Есть некий «джентльменский набор» — он же набор привычных клише, — которым принято характеризовать добродетельных христианских жен и матерей: смирение, кротость, послушание. Еще этот список можно дополнить чадолюбием, заботой о нищих, изучением Слова Божия. Перечислите все это — и перед нами классический образ христианки, прославленной не мучениями или миссионерством, а праведной семейной жизнью, супружеством и материнством. Однако иногда к жизнеописанию добавляются какие-то совсем фантасмагорические и несвойственные праведному житию вещи: например, пристрастие к вину с самых юных лет! Как же так получилось?..

***

Святая Моника Тагастинская (Тагастская), известная впоследствии как мать блаженного Августина, была родом из семьи христиан-берберов: людей диких, но благочестивых. В традициях этого народа было принято, что дочерей воспитывают не матери, а верные старые служанки. Именно так получилось и с Моникой: ее воспитанием и наставлением занималась почтенная служанка, женщина строгая и своеобразная.

Например, невзирая на отчаянно жаркий климат тех мест (а основные годы жизни святой прошли в Северной Африке, на территории современного Алжира), няня запрещала своим воспитанницам пить в течение дня воду, кроме как во время обеда. Как пишет в своей «Исповеди» сам блаженный Августин, руководствовалась она при этом такими соображениями: «Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе».

Интересно, что из этих поучений девочка действительно услышала слово «вино» — только вот эффект был обратный тому, которого добивалась служанка. Монику, как самую старшую и рассудительную, часто отправляли в погреб набрать вина из больших бочек. Мучимая жаждой, девочка не могла не пить соблазнительно манящую жидкость из кувшина, который был у нее в руках — и так, постепенно, простое желание утолить жажду всё больше и больше перерастало в по-настоящему пагубную привычку. Впоследствии сама Моника будет вспоминать об этом периоде как о настоящей опасности — то, что сейчас мы назвали бы неприятным словом «алкоголизм».

Закончилась эта история так же непредсказуемо, как и начиналась. Другая служанка, юная и дерзкая, сопровождавшая молодую хозяйку в этих походах в погребах, не преминула как-то высказаться по поводу происходящего, в глаза обозвав Монику, которая к тому моменту от двух глотков перешла уже к целым стаканам вина зараз, горькой пьяницей. Интересно, что одного этого укора хватило девушке, чтобы прекратить свои тайные возлияния и всю последующую жизнь быть крайне умеренной в потреблении вина. Августин пишет так: «Уязвленная этим уколом, она оглянулась на свою скверну, тотчас же осудила ее и от нее избавилась».

Вскоре после этого избавления от тайного порока на сцене появляется некий государственный деятель по имени Патриций, языческого вероисповедания (не ярый, а просто «по долгу службы»), «человек чрезвычайной доброты и неистовой гневливости» — как скажет о нем блаженный Августин, знающий о Патриции не понаслышке, ведь тот приходится ему родным отцом. Да, Монику выдают замуж. По местным меркам брак крайне удачен: дом — полная чаша, муж любит, дети рождаются.

Ну а то, что супруг вполне откровенно не хранит верность, а еще регулярно впадает в гнев — так все так живут, чего уж там. Соседки, вон, еще и с подбитым глазом регулярно появляются, хоть и знатные дамы. Кстати, а как так получается, что Патриций ни разу не ударил Монику? В общем-то, они даже и не ссорятся толком — он просто покричит, покричит, а потом успокоится и даже свою вину признает, что совсем уж невиданное дело в этих краях. Всё дело в том, что Моника, в отличие от своих соседок, не перечит мужу, а кротко сносит его выкрутасы.

Поэтому, когда прилив гнева спадает, Патриций сам понимает, что был неправ, да еще и жену, видя ее рассудительность и спокойствие, просит объяснить, в чем и где его ошибка. И со свекровью у Моники отношения сложились чудесные — впрочем, тоже не сразу. Сначала дурные служанки восстановили было свою старшую госпожу против младшей, однако кротость и смирение Моники привели к тому, что свекровь разобралась во всех наветах и сама пожаловалась сыну, что среди его слуг царят разброд и шатание. Патриций приказал наказать сплетниц, после чего уже никто не осмеливался наговаривать на молодую хозяйку.

А вот что касается измен Патриция… Моника постоянно молилась о том, чтобы ее муж и дети просветились светом истинной веры. В случае с супругом ситуация сложилась так: видя, что его супруга и семейная жизнь с ней отличаются от того, что происходит в домах его друзей, Патриций прямо спросил Монику, почему так получается, что она не скандалит с ним, а остается кроткой и любящей, что помогает ей и дает силы.

Так, постепенно, со слов жены он и узнавал о христианстве, о молитве, о заповедях. Постепенно простой интерес сменился жаждой узнать всё больше и больше, а потом Патриций и подавно понял, как греховна была его предыдущая жизнь, в пасхальный день принял святое крещение и искренне уверовал во Христа, прося у своей супруги прощения за невоздержанность и эмоциональную, и телесную. От блуда Патриций отказался решительно и сразу, а вот со своим гневливым характером боролся всю оставшуюся жизнь — впрочем, довольно успешно.

Однако жить ему оставалось недолго: всего несколько лет была счастлива святая Моника со своим «новым» мужем, наслаждаясь прекрасным, исполненным взаимного уважения и любви браком. Через несколько лет после своего обращения Патриций умер, оставив Монику вдовой с тремя детьми. Правда, дети были уже довольно взрослыми — и, надо сказать, доставляли матери много хлопот, особенно старший из них, Августин.

Все трое детей — Августин, Навигий и Перпетуя — были некрещеными. Младшие, достигнув зрелого возраста, сами приняли крещение, причем Перпетуя, рано оставшись вдовой, не захотела снова связывать себя узами брака и удалилась в монастырь, где прославилась подвижнической жизнью. С Августином же долгое время дело было совсем плохо.

Патриций очень любил своих детей, особенно старшего. Он очень хотел, чтобы его сын был знатным и ученым, а потому нанимал ему лучших учителей и дал блестящее образование. Будучи симпатичным, знатным, небедным и красноречивым молодым человеком, Августин проводил жизнь в удовольствиях: языческие театры, цирки, вино и женщины. Известно, что у него родился внебрачный сын, которому дали имя Адеодат, что означает «данный от Бога». В какой-то момент Августин вдруг решает, что все материальные блага — зло, после чего, наряду с довольно серьезным увлечением астрологией, с головой уходит в манихейскую ересь.

Моника непрестанно молится о своих детях — и особенно об Августине. Она просит епископов и известных ей подвижников об особых молитвах — и вот однажды ей приснился чудесный сон, который несложно было истолковать однозначно: по ее молитвам сын будет спасен. Моника воспряла духом, однако наступает 383 год, и Августина приглашают в Италию: заботы Патриция вознаграждены, его сына признают ученым человеком и приглашают сначала в Рим, преподавать риторику, а затем в Милан, главным придворным ритором.

Однако совсем не того ждала Моника! Она испугана, ей кажется, что в далеком развращенном Риме Августин и подавно пустится во все тяжкие! «Мать моя горько плакала о моем отъезде и провожала меня до самого моря. Она крепко ухватилась за меня, желая или вернуть обратно, или отправиться вместе со мной», — пишет в «Исповеди» блаженный Августин о событиях тех дней. У святого не было возможности сразу забрать мать с собой, однако вскоре после того как новоявленный придворный ритор прибыл к месту своей службы в Милан, родительница приехала к нему, чтобы остаться уже навсегда.

За то время, которое Августин провел в Милане один, он успел познакомиться с миланским епископом — великим святителем Амвросием Медиоланским. Проповеди этого человека и беседы с ним привели последовательно к тому, что Августин сначала отказался от манихейской ереси, потом стал молиться христианскому Богу с просьбой помочь в поиске истинного пути, затем было чтение апостольских посланий и, наконец, он принял святого крещение — в 387 году.

Надо ли говорить, какую радость испытала святая Моника, до той поры бесконечно скорбящая о своем старшем сыне! Однако снова ее земная радость оказывается недолгой — но на этот раз смерть приходит уже за самой Моникой. В «Исповеди» блаженного Августина есть очень трогательный момент, описывающий последние дни жизни его матери. Там, среди прочего, есть следующие строки: «Случилось, что мы с ней остались вдвоем; опершись о подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец в одиночестве, набирались мы сил для плавания. Мы сладостно беседовали вдвоем».

Идиллическая и совершенная картинка: мать и сын смотрят в сад и беседуют о чем-то (а эта изумительная подробность «опершись о подоконник» — этими тремя словами создается законченный образ доверительных семейных отношений!). Вскоре после этого разговора святая Моника скончалась, заповедав своим детям не устраивать пышных похорон, но всегда поминать ее в своим молитвах.

Интересен такой момент: еще живя в Алжире, святая Моника неоднократно подчеркивала свое желание упокоиться в одной могиле с Патрицием, однако после переезда в Италию она словно забыла об этих помыслах. Когда же перед самой ее кончиной Навигий, скорбя, сказал, что лучше бы матери умереть не на чужбине, а у себя на родине, Моника довольно резко оборвала его и возмутилась такими словами, говоря, что незачем суетно печься о телесном прахе, а следует верить в Бога, способного воскресить любого, похороненного где угодно.

Когда святая Моника отошла ко Господу, ей шел пятьдесят шестой год. Случилось это событие в Остии, в том же 387 году, когда Августин принял святое крещение. Спустя тысячу лет, в 1430 году мощи святой Моники были перенесены из Остии в Рим, что вызвало волну нового народного почитания и обожания.

***

Святая Моника являет нам не просто образ благочестивой жены и матери. Это женщина-подруга, мать-подруга, любящая и страдающая. Человек, подверженный своим страстям и терпящий несправедливость от других, но спасающий все молитвой. Женщина, обратившая к Богу своих родных — и подарившая миру одного из величайших философов и богословов.

 

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные
altyinay

Спасибо.

Катерина

Спасибо, но почему "Пани"?

margo_barry
margo_barry

От Марго: потому что заголовок и потому что игра слов)

Катерина

Когда увидела заголовок, подумала что речь пойдет о польской святой.
А теперь пришлось погуглить, чтобы понять что за игра слов.
Извините за наивный коммент. Я в России никогда не жила и эту передачу не видела.

Manypenny

Спасибо!

Tasha

Какие чудесные у Вас жития получаются! Видно личности, с удовольствием читаю!
Спасиьо огромное.

Спасибо Вам большое! Это очень приятно.

Marie_SPb

Спасибо большое! Когда читала "Исповедь" Августина, образ беседующих матери и сына тоже запал в душу.

aktovegin

Непонятно только: почему св. Моники нет в православных святцах?

Tasha

В вики написано, что день памяти 4 мая ( не знаю, насколько Википедия авторитет правда..)

aktovegin

Хотя, нам сейчас дают не полные святцы. У старообрядцев почти все имена есть: и Цецилия (Кикилия), и Фелиция, и Эмилия. Знала старых бабушек с этими именами по "старым" святцам.

Гоблинище

А я всегда думала — что за имена, вроде их в календаре нету. У нас действительно неполные святцы?

Olga Balytnikov-Rakityansky

Просто святых настолько много, что полные святцы — это огромная пухлая книжища 🙂 Поэтому для "народного пользования" обычно печатают сокращенный вариант. А старообрядцы пользовались именно богослужебными святцами (той самой пухлой книгой).

Ta_ennaya

Ну здорово. Значит, можно своих детей называть Эмилиями, Сусаннами, Мониками. И святые покровители есть.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Да и просто так было бы можно, нет никаких правил и канонов насчет того, чтобы непременно "именами святых" — это просто местный народный обычай. Так же как и "святые покровители" — это же в чисто назидательном смысле (типа "вот, посмотри, как твой знаменитый тезка жил — бери с него пример"), а не как у язычников с ларами и пенатами и прочими семейными божествами. Но, конечно, приятнее называть детей не просто так, а в честь любимых святых — опять же и назидательный смысл 🙂

Гоблинище

Но разве покрестят ребенка, если выбранного имени нет в святцах?

Olga Balytnikov-Rakityansky

Конечно. А если откажутся крестить — то, извините, это говорит только об уровне знаний отказывающего. Я понимаю, что на территории бывшего СССР это и правда проблема (после 70 лет госатеизма-то), но во всех других Поместных Православных Церквях крестят с любым именем. Крещение же не во имя того или иного святого, а во имя Бога.

Nata.

По крайней мере вышеуказанные имена есть в святцах, есть день памяти в церковном календаре. Если священник вдруг не в теме, то можно книжицу принести и пальцем ткнуть.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Есть она там. Вот, например, с указанием дня памяти: http://nasemenovs.com/o-hrame/guide/icons/st-moni

Ta_ennaya

А может, это не так плохо: стать благодатной почвой для своих детей.

Так что же в этом плохого?)

Ta_ennaya

Ну если своя жизнь не вышла: в юности не было опоры, потому она получилась никакой, а в зрелости подвело здоровье — остаются дети, у которых есть шанс… как-то иначе выстроить свою судьбу. Но это как Бог даст.

Марина

Спасибо за чтение. Но в тексте ошибка вместо "мать и сын" написано "мыть и сын".

От Марго: спасибо, исправили!

С.Б.

Мне кажется, что так писать о святых нельзя. Рассказ о них должен вызывать нежность и умиление, а еще — желание помолиться.

С.Б.

Спасибо, что опубликовали мой пост. Я добавлю.
"Пани Моника" — это персонаж юмористический передачи "Тринадцать стульев". Если я кого-то из тех, кому за 50, назову "пани Моникой" (а человек этого возраста помнит эти передачи), все вокруг засмеются, потому что поймут, что стоит за этим образом.
За что святую Монику так называть? Что она Вам (это я к автору) сделала? Чем она хуже и смешнее Вас?
Она живая. Так писать о ней — грех.

Похожие статьи