О святой Анне Пророчице знают все – а ее житие занимает максимум семь строчек. При этом память святой празднуется дважды в год, а еще она считается помощницей тем, кому не хватает смирения, и тем, кто стремится к праведной жизни, но все время подвергается искушениям. Помогает святая пророчица и прожить долгую и благочестивую жизнь – что, учитывая жизнь ее собственную, совершенно неудивительно. Впрочем, все это меркнет перед тем, что эта женщина более двух тысяч лет назад сподобилась одной из первых заявить миру о приходе Мессии… *** Святая пророчица Анна предстает перед нами глубокой старицей 84 лет от роду. Про нее известно до обидного мало: происходит из колена Асирова, дочь человека по имени Фануил. Более того, даже упоминается она только в Евангелии от Луки, остальные трое евангелистов о ней не говорят. Мы знаем, что святая пророчица когда-то состояла в браке, но ее супружеская жизнь была недолгой: «семь лет от девства своего». Ничего не говорится о муже – ни о том, кем он был, ни о том, сколько ему лет на момент женитьбы, ни об обстоятельствах его смерти. Только лаконичное сообщение, что после смерти супруга Анна отказалась от мирских радостей, вела строгую благочестивую жизнь и «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Не известно ни слова и о том, пророчествовала ли Анна хотя бы раз до своей встречи с Богомладенцем. Простая логика заставляет предположить, что, скорее всего, нет – иначе евангелист упомянул бы это хотя бы мимоходом. Нет, видимо служение этой женщины начинается с момента Встречи – Сретенья. И даже в эту минуту, такую важную не только для ее отдельно взятой жизни, но и для всего мира, всего человеческого рода, пророчица Анна все равно остается чуточку в тени, за плечом старца Симеона – как всегда на вторых ролях. Сначала евангелист Лука красочно и ярко описывает известную сцену самого Сретения: на сороковой день после Рождества младенца Христа принесли в Храм, чтобы исполнить все положенные обряды. Там их встретил старец Симеон, с этого дня получивший прозвание Богоприимец. Он был то ли наказан, то благословлен Богом: в свое время, будучи переводчиком Священных книг (в частности – книги пророка Исайи) на греческий язык, Симеон усомнился в верности употребления слова «дева» в описании грядущего рождения Спасителя, решив заменить его на более понятное человеческому разумению «жена». От этой дерзкой ошибки будущего Богоприимца остановил ангел. Он же сообщил опешившему Симеону: чтобы тот собственнымы глазами убедился в рождении Мессии от чистой девы, смерть придет к нему только после этой встречи. Старец Симеон прожил порядка 350 лет – и наконец получил облегчение: однажды он поспешил в Храм, понимая, что сегодня случится что-то особенное, сегодня он получит освобождение. Сретение состоялось, святой Симеон произнес прекрасные и красивые слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» – после чего ушел навстречу такой долгожданной вечности. И именно в самый важный момент из-за его плеча выступила святая пророчица Анна, которая, по словам евангелиста, «тут была также». Она не просто разделила радость Симеона от Встречи, она открыла в себе дар и начала пророчествовать. Вот, она подтверждает слова старца о приходе в мир Мессии и Спасителя и несет эту радостную весть дальше, всему Иерусалиму, всему миру. В общем-то, она тем самым предварила тот подвиг, который возьмут позже на себя жены-мироносицы, проповедовавшие уже Воскресшего Христа. Важно, что святая Анна – единственная, кого в Новом Завете называют пророчицей. Возможно, евангелист Лука просто использовал максимально похожее по смыслу привычное ветхозаветное слово, но факт остается фактом. Существует интересная версия, что святая Анна так же символизирует и благочестивых иудейских бедняков, более того – своей жизнью подает пример благодатного воздействия Благой Вести. Интересно: хотя фактов и событий в житии святой пророчицы Анны до нас дошло мало, есть совершенно устоявшийся иконописный образ: «старица еврейского типа, лицом худощава, в хитоне, полуфелони, с покрывалом на голове». Разнятся цвета: хитон то светлый, то красный, то и подавно темно-синий. Нередко в руках Анны иконописцы помещают свиток, на котором и начертаны слова ее пророчества про увиденного Младенца. У нее есть и свое практически закрепленное место: позади Симеона, часто в профиль и с указующим в сторону Христа жестом. Хотя храмы чаще всего посвящают сразу паре святых – и Симеону, и Анне, – в иконописи отдельная икона пророчицы имеет большое распространение. Эту святую любят и почитают – и вместе со старцем Симеоном, и в связи с праздником Сретения, и саму по себе. *** Есть единственное скудное упоминание, что книжники и фарисеи были недовольны проповедью Симеона и Анны, но следы женщины после Сретения теряются. Впрочем, все дальнейшее уже неважно: она встретила самого Христа, приняла его всем сердцем, и была самой первой женщиной, узнавшей Его. Право слово, что еще нужно?..