоциональных связей", где до 17.00 находится малыш — в саду или дома с мамой?
Есть в статье и разумные мысли, но и есть и много дискуссионных.

Статья, на мой субъективный взгляд, иллюстрирует поговорку "начали за здравие…". Все было неплохо до третьего пункта рассуждений, где говорится об активной сексуальности, свойственной мужскому полу, а также о том, что сексуальность мужчины пробуждается очень рано, еще в психологическом детстве. Затем делается предположение, что в этом заключается какая-то неведомая трагедия. Сексуальность присуща детям как минимум с рождения. Ее развитие происходит постепенно, проходя различные этапы. Да, есть сексуальность детская и младенческая. И в чем беда? Каким образом это соотносится с полом мне не совсем понятно, если у мужчин сексуальность активная, то у женщин какая? Закрадывается подозрение, что здесь имеет место некоторая терминологическая… Читать далее »

Nata.

Да, и вот такой мамент — 5000 лет назад, или 2000 лет назад сексуальность была какая-то другая? Как-то по-другому люди в этом аспекте развивались? Или как? Что способствовало, или что мешало? Не понятно.

Хорошая, интересная статья. Не соглашусь только с тем, что армия и школа не дают мужчинам быть мужчинами 🙂 Любая коллективная организация давит на своих членов, что же теперь, отменить их все? Ну и особенно улыбнуло то, что в нашей стране, оказывается, "мужчина по тем или иным причинам менее успешно, чем женщина, мог реализовать себя в профессиональной сфере". Непонятно, на чем основывается это утверждение, но если принять его за истину, то получается, что мужчины вообще слишком хороши и беззащитны для этого мира? 🙂

Кристина

Тоже не согласна по поводу армии. Получается, автор считает, что служба только и способна "затюкивать". А мне думается, что очень полезно молодому человеку попасть на пару лет в такую ситуацию, в которой придется проявлять самостоятельность (в вопросах самообслуживания, к примеру), приучать себя к дисциплине, уметь постоять за себя как личность. Случаи беспредела не рассматриваю — говорю об институте армейской службы как таковом. Кстати, умение подчиняться приказам — это совсем неплохой навык. Особенно полезно его приобретать тем, кто "во всем и всегда прав" . И потом, если взять за образец лучшие армейские примеры: сомневаюсь, что под началом таких главнокомандующих, как Суворов,… Читать далее »

Nata.

И главное — каким-таким образом воспитать этот вид — "настоящего мужчину"? Что-то я рецеплов не увидела. Только:"Ах бедные несчастные мужчины, совсем их затюкали эти женщины, никак не дают развернуться…" Наводит на мысль, что плохому танцору и ноги мешают.

Engy

А я за школу согласна. Сама работала там некоторое время. В школе девочки действительно "удобнее" для большей части учителей — они аккуратней, самостоятельней, ответственней. То есть, если мальчиков — в 80%- нужно учить каким-то вещам подобного рода, то у девочек это в крови. К примеру, ответственность за журнал, за ключ от класса, за организацию помощи ветерану, сбор денег на какие-то нужды класса. С девочками эти вопросы решить намного проще, чем с мальчиками. Так же и вопрос учебы. Проверять тетради девочек — намного проще, там чище написано, аккуратней и т.д. Вопрос дисциплины — тоже, понятно, в чью пользу решается. Поэтому и… Читать далее »

Кристина

Согласна насчет раздельного обучения мальчиков и девочек..
А ведь когда-то так было и в советское время — с 1943-го по 54-ый год. Нашла статью о том, как происходили все эти реформы: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme….

Дарья

А я вот с вами согласна)
у японцев, насколько мне известно, разделены начальная и средння школа, а в старших классах дети объединяются в смешанные классы. мне кажется, такой подход достаточно продуктивен. И оснований для разделений лет до 15 довольно много, одно из которых следующее: девочки опережают мальчиков, и по физиологическому развитию, и по успехам в учебе, где же тут мальчикам себя проявлять?

Nata.

Я тоже не против раздельного обучения. Хотя по моим школьным воспоминаниям, в старших классах по успеваимости у нас лидировали мальчики. Особенно по медалистам. И впечатление о том, что их как-то задавливали или не давали себя проявить у меня не сложилось.

Engy

А я и не говорила о специальном и целенаправленном "задавливании". Нет, Боже упаси! Я только том, с кем "удобней" и легче работать. Мало есть учителей, которые специально будут воспитывать эти качества — ответственности, лидерства, мужественности — именно в мальчиках. Обычно — это прерогатива семьи. А там по-всякому бывает. И я бы о мальчуковом воспитании говорила прежде всего в контексте семьи, а потом уже школы, армии, социума. И хотя в статьи говорится о том, что мальчики-инфантилы вырастают чаще в неполных семьях, я позволю себе усомниться, исходя из жизненного опыта. Они такими вырастают там, где мужественность не взращивается с пеленок. Я позволю… Читать далее »

Engy

И еще мысль. Есть женщины, которым противопоказано рожать мальчиков. Ну, как мне, например. Я бы вряд ли смогла, на фоне общего негативного отношения к мужчинам, воспитать МУЖЧИНУ. Когда родилась у меня дочка еще раз убедилась в Божьей благодати — Он дал то, что мне по силам, хотя во время беременности я панически хотела сына.

Nata.

У меня прямо с точностью до наоборот, но… вероятно Господу Богу в действительности виднее, кому чего.

Engy

Я бы сейчас не смогла воспитать мальчика достойно. Может, если еще буду трудиться-трудиться над собой, тогда и мужчину смогу полюбить и сына воспитать.

Nata.

Желаю Вам удачи, Engy, дорогая, на этом поприще.

Engy

Спасибо от души!

*ЛЕНА*

Наверное,автор ничего и не должен предлагать.Каждый своего мужика лучше знает,чтобы со стороны советы принимать,хотя может и есть соблазн воспользоваться готовым шаблоном.Такие мужчины,задавленные могучими грудями матерей и бабушек,психологически травмированы.Избавиться им без мудрой поддержки жены от надлома очень не просто.Шахерезада старалась заговорить психическую травму мужа-халафа 1001 ночь.Может восточные женщины мудрее на этом фронте?

Nata.

У Шахеризады другого выбора просто не было — ей грозила смертная казнь. Или забалтывай, или умирай, третьего не было. Прямо можно так сказать, все такие мужики несчастные, забитые, подавленные. ну не вижу я этого! Проблема надумана.

*ЛЕНА*

Говорю это точно зная.Наблюдаю 30 лет своих родственников 4 поколения

Похожие статьи