Представьте себе человека, который однажды «открыл» для себя Церковь. Он проникся Евангелием, святоотеческими поучениями, стал вести церковную жизнь. Он регулярно вычитывает утреннее и вечернее правило, посещает воскресные и праздничные богослужения, прибегает к таинству исповеди и причастия. Но вот проходит время — год, пять или десять лет, и в одно утро этот человек понимает, что ему не хочется сегодня идти в церковь.

Да, ему не хочется идти сегодня в церковь, потому что все богослужение он давно знает наизусть. А еще ему надоело каждый день долдонить одни и те же молитвы, читать одни и те же слова Евангелия, перечитанные уже, наверное, сотню раз, надоело исповедоваться, потому что сколько ни называй грехов на исповеди, они, во-первых, не убавляются, а, во-вторых, постоянно одни и те же. Надоело! И становится ему скучно. Скучно и тоскливо, и в душе настоящий раздрай: вроде бы и от веры не отрекался, но и сыном Церкви себя чувствовать перестал.

И вот он уже пропускает одно богослужение, потом еще одно, потом еще… И если поначалу его еще терзала совесть, то вскоре приходит успокоение: живут же атеисты вообще без Церкви, и неплохо живут… Ни кирпичи на голову не падают, ни бесы живьем в ад не утаскивают. А потом он сократит правило до пары «самых важных» молитв, а потом забудет и об этой малости и перестанет молиться вообще. А потом окажется, что и посты соблюдать вроде как необязательно… И смирится он с собой, грешником: да все грешники…

Все это говорит о том, что наступил период охлаждения.

Как показывает практика, с такими откатами назад сталкивается большинство людей. Единицы способны сохранить пламенную веру на протяжении всей жизни. Другие же проходят через охлаждение: кто однажды, а кто-то и постоянно, двигаясь по синусоиде, причем не только миряне, но и священнослужители. Причем замечена тенденция: с чем большим воодушевлением человек начинал свою церковную жизнь, тем сильнее его потом охватывает равнодушие к ней. И есть очень меткое слово, обозначающее это состояние: выгорание.

Если человек впал в духовную апатию, это говорит о том, что им упущено нечто очень важное в духовной жизни, что фундамент своей духовности он заложил не на том основании, отчего все здание и рухнуло. И так уж получается, что большинство из нас при начале духовной жизни руководствуются чувственностью, жаждой новых впечатлений.

Переступая порог церкви, мы оказываемся в новом, доселе неведомом нам мире. Тут тебе и загадочные священники, и монахини, и пророчества и чудеса, и речь отличается от привычной, и повадки другие. Все это восхищает, возносит, дает мощную эмоциональную подпитку, возгревает желание быть причастным этой странной вселенной! Но по прошествии времени чувства притупляются, церковная обстановка перестает давать эмоциональную подпитку, становится неинтересной. Поэтому и теряется смысл хождения в храм, молитвы, исповеди.

Фоном нашей жизни должны быть памятование о Боге и любовь к ближнему, а не пение церковного хора. Единственной профилактикой выгорания у верующего может быть только акцент на борьбе со своими грехами. Привыкнуть к работе над собой невозможно, как невозможно привыкнуть к тому, что тонешь: ты либо выплывешь, либо пойдешь на дно. Болтаться посередине не получится. Но что делать, если выгорание уже настигло? Ведь обычно люди даже не подозревают об этом явлении, пока не столкнутся с ним, так сказать, лицом к лицу, и по этой причине они оказываются безоружными перед ним.

Вообще в церковной жизни, как и в обычной, светской, не бывает все ровно, гладко и сладко. В ней присутствуют те же самые элементы: взлеты и падения, успехи и неудачи. И то, что происходит с нами, я имею в виду это охлаждение, неправильно, но нормально. Это — естественный ход событий. И это повод для тревоги, но не повод для отчаяния. Не ожидайте от себя совершенства, вы живой человек и можете заблуждаться и ошибаться.

Есть один очень важный момент: многие полагают, что раз они переступили порог храма, то уже победили. Это не так. Духовная борьба — это революция, и у нее, как у всякой революции, есть начало, но нет конца. И после того как мы начинаем вести церковную жизнь, эта борьба не прекращается, не стихает — она лишь обостряется, переходит на новый уровень, становится более сложной.

И если в начале церковной жизни все было просто и понятно: вот он, грех, с ним надо бороться, то по мере продвижения вперед, когда состригается ботва, торчащая на поверхности, в глубине остаются грехи, которые тяжело распознать. Это не то, что мы сказали/подумали/сделали, а то, что заставляет нас говорить/думать/делать. Вот именно с этого момента и начинается настоящая духовная брань, а у нас, как назло, именно к этому моменту безнадежно опускаются руки.

И вот, когда кажется, что битва проиграна, что все двери закрыты, что все было напрасно, надо брать себя за шкирку и тащить на исповедь, где и сказать священнику, что потеряли интерес к церковной жизни, что перестали молиться, не чувствуете себя частью Церкви, не видите своих грехов, что нет в душе покаяния, и пришли вы за помощью. Священник поймет, потому что вы не первая, кто придет к нему с таким набором, да и сам он, скорее всего, проходил через подобное. Исповедью очень часто снимается с души омертвевшая корка, а там, глядишь, потихоньку жизнь вернется в нужное русло.

Если не получается молиться «как положено», когда не знаешь, о чем просить и как просить, просто встаньте пред иконами и скажите: «Вот я, Господи! Ничего не умею, ничего не могу, ничего не хочу. Спаси меня, Господи!» Именно в такое время не остается ничего, кроме как возопить к Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» В этот момент понимаешь все значение Иисусовой молитвы.

Выгорание — аналог переходного периода, когда нас начинает плющить и колбасить, да и занести может совсем не в ту степь из-за утраты ориентиров. Но как в обычной жизни после переходного возраста наступает период зрелости и опыта, так и в церковной жизни: если вы почувствовали в душе признаки выгорания, значит, вы прошли какой-то этап и впереди вас ожидает новый, который, возможно, будет не столь ярким и не столь богатым на впечатления, но зато — более качественным. Но вам до него надо дойти или хотя бы доползти, а для этого требуется приложение хоть каких-то усилий и определенное терпение.

Длительность периода охлаждения индивидуальна: кому-то для преодоления этого состояния требуется несколько месяцев, кому-то несколько лет, а кто-то так и застывает в нем навсегда, как некоторые люди навсегда зависают в подростковом возрасте. Все зависит от наличия у человека желания вернуться в лоно Церкви. Если его нет, то «авось» не вывезет, спасение верующих — дело рук самих верующих, от нас требуется тот минимум усилий, на который мы способны, ведь насильно Господь к Себе никого не тащит, Он смиренно ждет, когда мы откликнемся на зов: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр, 3:20).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гоблинище

Да… а когда человек не начинал духовную жизнь в сознательном возрасте, не приходил в церковь и видел что там новый загадочный мир, а просто все это было данностью, с тех пор как себя помнишь — и все равно бывали такие периоды, когда да, и год не причащалась, и в церковь долго не ходила… Но это чаще всего бывало из-за шестидневки и огромных учебных нагрузок, когда 6 дней вообще нет минутки свободной, а в воскресенье только дух переводишь и собираешься с силами для следующей недели. И тем не менее. Ну, пост вообще не разрешили, и хочешь не хочешь, а считаешь, что… Читать далее »

annouchka

Спасибо! А иногда Сам Господь дает "волшебного пенделя" в такой период, когда просишь : "Спаси мя, грешного", — но ничего не делаешь. Но "пендель" такой тяделый иногда бывает, ух…Зато в храм Божий не бежишь, а летишь…

Хельга

Спасибо, Лилия! Только подумала о Вас, читая комменты о личностных проблемах и недоступностью их решения в лоне церкви. Спасибо Вам, так просто о главном! Доступно, не мудрствуя лукаво, без критики церковных обычаев, Вы показали внутреннюю причину выгорания: дело не в нудных и длинных молитвах, а в человеке, в его восприятии, в его внутренней работе, в его отношениях с Господом, Который стоит и стучит, и ждет, ждет каждого из нас…

Марина Л.

Лилия, спаси Господи! Вы как будто ответили на мои мысли, весь пост думаю, ну что за лажа со мной творится! Хуже всего, что я певчая, но любовь к службе почти совсем растаяла, хоть специальность меняй.

Хельга

Марина, простите, я вклинюсь, скорее всего, Вы просто устали. Физически и эмоционально.

Марина Л.

Хельга, спасибо большое за участие! Да, возможно, в моем случае выгорание и усталость — одно и то же.

Гостья

Помню, как читала у св.отцов, что в период охлаждения нельзя оставлять молиться, даже если глухо. Это действительно помогает…и в статье верно подмечено, что просто встать перед Богом и сказать вот он я. Знакомое состояние…и в настоящем времени.

Юлия

Спасибо. Здорово. Хотя бы просто встать.

Neta

Уже не в первый раз читаю статьи о том, как период восторженного неофитства сменяется охлаждением, так же как влюбленность заканчивается снятием розовых очков и отрезвлением. И в том и другом случае этот кризис не только неизбежный и нормальный (психологи бы сказали "нормативный"), но и однозначно полезный: нельзя всю жизнь прожить иллюзиями. Но почему-то никто еще не свидетельствовал, как тяжело, трудно и мучительно может быть вхождение в Церковь. По моему опыту обретенная вера в Бога также мало помогает принятию того, что называется Преданием, как любовь к своему избраннику к тому, чтобы восторженно принять его родственников, принятые порядки в его семье и… Читать далее »

Neta

Сама я не чувствовала ни малейшей приязни к долгим службам, паломничествам, платочкам, откровениям старцев и т.п., но надеялась, что благодать таинства крещения решит эту "маленькую проблему", как некоторые верующие надеятся, что таинство венчания решит все проблемы в семейной жизни. Я ошиблась, как и они. Четыре года после крещения были годами ломки и притирания к церковной жизни. Слава Богу, у священников и моих близких хватило терпения и чувства юмора! Но все-таки постоянное насилие над собой едва меня не сломало: наверно, это тоже было неофитством, только отрицательным: "Не принимаю, не считаю правильным, но буду делать из послушания и тогда, когда-нибудь приму и… Читать далее »

Neta

В общем, если продолжить сравнение с любовными историями, мое воцерковление больше напоминает " Гордость и предубеждение", чем "Ромео и Джульетту".

KseniaWS

Какая интересная (простите за такой эпитет) история. Спасибо, что поделились.

Ежик

Хе-хе,у кого подъема не было,у того и выгорать нечему. Никакого восхищения изначально не было,вот так и тащимя…без особых подъемов,ну и без особых спадов. И без особого просвящения. И слова службы наизусть до сих пор не знаю…А молитвы периодически пропускаю,да..

Jeniay

Спасибо!

Ека

"Привыкнуть к работе над собой невозможно, как невозможно привыкнуть к тому, что тонешь: ты либо выплывешь, либо пойдешь на дно. Болтаться посередине не получится."
Сильно! Спасибо!

Похожие статьи